Настоящее изобретение относится к области авиационного оборудования.
Известны способы подвески под крылом или фюзеляжем летательного аппарата двигателей, топливных баков, оружия со средствами управления, предусматривающие использование пилона с балочным держателем или авиационным пусковым устройством (US 4343447 А, В 64 D 1/00, 10.08.1982; EP 0200804 A1, В 64 D 7/00, 12.11.1986; EP 0745531 A1, В 64 D 7/08, 04.12.1996; JP 4221295 А, В 64 С 17/00, 11.08.1992; RU 2000105787 А, В 64 D 1/00, RU 93055844 A, B 64 D 7/06, 20.02.1996; US 4679751 А, В 64 D 1/06, 14.07.1987 - прототип).
Однако в известных способах повышение боевых возможностей ЛА сопряжено с увеличением количества точек подвески средств поражения вследствие того, что часть точек подвески необходима для установки специальной аппаратуры в контейнерах, например аппаратуры комплекса радиоэлектронного противодействия (теплопеленгаторов, средств радиотехнической разведки, станции активных помех, аппаратуры для определения лазерного облучения, пеленгатора лазерного пятна, средств оптико-электронного противодействия и т.п.). При этом установка и средств поражения (бомб, ракет, блоков ракет и т.п.), и специальной аппаратуры в контейнерах происходит следующим образом: под крыло или фюзеляж летательного аппарата устанавливается пилон, затем к нему крепится балочный держатель (для бомб) или авиационное пусковое устройство (для ракет), затем крепится на них средство поражения. Контейнеры со специальной аппаратурой крепятся к пилону или непосредственно к фюзеляжу или крылу (см. И. Бедретдинов. Штурмовик ОКБ П.О. Сухого. - М.: Изд. Кучково поле, 1994, с. 71).
Таким образом, недостаток известных способов, в том числе и наиболее близкого, заключается в том, что часть точек подвески отбирается на контейнеры со специальной аппаратурой. Это уменьшает количество средств поражения на летательном аппарате или вынуждает создавать дополнительные точки подвески, что увеличивает массу самолета, ухудшает его аэродинамические характеристики, увеличивает стоимость.
Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности применения средств подвески и, как следствие, повышение боевых возможностей ЛА.
Поставленная задача решается тем, что в способе подвески вынесенных агрегатов или внешних объектов на летательном аппарате, согласно которому устанавливают под крылом или фюзеляжем летательного аппарата пилон, являющийся носителем средств крепления агрегата или объекта, а также средств управления ими, - на составных элементах устройства размещают функциональную аппаратуру, предназначенную для радиоэлектронного противодействия и/или обнаружения подлежащих подавлению целей и выполненную в виде готовых изделий или отдельных блоков, заключенных в контейнер, и обеспечивают нормальное функционирование указанной аппаратуры.
Решению поставленной задачи способствуют частные существенные признаки изобретения.
В качестве внешнего объекта, подвешиваемого на летательном аппарате, используют средство поражения противника.
Указанную функциональную аппаратуру размещают на пилоне, или на связанных с пилоном балочном держателе, или авиационном пусковом устройстве, или частично в пилоне и частично на балочном держателе или авиационном пусковом устройстве.
Для указанной функциональной аппаратуры выполняют прозрачные в оптическом диапазоне, или радиопрозрачные, или аэродинамические обтекатели.
В качестве функциональной аппаратуры используют пеленгатор лазерного пятна, или станцию активных помех, или теплопеленгатор, или станцию радиотехнической разведки, или обнаружитель лазерного облучения, или средство оптико-электронного подавления.
Иными словами, повышение боевых возможностей ЛА достигается за счет расширения функций пилонов (или авиационных пусковых устройств, или балочных держателей - в дальнейшем, для краткости, - пилонов) путем создания многофункциональных средств подвески - специальных устройств, как например:
пилон-пеленгатор лазерного пятна;
пилон-станция активных помех;
пилон-теплопеленгатор;
пилон-станция радиотехнической разведки;
пилон-обнаружитель лазерного облучения;
пилон оптико-электронного подавления.
При этом пилон сохраняет функции переходного силового элемента, носителя традиционных аппаратуры и устройств (блоков системы управления оружием, замков, упоров, направляющих и т.д.), а с помощью встроенной в него специальной аппаратуры выполняет новые вышеприведенные функции станции активных помех, пеленгатора и т.д.
Специальная аппаратура может быть встроена в пилоны как в отдельных блоках, распределенных внутри пилона, так и в собственном корпусе, установленном в пилоне. В пилоне выполняются необходимые изменения для работы специальной аппаратуры: отверстия, обтекатели, полости, крепежные элементы и т.д.
Таким образом, на всех точках подвески будут находиться только средства поражения, а специальная аппаратура - в пилонах на тех же точках подвески. Совокупность действий и их последовательность при установке средств поражения будет следующей: под крыло или фюзеляж устанавливаются специальные устройства - многофункциональные средства подвески, снаряженные специальной аппаратурой заранее, на них крепятся балочные держатели или авиационные пусковые устройства, на них крепятся только средства поражения.
Специальная аппаратура, как уже отмечалось, может быть установлена и на балочных держателях или на авиационных пусковых устройствах при необходимости. Специальная аппаратура может быть установлена частично на пилонах, частично - на балочных держателях и авиационных пусковых устройствах.
На фиг.1 приведен общий вид ЛА 1 для противопоставленного способа с пилонами 2, крепящимися к крылу 3 самолета, держателями 4, авиационными пусковыми устройствами 5, крепящимися к пилонам 2, бомбами 6, ракетами 7, крепящимися к держателям 4 и к авиационным пусковым устройствам 5 соответственно, контейнерами 8, крепящимися к пилону 2, и контейнерами 9, крепящимися к крылу 3 ЛА 1.
На фиг.2 приведена традиционная схема установки бомбы 6 на крыле 3 через держатель 4 и пилон 2.
На фиг.3 приведена предлагаемая схема установки бомбы 6 на крыле 3 через держатель и специальное устройство, например пилон-пеленгатор лазерного пятна 10, с размещенными в его носовой части оптико-механическим блоком 11, электронным блоком 12, блоком коммутации и управления 13. При этом в передней части пилона находится отверстие 14 со вставленным в него остеклением 15.
На фиг.4 представлена традиционная схема установки ракет (в блоке) 7 на пилоне 2, установленном на крыле 3.
На фиг.5 представлена предлагаемая схема установки ракет 7 на специальном устройстве, например пилоне-станции активных помех 16, установленном на крыле 3. При этом пилон-станция активных помех снабжен передним обтекателем 17 и задним обтекателем 18 для размещения специальной аппаратуры. Часть специальной аппаратуры, например блок 19, может находиться в любой части пилона-станции активных помех 16.
На фиг.6 приведена предлагаемая схема установки ракет 7 на специальном устройстве, например пилоне-теплопеленгаторе малой дальности 20, установленном на крыле 3. При этом пилон-пеленгатор снабжен двумя теплопеленгаторами 21 и 22, установленными на крепежных элементах 22 и 24 соответственно пилона-пеленгатора 20, снабженного обтекателями 25 и 26 для приема теплового излучения цели теплопеленгаторами 21 и 22.
На фиг.7 приведена традиционная схема установки ракеты 7 через авиационное пусковое устройство 5 и пилон 2 на крыле 3.
На фиг.8 приведена предлагаемая схема установки ракеты 7 на специальном устройстве, например авиационном пусковом устройстве - обнаружителе лазерного облучения 27, установленном на специальном устройстве, например пилоне радиотехнической разведки 28. При этом в передней и задних полостях 29 и 30 специального устройства 27 установлены обнаружители лазерного пятна 31 и 32 соответственно под оптически прозрачными обтекателями 33 и 34, а в специальном устройстве 28 выполнены полости 35 и 36 соответственно для установки в них антенн 37 и 38 соответственно - под радиопрозрачными обтекателями 39 и 40.
На фиг.9 приведена традиционная схема установки на торце 41 крыла 3 ракеты 7 через авиационное пусковое устройство 5 и пилон 2.
На фиг.10 приведена предлагаемая схема установки на торце 41 крыла 3 ракеты 7 через авиационное пусковое устройство 5 и специальное устройство, например, пилон-пеленгатор 42 большой дальности обнаружения со встроенным в это специальное устройство теплопеленгатором 43.
На фиг.11 приведена предлагаемая схема установки ракеты 7 на торце 41 крыла 3 через специальное устройство, например авиационное пусковое устройство - средство оптико-электронного подавления 44. При этом специальное устройство установлено на торце 41 крыла 3.
Из чертежей видно, что на приведенном аналоге из 12 точек подвески на крыле четыре (~33%) занимают контейнеры, и ЛА содержит меньше средств поражения на четыре единицы, что в реальных боевых условиях снижает его боевые возможности.
Установка на ЛА специальных устройств - многофункциональных средств подвески - позволяет на все точки подвески устанавливать средства поражения и этим повысить боевые возможности ЛА.
Специальная аппаратура выполняется или в виде готовых изделий (например, антенны радиотехнической разведки, аппаратура обнаружения лазерного облучения, теплопеленгатора малой и большой дальности и т.д.) - см. фиг.6, 8, 10, или в виде отдельных блоков, узлов, деталей и т.п., заключенных в единый нестандартный корпус-контейнер.
В первом случае - готовое изделие стандартно для всех ЛА. На пилонах (держателях, авиационных пусковых устройствах) необходимо предусмотреть только места для их закрепления и обеспечить условия для их работы (радиопрозрачные обтекатели, установочные силовые элементы, электропроводку и т.д.).
Во втором случае контейнер для специальной аппаратуры разрабатывается по согласованию с Заказчиком - разработчиком ЛА.
В этом случае Заказчик выдает разработчику специальной аппаратуры исходные данные (габариты, предварительную конструкцию и т.д.) для совместной работы по изготовлению специального устройства: пилона-станции активных помех и т.д. - см. фиг.3, 5, 11.
Специальные устройства, если аппаратура выступает за основные размеры пилона, снабжены обтекателями.
При необходимости специальные устройства могут иметь нетрадиционную форму - выполнены не в виде конструкций с четырехугольным поперечным сечением, но в виде цилиндров, закрытых с торцов обтекателями - фиг.11.
Создание специальных устройств - многофункциональных средств подвески - оправдано и тем, что специальная аппаратура, установленная в них, работает в тесном контакте со средствами поражения и их нахождение в непосредственной близости от них снижает затраты на проводку кабелей, переходных устройств и т.п., что снижает массу ЛА и увеличивает надежность работы как специальной аппаратуры, так и средств поражения, сокращая при этом сроки предполетной подготовки ЛА.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ПОДВЕСКИ ВЫНЕСЕННЫХ АГРЕГАТОВ ИЛИ ВНЕШНИХ ОБЪЕКТОВ НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ | 2003 |
|
RU2251518C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРУЖИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2003 |
|
RU2249543C1 |
СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ ВНЕШНИХ ПОДВЕСНЫХ ОБЪЕКТОВ НА КРЫЛЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2003 |
|
RU2232106C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ ВНЕШНИХ ПОДВЕСНЫХ ОБЪЕКТОВ | 2003 |
|
RU2232107C1 |
АВИАЦИОННЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МНОГОКАНАЛЬНЫЙ, МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАДИОЭЛЕКТРОННЫЙ КОМПЛЕКС | 2004 |
|
RU2266235C1 |
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ С ПОВЫШЕННЫМИ МАНЕВРЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ | 2004 |
|
RU2252899C1 |
ЛЕГКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ | 2004 |
|
RU2271305C1 |
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ | 2002 |
|
RU2210522C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПОСЛЕ ПУСКА УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2004 |
|
RU2269452C2 |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ С МУЛЬТИПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА | 2001 |
|
RU2174485C1 |
Изобретение относится к области авиационного оборудования. Под крылом или фюзеляжем летательного аппарата устанавливают пилон, являющийся носителем средств крепления агрегата или объекта, а также средств управления ими. На составных элементах устройства размещают функциональную аппаратуру, предназначенную для радиоэлектронного противодействия и/или обнаружения подлежащих подавлению целей и выполненную в виде готовых изделий или отдельных блоков, заключенных в контейнер, и обеспечивают нормальное функционирование функциональной аппаратуры. В качестве внешнего объекта, подвешиваемого на летательном аппарате, используют средство поражения противника. Функциональную аппаратуру размещают на пилоне или на связанных с пилоном балочном держателе или авиационном пусковом устройстве, или частично в пилоне и частично на балочном держателе или авиационном пусковом устройстве. Для функциональной аппаратуры выполняют прозрачные в оптическом диапазоне, или радиопрозрачные, или аэродинамические обтекатели. В качестве функциональной аппаратуры используют пеленгатор лазерного пятна, или станцию активных помех, или теплопеленгатор, или станцию радиотехнической разведки, или обнаружитель лазерного облучения, или средство оптико-электронного подавления. Технический результат – повышение эффективности применения средств подвески и повышение боевых возможностей летательного аппарата. 13 з.п. ф-лы, 11 ил.
US 4679751, 14.07.1987 | |||
US 4756227, 12.07.1988 | |||
RU 2059539 C1, 10.05.1996 | |||
JP 4221295, 11.08.1992. |
Авторы
Даты
2005-05-10—Публикация
2003-11-27—Подача