Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1982 года по МПК F02B37/02 

Описание патента на изобретение SU958674A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

1

Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению и, в частности к устройству двигателей внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом.

Известны устройства для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащие трубопровод выпуска отработавших газов, подключенный к нему через спиральный канал турбокомпрессор с безлопаточным направляюш.им аппаратом турбины, дополнительный канал подвода газов к турбине через выпускное отверстие, подключенное к минимальному сечению спирального канала, и орган перекрытия дополнительного канала 1.

Недостаткем известных устройств является наличие значительных потерь энергии в турбине из-за парциального подвода газа к рабочему колесу на режимах с одним работающим спиральным каналом. Эти потери определяются резким изменением проходного сечения в месте перехода основного канала в проточную часть колеса. Кроме того, в известнцх системах на режимах с обоими работающими каналами дополнительные потери энергии обусловлены дросселированием газа при прохождении его

СГОРАНИЯ

через орган перекрытия дополнительного канала, установленный в месте подключения дополнительного канала к спиральному. Это приводит к увеличению гидравлических потерь при входе газа в рабочее колесо турбины из дополнительного канала.

Целью изобретения является увеличение КПД турбины путем уменьшения потерь энергии в проточной части.

Поставленная цель достигается тем, что

10 дополнительный канал отделен от спирального при помощи стенки, а выпускное отверстие дополнительного канала выполнено в виде щели постоянной высоты, расположенной в стенке и вытянутой по дуге окружности.

На фиг. представлена схема предлага15емого устройства с перепуском газа из трубопровода выпуска отработавших газов; на фиг. 2 - вариант схемы устройства с перепуском воздуха из впускного коллектора; 2Q на фиг. 3 - турбина с безлопаточным сопловым аппаратом, поперечный разрез; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 3; на фиг. 6 - сечение Г-Г на фиг. 3; на фиг. 7 - сечение Д-Д на фиг. 3.

Устройство содержит трубопровод 1 выпуска отработавших газов из двигателя 2 внутреннего сгорания, турбокомпрессор 3, состоящий из турбины 4 и компрессора 5, впускной кt)ллeктop б, спиральный канал 7 подвода газов к турбине 4, дополнительный канал 8 подвода газов к турбине 4 и орган 9 перекрытия дополнительного канала 8. Турбина 8 снабжена рабочим колесом 10 и безлопаточным направляющим аппаратом 11. Дополнительный канал 8 подключен через выпускное отверстие 12 к минимальному сечению 13 спирального канала 7 и отделен от последнего при помощи стенки 14. Выпускное отверстие 12 дополнительного канала 8 выполнено в виде щели постоянной высоты, расположенной в стенке 14 и вытянутой по дуге окружности.

Площадь выпускного отверстия 12 равна или несколько меньще площади сечения дополнительного канала 8, а также равна площади проходного сечения органа 9 перекрытия. Угол 16, на который простирается отверстие 12 по дуге окружности, по величине прямо пропорционален отношению площади сечения дополнительного канала 8 к площади начального сечения 17 спирального канала 7.

Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

На относительно низких скоростных режимах работы двигателя 2 турбина работает с закрытым органом 9 перекрытия. В результате чего газ поступает только в спиральный канал 7, при этом турбина имеет сравнительно малую пропускную способность, что приводит к увеличению частоты вращения турбокомпрессора 3, повышению давления наддува и улучшению частичных скоростных характеристик двигателя. Благодаря тому, что спиральный канал 7 сообщен с рабочим колесом 10 турбины 4 по всей высоте лопаток, потери энергии уменьшаются по сравнению с известными системами, в которых газ из спирального канала подводится парциально, т. е. на часть высоты лопаток рабочего колеса 10.

По мере роста частоты вращения коленчатого вала двигателя 2 внутреннего сгорания растет частота вращения ротора турбокомпрессора 3, увеличивается давление наддува и максимальное давление сгорания в цилиндре двигателя 2. Для предотвращения чрезмерного возрастания указанных параметров сверх допустимых значений открывается орган 9 перекрытия дополнительного канала 8. В этом случае часть отработавших газов из трубопровода 1 поступает в дополнительный канал 8 и через выпускное отверстие 12 в минимальное сечение 13 спирального канала 7. В дополнительный канал 8 вместо отработавших газов перепускается часть наддувочного воздуха из впускного коллектора 6. Перепуск воздуха или газов приводит к увеличению пропускной способности турбины 4, снижению частоты вращения ротора турбокомпрессора 3 и давления наддува. При этом, благодаря тому, что дополнительный канал 8 отделен от спирального канала 7 при помощи стенки 14, а выпускное отверстие, 12 выполнено в виде щели постоянной высоты, расположенной в стенке 14 и вытянутой по дуге окружности, имеют место уменьшенные потери энергии при истечении из дополнительного канала 8 в рабочее колесо 10, по сравнению с известными устройствами, в которых осуществляется парциальный подвод газа.

Таким образом, в предлагаемом устройстве для наддува двигателя внутреннего сгорания за счет уменьшения потерь энергии в проточной части турбины увеличивается ее КПД.

Формула изобретения

Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащее трубопровод выпуска отработавших газов, подключенный к нему через спиральный канал турбокомпрессор с безлопаточным направляющим аппаратом турбины, дополнительный канал подвода газов к турбине через выпускное отверстие, подключенное к минимальному сечению спирального канала, и орган перекрытия дополнительного канала, отличающееся тем, что, с целью увеличения КПД турбины, дополнительный канал отделен от спирального при помощи стенки, а выпускное отверстие дополнительного канала выполнено в виде щели постоянной высоты, расположенной в стенке и вытянутой по дуге окружности.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 4177006, кл. 415-151, опублик. 1979.

Похожие патенты SU958674A1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Аболтин Э.В.
  • Степанов С.П.
  • Глаговский С.А.
RU2018699C1
Дизель с импульсным турбонаддувом 1985
  • Симсон Альфред Эдуардович
  • Петросянц Вартан Андроникович
  • Линник Андрей Валентинович
  • Кадневский Владимир Екусилевич
SU1268765A1
ТУРБОКОМПРЕССОР ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Крохта Геннадий Михайлович
  • Усатых Николай Александрович
  • Хомченко Егор Николаевич
RU2559207C1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1979
  • Васильев Валерий Николаевич
  • Файн Матвей Аронович
SU891986A1
КОРПУС РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ТУРБИНЫ ТУРБОКОМПРЕССОРА 2003
  • Королев Г.А.
  • Попов Б.П.
  • Сухоруков Н.В.
  • Грицюк В.Г.
RU2253738C2
Комбинированный двигатель внутреннего сгорания 1989
  • Крайнюк Александр Иванович
SU1657695A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЙПАСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБИНЫ И РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В ДИЗЕЛЕ С ТУРБОНАДДУВОМ 1999
  • Петухов Е.В.
  • Лазарев Е.А.
  • Лаврик А.Н.
  • Павлов А.Н.
  • Мицын Г.П.
  • Редько И.Я.
RU2159340C1
Силовая установка 1978
  • Приходько Михаил Семенович
SU794234A1
ДВУХТОПЛИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ 1998
  • Азбель А.Б.
  • Азбель Р.А.
RU2136921C1
ДВУХТОПЛИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ 1992
  • Жабин В.М.
  • Фурманов Н.Н.
RU2031220C1

Иллюстрации к изобретению SU 958 674 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 958 674 A1

SU 958 674 A1

Авторы

Аболтин Элмар Владимирович

Ненашев Александр Сергеевич

Лямцев Борис Федорович

Виняр Виктор Ефимович

Даты

1982-09-15Публикация

1980-11-28Подача