Изобретение относится к геодезии, а именно - к устройствам для проведения топографической съемки местности с использованием электронных тахеометров, и может быть использовано в труднодоступных частях проездов и автомагистралей с интенсивным движением.
Известен прибор для выполнения топографических съемок, состоящий из зрительной трубы и счетного механизма, который расположен на штативе [1].
При работе с прибором оператор встает на точку съемочного обоснования, определяет дирекционный угол на твердый пункт, затем выполняет съемку пикетов, причем каждый пикет характеризуется следующими данными: номер пикета, код, измеряемые величины: X. Y. Н.
Затем оператор с прибором переходит на последующие точки съемочного обоснования (теодолитного хода) и набирает необходимые пикеты для съемки местности. На конечной точке хода оператор вновь определяет дирекционный угол на твердое направление для контроля. Однако эта работа возможна в обычных условиях, где нет интенсивного движения, труднодоступных участков местности, скрытых за заборами.
В местах с интенсивным движением транспорта приходится выбирать такие позиции, чтобы не мешать движению, т.е. принимать меры безопасности (договариваться с ДПС и т.д.), обеспечивать максимально возможную видимость, т.е. сокращать количество точек стояния прибора, что ведет к увеличению затрат времени на производство работ.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для проведения топографической съемки местности, содержащее установленную на крыше автомобиля платформу, на которой закреплено основание для измерительного прибора и вешки с отражателями для расстановки на точках исследуемой местности [2].
Данное устройство обеспечивает безопасность работы оператора при съемке в городских условиях труднодоступных территорий (шоссе с интенсивным движением и т.п.), однако в городских условиях при отсутствии видимости, когда оператору необходимо подняться с прибором на платформу автомобиля, она будет при перемещении оператора колебаться и не обеспечит горизонтальность платформы и прибора при проведении съемок.
Основная задача изобретения: при проведении топографической съемки в городских условиях (на труднодоступных участках, скрытых за заборами): обеспечить подъем прибора с оператором при условии горизонтирования площадки и возможности перемещения оператора по площадке с исключением передачи колебаний от площадки к прибору.
Поставленная задача достигается тем, что в известном устройстве для проведения топографической съемки местности, содержащем установленную на крыше автомобиля платформу, на которой закреплено основание для измерительного прибора и вешки с отражателями для расстановки на точках исследуемой местности, новым является то, что оно снабжено установленным над платформой с возможностью подъемно-опускного перемещения относительно последней полом для оператора измерительного прибора, при этом в полу выполнены отверстия для свободного размещения основания измерительного прибора. Кроме того, пол может быть выполнен сетчатым, а также устройство может быть снабжено двумя парами выдвижных опор, установленных у передней и задней осей автомобиля.
Установка пола над платформой (которые размещены автономно) обеспечивает следующее: предотвращает колебание измерительного прибора при перемещении оператора, выполнение пола сетчатым или решетчатым обеспечивает свободное размещение основания штатива на платформе, а выдвижные опоры создают автомобилю жесткость и устойчивость.
Изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг.1 показано размещение автомобиля на шоссе с интенсивным движением при топографической съемке местности;
на фиг.2 показан поперечный разрез автомобиля с площадкой;
на фиг.3 дан вид автомобиля в аксонометрии.
Устройство для проведения топографической съемки местности состоит: из установленной на крыше 1 автомобиля 2 платформы 3, на которой закреплено основание 4 для измерительного прибора 5.
Над платформой 3 с зазором 6 смонтирован пол 7, пол закреплен к платформе 3 по периметру таким образом, что подъемно-опускные перемещения от него не передаются на платформу 3. На платформе 3 выполнены основания 4 для размещения штатива 8 измерительного прибора 5. Пол 7 выполнен в данном случае сетчатым, для того чтобы штатив 8 свободно размещался в отверстия 9 сетки на платформе 3. Платформа 3 установлена на вертикальных штангах 10 в количестве четырех штук, соединенных с гидроцилиндрами 11, которые крепятся в свою очередь к жесткой раме 12 автомобиля 2. Рама установлена на передней 13 и задней 14 осях автомобиля 2.
На раме 12 автомобиля 2 у передней и задней осей 13, 14 закреплены выдвижные лапы 15 в количестве четырех штук, которые кинематически соединены с гидроцилиндрами 11. В автомобиле установлен круглый уровень 16, который дает возможность контролирования горизонтальности платформы 3. По краю платформы 3 крепятся поручни 17 для обеспечения безопасности оператора при проведении работ. В кабине автомобиля 2 установлен пульт управления 18 гидростанции 19, который связан с гидроцилиндрами 11.
Устройство для проведения топографической съемки местности работает следующим образом:
Автомобиль 2 со снаряжением выезжает на исследуемую местность (шоссе с интенсивным движением, труднодоступные участки местности, скрытые за забором, и т.д.). Производится рекогносцировка местности на наличие пунктов планово-высотного обоснования, затем автомобиль 2 устанавливают на точку 20 съемочного обоснования прокладываемого теодолитного хода 21 для передачи координат и высот от известных пунктов планово-высотного обоснования на точку 20 хода, вертикальная проекция которой расположена на платформе 3.
Автомобиль 2 геодезический устанавливают таким образом над точкой 20, чтобы иметь максимальную видимость на пикетные точки 22, на которые в свою очередь устанавливают вешки 23 с отражателями 24.
Используя гидравлические подъемники 11, при помощи пульта управления 18 автомобиль 2 предварительно фиксируют и придают устойчивость при помощи выдвижных лап 15. Затем, используя подъемники, при помощи пульта управления 18 и встроенного круглого уровня 16 платформа 3 автомобиля 2 поднимается на необходимую высоту и горизонтируется, причем каждый подъемный гидроцилиндр 11 работает независимо, перемещая опоры, имеющие направления: переднее - поперечное, заднее - продольное.
После горизонтирования платформы 3 оператор с прибором 5 по лестнице поднимается на пол 7 платформы 3 и устанавливает штатив 8 прибора 5 через отверстие 9 в сетчатом полу 7 на основание 4 платформы 3. На штатив 8 устанавливают трегер с вставленным в него отражателем.
Затем с точки 20 съемочного обоснования, расположенной под прибором, оператор определяет координаты: Х Y и отметку Н. После определения координат и высоты точки 20, вертикальная проекция которой расположена на платформе 3 (под прибором), в трегер вместо отражателя устанавливают электронный тахеометр, который окончательно нивелируют при необходимости и ориентируют по известному дирекционному углу на заднюю точку. На точке 20 съемочного обоснования ведут съемку пикетов 22, на которых расположены вешки 23 с отражателями 24. Для проведения топографической съемки местности используются встроенные геодезические программы, включающие получение, регистрацию данных о номере пикета 22, его коде и условии соединения с другими пикетами, если это необходимо. При выполнении топографической съемки местности оператор свободно перемещается по сетчатому полу 7, причем колебания от пола 7 к прибору 5 не передаются. С целью безопасности проведения работ при топографической съемке местности предусмотрены складывающиеся поручни 17, которые размещены по периметру платформы 3. После завершения работ оператор проводит контроль постоянства положения прибора 5 в начале и в конце работ.
Технико-экономический эффект состоит в том, что представленная технология производства топографических съемок любых труднодоступных территорий реально обеспечивает решение важных задач по автоматизации полевых измерений и их математической обработке для выполнения топографической съемки местности и позволяет:
- повысить уровень безопасности при проведении работ;
- сократить время проведения работ;
- увеличить производительность труда.
Источники информации
1. Геодезические сети специального назначения. Стр.49-66. Москва. "Картгеоцентр"-"Геодезиздат", 1999.
2. Патент США № 5421096, опубликованный 06.06.95 г., НКИ 33/290; МКИ G 01 C 15/00.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНОВ | 1997 |
|
RU2124182C1 |
Способ топографической съёмки местности и топографическое комплексное средство для его осуществления | 2020 |
|
RU2766052C1 |
СПОСОБ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ СЪЕМКИ ПОДЭТАЖНЫХ ГОРИЗОНТОВ | 2018 |
|
RU2677089C1 |
СПОСОБ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ ПОВЕРХНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2102706C1 |
Устройство для топографической съемки | 1976 |
|
SU623106A1 |
ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЙ ЦЕНТРИР | 2010 |
|
RU2452920C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ИЗДЕЛИЙ И ЦЕЛЕВОЙ ЗНАК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ИЗДЕЛИЙ | 2000 |
|
RU2202101C2 |
Кодовой тахсометр | 1975 |
|
SU591688A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ | 1998 |
|
RU2147730C1 |
Способ регистрации геодезической информации при топографической съемки местности | 1982 |
|
SU1133965A1 |
Изобретение относится к области геодезии, а именно к устройствам для проведения геодезической съемки местности с использованием электронных тахеометров, и может быть использовано в труднодоступных частях проездов и автомагистралей с интенсивным движением. Заявленное устройство содержит установленную на крыше автомобиля платформу. Над платформой автомобиля установлен, с возможностью подъемно-опускного перемещения, сетчатый пол для оператора. В отверстия пола свободно устанавливается штатив геодезического прибора. Устройство также содержит четыре вертикальные штанги, жесткую раму, четыре выдвижные лапы и пульт управления гидростанции. Технический результат: повышение функциональных возможностей устройства. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 5421096 А, 06.06.1995 | |||
Топчак-трактор для канатной вспашки | 1923 |
|
SU2002A1 |
US 5075772 A, 24.12.1991 | |||
US 3882607 А, 13.05.1975 | |||
РОЛИК РОЛЬГАНГА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРИВОДОМ | 1967 |
|
SU216595A1 |
Авторы
Даты
2005-04-27—Публикация
2003-08-29—Подача