СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОНАДДУВА ДВС Российский патент 2005 года по МПК F02B37/18 F02B37/02 

Описание патента на изобретение RU2253026C1

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к турбонаддувным двигателям внутреннего сгорания.

Известен способ регулирования турбонаддува ДВС для уменьшения давления наддува путем перепуска выпускных газов, в котором на режиме работы двигателя с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины в направлении его вращения, а перепускаемая часть выпускных газов через открытый перепускной клапан, расположенный в выпускном трубопроводе до безлопаточного аппарата турбины, поступает в выпускной трубопровод, расположенный за рабочим колесом турбины [1].

Известный способ имеет недостатки. Основная часть выпускных газов, поступающих через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины, используется для создания мощности турбины NТ, которая равна [2]

где LТ - работа турбины;

GГ - расход выпускных газов через турбину.

Так как рабочее колесо турбины и колесо компрессора находятся на одном валу, то мощность компрессора NK равна мощности турбины Nт (без учета к.п.д. турбокомпрессора) [2]

при этом

где LК - работа компрессора;

GВ - расход воздуха через компрессор.

Во время перепуска расход выпускных газов через турбину GГ равен (без учета расхода топлива из-за сравнительно малого значения)

где - перепускаемая мимо турбины часть выпускных газов.

Из (1-4) видно, что

Анализ уравнения (5) показывает, что чем больше перепускается выпускной газ мимо турбины, тем больше совершается работа турбины LТ по сравнению с работой компрессора LК. Увеличение работы турбины LТ приводит к повышению давления выпускных газов перед турбиной PТ согласно уравнению [3]

где кГ - показатель адиабаты для выпускных газов;

RГ - газовая постоянная для выпускных газов;

ТТ - температура выпускных газов перед турбиной;

рО - давление выпускных газов за турбиной.

Чрезмерно повышаясь во время перепуска, давление выпускных газов перед турбиной рТ становится выше давления наддува рК, что приводит к увеличению отрицательной работы насосных ходов и, соответственно, к ухудшению эффективных показателей двигателя внутреннего сгорания.

Целью изобретения является повышение эффективности способа регулирования турбонаддува ДВС.

Способ регулирования турбонаддува ДВС путем перепуска, в котором на режиме работы двигателя с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины в направлении его вращения, а перепускаемая часть выпускных газов - через открытый перепускной клапан, расположенный в выпускном трубопроводе до безлопаточного направляющего аппарата турбины, согласно изобретению поступает в безлопаточный направляющий аппарат и оттуда на рабочее колесо турбины в обратном направлении вращения колеса.

На чертеже представлена схема способа регулирования турбонаддува ДВС.

Схема содержит безлопаточный направляющий аппарат 1, рабочее колесо 2, перепускной клапан 3, расположенный в выпускном трубопроводе 4 до безлопаточного направляющего аппарата 1.

Способ регулирования турбонаддува ДВС работает следующим образом. На режиме работы ДВС с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат 1 на рабочее колесо 2 в направлении его вращения со скоростью с1, тангенсиальная составляющая которой равна . А перепускаемая часть выпускных газов поступает через открытый перепускной клапан 3 в безлопаточный направляющий аппарат 1, оттуда на рабочее колесо 2 в обратном направлении его вращения со скоростью , тангенсиальная составляющая которой равна . Поступившие на рабочее колесо 2 в обратном направлении его вращения выпускные газы приводят к уменьшению работы турбины на окружности колеса LТ согласно уравнению [2]

где u1 - окружная скорость рабочего колеса на входе выпускных газов;

u2 - окружная скорость рабочего колеса на выходе выпускных газов. Так как перепуск выпускных газов мимо турбины отсутствует, то расход выпускных газов через турбину GГ равен расходу воздуха через компрессор GB (без учета расхода топлива)

Из (1-3) и (8) видно, при уменьшении работы турбины LТ уменьшается работа компрессора LК, которая равна [3]

где к - показатель адиабаты для воздуха;

R - газовая постоянная для воздуха;

ТО - температура воздуха перед компрессором;

рО - давление воздуха перед компрессором.

Из (9) видно, что при уменьшении работы компрессора LК уменьшается давление наддува рК. При этом давление наддува рК будет выше, чем давление выпускных газов перед турбиной рТ, так как температура на входе в компрессор ТО меньше, чем температура выпускных газов перед турбиной ТТ. Поэтому совершается положительная работа насосных ходов и, соответственно, улучшаются эффективные показатели ДВС.

Источники информации

1. Моргулис Ю.Б. Системы регулирования давления наддува тракторных и комбайновых двигателей. - ЦНИИТЭИ, сер. "Тракторы и двигатели", 1982, вып.3.

2. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов. Теория, конструкция и расчет: Учебник для втузов. - 3-е изд., перераб. и доп./ В.И.Локай, М.К.Максутова, В.А.Стрункин. - М.: Машиностроение, 1979. - 447 с., ил.

3. Турбомашины и МГД-генераторы газотурбинных и комбинированных установок: Учеб. пособие для студентов втузов, обучающихся по специальности "Турбиностроение" / В.С.Бекнев, В.Е.Михальцев, А.Б.Шабаров, Р.А.Янсон. - М.: Машиностроение, - 392 с., ил.

Похожие патенты RU2253026C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВС С ДВУМЯ СТЕПЕНЯМИ РЕГУЛИРУЕМОГО НАДДУВА 2014
  • Семенов Александр Алексеевич
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Тарасов Владимир Викторович
  • Алимов Игорь Владимирович
RU2594836C2
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Перов Константин Юрьевич
  • Добашин Сергей Анатольевич
  • Крючков Павел Алексеевич
RU2449139C1
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Жуков Владимир Анатольевич
  • Курин Максим Сергеевич
RU2472950C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЙ ТУРБИНЫ С БЕЗЛОПАТОЧНЫМ НАПРАВЛЯЮЩИМ АППАРАТОМ 2004
  • Петросянц Вартан Андроникович
  • Карнаухов Юрий Йосифович
  • Марченко Андрей Петрович
  • Самойленко Дмитрий Евгеньевич
RU2298652C2
КОРПУС РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ТУРБИНЫ ТУРБОКОМПРЕССОРА 2003
  • Королев Г.А.
  • Попов Б.П.
  • Сухоруков Н.В.
  • Грицюк В.Г.
RU2253738C2
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Аболтин Элмар Владимирович
  • Ненашев Александр Сергеевич
  • Лямцев Борис Федорович
  • Виняр Виктор Ефимович
SU958674A1
СПОСОБ И СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ И ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ 1997
  • Азбель А.Б.
  • Зубрилин Н.Ю.
  • Коробаев Н.А.
  • Нужных В.Н.
  • Цукеров А.М.
  • Михальский Л.Л.
RU2133353C1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1991
  • Гришкевич Аркадий Иванович
  • Тедорадзе Резо Гелаевич
SU1821554A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОНАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Шафеев Даниил Рафаилович
  • Якубович Ирина Анатольевна
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Тиунов Сергей Владимирович
RU2542174C1
Способ регулирования наддува двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Шквар Анатолий Яковлевич
  • Наливайко Василий Степанович
SU1180544A1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОНАДДУВА ДВС

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к турбонаддувным двигателям внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить эффективность регулирования турбонаддува. В способе регулирования турбонаддува ДВС путем перепуска на режиме работы двигателя с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины в направлении вращения колеса. При этом перепускаемая часть выпускных газов через открытый перепускной клапан, расположенный в выпускном трубопроводе до безлопаточного направляющего аппарата турбины, поступает в безлопаточный направляющий аппарат и оттуда на рабочее колесо турбины в обратном направлении вращения колеса. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 253 026 C1

Способ регулирования турбонаддува ДВС путем перепуска, в котором на режиме работы двигателя с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины в направлении вращения колеса, отличающийся тем, что перепускаемая часть выпускных газов через открытый перепускной клапан, расположенный в выпускном трубопроводе до безлопаточного направляющего аппарата турбины, поступает в безлопаточный направляющий аппарат и оттуда на рабочее колесо турбины в обратном направлении вращения колеса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2253026C1

DE 4202080 A1, 29.07.1993
Радиальная турбина для наддува двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Шурипа Виталий Арсентьевич
SU1629572A1
ДИЗЕЛЬ С ТУРБОНАДДУВОМ 1991
  • Крутов В.И.
  • Марков В.А.
  • Парфенов Б.П.
RU2014478C1
Регулируемый повышающий преобразователь постоянного напряжения 2022
  • Литвиненко Александр Михайлович
  • Прокудин Роман Владиславович
RU2797908C1
US 6073447 А, 13.06.2000
ЕР 0297287 А1, 04.01.1989
Охладитель сыпучих материалов 1980
  • Шпектор Анатолий Александрович
  • Сафронов Виктор Алексеевич
  • Скорняков Владимир Николаевич
  • Торовин Александр Викторович
SU996055A1

RU 2 253 026 C1

Авторы

Магзумьянов Р.Ф.

Даты

2005-05-27Публикация

2003-11-28Подача