Изобретение относится к медицине, в частности к способам лечения заикания.
Из уровня техники известен СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ [RU2450835С1, опубл. 20.05.2012], включающий саморегуляцию системы речи посредством ее связи с внешним синхронизатором, отличающийся тем, что на первом этапе проводят сеанс императивного внушения и эмоционально-стрессовой терапии, после которого пациентам назначают режим молчания вне занятий на 5 дней, затем проводят занятия по формированию правильного речевого выдоха, голосоподачи и голосоведения, кроме того, на первом этапе проводят аутогенные тренировки, на втором этапе проводят упражнения, на которых пациентов обучают синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук, кроме этого, на данном этапе проводят сеансы расслабляющего массажа, самомассажа, а также сеансы групповой терапии по переформированию отношения пациентов к речевому дефекту, по усилению мотивации к лечению, на третьем этапе сформированный у пациентов навык синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук используют в искусственно созданных трудных ситуациях в режиме «публичного выступления», постепенно заменяя движения двух рук на движение одной ведущей руки, а затем, на речь, без сопровождения ее движением ведущей руки.
Недостатком прототипа является использование в способе режима молчания на 5 дней, который практически невозможно выдержать детям. Ребенок воспринимает запрет на речь как наказание. У него возникает внутренний конфликт и протест, что приводит к дополнительному внутреннему напряжению и, как следствие, к усилению ступоров и запинок.
Также из уровня техники известен СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ [RU2556559C1, опубл. 10.07.2015], включающий проведение логопедических сеансов, отличающийся тем, что лечение проводят в три этапа: подготовительного, восстановительного и фиксирующего, при этом на подготовительном этапе выявляют «псевдозаикание» в отличие от «истинного» заикания и освобождают от «псевдозаикания», обеспечивают полноценное поступление белка к мышцам организма путем коррекции питания с учетом группы крови пациента, устраняют десинхроноз путем синхронизации биоритмов организма пациента за счет согласования частоты ударов пульса в минуту и ритмичности речевого выдоха с выполнением в кратном соотношении к данной частоте ритма работы кулаком: разжатие и сжатие пальцев рук в кулак и ритма ходьбы; а также выполнения логопедических упражнений, направленных на развитие плавности речи, упражнений на координацию между мыслительной и двигательной способностью, затем на восстановительном этапе последовательно устраняют причины «истинного» заикания путем активизации дыхательных, гортанных и артикуляционных мышц: устраняют заикание в местах локализации дыхательных спазмов брюшным прессом, устраняют заикание в местах локализации гортанных спазмов, подключая к предыдущему курсу упражнений занятия с гортанью, которые включают сокращения внутренних мышц гортани: глотание слюны, пение, разговор, чтение вслух; далее устраняют заикание в местах локализации артикуляционных спазмов, добавляя к предыдущим упражнениям упражнения на мышцы артикуляционного аппарата с выполнением массажа лицевых мышц, выполнением мимических упражнений, направленных на подвижность рото- и носоглоточных мышц; на фиксирующем этапе закрепляют выработанные навыки речи до естественной речи, продолжая выполнять приемы восстановительного этапа.
Недостаток указанного способа заключается в том, что в этом случае формируется равнометричная искусственная речь, мало пригодная для общения. Кроме того, после отказа от использования метронома, заикание, как правило, возвращается.
Из уровня техники известен СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ [RU2306153С2, опубл. 20.09.2007], включающий использование методов психокоррекции, логопедии, отличающийся тем, что проводят 5-7 курсов комплексной реабилитации по 100 занятий каждый, при этом в комплексную реабилитацию включают следующие 3 вида занятий: социально-речевую реабилитацию - 50 занятий по 45-90 мин; адаптивно-физическую реабилитацию - 25 занятий до 45-180 мин; психолого-педагогическую реабилитацию - 25 занятий по 45-90 мин, каждое занятие проводят с общепринятым разделением на вводную, основную и заключительную части; на занятиях по социально-речевой реабилитации через глубокое растормаживание речи и дозированную, увеличивающуюся от занятия к занятию нагрузку на слуховое восприятие, произношение и психоэмоциональную сферу осуществляют формирование плавной и ритмичной речи, для чего сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон, при этом для возбуждения слуховой зоны мозга воздействуют на слух больного продолжительными и/или громкими звуками, речевыми и неречевыми, а для возбуждения речевой зоны мозга предлагают больному выполнение дозированных речевых нагрузок в виде продолжительного и/или громкого произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, простых, сложных предложений, монолога, параллельно выполняют логопедические общепринятые упражнения по развитию плавной и ритмичной речи, но при этом выполняют их в режиме моделируемой психоэмоциональной нагрузки мини-стрессового характера, одновременно проводят обучение выступлениям на публике с использованием элементов спора, аргументации и доказательности речи в диалоговом и полилоговом режимах; на занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц и для этого в основную часть занятия включают выполнение гимнастического упражнения "сед согнувшись" в статическом изометрическом режиме, причем при выполнении упражнения стремятся к достижению больным положения "ноги вместе, грудь лежит на ногах", при котором угол, образованный спиной и ногами больного, равен нулю, и для постепенного достижения этого состояния от занятия к занятию увеличивают нагрузку чуть за предел переносимости так, чтобы угол, образованный спиной и ногами пациента, от занятия к занятию уменьшался; кроме этого, на каждом занятии увеличивают продолжительность выполнения упражнения так, что она составляет 30 с на первом занятии, увеличивается на 0,5-1 мин в каждое из первых 10 занятий и на 5-15 мин в последующие занятия, с доведением продолжительности выполнения упражнения к последним занятиям курса до 45-180 мин в зависимости от индивидуальных показаний; начиная с 10 занятия, при выполнении упражнения на спину больного оказывают дополнительную внешнюю нагрузку в виде либо надавливания руками тренера, либо накладывания на спину груза, при этом массу груза увеличивают от занятия к занятию и постепенно доводят до массы, равной половине массы тела больного; на занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции, для чего на каждом занятии моделируют стрессовую ситуацию, нацеленную на вызывание сильной ответной эмоциональной реакции как позитивного, так и преимущественно негативного характера, и затем проводят психокоррекцию с использованием приемов театрального представления, гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии с вызыванием выраженных эмоций, причем занятия проводят сначала индивидуально, а затем в группе больных.
Недостатком данного аналога является большая длительность лечения заикания, что может привести в процессе коррекции к регрессу достигнутых результатов, ограниченность речевых нарушений, которые могут быть исправлены подобным образом и сильную зависимость достигаемых результатов от индивидуальных особенностей пациента.
Задачей изобретения является устранение недостатков прототипа.
Техническим результатом изобретения является ускорение лечения хронической формы заикания, закрепление эффекта.
Указанный технический результат достигается за счет того, что способ лечения хронической формы заикания у детей старше 5 лет, характеризующийся проведением цикла лечебных занятий, направленных на формирование у ребенка мышечного расслабления и эмоционального спокойствия при начале речевого акта, при этом каждое занятие проводят в условиях максимальной мышечной релаксации и начинают с серии специальных расслабляющих упражнений: расслабление от предварительного напряжения и растяжения, подкрепляемые визуальными и мыслительными образами-противопоставлениями, после чего: на первых занятиях ребенок имитирует речевой акт длительным выдохом через расслабленные губы, при этом используют приём саморегуляции речи путём ее внешней синхронизации с движениями пальцев ведущей руки; на следующих занятиях после формирования навыка произнесения гласных ребенок добавляет к гласным звукам согласные звуки, объединяя их в слоги, при этом гласные звуки произносят на мягкой атаке, с плавным, но быстрым переходом к полнозвучному, сильному произнесению и возможностью опоры на данный звук до смены речевой депривации режимом ограничения речи; на следующих занятиях ребенок под контролем обученного взрослого говорит короткими речевыми отрезками для закрепления выработанных речевых навыков в ситуациях-испытаниях, к которым относят произнесение заученных речевых отрезков незнакомым людям и беседы с родителями в присутствии посторонних лиц; на завершающих занятиях закрепляют новый речевой навык, связывающий начало речи с ощущением мышечной и эмоциональной релаксации до преодоления логофобии во всех возможных ситуациях общения: школьные ответы, бытовая речь с близкими, ситуации-испытания, речь в общественных местах, публичные выступления; при прохождении всего цикла занятий по отработке речевых правил проводят психологическое сопровождение ребенка и его семьи для поддержания позитивного отношения ребёнка и его близких к лечению, сохранение высокого уровня мотивации, предупреждение эмоционального выгорания и срывов лечебного режима.
В частности, перед проведением цикла занятий с ребенком и его близкими родственниками проводят профилактические беседы, направленные на повышение уровня мотивации и установление доверительных отношений между ребенком и специалистом.
В частности, визуальными и мыслительными образами-противопоставлениями являются: «оловянный солдатик-тряпичная куколка», «сосулька на морозе-сосулька тает», «камень-подушка».
В частности, для детей от 5 до 12 лет цикл составляет 17 занятий.
В частности, для детей старше 12 лет цикл составляет 10 занятий.
Осуществление изобретения.
Заявленное решение оптимальным образом подходит для лечения хронической формы заикания у детей старше 5 лет, при которой заикание возникло не менее чем за 6 месяцев до начала лечения.
Так, на первом этапе с ребёнком проводится профилактическая беседа, направленная на повышение уровня мотивации, веры в успешное лечение, установку доверительных отношений между пациентом и специалистом. Такая же беседа проводится с родителями и другими близкими родственниками ребёнка.
Следующий этап проводится в течение 10 занятий для детей и подростков, старше 12 лет, и 17 занятий для детей от 5 до 12 лет. Целью данного этапа является формирование нового речевого навыка, в основе которого лежит условный рефлекс, связывающий начало речевого акта с состоянием мышечного расслабления и эмоционального спокойствия. Для этого используются определённые стимульные материалы. Слово-сигнал к расслаблению «Таем», при этом эффект расслабления подкрепляется зрительным образом. Ребёнку показывают рисунок, изображающий тающую сосульку. На первых этапах занятия проходят в условиях речевой депривации, и ребёнок имитирует речевой акт длительным выдохом через расслабленные губы. На данном этапе используют приём саморегуляции речи путём ее внешней синхронизации с движениями пальцев ведущей руки. Для достижения максимальной мышечной релаксации используют специальные упражнения: расслабление от предварительного напряжения и растяжения, подкрепляемые визуальными и мыслительными образами-противопоставлениями: «оловянный солдатик-тряпичная куколка», «сосулька на морозе-сосулька тает», «камень-подушка» и др.
Данный этап включает в себя комплекс занятий, направленных на освоение ребёнком нового способа произнесеия гласных и согласных звуков, объединение их в слоги. Ребёнка учат легкому произнесению согласных звуков по принципу минимальных мышечных усилий, данный способ подкрепляется зрительными образами-противопоставлениями «колючка-пушинка», и фиксируется в сознании пациента словообразом «След звука». Гласные звуки произносят на мягкой атаке, с плавным, но быстрым переходом к полнозвучному, сильному произнесению и возможностью опоры на данный звук. Такой способ артикуляции и голосоподачи позволяет пациенту почувствовать свободу от спазмов, поверить в возможность безопасного произнесения любого звука и звукосочетания, и, самое важное, избавиться от навязчивого страха определённых звуков и слов, свойственного большинству лиц, страдающих хроническим заиканием. Далее звуки объединяют в слоги, слоги в слова, слова в речевые отрезки. В этот период речевая депривация сменяется режимом ограничения речи. Ребёнку разрешают говорить короткими речевыми отрезками под контролем обученного взрослого. В это же время ребёнок начинает закреплять выработанные речевые навыки в ситуациях-испытаниях, к которым можно отнести произнесение заученных речевых отрезков незнакомым людям и беседы с родителями в присутствии посторонних лиц.
Третий этап направлен на закрепление нового произносительного навыка, условного рефлекса, связывающего старт речи с ощущением мышечной и эмоциональной релаксации. Важной целью данного этапа является преодоление логофобии, путём регулярной апробации речевого навыка во всех возможных ситуациях общения: школьные ответы, бытовая речь с близкими, ситуации-испытания, речь в общественных местах, публичные выступления. Параллельно занятиям по отработке речевых правил, ведётся психологическое сопровождение пациента и его семьи. Целью психологического сопровождения является поддержание позитивного отношения ребёнка и его близких к лечению, сохранение высокого уровня мотивации, предупреждение эмоционального выгорания и срывов лечебного режима.
Остановимся подробнее на данных принципах. Первый зрительный образ вводится на этапе выработки условного рефлекса, связывающего старт речи и весь речевой акт с мышечным и эмоциональным расслаблением. Ребёнку демонстрируют изображение ледяной сосульки, просят представить крепкую сосульку при сильном морозе, изобразить её, вытянувшись «в струнку» и напрягая все мышцы тела. Затем специалист произносит слово-сигнал к расслаблению «Таем», просит ребёнка расслабить все мышцы, изображая тающую сосульку, и показывает другую картинку, демонстрирующую сосульку, на которую светит яркое солнышко. Причём сосулька висит на ветке дерева, а на ветке ниже сидит воробей, на которого падают капли с тающей сосульки. Данный образ вызывает у ребёнка положительные эмоции, специалист, пользуясь этим, предлагает ребёнку «купать воробья». Благодаря этому игровому моменту становится возможным многократное выполнение упражнений на расслабление от предварительного напряжения, необходимое для выработки условного рефлекса, избегая при этом утомляемости и потерю мотивации у детей даже самой младшей возрастной группы.
Следующий зрительный и мыслительный образ вводится на этапе формирования нового произносительного навыка звуков по принципу минимальных мышечных усилий. Ребёнку демонстрируют две картинки-противопоставления. «Злая колючка» символизирует жёсткое, напряженное произнесение звука, а «милая пушинка» мягкое и расслабленное. Специалист призывает ребёнка никогда не говорить жестко, с напряженной артикуляцией, чтобы не пускать колючку, которая может обидеть добрую пушинку. Ребёнок тренируется произносить звуки мягко, расслабленными губами, потому что так любит пушинка. Для дополнительной мотивации специалист сообщает, что если ребёнок будет стараться говорить правильным способом, то пушинка отправится жить к нему домой. Данный приём позволяет облегчить для детей освоение сложного навыка верной, безопасной артикуляции, способствующей устранению речевых судорог. На этом же этапе вводится словообраз «След звука», символизирующий очень лёгкое звукообразование и позволяющий избавиться от проявлений звукофобии.
Лечебный эффект достигается за счет формирования у ребёнка абсолютно нового речевого навыка, путём строго соблюдения правил, позволяющих избежать спазматических задержек, связать речь с расслаблением, избавиться от проявлений звуко и логофобии.
Особенность заявленного решения заключается в подключении к лечебному процессу богатого набора ярких зрительных и мыслительных образов-стимулов. Это существенно облегчает процесс освоения речевых правил детьми младшего возраста, повышает их уровень самоконтроля, общую эффективность лечения. Данный комплекс мер делает нашу методику более доступной для понимания и освоения детьми, по сравнению с другими.
Данный способ лечения заявителем успешно был применён на более чем 50 пациентах в возрасте от 5 до 14 лет на базе семейного клуба «Солнечный ветер» г. Тамбова. Пациенты поступали с невротическим и неврозоподобным заиканием разной степени тяжести и разной степени фиксированности на дефекте у пациентов. Наблюдения за устранением симптомов заикания позволили сформировать следующие статистические данные, приведенные в таблицах 1-3.
Таблица 1 – Статистические данные по наблюдению за устранением симптомов заикания у детей от 5 до 7 лет с хронической формой заикания после начала лечения
Таблица 2 – Статистические данные по наблюдению за устранением симптомов заикания у детей от 7 до 12 лет с хронической формой заикания после начала лечения
Таблица 3 – Статистические данные по наблюдению за устранением симптомов заикания у детей старше 12 лет с хронической формой заикания после начала лечения
Из статистических данных по устранению симптомов заикания видно, что практически симптомы заикания устраняются в течение 3 месяцев лечения детей заявленным способом, при этом результаты лечения закрепляются и через 18 месяцев после начала лечения не наблюдается регресса состояния пациентов.
Заявленный способ лечения хронической формы заикания позволяет детям очень мягко погружаются в лечебный режим, осваивать правила в лёгкой и доступной форме, с привлечением элементов игры и положительных подкреплений.
Заявленный способ лечения зарекомендовал себя как высокоэффективный, позволяющий достичь стойких положительных результатов у детей, страдающих острой и хронической формой заикания.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения хронической формы заикания у детей от 5 лет и старше. Каждое занятие начинают с расслабляющих упражнений - расслабление от предварительного напряжения и растяжения, подкрепляемых визуальными и мыслительными образами-противопоставлениями. На первых этапах занятия проходят в условиях речевой депривации. Ребёнок имитирует речевой акт длительным выдохом через расслабленные губы, при этом используют приём саморегуляции речи путём ее внешней синхронизации с движениями пальцев ведущей руки. Следующие этапы включают комплекс занятий, направленных на освоение ребёнком нового способа произнесения гласных и согласных звуков. Гласные звуки произносят на мягкой атаке с переходом к полнозвучному, сильному произнесению и возможностью опоры на данный звук. Согласные звуки произносят по принципу минимальных мышечных усилий и подкрепляют визуальными и мыслительными образами-противопоставлениями. Далее звуки объединяют в слоги, слоги в слова, слова в речевые отрезки до смены речевой депривации режимом ограничения речи. На следующих занятиях ребенок под контролем обученного взрослого говорит короткими речевыми отрезками. Ребенок произносит заученные речевые отрезки незнакомым людям и в беседе с родителями в присутствии посторонних лиц. На завершающих занятиях закрепляют новый речевой навык, связывающий начало речи с ощущением мышечной и эмоциональной релаксации до преодоления логофобии. При прохождении всего цикла занятий по отработке речевых навыков проводят психологическое сопровождение ребенка и его семьи. Способ обеспечивает ускорение лечения хронической формы заикания, закрепление эффекта. 4 з.п. ф-лы, 3 табл.
1. Способ лечения хронической формы заикания у детей от 5 лет и старше, включающий проведение цикла лечебных занятий, при этом каждое занятие начинают с расслабляющих упражнений - расслабление от предварительного напряжения и растяжения, подкрепляемых визуальными и мыслительными образами-противопоставлениями, после чего на первых этапах занятия проходят в условиях речевой депривации, ребёнок имитирует речевой акт длительным выдохом через расслабленные губы, при этом используют приём саморегуляции речи путём ее внешней синхронизации с движениями пальцев ведущей руки, следующие этапы включают комплекс занятий, направленных на освоение ребёнком нового способа произнесения гласных и согласных звуков, при этом гласные звуки произносят на мягкой атаке с переходом к полнозвучному, сильному произнесению и возможностью опоры на данный звук, согласные звуки произносят по принципу минимальных мышечных усилий и подкрепляют визуальными и мыслительными образами-противопоставлениями, далее звуки объединяют в слоги, слоги в слова, слова в речевые отрезки до смены речевой депривации режимом ограничения речи; на следующих занятиях ребенок под контролем обученного взрослого говорит короткими речевыми отрезками, ребенок произносит заученные речевые отрезки незнакомым людям и в беседе с родителями в присутствии посторонних лиц; на завершающих занятиях закрепляют новый речевой навык, связывающий начало речи с ощущением мышечной и эмоциональной релаксации до преодоления логофобии; при прохождении всего цикла занятий по отработке речевых навыков проводят психологическое сопровождение ребенка и его семьи.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что перед проведением цикла занятий с ребенком и его близкими родственниками проводят профилактические беседы.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что визуальными и мыслительными образами-противопоставлениями являются: оловянный солдатик - тряпичная куколка, сосулька на морозе - сосулька тает, камень-подушка.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что для детей от 5 до 12 лет цикл составляет 17 занятий.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что для детей старше 12 лет цикл составляет 10 занятий.
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики | 2018 |
|
RU2721301C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2016 |
|
RU2616993C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2011 |
|
RU2450835C1 |
JP 0006339493 A, 13.12.1994 | |||
ЖУКАТИНСКАЯ Е.Н | |||
и др | |||
Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании | |||
Учеб.-метод | |||
пособие | |||
Способ защиты переносных электрических установок от опасностей, связанных с заземлением одной из фаз | 1924 |
|
SU2014A1 |
CONELEA C | |||
А | |||
Regulated Breathing as a Treatment for Stuttering: A Review of |
Авторы
Даты
2021-11-22—Публикация
2020-09-10—Подача