Предлагаемое изобретение относится к области медицины, психотерапии, коррекционной и медицинской психологии и может быть использовано в неврологической практике при лечении неврозов, посттравматических стрессовых расстройств.
Известен способ релаксационной психофизической регуляции детей с термической травмой по патенту №2231292, включающий психотерапию и предполагающий формирование стресспреодолевающего поведения у обожженных детей и подростков при проведении четырехэтапной мышечной релаксации с использованием образного представления и вовлечения дыхания.
Однако известный способ не дает возможности сформировать безопасное поведение у детей и подростков с термической травмой и ее последствиями из-за отсутствия проведения ребенком целостной, осмысленной практической деятельности по преодолению боязни огня, органически вписывающейся в систему его повседневных социально-бытовых отношений, что в итоге нередко приводит к несчастным случаям, вторичному травматизму. Способ не использует конструирование-моделирование, являющееся одним из продуктивных видов деятельности, личностно значимых для детей и подростков, не предусматривает проведение практических психокоррекционных, лечебно-тренирующих заданий с выполнением игровых-имитирующих и реальных действий, развивающих координацию и согласованность движений рук, мелкой моторики пальцев с учетом тяжести и локализации повреждений, интеллектуального, психофизического, познавательного развития обожженного ребенка, его основной ведущей психической деятельности (игровой и дополнительно учебной - для школьников).
Кроме того, наличие приобретенных после ожога нарушений координации движений и мелкой моторики пальцев у детей вследствие рубцовых деформаций и контрактур кистей, панического страха огня значительно затрудняет процесс формирования стресспреодолевающего поведения и требует дополнительного включения новых психотерапевтических методов.
Известный способ, таким образом, не может быть использован для формирования безопасного поведения у детей с ожогами и их последствиями.
Задача предлагаемого изобретения заключается в формировании стресспреодолевающего безопасного поведения у детей, подростков и предупреждении травматизма с учетом их восприятия, мышления, внимания, тяжести и локализации ожогов, восстановления двигательных функций.
Поставленная задача решается за счет того, что в способе, включающем психотерапию, на первом этапе проводят сбор данных и анализ анамнеза, условий социального развития, воспитания, детско-родительских отношений, эмоционального реагирования на стресс, у обожженных детей уточняют характер травмы и приступают к проведению занятий с ребенком, при этом в вводной их части устанавливают доверительные отношения и контакт с ребенком, осуществляют диагностику его психологического, физического, интеллектуального развития, определяют степень его готовности и форму участия в тренинге, цели занятий, подготавливают рабочую игровую зону с обеспечением пожарной безопасности, изготавливают путем конструирования и моделирования совместно с ребенком предметы-имитаторы коробка спичек и спичек, измеряют частоту пульса; в основной части занятий выполняют упражнения, используя два конструктивно-моделирующих предмета коробок спичек и спички путем моделирования действий под контролем, а именно: взятие коробка спичек со стола в руку; открытие другой рукой коробка с последующим доставанием из него спички и закрытием; поворачивание коробка боковой поверхностью вверх, резкого с нажимом проведения спичкой по боковой стороне коробка по направлению от себя; удержание спички в горизонтальном положеннии 10 секунд после зажжения с постепенным доведением удержания спички до 30 секунд, далее осуществляют погашение пламени, информируют о функциональном содержании и назначении предметов с выделением позитивных и негативных сторон в «огне», обсуждают возникающие ощущения и наблюдают за состоянием ребенка путем контроля за его дыханием, предварительно создают атмосферу волшебства зажженной специалистом свечой при полученном согласии от ребенка на включение и присутствие негативного стимула-раздражителя (огня свечи) во время занятий; в заключительной части занятий составляют доверительно-согласительный договор между специалистом, родителем и ребенком с обсуждением соблюдения его условий, погашают свечу, осуществляют контроль за частотой пульса ребенка; на втором этапе проводят аналогичные манипуляции первого этапа с удержанием зажженной спички от 1 до 3 секунд и информированием об условиях безопасного использования предметов; на третьем этапе проводят аналогичные манипуляции второго этапа с поднесением горящей спички к свечке, закрепленной в подсвечнике, наблюдают за изменением пламени при перемещении спички; на четвертом этапе проводят аналогичные манипуляции третьего этапа с дополнительным гашением горящих свечек, зажженных специалистом и ребенком, безопасными приемами задуванием пламени на достаточном расстоянии или закрытием колпачком; на пятом этапе выполняют манипуляции третьего этапа и подносят горящую спичку к клочку бумаги, лежащей на подносе, с последующим погашением огня на горящей бумаге, заливая водой; на шестом этапе определяют степень приобретенных навыков по обращению с огнем в процессе игры-экзамена во время самостоятельного выполнения ребенком под контролем без инструкции аналогичных действий второго, третьего, четвертого, пятого этапа с поощрением в виде похвалы, вручают «диплом I степени» при успешной сдаче экзамена; на седьмом этапе выполняют аналогичные манипуляции второго, третьего, четвертого, пятого этапа без инструкции с доведением сложных действий до автоматизма и формированием стереотипа поведения в экстремальной ситуации, развитием уверенности в себе, достижением конструктивных форм поведения и реагирования на огонь; на восьмом этапе выполняют действие включение/выключение с имитирующими предметами коробком спичек, спичками и объектом усеченным корпусом газовой плиты с рукоятками путем моделирования под контролем с и без инструкции; на девятом этапе выполняют действия по включению/выключению с реальными предметами коробком спичек, спичками и объектом газовой плитой в реальных условиях под строгим контролем путем моделирования, тренировки сначала с инструкцией, затем без нее; на десятом этапе осуществляют контроль в виде экзаменационного выполнения самостоятельных действий девятого этапа без инструкции под наблюдением для определения степени приобретенных навыков и при успешном выполнении этих действий подростку вручают «диплом II степени», причем каждое занятие, начиная с первого этапа и кончая десятым, содержит вводную, основную и заключительную части, переход с одного этапа на другой осуществляют после контроля и проверки освоения действий предыдущего этапа и достижения ребенком очередной ступени по преодолению страха огня и приобретению безопасных навыков от зажигания спички, объекта спичкой до погашения огня, безопасных действий с бытовыми объектами, с возвращением ребенка при неуспешном выполнении заданий на предыдущий этап.
Способ формирования стресспреодолевающего безопасного поведения у детей и подростков, включающий психотерапию, осуществляют следующим образом: на первом этапе проводят сбор данных и анализ анамнеза, условий социального развития, воспитания, детско-родительских, межличностных отношений, эмоционального реагирования на стресс, у обожженных детей уточняют характер травмы и специфичность переживаний, связанных с ней, и приступают к проведению занятий с ребенком. Общая структура каждого занятия, начиная с первого этапа и кончая последним десятым, содержит: ВВОДНУЮ ЧАСТЬ, включающую установление доверительных отношений и контакта с ребенком, проведение диагностики его психофизического, психологического и интеллектуального развития, степени готовности к обучению навыкам и формы участия ребенка в поведенческом тренинге, определение цели занятия, создание условий безопасности для выполнения задания, информирование о функциональном содержании и назначении предмета, об условиях его безопасного использования в рамках рациональной психотерапии, подготовку рабочей и игровой зоны, подбор и изготовление путем моделирования, конструирования совместно с ребенком предметов-имитаторов, выбор реальных предметов в рамках игротерапии и трудотерапии, измерение частоты пульса; ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ, заключающуюся в создании атмосферы волшебства и таинственности путем зажигания специалистом свечи и в последовательном выполнении действий с помощью моделирования, проведение упражнений из игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, например чтение сказки, рассказа или составление и проигрывание сказки, рисование "огня" на тему "костер", "свеча", "пожар" и т.д. с последующим обсуждением возникших ощущений, чувств в ходе занятия, выделение с ребенком позитивных функциональных сторон в "огне" для снижения страха перед ним с одновременным подчеркиванием негативных опасных сторон огня, приводящих к ожогам, к пожарам, обсуждение конструктивных и неконструктивных стратегий стресспреодолевающего безопасного поведения с упором на создание положительного образа социально желательной компетенции, личного безопасного поведения, наблюдение за состоянием ребенка путем контроля за дыханием; ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ, содержащую составление и регулярные обсуждения о соблюдении условий письменного (при отсутствии письменных навыков использовать какой-либо символ, например крест, отпечаток пальца, испачканного краской и т.д.) доверительно-согласительного договора "ДОПУСК" между специалистом (родителем) и ребенком. В конце занятия только взрослый на первом этапе гасит свечу специальным колпачком. Осуществляется контроль за частотой пульса.
На первом этапе достигается преодоление психологического барьера перед огнем с получением согласия ребенка на включение и присутствие негативного стимула-раздражителя (огня) во время занятия и осваиваются простые игровые-имитирующие действия с использованием 2-х конструктивно-моделирующих предметов («коробка спичек», «спички») путем моделирования действий под контролем специалиста (родителя), а именно: взятие «коробка спичек» со стола в руку; открытие другой рукой коробка с последующим доставанием из него «спички» и закрытием; поворачивание коробка боковой поверхностью вверх, резкого с нажимом проведения «спичкой» по боковой стороне коробка по направлению от себя; удерживание «спички» в горизонтальном положении 10 секунд после «зажжения» с постепенным доведением удержания «спички» до 30 сек с каждым последующим занятием; далее осуществляют погашение «пламени» на «спичке», дуя на него на достаточном расстоянии от лица. Переход на второй этап осуществляется только после контроля и проверки освоения манипуляций первого этапа и достижения ребенком первой ступени по преодолению страха огня (снятие внутреннего запрета на подсознательном уровне в недопустимости присутствия огня) и приобретению навыка действий со спичками.
На втором этапе ребенок под контролем взрослого путем моделирования выполняет последовательные игровые-реальные действия в экспериментальных условиях с включением двух реальных предметов (коробка со спичками) с проведением аналогичных манипуляций первого этапа с тем лишь отличием, что удержание зажженной спички осуществляется от 1 до 3 секунд. Переход на третий этап осуществляется только после контроля и проверки освоения действий второго этапа и достижения ребенком второй ступени по преодолению страха огня (снятие внутреннего запрета на подсознательном уровне в недопустимости получения огня) и приобретению навыка безопасного зажигания спички.
На третьем этапе осуществляется зажигание объекта (свечи) в реальных условиях настоящим предметом (спичкой) с проведением аналогичных манипуляций второго этапа с дополнительным включением действия: поднесения горящей спички к свечке, закрепленной в подсвечнике, наблюдение за изменением пламени при перемещении спички. Переход на четвертый этап осуществляется только после контроля и проверки освоения действий третьего этапа и достижения ребенком третьей ступени по преодолению страха огня (снятие внутреннего запрета на подсознательном уровне в недопустимости управления огнем) и приобретению навыка безопасного зажигания объекта спичкой.
На четвертом этапе приобретаются практические навыки погашения огня в реальных условиях с настоящими тремя предметами (коробком спичек, спичками, колпачком с рукояткой) и объектом (свечой) с проведением аналогичных манипуляций третьего этапа с дополнительным включением действия: гашения горящих свечек, зажженных специалистом и ребенком, разными безопасными приемами - задуванием пламени на достаточном расстоянии или закрытием колпачком. Переход на пятый этап осуществляется только после контроля и проверки освоения действий четвертого этапа и достижения ребенком четвертой ступени по преодолению страха огня (снятие внутреннего запрета на подсознательном уровне в недопустимости управления огнем и контролирования его) и приобретению навыка безопасного погашения огня.
На пятом этапе ребенком приобретаются безопасные навыки тушения различными способами горящих предметов, объектов в экспериментальных условиях с выполнением манипуляций третьего этапа и поднесения горящей спички к клочку бумаги, лежащей на подносе, с последующим погашением огня на спичке, дуя на нее на достаточном расстоянии от лица, и горящей бумаги, заливая водой из заранее приготовленной посуды. Для проведения этих действий требуется дополнительная подготовка и оборудование рабочей зоны негорючим материалом (асбестовым полотном, стеклотканью, листом металла). Переход на шестой этап осуществляется только после контроля и проверки освоения действий пятого этапа и достижения ребенком пятой ступени по преодолению страха огня, изменению отношения к огню с негативного на позитивное, развитию самоконтролирования ситуации и собственного состояния, реагированию на огонь, приобретению безопасных навыков тушения огня различными способами и выработке нового стиля личного безопасного поведения в экстремальной ситуации.
На шестом этапе осуществляется дальнейшее развитие и закрепление положительных установок в отношении огня, повышается мотивация на достижение цели, интерес к обучению, уверенность в себе, собственной защищенности и самостоятельности, определяется степень приобретенных навыков по обращению с огнем в процессе игры-экзамена во время самостоятельного выполнения ребенком под контролем взрослого (специалиста, родителя), но без его инструкции аналогичные действия второго, третьего, четвертого, пятого этапа с получением поощрения в виде похвалы, подбадривания с вручением «диплома I степени» при успешной сдаче экзамена, или с фиксированием недостатков и необходимости отработки действий предыдущих этапов, т.е. возврата на третий, четвертый или пятый этап. Получение диплома дает возможность ребенку почувствовать успех достижения, повысить мотивацию на активность, достигнуть шестую ступень по преодолению страха огня, выработке конструктивного стресспреодолевающего безопасного поведения с переходом на седьмой этап.
На седьмом этапе ребенком под контролем взрослого регулярно самостоятельно выполняются аналогичные манипуляции второго, третьего, четвертого, пятого этапа без инструкции с доведением сложных действий до автоматизма и формированием стереотипа поведения в экстремальной ситуации, развитием уверенности в себе, устранением страха огня, достижением седьмой ступени конструктивных форм поведения и реагирования на огонь с последующим переходом на следующий этап.
На восьмом этапе подросток выполняет действия (включение/выключение) с имитирующими предметами («коробком спичек», «спичками») и объектом (усеченным корпусом газовой плиты с рукоятками) путем моделирования под контролем взрослого сначала с инструкцией, а потом без нее в экспериментальных условиях. Переход на девятый этап осуществляется только после контроля и проверки освоения действий восьмого этапа и достижения ребенком восьмой ступени по преодолению страха огня (снятие внутреннего запрета на подсознательном уровне в недопустимости самостоятельного обращения с бытовыми предметами) и приобретения навыка безопасных действий с бытовыми объектами (газовой плитой).
На девятом этапе подростком выполняются действия по включению/выключению с реальными предметами (коробком спичек, спичками) и объектом (газовой плитой) в реальных условиях под строгим контролем специалиста (родителя) путем моделирования, тренировки сначала с инструкцией, затем без нее. Переход на десятый этап осуществляется только после контроля и проверки освоения действий девятого этапа и достижения ребенком девятой ступени по преодолению страха огня (закрепление позитивного отношения к огню, себе) и приобретения навыка самостоятельного обращения с предметами и бытовыми объектами.
На десятом этапе осуществляется контроль в виде экзаменационного выполнения самостоятельных действий девятого этапа без инструкции под наблюдением специалиста (родителя) для определения степени приобретенных навыков обращения с реальными предметами (коробком спичек, спичками) и объектом (газовой плитой). При успешном выполнении этих действий подростку вручается «диплом II степени», как свидетельство достижения им десятой ступени по преодолению страха огня (устранение боязни огня, закрепление образа социальной желательной компетенции) и приобретению навыков самостоятельного обращения со спичками, огнем, бытовыми предметами, выработке нового стиля реагирования, стресспреодолевающего поведения, перенесение и активное использование усвоенного опыта в процесс повседневной жизнедеятельности. При неуспешном выполнении действий подросток возвращается на восьмой этап для совершенствования, тренировки и закрепления навыков и доведения их до автоматизма.
Пример конкретного осуществления способа:
Больная Р.Я., 11 лет, ученица 5 класса, инвалид детства.
Диагноз: стягивающие рубцы в области шеи, левой половины туловища, ягодиц, грудной клетки, верхней конечности после ожога. Кифосколиоз грудо-поясничного отдела позвоночника.
Из анамнеза: наследственность психопатологически не отягощена, воспитание без особенностей, физическое и психическое развитие соответствует возрасту, живет с родителями в полной, многодетной семье. С 7-летнего возраста учится в средней школе, со школьной программой справляется.
Получила ожог пламенем дома при воспламенении платья от электрокамина в возрасте 5,5 лет.
Скорой помощью была доставлена в детское ожоговое отделение РОЦ с диагнозом: ожог пламенем III АБ - IV степени головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей на площади 70% поверхности тела (III Б - IV ст. 65%), ожоговая болезнь в стадии септикотоксемии, токсическая энцефалопатия, кардит, грибковый сепсис, ожоговое истощение 1-2 ст. Проведено комплексное лечение, включающее медикаментозную (противошоковую, антибактериальную, инфузионно-трансфузионную т.д.) терапию, выполнены 4 пластических операции по восстановлению кожного покрова, многократные перевязки. Выписана по выздоровлении, вернулась в семью, приступила к учебе.
Очередной (пятый) раз больная поступила в Российский ожоговый центр через 5,5 лет после травмы. За это время больной были выполнены восемь реконструктивно-восстановительных операций. В период пребывания на стационарном лечении больной проведен коррекционный курс по краткосрочной схеме поведенческого тренинга по предлагаемому способу.
Больная предъявляла жалобы на боязнь огня, смерти, разлуки, чувство одиночества, плохой сон, тревогу.
При обследовании у больной отмечались подавленное настроение, чувство стыда, тревожность, эмоциональная лабильность, нарушение сна. Было установлено, что виноватыми в случившемся она считает своих родителей. У девочки отмечалось двойственное чувство к ним: злость на родителей и чувство вины перед ними за то, что она выжила. Часто родители жаловались на раздражительность и агрессивность к ним со стороны дочери. Периодически девочку беспокоили страшные сны со сценами травматических обстоятельств. Панически боялась огня.
С больной были установлены доверительные отношения и контакт, сформулирована цель тренинга: устранение страха перед огнем, повышение настроения, активности, уверенности в себе, в выздоровлении, освоение безопасного личного поведения, повышение социальной компетенции. С расширением двигательного режима, когда больная смогла сидеть длительное время и ходить, было определено место для коррекционных занятий - детская комната.
Определена форма занятий - индивидуальная, с привлечением родителей. Были созданы условия безопасности для выполнения задания, подготовлены рабочая и игровая зона в детской комнате. Совместно с ребенком, при участии родителя (мамы), подобрали и изготовили путем моделирования, конструирования предметы-имитаторы (коробок, трубочки-палочки) в рамках игротерапии и трудотерапии.
Для создания атмосферы волшебства и таинственности специалистом была зажжена свечка с согласия больной. Проводилось наблюдение за состоянием девочки путем контроля частоты дыхания и пульса. В рамках рациональной психотерапии больная была проинформирована о функциональном содержании предмета, его назначении, об условиях безопасного использования. Далее девочка последовательно выполнила действия первого этапа под контролем специалиста путем моделирования и неоднократного повторения. В конце первого занятия был заключен письменный (ввиду наличия письменных навыков у девочки, она расписалась) доверительно-согласительный договор "ДОПУСК" между специалистом, родителями и ребенком о самостоятельном использовании спичек ею обязательно только в присутствии и под контролем взрослых и только с их разрешения. В договоре также было указано, что когда девочка вырастет, станет большой (условно в 12 лет) и наберется опыта, то при успешной сдаче экзамена она сможет самостоятельно пользоваться спичками, газовой плитой, а пока важно терпеливо ждать, постепенно осваивая безопасные навыки в присутствии родителей. В конце каждого занятия специалист гасил специальным колпачком свечку. Осуществлялся контроль за пульсом.
После освоения задания первого этапа перешли ко второму. Далее девочкой последовательно выполнялись действия второго этапа, затем третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого включительно. При этом общая структура и содержание занятий соответствовала предлагаемому способу.
Постепенный переход от одних действий к другим осуществлялся только после ежедневного пятикратного повторения в течение нескольких дней предыдущего упражнения и проверки усвоенных ребенком знаний и навыков в рамках сказкотерапии, игротерапии, арттерапии, что способствовало восстановлению координации и согласованности движений рук, мелкой моторики пальцев, позволило пациентке изменить свое отношение к огню, повысить мотивацию на достижение цели, активность, интерес к игре, занятиям, уверенность в себе, собственной защищенности, приобрести навыки личной безопасности, социальной компетенции, стресспреодолевающего поведения.
Больная отметила значительное улучшение своего самочувствия, стали очень редко беспокоить страх огня, чувство неполноценности, повысилась вера в выздоровление, появилось оптимистическое отношение к болезни, изменились межличностные отношения с родителями, исчезло чувство вины перед ними и раздражительность на них. Девочка стала верить, что снова вернется в школу, приступит к учебе. При выписке больной в связи с достижением ею шестой ступени по преодолению страха перед огнем и получением «диплома 1 степени» были даны рекомендации по продолжению проведения коррекционного задания седьмого этапа для тренировки и закрепления навыков под руководством родителей в домашних условиях и обращения к психотерапевту по месту жительства. После выписки больная включилась в семью, учебу. К психотерапевту девочка не обратилась, однако продолжала самостоятельно регулярно выполнять дома освоенные коррекционные действия седьмого этапа с последовательным выполнением манипуляций второго, третьего, четвертого, пятого этапа под строгим контролем и только в присутствии кого-либо из родителей, с целью доведения сложных движений до автоматизма и формирования стереотипа поведения в экстремальной ситуации, развивая уверенность в себе, устраняя страх огня.
Больная, в возрасте 12 лет, будучи ученицей 6 класса, вновь поступила на стационарное лечение в Российский ожоговый центр через 5,5 месяцев (в шестой раз). При этом больная отметила, что отношения к ней со стороны сверстников в школе, родителей, родных в семье изменилось в лучшую сторону, однако, заметив, что она сама стала к окружающим относиться мягче и терпеливее. Больная поделилась своими успехами в освоении навыков. Исчез страх перед огнем, она сама неоднократно зажигала свечу не только на занятиях, но и в вынужденной ситуации, когда дома неожиданно погас свет, а мама попросила ее зажечь свечу. Под контролем мамы девочка успешно справилась. Важно отметить, что больная стала увереннее в себе и строго соблюдала условия договора.
Поэтому при поступлении пациентки в стационар после определения степени освоения ею действий седьмого этапа перешли к выполнению восьмого этапа. Занятия проводились в рамках сказкотерапии, арттерапии, игротерапии, позитивной, психодинамической (поведенческой), рационально-эмотивной, клиент-центрированной психотерапии по вышеописанной структуре (см. описание первого занятия).
При этом девочка отметила особую личную значимость для нее приобретенных навыков, т.к. в школе начались уроки по домоводству, и она испытывала тревогу и боязнь получения плохой оценки и насмешек со стороны одноклассниц. Поэтому с нетерпением ждала продолжения коррекционных занятий и охотно, активно включилась в тренинг с последовательным и неоднократным выполнением заданий восьмого, девятого и десятого этапов и с достижением девочкой, в итоге, десятой ступени по преодолению страха огня и приобретению навыков с вручением ей «диплома 2 степени».
После прохождения краткосрочного курса как под руководством специалиста, так и родителей, по предлагаемому способу формирования стресспреодолевающего безопасного поведения у детей и подростков, у больной было отмечено: снижение тревожности, напряженности, нормализация сна, достижение взаимопонимания с родителями и установление доверительных личностных отношений, создание положительного настроя на выздоровление и позитивной ориентации в отношении огня, исчезновение в итоге страха перед огнем, повышение социальной компетенции, самостоятельности, ответственности, отсутствие вторичного травматизма, более полное включение в жизнь семьи, школы, общества.
Таким образом, с помощью предлагаемого способа индивидуально прошли психокоррекционный курс 25 больных с ожогами и их последствиями, из них 19 подростков по краткосрочной и 6 детей - по полной схемам.
Все больные до курса отмечали страх или боязнь огня, испытывали чувство неуверенности в себе, подавленность, несамостоятельность, полную зависимость от взрослых.
При обследовании больных во время и после каждого занятия на первом до десятого этапа включительно частота дыхания и пульса изменились следующим образом (в среднем по группе):
После курса у всех больных отмечалось отсутствие страха или боязни огня, исчезновение чувства неполноценности, появление уверенности в себе, самостоятельности, защищенности, улучшение самочувствия, восстановление двигательной активности, полное включение в жизнь семьи, класса, общества.
Продолжают использовать приобретенные навыки конструктивных стратегий стресспреодолевающего безопасного поведения в повседневной социально-бытовой деятельности. Вторичного травматизма среди пациентов в отдаленные сроки после полученного ожога не отмечается.
Таким образом, новизна и особенность заявляемого способа заключается в том, что способ, включающий психотерапию, основанный на поведенческом тренинге, состоящий из десяти этапов, что дает возможность удлинить продолжительность курса и снизить сложность выполняемых заданий, устранить трудность действий для тяжелых больных с травмами, начиная с детского возраста (с 3 лет), с восстановительного, реконвалесцентного периода ожоговой болезни в условиях острого, подострого, хронического травматического стресса. Простота и доступность предъявляемых действий и предметов детям с ожогами с учетом их наглядно конкретного мышления и восприятия, ведущей личностно значимой деятельности позволяет проводить коррекционные занятия уже на этапе ранней хирургической и консервативной реабилитации. Последовательное освоение навыков координации движений и согласованности действий, начиная с первого этапа по десятый включительно, с постепенным усложнением условий и увеличения числа предметов позволяет пациенту сформировать навыки безопасного личного поведения, осмыслить и создать образ желательной социальной компетенции, а неоднократная в течение длительного периода времени тренировка навыков обеспечивает доведение сложных действий до автоматизма. Неоднократный показ и инструктирование в ходе выполнения действий помогает детям, основываясь на моделирование, не только копировать правильность действий, но и удовлетворить их потребность в риске и любопытстве, так свойственную им. Обеспечение больному возможности свободного выражения своих чувств, ощущений, возникающих во время занятий, создание атмосферы психологической поддержки, безопасности, защищенности позволяет тактично и корректно коснуться его страхов, переживаний, связанных с обстоятельствами получения травмы без обострения.
Последовательное многоступенчатое освоение конструктивных стратегий безопасного поведения, получение согласия ребенка на включение во время занятия негативного стимула-раздражителя (огня), выполнение предъявляемых действий в виде игры с элементами «волшебства», «таинственности», формулирование цели тренинга, совместное составление плана действий с участием ребенка и родителей, обеспечение персональной ответственности ребенком и родителями за реализацию плана, использование поощрений позволяет больному, особенно детского возраста, повысить интерес к занятиям и мотивацию на достижение, успех, учитывать возрастные и психофизиологические особенности растущего организма, уровень интеллектуального, познавательного развития, ведущей психической и особенно личностно значимой деятельности, устранить чувство одиночества, страх огня, потери и разлуки с родителями, неполноценности, повысить уверенность в себе, веру в выздоровление, обеспечить в итоге эффективность способа. Предлагаемый способ может быть использован у больных с термической и механической травмой как детского, так и взрослого возраста, в клинических, домашних условиях по рекомендуемым условным схемам проведения занятий с учетом возраста и тяжести травмы. Полная схема при длительном курсе условно осуществляется следующим образом: с 3 до 5 лет - выполнение индивидуальных занятий первого этапа (1 раз в неделю по 45 минут при тяжелой форме и 60 минут при легкой форме травмы), с 5 до 10 лет - индивидуальные занятия второго, третьего, четвертого, пятого этапа с такой же кратностью, с 10 до 11 лет - индивидуальное занятие шестого этапа однократно, с 11 до 12 лет - индивидуальные занятия седьмого этапа (1 раз в неделю по 45 минут при тяжелой форме и 60 минут при легкой форме травмы), с 12 до 15 лет - индивидуальные занятия восьмого, девятого этапа с такой же кратностью и однократно десятого этапа. Краткосрочная схема коррекционного курса проводится с учетом достижения 11-летнего возраста с ежедневными, регулярными индивидуальными занятиями с продолжительностью для тяжелых форм по 30 минут, для легких форм - по 45 минут при следующей кратности: задания с первого до седьмого этапа - повторяются пятикратно, задания восьмого, девятого этапа - десятикратно и однократно - десятый этап (примерно общая длительность краткосрочного курса составляет около 3 месяцев), что необходимо учитывать при планировании коррекционной работы. Предлагаемый способ может быть использован со здоровыми детьми и подростками в плане обучения безопасным навыкам с огнем и предупреждения травматизма.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ | 2004 |
|
RU2270036C1 |
СПОСОБ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ТЕРМИЧЕСКУЮ ТРАВМУ | 2009 |
|
RU2410014C1 |
Способ развития эмоционально-интеллектуальных навыков детей | 2019 |
|
RU2734133C1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | 2011 |
|
RU2474439C1 |
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ОБОЖЖЕННЫХ ДЕТЕЙ | 2011 |
|
RU2445129C1 |
СПОСОБ САМООЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ТЯЖЕЛООБОЖЖЕННЫМИ ДЕТЬМИ | 2005 |
|
RU2290962C1 |
СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2021 |
|
RU2777242C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760196C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ РИГИДНОСТИ | 2002 |
|
RU2223796C1 |
Способ обучения детей с расстройствами аутистического спектра разной степени выраженности с помощью модели полисенсорного виртуально-реального учебного пространства | 2019 |
|
RU2722673C1 |
Изобретение относится к области медицины, психотерапии, коррекционной и медицинской психологии и может быть использовано в неврологической практике при лечении неврозов, посттравматических стрессовых расстройств. На первом этапе проводят сбор данных и анализ анамнеза, условий социального развития, воспитания, детско-родительских отношений, эмоционального реагирования на стресс, у обожженных детей. Уточняют характер травмы и приступают к проведению занятий с ребенком. При этом в вводной их части устанавливают доверительные отношения и контакт с ребенком. Осуществляют диагностику его психологического, физического, интеллектуального развития. Определяют степень его готовности и форму участия в тренинге, цели занятий, подготавливают рабочую игровую зону с обеспечением пожарной безопасности. Изготавливают путем конструирования и моделирования совместно с ребенком предметы-имитаторы коробка спичек и спичек, измеряют частоту пульса в основной части занятий. Выполняют упражнения, используя два конструктивно-моделирующих предмета коробок спичек и спички путем моделирования действий под контролем, а именно: взятие коробка спичек со стола в руку; открытие другой рукой коробка с последующим доставанием из него спички и закрытием; поворачивание коробка боковой поверхностью вверх, резкого с нажимом проведения спичкой по боковой стороне коробка по направлению от себя; удержание спички в горизонтальном положении 10 секунд после зажжения с постепенным доведением удержания спички до 30 секунд. Далее осуществляют погашение пламени. Информируют о функциональном содержании и назначении предметов с выделением позитивных и негативных сторон в «огне». Обсуждают возникающие ощущения и наблюдают за состоянием ребенка путем контроля за его дыханием. Создают атмосферу волшебства зажженной специалистом свечой при полученном согласии от ребенка на включение и присутствие негативного стимула-раздражителя огня свечи во время занятий. В заключительной части занятии составляют доверительно-согласительный договор между специалистом, родителем и ребенком с обсуждением соблюдения его условий, погашают свечу, осуществляют контроль за частотой пульса ребенка. На втором этапе проводят аналогичные манипуляции первого этапа с удержанием зажженной спички от 1 до 3 секунд. На третьем этапе проводят аналогичные манипуляции второго этапа с поднесением горящей спички к свечке, закрепленной в подсвечнике. Наблюдают за изменением пламени при перемещении спички. На четвертом этапе проводят аналогичные манипуляции третьего этапа с дополнительным гашением горящих свечек, зажженных специалистом и ребенком, безопасными приемами задуванием пламени на достаточном расстоянии или закрытием колпачком. На пятом этапе выполняют манипуляции третьего этапа и подносят горящую спичку к клочку бумаги, лежащей на подносе, с последующим погашением огня на горящей бумаге, заливая водой. На шестом этапе определяют степень приобретенных навыков по обращению с огнем в процессе игры-экзамена во время самостоятельного выполнения ребенком под контролем без инструкции аналогичных действий второго, третьего, четвертого, пятого этапа с поощрением в виде похвалы. Вручают «диплом I степени» при успешной сдаче экзамена. На седьмом этапе выполняют аналогичные манипуляции второго, третьего, четвертого, пятого этапа без инструкции с доведением сложных действий до автоматизма и формированием стереотипа поведения в экстремальной ситуации, развитием уверенности в себе, достижением конструктивных форм поведения и реагирования на огонь. На восьмом этапе выполняют действие включение выключение с имитирующими предметами коробком спичек, спичками и объектом усеченным корпусом газовой плиты с рукоятками путем моделирования под контролем с и без инструкции. На девятом этапе выполняют действия по включению/выключению с реальными предметами коробком спичек, спичками и объектом газовой плитой в реальных условиях под строгим контролем, путем моделирования тренировки сначала с инструкцией, затем без нее. На десятом этапе осуществляют контроль в виде экзаменационного выполнения самостоятельных действий девятого этапа без инструкции под наблюдением для определения степени приобретенных навыков и при успешном выполнении этих действий подростку вручают «диплом II степени». Причем каждое занятие, начиная с первого этапа и кончая десятым, содержит вводную, основную и заключительную части. Переход с одного этапа на другой осуществляют после контроля и проверки освоения действий предыдущего этапа и достижения ребенком очередной ступени по преодолению страха огня и приобретению безопасных навыков от зажигания спички, объекта спичкой до погашения огня, безопасных действий с бытовыми объектами, с возвращением ребенка при неуспешном выполнении заданий на предыдущий этап. Способ позволяет сформировать стрессопреодолевающее поведение у детей, подростков и предупредить травматизм с учетом их восприятия, мышления, внимания, тяжести и локализации ожогов, восстановить двигательные функции.
Способ формирования стресс-преодолевающего безопасного поведения у обожженных детей и подростков, включающий психотерапию, отличающийся тем, что на первом этапе проводят сбор данных и анализ анамнеза, условий социального развития, воспитания, детско-родительских отношений, эмоционального реагирования на стресс, у обожженных детей уточняют характер травмы и приступают к проведению занятий с ребенком, при этом в вводной их части устанавливают доверительные отношения и контакт с ребенком, осуществляют диагностику его психологического, физического, интеллектуального развития, определяют степень его готовности и форму участия в тренинге, цели занятий, подготавливают рабочую игровую зону с обеспечением пожарной безопасности, изготавливают путем конструирования и моделирования совместно с ребенком предметы-имитаторы коробки спичек и спичек, измеряют частоту пульса; в основной части занятий выполняют упражнения, используя два конструктивно-моделирующих предмета - коробки спичек и спички - путем моделирования действий под контролем, а именно: взятие коробки спичек со стола в руку; открытие другой рукой коробки с последующим доставанием из неё спички и закрытием; поворачивание коробки боковой поверхностью вверх, резкое с нажимом проведение спичкой по боковой стороне коробки по направлению от себя; удержание спички в горизонтальном положении 10 с после зажжения с постепенным доведением удержания спички до 30 с, далее осуществляют погашение пламени, информируют о функциональном содержании и назначении предметов с выделением позитивных и негативных сторон в «огне», обсуждают возникающие ощущения и наблюдают за состоянием ребенка путем контроля за его дыханием, причем в основной части создают атмосферу волшебства зажженной специалистом свечой при полученном согласии от ребенка на включение и присутствие негативного стимула-раздражителя огня свечи во время занятий; в заключительной части занятий составляют доверительно-согласительный договор между специалистом, родителем и ребенком с обсуждением соблюдения его условий, погашают свечу, осуществляют контроль за частотой пульса ребенка; на втором этапе проводят аналогичные манипуляции первого этапа с удержанием зажженной спички от 1 до 3 секунд; на третьем этапе проводят аналогичные манипуляции второго этапа с поднесением горящей спички к свечке, закрепленной в подсвечнике, наблюдают за изменением пламени при перемещении спички; на четвертом этапе проводят аналогичные манипуляции третьего этапа с дополнительным гашением горящих свечек, зажженных специалистом и ребенком, безопасными приемами задуванием пламени на достаточном расстоянии или закрытием колпачком; на пятом этапе выполняют манипуляции третьего этапа и подносят горящую спичку к клочку бумаги, лежащей на подносе, с последующим погашением огня на горящей бумаге, заливая водой; на шестом этапе определяют степень приобретенных навыков по обращению с огнем в процессе игры-экзамена во время самостоятельного выполнения ребенком под контролем без инструкции аналогичных действий второго, третьего, четвертого, пятого этапа с поощрением в виде похвалы, вручают «диплом I степени» при успешной сдаче экзамена; на седьмом этапе выполняют аналогичные манипуляции второго, третьего, четвертого, пятого этапа без инструкции с доведением сложных действий до автоматизма и формированием стереотипа поведения в экстремальной ситуации, развитием уверенности в себе, достижением конструктивных форм поведения и реагирования на огонь; на восьмом этапе выполняют действие включение-выключение с имитирующими предметами коробкой спичек, спичками и объектом - усеченным корпусом газовой плиты с рукоятками путем моделирования под контролем с и без инструкции; на девятом этапе выполняют действия по включению выключению с реальными предметами коробкой спичек, спичками и объектом - газовой плитой в реальных условиях под строгим контролем путем моделирования, тренировки сначала с инструкцией, затем без нее; на десятом этапе осуществляют контроль в виде экзаменационного выполнения самостоятельных действий девятого этапа без инструкции под наблюдением для определения степени приобретенных навыков и при успешном выполнении этих действий подростку вручают «диплом II степени», причем каждое занятие, начиная с первого этапа и кончая десятым, содержит вводную, основную и заключительную части, переход с одного этапа на другой осуществляют после контроля и проверки освоения действий предыдущего этапа и достижения ребенком очередной ступени по преодолению страха огня и приобретению безопасных навыков от зажигания спички, объекта спичкой до погашения огня, безопасных действий с бытовыми объектами, с возвращением ребенка при неуспешном выполнении заданий на предыдущий этап.
Bum prevention tips | |||
Shriners hospitals for children.-Tampa, Florida, 1999, p.17-19 | |||
СПОСОБ РЕЛАКСАЦИОННОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ | 2003 |
|
RU2231292C1 |
Буторина Н.Е | |||
Санаторно-курортная реабилитация детей с ожоговой болезнью, пострадавших в железнодорожной катастрофе | |||
Актуал | |||
вопр | |||
психиатрии и наркологии | |||
- г.Челябинск, 1993, с.27-29 | |||
Буторина Н.Е | |||
Особенности нервно-психических |
Авторы
Даты
2005-06-20—Публикация
2003-11-05—Подача