Изобретение относится к топливной энергетике и может быть использовано для сокращения потерь летучих углеводородов при добыче и переработке нефти, попутного и сжиженного газов. Повышения пожарной безопасности углеводородного топлива при хранении, транспортировке и применении.
Известны высококонцентрированные эмульсии масла в воде - прямого типа, состоящие из нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива и т.д.), воды и эмульгатора.
Сравнительные испытания этих продуктов по отношению к топливу в чистом виде показывают: меньшую скорость испарения; большую устойчивость к утечке и расплескиванию при ударном повреждении или пробое емкости; труднее воспламеняются и обладают гораздо меньшей скоростью распространения пламени; пламя легче тушится водой /1/.
Так, например, топливная эмульсия с содержанием 97% топлива и 3% остальных компонентов - водная эмульсия, названная JD-1, обнаружила заметное уменьшение продолжительности воспламенения. Причем, чем более текучая эмульсия, тем в большей степени ее свойства приближаются к свойствам немодифицированного топлива, включая продолжительность воспламенения. Продолжительность воспламенения жидкой эмульсии на 47,5% меньше, чем у исходного JP-4; у средневязкой эмульсии - на 60,4, и у консистентной эмульсии на 76,7%. В случае геля эта величина уменьшена на 85%.
Недостатком высококонцентрированных эмульсий и гелей является их значительная вязкость, что требует применения в технике специальной аппаратуры или деэмульгирующих средств.
Известны также водоэмульсионные топлива вода-в-масле - эмульсии обратного типа, которые получают на основе высоковязких нефтепродуктов (мазут, дизельное топливо) с использованием маслорастворимых поверхностно-активных веществ.
Водоэмульсионные топлива этого вида в ряде случаев эффективнее исходных безводных нефтепродуктов как по экологическим, так и по экономическим показателям. Наибольшая экономия дизельного топлива 3-5%, отмечена для эмульсий с 20% содержанием воды, наименьшие потери энергии и наибольшее увеличение коэффициента полезного действия топлива для эмульсий с 10%-ным содержанием воды /2/.
Недостатком этих теплив является их малая устойчивость к расслоению и значительная вязкость (0,7-0,8 cСт).
Наиболее близким по назначению, составу и устойчивости эмульсии является состав, предложенный в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания /3/, принятый нами за прототип.
Состав включает бензин или дизельное топливо, воду и эмульгирующую добавку - четвертичная аммониевая соль амидокислоты жирного ряда фракции С21-С30 со следующим соотношением ингредиентов, об.%:
Бензин или дизельное топливо 49,0-98,95
Вода 1,0-50,00
Четвертичная аммониевая соль
амидокислоты жирного ряда фракций С21-С30 0,05-1,00
Эмульгатор легко растворяется в бензине и при перемешивании последнего с водой способствует образованию концентрированной обратной топливной эмульсии.
Свойства полученного топлива удовлетворяют требованиям, предъявляемым к топливам, используемым в двигателях внутреннего сгорания (в частности, в карбюраторных), а по октановому числу даже превосходит серийный бензин.
Недостатком этого состава, как и всех вышеперечисленных, является ухудшение эксплуатационных свойств эмульсии при увеличении вязкости системы более 0,06 сСт.
Названный недостаток устраняют тем, что в топливной эмульсии в качестве поверхностно-активного вещества используют продукт обработки смеси моно- и диалкилфенолов окисью этилена, а в качестве углеводорода сжиженный газ пропан-бутан при следующем соотношении компонентов, об.%:
Поверхностно-активное вещество 0,08-0,10
Вода 0,92-0,90
Сжиженный газ пропан-бутан остальное до 100.
Для получения составов согласно изобретению используют следующие вещества.
Поверхностно-активное вещество - Вещество вспомогательное ОП-7 и ОП-10, ГОСТ 8433-81, представляющее собой продукты обработки смеси моно- и диалкилфенолов окисью этилена, применяемые в качестве смачивающих и эмульгирующих поверхностно-активных веществ. Вещества вспомогательные ОП-7 и ОП-10 по эмульгирующим свойствам не обнаруживают заметных различий, поэтому в дальнейшем в работе был использован ОП-7.
Вода питьевая.
Сжиженный газ пропан-бутан, ТУ 25-05.2197-81.
Эмульсии получают в автоклавной пробирке из прозрачного оргстекла для проведения визуальных наблюдений за консистенцией и устойчивостью эмульсии.
Примеры конкретного получения составов.
Пример 1.
К 10 г эмульгатора ОП-7 с концентрацией по основному веществу не менее 90% прибавляют воду и после растворения в воде в мерном цилиндре доводят раствор до отметки 100.
Концентрация полученного раствора составляет 9% по основному веществу.
Из полученного раствора с помощью шприца на 1 мл отбирают 0,3 мл и переносят в автоклавную пробирку, которую герметично закрывают. Затем через вентиль передавливают из баллончика сжиженный газ пропан-бутан примерно 5 мл и вентиль закрывают. Автоклавную пробирку встряхивают до получения устойчивой, не расслаивающейся эмульсии. Эмульсия образуется очень быстро.
К полученной эмульсии прибавляют еще 5 мл сжиженного газа и повторяют встряхивание до образования устойчивой эмульсии.
Далее пошагово прибавляют по 5 мл сжиженного газа до общего объема геля 30 мл. Последующее прибавление сжиженного газа приводит к разрыхлению геля и образованию жидкой фракции сжиженного газа.
Концентрированный гель при соотношении компонентов в об.%:
Поверхностно-активное вещество 0,09
Вода 0,91
Сжиженный газ пропан-бутан 99,0
устойчив неопределенно долгое время (более года) без расслаивания и видимых изменений. Газ может быть использован немедленно при открытии запорного вентиля.
Оставшийся в пробирке раствор эмульгатора после удаления всего или части газа пригоден к повторному использованию для эмульгирования сжиженного газа.
Пример 2.
Пример 2 отличается от описания в примере 1 лишь тем, что используют 0,3 мл 8% раствора эмульгатора в воде.
После образования 24 мл геля (80 об.%) дальнейшее прибавление сжиженного газа не приводит к его связыванию, система расслаивается.
Состав в об.%:
Поверхностно-активное вещество 0,08
Вода 0,92
Сжиженный газ пропан-бутан 80,0+19,0
Пример 3.
Пример 3 отличается от примера 2 лишь тем, что используют 7% раствор эмульгатора в воде.
После образования 21 мл геля (70 об.%) дальнейшее прибавление сжиженного газа не приводит к его связыванию, система расслаивается на гель и избыток сжиженного газа.
Пример 4.
Пример 4 отличается от примера 1 лишь тем, что используют 10% раствор эмульгатора в воде. Процесс образования устойчивой эмульсии затрудняется. При превышении объема геля более 55 об.% и добавлении новых порций сжиженного газа происходит разрыхление геля и система расслаивается.
Данные примеров 1-4 показывают, что наибольший объем геля при эмульгировании сжиженного газа в воде (1 к 100) достигается при концентрации эмульгатора ОП-7 в воде, равном 9%. Меньшая концентрация эмульгатора в водном растворе пример 2-3, приводит к уменьшению количества эмульгированного сжиженного газа в воде. Увеличение концентрации эмульгатора до 10% затрудняет сам процесс эмульгирования, приводит к разрыхлению геля и к расслоению системы.
В таблице приведена сопоставительная характеристика оптимальных составов высококонцентрированных эмульсий прототипа и согласно изобретению.
Данные таблицы показывают, что высоковязкая эмульсия сжиженного газа при минимальном содержании воды и эмульгатора обладает более высоким октановым числом и устойчивостью при хранении.
Литература
1. Michael L. Yaffee. Aviation Week and Space Technology. T.85, №1, 1966, s. 36-41.
2. Н.И.Редкина, Г.С.Ходаков. Механохимия и технологические свойства водных эмульсий высоковязких нефтепродуктов. Теоретические основы химической технологии. 2002, том 36, №4, с.433-438.
3. Патент Р.Ф. №2069688, МПК С10 L 1/32, Бюл. №33 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВНЫЙ ГЕЛЬ | 2009 |
|
RU2399649C1 |
ГИБРИДНОЕ ЭМУЛЬСИОННОЕ ТОПЛИВО | 2012 |
|
RU2501844C2 |
АВИАЦИОННЫЙ ТОПЛИВНЫЙ ГЕЛЬ | 2014 |
|
RU2551358C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ОТВЕРЖДЕННОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА К ПРИМЕНЕНИЮ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1990 |
|
RU2289064C2 |
ТОПЛИВНО-ВОДНАЯ ЭМУЛЬСИЯ | 2006 |
|
RU2367683C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ИЗ НЕФТИ | 2000 |
|
RU2176661C2 |
КОМПОЗИЦИЯ ВОДНО-ТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ | 2005 |
|
RU2278892C1 |
КАТАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ, УВЕЛИЧИВАЮЩАЯ СГОРАНИЕ ТОПЛИВА, ТОПЛИВНАЯ СМЕСЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТОЙ КОМПОЗИЦИИ И СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА | 1996 |
|
RU2178338C2 |
ВОДНО-ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ | 2007 |
|
RU2365618C2 |
Топливная эмульсия | 1978 |
|
SU810760A1 |
Изобретение относится к топливной энергетике и может быть использовано для сокращения потерь летучих углеводородов и попутных газов при добыче и переработке нефти, для повышения пожарной безопасности сжиженных газов. Топливная эмульсия сжиженного газа в воде включает в качестве ПАВ 0,08-0,09 об.% продукта обработки смеси моно- и диалкилфенолов окисью этилена, 0,91-0,92 об.% воды и остальное сжиженный газ пропан-бутан. Эмульсия обладает высоким октановым числом и устойчивостью при хранении.1 табл.
Топливная эмульсия сжиженного газа в воде, включающая поверхностно-активное вещество, воду и углеводород, отличающаяся тем, что в качестве поверхностно-активного вещества содержит продукты обработки смеси моно- и диалкилфенолов окисью этилена, а в качестве углеводорода - сжиженный газ пропан-бутан при следующем соотношении компонентов, об.%:
Поверхностно-активное вещество 0,08-0,09
Вода 0,92-0,91
Углеводород пропан-бутан Остальное до 100
ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2069688C1 |
ЖИДКОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2134715C1 |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2141053C1 |
EP 0095972 A1, 07.12.1983 | |||
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок | 1923 |
|
SU51A1 |
Авторы
Даты
2005-06-10—Публикация
2004-02-03—Подача