Изобретение относится к медицине, а именно к психологии и физиологии и может быть использовано для регуляции психоэмоционального состояния человека, испытывающего стрессовое и нервно-психическое напряжение, для психокоррекции в целях осуществления переработки, с последующим отпусканием или присвоением полученного в ходе стрессовой ситуации опыта, как способ смягчения внутреннего и внешнего конфликта, следования по пути разрешения экзистенциальных задач, получения нового опыта поведения и самоидентификации, а также применимо в психологии в части концентрации внутренних ресурсов человека для достижения поставленных им целей, придания ему уверенности, укрепления контакта с собой и улучшения самоощущения.
По данным Федеральной службы государственной статистики РОССТАТ от 14 сентября 2018 года, 71,9% респондентов испытывают чувство очень большой или большой тревоги по поводу неопределенности своего будущего («Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения, опубликованного 14.09.2018 20:44 на сайте Росстата). К настоящему времени в обществе выявлена тенденция общего роста количества людей, регулярно испытывающих стресс и сложности в адаптации. Поэтому, используя способ регуляции психоэмоционального состояния, индивида можно проконсультировать или обучить самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, снижая силу внутренних реакций через расширение доступных способов обработки поступающей информации.
Целью заявленного изобретения является обучение методу управления психоэмоциональным состоянием, которое используется для когнитивной переработки информации через инструмент «свечи метафор», представляющих из себя графические образы и цвета, сгруппированные по принципу связей и преемственности.
Применение метода обеспечивает выработку индивидуального навыка переключения подавленного или напряженного психоэмоционального состояния на равновесное состояние, формирование убеждения в возможности управления своим психоэмоциональным состоянием самостоятельно и сразу в момент, когда необходима помощь. В основу подхода взята природа эстетической реакции, которая позволяет изменить действие аффекта от мучительного к приносящему наслаждение (Л.С. Выготский, 1968), так контакт с предметами творчества, в том числе скульптурами малой пластики способствуют высвобождению от стресса и негативных чувств и обретению психического благополучия (А.НШ, 1945), язык образов, согласно которым если слово и образ становятся символическими подразумевая нечто большее, то объект наделяется глубоким «подсознательным» смыслом (К.Г. Юнг), модель мышления Геллера (1986) в которой интегрирующую роль играет метафора, терапевтическое применение метафор для психотерапии детей и внутреннего ребенка (Д. Миллс, Р. Кройли, 2000), природа действия цвета на психические реакции и состояния человека (М. Люшер, 1949, Г. Фрилинг, 1973), когнитивно-поведенческий подход, согласно которому индивид думая поведенчески, решениями, шагами, гибко и смотря в будущее (KanferF. Н., ReineckerH., SchmelzerD., 1991) ориентирует себя на переработку, с последующим отпусканием или присвоением полученного в ходе стрессовой ситуации опыта, в том числе путем рефреминга, когда событию, симптому или реакции придается новый смысл за счет введения его в новый контекст.
Таким образом, применение метода сочетает терапевтические подходы применяемые для взрослых и детей, что делает заявленный способ пригодным для работы со стрессовыми реакциями и психологическими регрессами, при которых восприятие упрощается, индивид «не слышит» или «не понимает» логических подходов, а метод внушения, несмотря на свою эффективность, требует дополнительного внимания в части экологичности его применения.
Из уровня техники известен способ регуляции психоэмоционального состояния человека, включающий несколько этапов, причем на первом этапе диагностируют индивидуальный дезадаптивный когнитивно-поведенческий стиль психологических реакций человека на негативные факторы, выявляя при этом особенности формулировки человеком своей проблемы, ее интерпретацию, концепцию, ассоциации, термины и образы, с помощью которых он перерабатывает эти негативные факторы, а также сопутствующие им мимику и пантомимику, при этом у человека формируют адаптивные интегративные реакции на негативные факторы, контрастные по отношению к дезадаптивным и опережающие их по времени возникновения с помощью карточки, в левой части которой помещают текст, содержащий информацию о выявленном дезадаптивном когнитивно-поведенческом стиле, в виде формулировки проблемы, ее концепции, терминов, ассоциаций и образов, а в правой части - текст, содержащий противоположную информацию об адаптивном когнитивно-поведенческом стиле, последовательно работают с текстом левой и правой частей, при этом левую часть зачеркивают, человек проговаривает ее импрессивно, про себя, представляя негативные образы, сопровождая их мимикой и пантомимикой отвращения, а правую часть проговаривают экспрессивно вслух, подкрепляя позитивными образами и сочетая с адекватной им выразительной мимикой и пантомимикой, после заучивания текста левую часть карточки отрезают и выбрасывают, а правую сохраняют и носят с собой, на втором этапе окончательно нейтрализуют дезадаптивный когнитивно-поведенческий стиль, осуществляя его негативное подкрепление физическими упражнениями, манипуляциями и фармакологическими препаратами, вызывающими отрицательные ощущения, на третьем этапе подготавливают человека к использованию сформированных адаптивных интегративных реакций в условиях моделирования контакта с негативными факторами с помощью проводимых последовательно визуализационного и ролевого тренингов, курс лечения включает в себя 7-10 сеансов, продолжительностью 1-2 ч, для закрепления полученного эффекта проводят динамическое наблюдение и с учетом индивидуальной необходимости осуществляют поддерживающие сеансы (RU 2262953, 27.10.2005).
Известный из уровня техники способ, после проведения соответствующего курса психокоррекции, обеспечивает возможность улучшения психоэмоционального состояния человека. Однако весь цикл терапевтического воздействия, предполагающий большое количество растянутых во времени сеансов, осуществляют под постоянным контролем специалиста, что может усилить неуверенность человека в собственных силах и сформировать у него убеждение о необходимости повторного обращения за помощью к психологу в случае ухудшения его состояния под воздействием внешних факторов. Известный подход не направлен на выработку самостоятельного навыка управления своим состоянием и может сформировать зависимость человека от клинического вмешательства при стрессовых ситуациях в будущем. Кроме того, известный способ предполагает применение фармакологических препаратов, что, во-первых, может быть противопоказано для определенного количества людей, а во-вторых, может иметь побочные эффекты, обесценивающие в последствии конечный результат лечения.
Из уровня техники известен способ регуляции психоэмоционального состояния объекта, осуществляемый под контролем субъекта, характеризующийся тем, что у человека непрерывно регистрируют и отображают на мониторе физиологические показатели психоэмоционального реагирования, выясняют ассоциируемые с психотравмирующей ситуацией негативные графические образы и/или словесные определения, сохраняют их в запоминающем устройстве, далее формируют позитивные графические образы и/или словесные определения, связанные с конструктивными разрешениями психотравмирующей ситуации и сохраняют их в запоминающем устройстве, затем осуществляют билатеральную стимуляцию световыми и/или звуковыми и/или тактильными и/или вибрационными и/или температурными сигналами с динамически изменяемыми параметрами, подбираемыми по субъективным критериям комфортности их для человека до момента достижения состояния релаксации, определяемого по физиологическим показателям, затем на фоне продолжающейся билатеральной стимуляции сохраненные негативные графические образы и/или словесные определения периодически предъявляют на экране монитора по заданному алгоритму с интервалом от 2 до 10 секунд и экспозицией от 1 до 4 секунд до момента стабилизации физиологических показателей, после чего в течение 5-15 минут плавно замещают негативные графические образы и/или словесные определения на сохраненные позитивные графические образы и/или словесные определения (RU 2728268, 28.07.2020).
Известный способ, на протяжении всего цикла психотерапевтического воздействия на состояние человека, подразумевает использование специализированного оборудования, которое не недоступно для человека за пределами медицинского учреждения, что исключает возможность самостоятельной коррекции его психоэмоционального состояния в случае возникновения стрессовой ситуации после проведенного курса лечения. Таким образом, известный способ не эффективен для формирования навыка самостоятельной регуляции психоэмоционального состояния человека.
В качестве наиболее близкого к заявленному изобретению может быть рассмотрен известный из уровня техники способ регуляции психоэмоционального состояния человека, осуществляемый под управлением психолога, воздействующего на человека с использованием метафорических символов, ассоциирующихся с диапазоном психоэмоционального состояния человека от стрессового или подавленного до спокойного и/или расслабленного, включающий, по меньшей мере, три этапа, а именно диагностический, коррекционный и закрепительный, при этом на первом этапе психолог ставит человека перед выбором одного из множества метафорических символов, имеющих для человека наибольшую ассоциативную связь с его текущим состоянием, с последующим переходом на второй этап, согласно которому психолог повторно ставит человека перед выбором из множества предлагаемых изображений метафорических символов одного или нескольких изображений, имеющих для человека наибольшую ассоциативную связь с его желаемым состоянием с сопутствующим контролем выбираемых человеком символов, причем на третьем этапе психолог предлагает человеку перечень дополнительных упражнений, сопутствующих закреплению улучшенного психоэмоционального состояния (RU 2405581, 10.12.2010, прототип).
В известном изобретении на первом этапе человеку предлагается в качестве метафорических символов использовать изображения, символизирующее типичные безвыходные ситуации, например, «заключение в темнице», «падение в пропасть», «поражение в бою», «затерянность в космосе», «пленение чудовищем», «кара за грех», «мировой апокалипсис», «поражение смертельным вирусом», «демоническая одержимость», «порабощение разума», «морское кораблекрушение», «проигранный поединок» и проч. Однако в результате такого подхода, внимание человека больше зафиксировано на деталях события или ситуации, отраженных на метафорической карте, отвлекаясь от полной сосредоточенности на текущем состоянии. При этом закрепив в воображении одну или несколько таких ситуаций, человек может пытаться развивать сюжетную линию выхода из них, проигрывая различные сценарии развития событий, в связи с чем происходит утрата концентрации внимания на его текущем состоянии и переключение внимания на моделирование событий решения проблемы. Замена одной метафорической карты, символизирующей безвыходную ситуацию на другую, символизирующую решение проблемы может дать человеку эффект успокоения. Однако такой эффект может сопровождаться рационализацией алгоритма конкретных действий, смоделированных человеком в процессе сеанса. Таким образом, данная методика может подтвердить и закрепить убеждения человека в том, что выход из стрессовых ситуаций следует искать путем осуществления действий, основанных на рациональном оперировании поведенческими алгоритмами, закрепленными предыдущим опытом. При этом может быть утрачено понимание того, что большинство закрепленных поведенческих алгоритмов были приняты человеком, как единственно верные решения выхода из сложных ситуаций в состояниях страха, ожидания крушения планов, боязни осуждения коллективом, чувства долга, чувства вины, обиды и т.д. Таким образом, после проведения терапии, столкнувшись с повторяющимися стрессовыми ситуациями, пациент человек может предпринимать действия, основным мотивом которых являются негативные эмоции, поскольку не выработан навык внимания именно к своему текущему состоянию на уровне тела, дыхания, его осмысления, а также способность самостоятельного обретения равновесия, предшествующего принятию соответствующего решения.
Заявленный способ направлен на обучение человека рефлексии и отслеживанию наличия стресса, момента его возникновения, а также способности регулировать свое состояние.
Техническая проблема, которую решает заявленное изобретение заключается в разработке метода, направленного на формирование у человека равновесного психического состояния в условиях стрессогенных факторов путем применения средств и приемов психорегуляции (осуществляемой с помощью специалиста психолога, для обучения индивида навыкам произвольного изменения собственного состояния), а также саморегуляции (осуществляемой индивидом самостоятельно).
Технический результат, обеспечиваемый заявленным изобретением, заключается в формировании и закреплении у человека навыка самостоятельной идентификации и регуляции своего психоэмоционального состояния с возможностью последующего контроля текущего состояния в стрессовых ситуациях.
Дополнительно заявленное изобретение направлено на расширение перечня средств, используемых для регуляции психоэмоционального состояния человека.
Достижение заявленного технического результата обеспечивает способ регуляции психоэмоционального состояния человека, осуществляемый под управлением психолога, воздействующего на человека с использованием метафорических символов, ассоциирующихся с диапазоном психоэмоционального состояния человека от стрессового или подавленного до спокойного и/или расслабленного, включающий, по меньшей мере, три этапа, а именно диагностический, коррекционный и закрепительный, при этом на первом этапе психолог ставит человека перед выбором одного из множества метафорических символов, имеющих для человека наибольшую ассоциативную связь с его текущим состоянием, с последующим переходом на второй этап, согласно которому психолог повторно ставит человека перед выбором из множества предлагаемых метафорических символов одного или нескольких символов, имеющих для человека наибольшую ассоциативную связь с его желаемым состоянием с сопутствующим контролем выбираемых человеком символов, причем на третьем этапе психолог предлагает человеку перечень дополнительных упражнений, сопутствующих закреплению улучшенного психоэмоционального состояния, характеризующийся тем, что в качестве метафорических символов используют «свечи метафор», каждая из которых представляет собой фигуру с индивидуальным набором геометрических элементов и цветов, причем на первом этапе способа выбор человеком «свечи метафоры» психолог сопровождает тестирующей беседой и наблюдением за общей моторикой человека дожидаясь психологического раппорта, с последующим переходом на второй этап согласно которому психолог направляет внимание человека или на свечи метафор или на телесные реакции и констатируя их судит об улучшении психоэмоционального состояния человека, переходя к третьему этапу, согласно которому психолог предлагает человеку зафиксировать изображения одной или нескольких «свечей метафор» для последующего использования в целях самостоятельного закрепления человеком его улучшенного психоэмоционального состояния через перечень дополнительных упражнений, сопутствующих самостоятельному закреплению улучшенного психоэмоционального состояния, включающих просмотр и медитацию на «свечи метафор», проговаривание аффирмаций, выбранных человеком из предлагаемого психологом арсенала, а также комплекс дыхательных упражнений.
Согласно заявленному изобретению «свечи метафор» представляют собой спланированно и раздельно выведенные конструкты мышления, где за категорию смысла взята геометрическая форма «свечи метафор», а за эмоциональный конструкт отвечает цвет «свечи метафор».
Форма «свечи метафор» для одинакового смысла всегда одинакова, это геометрическое плетение фигуры из прямых и округлых линий с индивидуальным набором элементов, в основе которого ключевые геометрические символы: линия и точка. Так, Гуссерль уточнял, что типическое смысловое восприятие (форм) объектов апперцептивно переносится на любой другой сходный объект, после чего личный опыт человека окрашивает смысловое восприятие в индивидуальные оттенки, свойственные гамме личных ранее полученных индивидом эмоциональных переживаний (цветов), что в отношении психологии цвета, применяется и в других психологических методиках диагностики эмоционального состояния, например Тест Люшера.
В «свечах метафор» используются чистые классические базовые цвета цветового круга по модели RGB и RYB: красный, желтый, синий, зеленый. К первичным цветам добавляются цвета черный и белый, которые не отражены на цветовом круге, но являются фактором, передвигающим интенсивность цвета от центральных (максимально высветленных цветов, символически «белого» цвета) к цветам на периферии цветового круга (затемненные, или символически «черные» цвета). Дополнительные промежуточные цвета типа оранжевого, фиолетового, голубого используются в малом количестве форм «свечей метафор», являясь узкодиагностическими.
Интеграция формы и цвета, которая осуществляется при предъявлении индивиду «свечей метафор», задана более чем в 120 парах метафорических описаний смысла и эмоций, отражающих состояние индивида в настоящий момент, для вызова и ответа на реакции индивида в ходе проведения психологической методики или просто в ходе наблюдения за «свечой метафор». При этом, выбор осуществляется разными путями, среди которых: Первый путь одновременного предъявления всех форм и поиска нужной, в момент когда «свечи метафор» выставлены как образцы художественно-прикладного творчества изделий малой пластики вживую, это создает эффект погружения, присутствия и прекрасно зарекомендовало себя в том числе как средство для движения при работе с пространственными якорями для максимально быстрых результатов. Второй путь проведения методики, когда «свечи метафор» собраны в виде стимульных карточек и индивид выбирает и/или открывает группу низ них для поиска и выбора карточки точно отвечающей запросу. Третий путь это размещение «свечей метафор» в форме электронного каталога, где свечи разделены на базовые смысловые категории, и индивид заходя в смысловую категорию отвечающую его внутреннему запросу или настроению, выбирает свечу по форме и цвету похожую на искомый запрос, состояние или, при работе в провокативном подходе Фраенка Фарелли, в случае выявления сопротивления или активного вытеснения, индивиду предлагается выбрать категорию или искомую «свечу метафор», которая точно не похожа на состояние или вызывающую дискомфорт ситуацию.
Осуществляя способ в консультативном методе, психолог сопровождает диагностической беседой со встроенным в нее тестированием и наблюдением за реакциями индивида: положение тела, движения тела, моторика, скорость речи, громкость голоса, спонтанные движения возникающие у индивида после вопросов психолога, с последующим переходом на второй этап согласно которому психолог предлагает выбрать форму похожую на искомое состояние или задачу индивида, продолжая наблюдение и психологическое консультирование руководствуясь телесной готовностью клиента к психологической регуляции. Переходя к третьему этапу, задача которого зафиксировать телесные реакции или мысленные конструкты клиента, психолог действует гибко, предлагая индивиду зафиксировать изображения метафорических символов на материальный носитель, или взять в качестве домашнего задания выполнение упражнений включающих проговаривание аффирмаций, подобранных индивидом самостоятельно для себя в ходе консультации, а также комплекс двигательных или дыхательных упражнений, если в процессе выбора у субъекта наблюдалось замирание, тихое дыхание и другие признаки, соответствующие реакциям человека на стресс.
Заявленное изобретение может быть реализовано следующим образом.
В отличие от известных из уровня техники методик, согласно которым в качестве метафорических символов используют изображения, описывающие типичные безвыходные ситуации, в заявленном изобретении предлагается использование набора «свечей метафор». В контексте заявленного изобретения свечи метафор - это свечные светильники, внешний вид и описание каждого из которых являются продуктом междисциплинарного смыслового анализа структур человека, отвечающих за образное и символическое мышление. Так при изготовлении каждой свечи метафоры учитывается два фактора в виде геометрической формы и цвета, которые используются как единицы анализа состояния пациента при выборе им конкретной свечи.
Первый фактор, отвечающий за геометрию свечи, учитывает формы двух типов, а именно острые и округлые формы. К острым формам относятся вертикальные и горизонтальные прямые линии, углы, ступеньки, ромбы, перекрестия, квадраты, прямоугольники, а также гибкий материал в виде нитей, используемый для обмотки свечей внутри свечного светильника для контрастных графических прямых, диагональных, перекрещивающихся линий поверх основной формы «свечи метафоры» (всего 10 факторов). К округлым формам относятся круги, овалы, петли, сферы, полусферы, спирали, волны, узлы, скручивания, притирания, деформирующие линию свечи внутри свечного светильника из прямой в округлую форму (всего 10 факторов). Равенство факторов в острых и округлых формах позволяет создать лабильность (подвижность) восприятия, что в мягкой, сбалансированной и психологически безопасной форме помогает клиенту следовать как за движением своего внимания при первичном выборе свечей, так и за ходом вопросов психолога, в ходе проведения психокоррекции.
Вторая группа факторов является цветовой. В изобретении использованы классические базовые цвета, включающие первичные цвета: красный, желтый, синий, зеленый с добавлением черного и белого, передвигающие интенсивность цвета от символически белого до затемненного или символически черного. Дополнительно могут быть использованы оранжевый, фиолетовый, голубой и другие цвета. Для изготовления каждой «свечи метафор» используют индивидуальный смысловой и цветовой шаблон, зафиксированный в технологической карте. Сам декоративный свечной светильник представляет из себя выполненный в форме геометрических элементов или рисунков свечу, состоящую из тонких свечей с интервалами между свободными и прижатыми одиночными свечами внутри декоративного свечного светильника, которые в не горящем виде формируют узор, а в горящем виде являются маршрутом для движения огня.
Использование «свечей метафор» как сочетания формы и цвета в отличие от изображений с ситуациями, людьми, известными явлениями, природой, фотографией или картинами, снижают риск возникновения переноса, ретравматизации в случае если на картинке нарисована ситуация, напоминающая человеку о пережитом горе, стрессе или событии, которое закончилось для человека необратимо плохо. В том числе, контакт с метафорами в виде формы и цвета помогает концентрировать внимание индивида на собственном психоэмоциональном состоянии без риска рефлекторного переключения внимания на поиск рационального решения проблемы, показанной на изображении. Использование геометрических форм и цвета направляет внимание человека от внешнего социально одобряемого к внутреннему вниманию к себе, так как в геометрических формах не ясно, какая их них социально «положительна», а какая несет негативный аспект. Кроме того, работая с геометрией и цветом мы снижаем общую тревожность клиента о том, что «его проблемы не такие, грязные или недостойные чтобы о них говорили вслух», так как встречаются тревоги о том, что психолог на консультации может «осудить или начать плохо думать о своем клиенте» или будет социально предвзят из-за нежелательных выборов клиента. Нейтрализуя фактор оценки мы имеем результат в виде расслабления клиента и повышения уровня доверия и свободы на консультации.
Заявленный способ включает три этапа ограниченных во времени.
Время, отведенное на работу психолога с пациентом, может составлять 5-15 минут, чтобы человек, испытывающий стресс, выработал навык быстрого переключения с состояния стресса на состояние равновесия. Это краткосрочный терапевтический подход, который служит обнаружению стресса, его преодолению и переключению внимания на новый продуктивный для человека объект или состояние. При этом, важно не уходя в терапевтическую беседу соблюдать регламент и работать со стрессом как с реакцией, переводя его как реакцию в новую реакцию, более экологичную для человека на текущий момент.
Первый этап является диагностическим. На первом этапе субъект воздействия (психолог) предлагает объекту (человеку) осуществить выбор из предлагаемого набора свечей метафор одну свечу, вызывающую у человека наибольшую ассоциативную связь с его текущим состоянием. При этом психолог сопровождает сеанс спокойной, легкой или веселой беседой, задавая вопросы о задачах клиента и работая с реакцией на эти вопросы. На практике было установлено, что при стрессе пациенты выбирают угловатые или спутанные формы «свечей метафор» темных цветов, причем тело человека в ходе разговора реагирует сжатием, поворотом плеч внутрь, уходом головы вперед вниз, сжатие внутрь грудной клетки, дыхание замирает и/или становится неслышным, голос становится тише, речь менее разборчива. Таким образом, по осуществляемому выбору «свечи метафор» и общей моторике индивида производится оценка о наличии сформированной готовности к психологической коррекции. В случае, если готовность не сформирована, уточняют о наличии у индивида сроков и готовности индивидом в эти сроки уложиться, что определяет дальнейшие действия психолога. Готовность - это мобилизация ресурсов человека на выполнение конкретной деятельности, которая состоит из положительного отношения к результату, личных черт характера, способностей, мотивации, ресурса внутренних сил, знаний, навыков, умений, ресурса внимания, восприятия, а также наличия воли к действию и сохранению задуманного результата. Согласно теории готовности, готовый человек всегда осознает свои потребности, цели, возможности, внешние требования, внутренний потенциал, готов к мобилизации сил, и таких клиентов мало. Поэтому, при переходе от диагностического к коррекционному этапу может занять от 2 минут до 10 минут в зависимости от глубины и интенсивности влияния стресса на человека.
На втором этапе психолог описывает человеку его телесные реакции, наблюдаемые на первом этапе, сначала дожидаясь согласия индивида или его отказа от происходящего, для продолжения психокоррекционной работы. Если индивид согласен с описанием положения тела или дополняет его своим личным описанием или рассказом об ощущениях, мыслях, событиях, желаниях, то заявленный метод используется как ресурсный и искомыми метафорами являются похожие на человека, желаемое им состояние или решение проблемы. Если индивид защищается от психолога, не идет на контакт, конфликтует или нападает, тогда «свечи метафор» используются по принципу провокативной терапии как способ описать врага, выбрать совершенно не подходящую под человека форму и цвет, что точно не про него, и данный подход служит принятию в консультационной практике права клиента проявлять агрессию, несогласие, нежелание стать лучше или страх, что после улучшения все опять будет плохо. Если индивид из скоростных реакций, вытеснения, атакующей позиции замедляется и расслабляется, то психолог рекомендует сохранить достигнутый эффект, и спустя время продолжить консультацию.
Иногда, в ходе консультации с применением заявленного метода, причина стресса является рационализация или предание завышенной важности исхода какого-либо события, например экзамена, что является производным от чувства страха перед будущим, в частности перед осуждением со стороны близких за неоправданные личные ожидания в случае неудачи. Причем при разъяснении пациенту взаимосвязи негативной эмоции, в данном случае страха перед будущим, с сопутствующими, указанной эмоции, телесными реакциями, у пациента формируется навык узнавания негативного состояния путем концентрации внимания на своем теле.
Проверочным фактором, указывающим на продуктивность коррекционной беседы, является изменение реакций тела человека: плечи расслабляются и уходят вниз, напряжение с грудной клетки спадает, дыхание становиться чуть более свободным, голос членораздельным, ступни ног и ягодицы свободно прижаты к полу/стулу и человек словно «рассаживается», взгляд приподнимается и увеличивается время сохранения фокусировки глаз на окружающих человека предметах.
Третий этап - это закрепление полученного опыта, когда путем переключения внимания с объекта вызывающего напряжение на новый объект внимания, который может быть для индивида связан или с ним самим (с новым внутренним состоянием, с новыми ощущениями в теле, с чувством восстановленного контроля над своей жизнью за счет контроля за своим телом, что по сути является задачей применения метода «свечи метафор») или с внешней формой «свечи метафор», практическим заданием для выполнения и другими атрибутами (которые связывают индивида с искомым им внешним состоянием, людьми, объектами, событиями, явлениями, реакциями, символами, смыслами, внешними атрибутами проявлений индивида, желаемым результатом, желаемым состоянием, желаемым уровнем интеллектуальной и физической активности, желаемым эмоциональным фоном, желаемым уровнем волевого и мотивационного процесса).
Индивид словно частично «выныривает» из внутренних переживаний. Для психолога в этот момент важно наблюдать сохранение и поддерживать процесс фиксации человека в новых телесных реакциях от начала коррекционной беседы до ее завершения и закрепления результата.
Если полученный опыт в ходе консультирования пока не связан с ним самим, а связан с атрибутами внешнего мира или человек находится в ситуации неминуемого стресса, влияющего на его самочувствие, решения и поступки, то на третьем этапе закрепления коррекционной части психолог предлагает человеку по выбранным им «свечам метафор», которые символизируют желаемое, новый фокус внимания и объект для осуществления познавательной, эмоциональной и волевой активности, осуществить сохранение и закрепление атрибутов, например, сделать фотографию изображений на телефон, распечатать фото, взять готовую физическую форму в виде «свечи метафор» выполненную из натурального воска, что закрепляет переключение внимания еще более эффективно, за счет расширения каналов восприятия информации на каналы: визуальный (картинка/фото/скульптура), слуховой (в процессе общения с психологом, в том числе дискретное восприятие информации, исходя из логических связей, которые у человека возникли в процессе консультации), кинестетический (отдельные тактильные свойства свечи, ее липкость, теплота), обонятельный (свеча пахнет, это натуральный пчелиный воск с минимальным числом отдушек и в основном без ароматизаторов). Действенным методом отмечен способ, когда в те моменты, когда человеку необходима поддержка, с целью повторного переключения внимания со стресса на запрашиваемое ресурсное состояние, человек использует выбранные им формы и цвета «свечей метафор» для зажигания в домашнем использовании.
По завершении консультации клиент может самостоятельно вернуться к ходу консультации и повторить полученные успешные результаты уже в домашних условиях через: 1) использование простых дыхательных упражнений на выдох или вдох, которые содействую регуляции стресса при условиях, где нет возможности пользоваться материальными инструментами переключения; 2) использование воспоминаний, ощущений и других якорей, для возврата в равновесное состояние или его начальную фазу; 3) использование словестной установки, подкрепляющей успех переключения внимания с исходного объекта стресса на новое состояние, которые индивид мог подбирать с психологом на консультации; 4) просмотр формы «свечи метафор», как якоря состояния, возвращающего к благожелательному состоянию, закрепленному в ходе работы с психологом; 5) медитация на свечу через наблюдение, рассматривание построения формы, плетения, движения рисунка, графики, поиск неточности свечей сплетенных вручную; 6) сочетание медитации с рефлексией о положении тела и дыхания, а также управление собственным телом и дыханием; 7) зажигание свечи, обеспечивающее эффективное и быстрое переключение внимания через свойства мерцания пламени (эффект суггестии и дополнительного расслабления), запаха (быстрое переключение внимания по средству поступления нового запаха в момент регуляции (биологическая характеристика), непредсказуемости горения свечи (невозможно предсказать как свеча будет гореть, таким образом любое психологическое застревание и неспецифическая реакция на стресс снимается через возникающий интерес к природному пламени посредством ориентировочного рефлекса и реакции внимания как рефлекса на новизну). Так, «свеча метафоры» оснащена несколькими фитилями, огни которых в процессе горения перемещаются вертикально, горизонтально, по диагонали, спирали, овалу, кругу и другим формам, повторяющим строение свечи, таким образом, что в одной свече метафор одновременно горит более трех огней. В процессе горения свечи наблюдаются эффекты выделения тепла, освещения, мерцания, потухания и самостоятельного повторного зажигания, дым, треск, увеличение и уменьшение светового ореола над свечой, выделяются запахи: типовой запах горения воска, запах фитиля, тления, дыма, копоти, запах серы при зажигании спичками. Совокупность характеристик при использовании свечей метафор обеспечивает воздействие на все 5 чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и угадывание, причисляемое к шестому чувству.
Таким образом, заявленный способ обеспечивает приобретение навыка самостоятельного контроля индивидом своего психоэмоционального состояния, а также навык переключения из состояния стресса на равновесное состояние, вне зависимости от осознания или не осознания происходящих в жизни человека событий. Факторами усиливающим данный эффект является метод «свечи метафор» работающий с метафорическими образами в форме геометрических и цветовых элементов, снижающих уровень критического мышления и уровень сопротивления при работе с глубокими, в том числе, подсознательными переживаниями. Также, к факторам усиливающим эффект относят приемы обучающие восприятию и адаптации, а значит навыкам контролировать реакции своего тела на изменения окружающей среды, также относят методики укрепляющие запоминание опыта полученного на сеансе, через записывание и проговаривание соответствующих установок, а также использование «свечей метафор», работающих как ассоциативный якорь состояний при их самостоятельном использовании индивидом.
В отношении заявленного способа было проведено опытно-экспериментальное исследование, включенное в выпускную квалификационную работу по результатам прохождения магистерской программы повышения квалификации в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) на отделении когнитивная психология в образовании и управлении в 2018-2021 гг, которая была защищена на отлично и с красным дипломом. Исследование, подкрепляющее диссертационную работу автора «Переключение внимания как способ управления стрессом» проходило на базе МГПУ, в нем приняло участие 60 испытуемых, обучающихся по специальности «Психология» на 5-м курсе очной формы обучения, при этом испытуемые были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную группы, в экспериментальную группу вошло 43% студентов, возраст которых 22 года; 23% студентов, возраст которых 23 года; 20% студентов, возраст которых 24 года; и 14% студентов, возраст которых 25 лет; при этом в экспериментальной группе испытуемых 30% студентов-мужчин и 70% студентов-женщин; в контрольную группу вошло 30% студентов, возраст которых 22 года; 27% студентов, возраст которых 23 года; 27% студентов, возраст которых 24 года; и 16% студентов, возраст которых 25 лет. Структура испытуемых по полу в контрольной группе составила 37% студентов-мужчин и 63% студентов-женщин. Сопоставление экспериментальной и контрольной группы по половозрастным характеристикам согласно f-критерию Фишера, что методами статистического анализа подтверждает валидность результатов исследования.
1 Пример реализации способа.
В процессе исследования использовались следующие методы исследования: 1) эмпирические методы: опрос, беседа, наблюдение, тестирование; 2) констатирующий и контрольный эксперимент через методики Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда, Методика SPANA (Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта), адаптация Е.Н. Осина, Методика PSM-25 (Шкала психологического стресса), Методика FAST П. Экмана состоит из 3-х наборов фотографий; 3) Формирующий эксперимент - карточки с изображением «свечей метафор» для переключения внимания. Цель: осуществление процедуры управления стрессом путем: 1) диагностики стресса, 2) регуляции стресса через переключение внимания и 3) закрепления результата. Под переключением внимания понимается перемещение внимания человека с объекта (исходного состояния) через психологическое воздействие к новому объекту внимания (желаемому состоянию) для студентов, находящихся в экзаменационном стрессе: за 3 дня до и сразу перед экзаменом. Методику проводит психолог индивидуально в течении 5-15 минут; 4) Корреляционный метод: метод f-критерия Фишера. Данный метод направлен на качественную оценку полученных результатов исследования в обеих группах испытуемых. Цель: качественная оценка полученных результатов исследования в обеих группах испытуемых до и после формирующего эксперимента для 2х групп испытуемых (экспериментальной и контрольной группы). Цель: установить соответствует ли математическая модель для описания на основе дисперсионного анализа, а именно, зона значимости данных отсутствует (ϕ*эмп ниже 2), или измерение укажет на наличие зоны значимости (ϕ*эмп выше 2) при сопоставлении данных экспериментальной и контрольной групп.
Формирующий эксперимент в исследовании состоял из трех этапов:
1 часть диагностическая. На примере стимульного материала (карточек с изображением декоративных свечных светильников «свечи метафор») испытуемые выбирают сначала одни карточки по заданию психолога.
2 часть коррекционная. Испытуемые по вопросам психолога выбирают карточки с новыми изображениями. При этом психолог осуществляет диагностику положения тела, мимики, жестов, дыхания испытуемых, устанавливая достаточность вопросов, заданных испытуемым.
3 часть закрепление коррекционной части. Психолог предлагает испытуемому разные средства закрепления результата, в числе которых: 1) медитация на форму, повторяющую желаемый для испытуемого результат после коррекции стресса; 2) медитация на фактическую «свечу метафор» или ее зажигание с целью переключить внимание через особенности горения данной свечи (меняется форма свечи, пламя, формат горения), что включает ориентировочный рефлекс и снижает уровень сопротивления при интенсивном стрессе у человека; 3) медитация на выбранный объект (свечу метафор) в сочетании с дыханием на вдох или выдох, о котором психолог проводит для испытуемого инструктаж индивидуально; 4) словесная установка, приказ, убеждение, внушение предложением до 10 слов для регуляции стресса, которые возникают у испытуемого в ответ на вопросы психолога на 2й коррекционной части формирующего эксперимента; 5) фоновое переключение внимания путем размещения выбранной картинки на заставку телефона, размещение фотографии в месте, где испытуемый проводит подготовительные занятия к экзамену или в момент сдачи экзамена.
Контрольный эксперимент осуществлен спустя 3 дня после констатирующего, и в день, когда испытуемые перед экзаменом входили на него. В контрольном этапе приняли участие обе группы испытуемых. Задача этапа: осуществить оценку общего состояния обеих групп испытуемых и исследовать уровень испытываемого ими стресса. В рамках контрольной диагностики использовался тот же набор методик что принят для констатирующего эксперимента, но в адаптированной для контрольного эксперимента последовательности. Далее, по завершении контрольного эксперимента проведен этап подсчета, анализа полученных данных и корреляционный анализ с использованием f-критерий Фишера для сравнения полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах испытуемых.
Ниже приводим примеры диаграмм в виде фрагментов диссертации. На фиг. 1 данные сравнительного анализа результатов психоэмоционального состояния в 2х группах до проведения формирующего эксперимента со «свечами метафор». На фиг. 2 данные сравнительного анализа результатов психоэмоционального состояния в 2х группах после проведения формирующего эксперимента со «свечами метафор» и на этапе констатирующего эксперимента, который проводился перед экзаменом.
Подтверждено, что в экспериментальной группе снизилось отрицательное самочувствие (синий столбик), в то время как в контрольной группе изменения не произошли. В результате проведенного исследования было установлено, что у испытуемых в формирующей группе улучшилось самочувствие, снизился уровень отвращения, страха, гнева и повысился уровень счастья; был сформирован позитивный эффект; снизился уровень стресса. У испытуемых в контрольной группе изменения были незначительны. Сопоставление экспериментальной и контрольной группы по методике Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда с помощью f-критерия Фишера на контрольной диагностике, зона значимости 2,409; Сопоставление экспериментальной и контрольной группы по методике «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта SPANA» с помощью f-критерия Фишера, зона значимости 6,979; Сопоставление экспериментальной и контрольной группы по методике «Шкала психологического стресса PSM-25» с помощью f-критерия Фишера, зона значимости 7,59. Серия ответов при первом тестировании (ШДЭ) имеет допустимое отклонение, связанное с применением методики первой и сразу после формирующего эксперимента. При этом корреляционные данные сразу после формирующего эксперимента в 4 раза выше данных, которые были получены при 1 тестировании в ходе констатирующего эксперимента.
Таким образом, можно резюмировать, что после проведения регуляции стресса в 2х группах испытуемых получены значимые различия. Это означает, что управление стрессом по средству переключения внимания методом «свечи метафор» показал себя как эффективный метод. Гипотеза исследования о том, что переключение внимания методом «свечи метафор» является способом управления стресса, подтвердилась.
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие общие выводы: 1) в преддверии экзаменационной сессии обе группы испытуемых подвергаются воздействию стресса, при этом применение «свечей метафор» способно значимо повлиять на уровень испытываемого стресса, снизив его; 2) при переключении внимания смена с объекта (стресса) на новый объект (желаемое состояние), которое используется в методике «свечи метафор» позволяет сознательно с высокой степенью мотивации поддерживать состояние регуляции стресса; 3) для закрепления достигнутого результата применяется рефлексия, медитация, просмотр изображений, зажигание «свечей метафор», переключение по средству дыхания и положения тела; 3) успешность при регуляции стресса методом «свечи метафор» действует вне зависимости от половозрастного статуса испытуемых.
2 пример реализации способа.
Индивидуальная форма применения способа экспресс-коррекции эмоционального состояния взрослого.
Выбор «свечей метафор» осуществлялся путем одновременного предъявления всех свечей, при котором все варианты форм и цветов выставлены в выставочном зале размером порядка 10 м2.
Витрины установлены буквой «П», на свободной стене размещено зеркало, декоративные элементы, световые пятна или растения для создания атмосферы уюта, а также плоский сенсорный монитор диагональю 55 см, для безоценочной сверки описания, которые дает психолог или клиент, с фактическим электронным каталогом по «свечам метафор». Звучит легкая музыка или шум природы.
Высота открытых витрин, на которых размещены «свечи метафор» как образцы художественно-прикладного творчества изделий малой пластики вживую, составляет 180 см, интервал между прозрачными полками 30-35 см. Свечи упакованы в прозрачные коробки, надписей на них нет. Размещение свечей произведено по полкам в горизонтали для каждой отдельной категории свечей метафор - своя горизонталь. Коробки со свечами можно перемещать на отдельную пустую полку для выбранных клиентом форм. Смотря на полку происходит отслеживание динамика клиента в ходе консультации. Для удобства возвращения коробок со свечами на места, на полках витрины размещены прозрачные этикетки с обозначением места свечи.
Освещение направлено на свечи через штанговое верхнее освещение, при этом светлые и холодные лампы идут через одну, что создает ровный нейтральный свет или позволяет клиенту перемещать свечу под разные виды освещения, чтобы символически найти свой оттенок цвета. При таком расположении в центре помещения естественным образом сформировано затемненное пространство, в котором находится психолог и клиент.
Размер обычной «свечи метафоры» выполненной как изделие из малой пластики составляет 16 сантиметров, в размер ладони среднестатистического русского человека, а также 25 сантиметров для свечей работающих на уровне архетипов, их всего несколько видов. На фиг. 3 показаны примеры «свечей метафор».
Консультация проходит стоя, что прекрасно зарекомендовало себя в том числе как средство для движения при работе с пространственными якорями для максимально быстрых результатов.
Вышеописанный рабочий кабинет удобен для психолога, и для клиента создает ощущение защищенности, безопасности терапевтического процесса, а также эффект погружения, присутствия, возможности тактильно пощупать коробку, понюхать свечу, рассмотреть ближе, услышать звуки, которые сам клиент издает при передвижении по кабинету.
Клиент Алена К. 36 лет, по медицинским показаниям здорова. Склонная к обесцениванию, говорит быстро, эмоционально закрывается. Переезд с другой страны, отсутствие нужного ей гражданства на момент первичного обращения за консультацией, привели ее к накоплению вытесненных эмоций, которые значительны с точки зрения силы и, исходя из положения тела клиентки, давят на ее: плечи направлены во внутрь, при высоком росте и внешней красоте она сутулится, колени «на приседе», на вопрос о своем росте, отвечает что невысокие люди ниже ее по всем параметрам и ей нравиться быть высокой. Согласно полученным ответам, отсутствие у нее имущества, достаточных ей источников дохода привело к состоянию, которое А. описывает как общее напряжение. На фоне конфликта с братом и продолжающихся рабочих и личных отношений мимика А. выдает обиду (ущемленное и горькое выражение лица, поиск зрителя который за этим будет смотреть). Задачи управления стрессом или своими эмоциями у А. не стоит, а есть задача наладить отношения с выгодным мужчиной, что является мотивом, приведшим на консультацию.
На первой встрече А. была взволнована, смотрела на выход и слушала через раз вопросы, пропуская их содержание. Начало первого этапа осуществления методики регуляции психоэмоционального состояния через «свечи метафор» происходило сразу в момент встречи. Психолог разъяснила сущность, границы и ресурсы способа экспресс-коррекции методом «свечи метафор», договорились о том, что рефлексивный лист для записи хода консультации, на первой встрече заполнит психолог, и затем отдаст его клиенту. Так что все записи остаются доступными только ей, приватность беседы и запись своих выборов свечей А. может отслеживать на консультации. Затем с данным рефлексивным листом А., если захочет, может осуществить самостоятельный анализ и рефлексию, спустя некоторое время после завершения встречи.
Данные договоренности успокоили А. и она приняла более расслабленную позу, начала двигаться по помещению.
А. было предложено выбрать «свечу метафор» по форме и цвету похожую на ее текущее состояние. А. выбрала, задумалась, начала рассматривать, дыхание клиента затихло, общее положение тела подтверждает факт, что А. готова к переходу на второй этап.
На втором этапе психолог повторно ставит клиента перед выбором из множества предлагаемых «свечей метафор», имеющих наибольшую ассоциативную связь с желаемым состоянием.
А. двигалась медленно, не спешила, готовности переключать внимание с текущего состояния на новое состояние было мало, поэтому клиенту потребовалось время чтобы услышать запрос психолога. Медленно, в развалку, немного шаркая ногами по полу, снизив с момента начала встречи темп движений практически в 3 раза на более медленный, А. выбрала ряд свечей, не понимая почему ей хочется на образ желаемого состояния выбрать не одну свечу, как это было при первом запросе, а выбрать сразу три «свечи метафор». Психолог записала названия выбранных «свечей метафор» и переместила их на свободную полку к той свече, которая была выбрана первой. При манипуляциях связанных с перемещением свечей и технических записях, которые делал психолог, клиента практически не было слышно, поведение клиента кардинально отличалось от поведения на начало встречи. Так, реакций связанных с обесцениванием, быстрой речью и быстрым темпом движений не стало, они сменились на новые, означающие некоторое расслабление и процесс рефлексии, установления контакта с собой и с самоощущением. Положение тело чуть выровнялось, хотя сохранялся полуприсед в коленях и выражение лица на котором читалась обида, но призыв включиться в переживания клиента, поучаствовать в обиде или наблюдать за мучениями клиента, а также подсматривания клиента за реакциями психолога, стало очевидно меньше и практически закончились. Было видно что А. чувствует себя по-другому, в большем контакте с собой и ей от этого немного легче.
Свободное выражение спонтанных переживаний в широком, не ограниченном речью семиотическом поле открыло дополнительные возможности для материализации и отреагирования вытесненных переживаний. На этом этапе уже можно считать успешным выполнение второго этапа, и важно не ускорять клиента, так как уже произошел достаточный для нее прорыв с точки зрения новых способов реагирования на свои потребности и желания, по средству смены алгоритма поведения из бегства или замирания в реакцию участия и наблюдения за собой.
Психолог просто молча наблюдала за происходящим, так как ситуация требовала молчаливого и понимающего соприсутствия. Это помогало удерживать личные психологические границы клиента.
На вопрос клиента «Почему свечей три» психолог предложила начать с порядка расстановке свечей на полке и предложила расставить свечи, как клиенту нравиться. На замешательство клиента, психолог озвучил что выбор делался в таком-то порядке, и помогла установить свечи.
Психолог: «Похоже ли сейчас это на ваше желанное состояние».
Клиент: «Надо убрать эту, и да»
Психолог убирает свечу. Клиент говорит что нет, надо вернуть. Психолог предлагает клиенту самостоятельно вернуть свечу на место. Клиент возвращает свечу. И видно, что тело клиента расслабляется, достаточно громко клиент выдыхает.
Начинается третий этап.
Психолог: «Я предлагаю на этом остановиться. Вы проделали сегодня большую работу. Начали мы с того, что вы вошли на высокой скорости и напряженная, а сейчас ваш темп снизился, вы стали более расслабленная. Похоже ли это на правду?»
Клиент: «Да, я стала больше и как-бы ближе к себе».
Психолог: «Я предлагаю вам сделать фотографию получившихся комплектов свечей. Вы можете к ним потом вернуться, чтобы посмотреть, или не возвращаться. Их можно применять для (… далее следует типовая инструкция по закреплению достигнутого состояния).
Клиент сначала пытается ускориться, продолжить консультационную встречу дальше, утверждать что это «странное завершение консультации и она ждала большего». На вопрос психолога о том, что А. ждала, она отвечает что «я ждала что вы меня будете убеждать, заставлять поменять мою точку зрения и что-то сделать».
Психолог спрашивает: «Как мы сделали - это лучше?»
А. рассмеялась и сказала: «Да».
Психолог описывает, что установленная телесность, новый внутренний темп и другие внутренние характеристики, позволяют А. иметь самое важное - это контакт с собой. Психолог передает А. записи на рефлексивном листе, затем открывает планшет и показывает как А., где, если ей захочется, она может сделать анализ произошедшего на консультации, при этом психолог рекомендует в течении 1-2 дней никаких анализов не делать, а просто побыть в своем новом состоянии.
Лицо А. разгладилось, она выглядела посвежевшей и стала чуть выше, расправив немного плечи. Дождавшись когда А. окончательно вернется к себе, психолог спросила разрешения вернуть свечи на место: «Мы можем завершить нашу консультацию?» Клиент ответила «Да».
После консультации А. была удивлена переменами в самоощущении, сказала что не верит во всякую там психологию, и что это в принципе чушь, но ей легче.
Спустя 3 недели А. обратилась за повторной консультацией. Благодарила что ей как-то стало легче в целом, сказала что у нее была сумятица в голове, но после консультации она смогла начать решать имущественные вопросы с братом и возникла перспектива решить вопрос с имуществом. Возможность в череде внешнего шума побыть с собой для А. дала шанс выбрать и принять решение. Символический выбор нескольких свечей А. трактовала для себя как последовательное прояснение отношений с братом, завершение неясных отношений и еще «кое-что», что она пожелала не раскрывать. Таким образом, клиент работал не с вымышленным запросом «про выгодного мужчину», а истинным запросом, связанным с имуществом и братом.
Очевидно, что выбор из числа вариантов разных форм и цветов «свечей метафор» одного, определенного, фиксирующего внимание клиента варианта, уже является тем объектом, который переключает внимание клиента с разнообразия трактовок, которые сознательно или бессознательно происходят в психической реальности каждого человека, который теряет связь с собой, своими истинными ощущениями, потребностями и желаниями. Данное переключение внимания уже является терапевтическим. Поэтому, в ряде случаев, например в этом кейсе, достаточно начать с контакта с собой.
Таким образом, заявляемый способ помог предупредить риск психосоматических реакций или возникновения аддиктивного поведения, как способа установления утраченного контакта с собой. Заявляемый способ позволил сэкономить время клиента в части установления доверительного контакта между психологом и клиентом, на который нужно достаточно времени. Заявляемый способ обеспечил психолога возможностью бережливого расхода своей психической энергии на обработку встречающегося в психологическом консультировании, клиентского сопротивления. Психологическое сопротивление является добрым знаком, его не надо преодолевать, так как оно помогает клиенту выжить, сохранить гомеостаз и внутреннее равновесие. Поэтому, через опосредованную работу с психологическим сопротивлением, в ресурсе остались оба: и психолог и клиент, что особо полезно для психологов, только начинающих вести свою психологическую практику.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Набор психологических объемных метафорических ассоциативных карт в виде подушек | 2023 |
|
RU2809319C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2011 |
|
RU2482886C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО СВЕЧНОГО СВЕТИЛЬНИКА | 2016 |
|
RU2668950C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2010 |
|
RU2438727C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2010 |
|
RU2438725C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ | 2013 |
|
RU2538173C2 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ | 2009 |
|
RU2429025C2 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2009 |
|
RU2409396C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ | 2009 |
|
RU2416436C2 |
СПОСОБ ЭКСПРЕСС-КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ | 2010 |
|
RU2420233C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к психологии, и может быть использовано для регуляции психоэмоционального состояния человека. Включает три этапа: диагностический, коррекционный и закрепительный. На первом этапе психолог ставит человека перед выбором одного из множества декоративных свечных светильников, имеющих для человека наибольшую ассоциативную связь с его текущим состоянием. На втором этапе психолог повторно ставит человека перед выбором декоративных свечных светильников, имеющих для человека наибольшую ассоциативную связь с его желаемым состоянием. Оба этапа психолог сопровождает беседой и наблюдением за изменениями в общей моторике человека. На третьем этапе человеку предлагают зафиксировать изображение по меньшей мере одного выбранного на втором этапе декоративного свечного светильника или взять готовый физический декоративный свечной светильник для последующего самостоятельного закрепления человеком его улучшенного психоэмоционального состояния. Способ обеспечивает формирование и закрепление у человека навыка самостоятельной идентификации и регуляции своего психоэмоционального состояния с возможностью последующего контроля текущего состояния в стрессовых ситуациях. 1 з.п. ф-лы, 3 ил., 2 пр.
1. Способ регуляции психоэмоционального состояния человека, включающий три этапа, а именно диагностический, коррекционный и закрепительный, согласно которому на первом этапе человека ставят перед выбором одного из множества метафорических символов, имеющих для человека ассоциативную связь с его текущим состоянием, с последующим переходом на второй этап, согласно которому человека повторно ставят перед выбором по меньшей мере одного из множества предлагаемых метафорических символов, имеющих для человека ассоциативную связь с его желаемым состоянием, причем на третьем этапе человеку предлагают перечень дополнительных упражнений для закрепления улучшенного психоэмоционального состояния, отличающийся тем, что в качестве метафорических символов используют декоративные свечные светильники или их изображения, каждый из которых представляет собой фигуру с индивидуальным набором геометрических элементов и цветов, причем на первом этапе выбор человеком декоративного свечного светильника сопровождают тестирующей беседой и наблюдением за общей моторикой, дожидаются психологического раппорта и переходят на второй этап, при этом на втором этапе направляют внимание человека по меньшей мере на один декоративный свечной светильник, имеющий ассоциативную связь с его желаемым состоянием, и на телесные реакции и констатируя их судят об улучшении психоэмоционального состояния человека, после чего переходят к третьему этапу, согласно которому человеку предлагают зафиксировать изображение по меньшей мере одного выбранного на втором этапе декоративного свечного светильника или взять готовый физический декоративный свечной светильник для последующего самостоятельного закрепления человеком его улучшенного психоэмоционального состояния.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что перечень дополнительных упражнений для самостоятельного закрепления человеком его улучшенного психоэмоционального состояния включает просмотр декоративных свечных светильников, медитацию на них, проговаривание аффирмаций, либо комплекс дыхательных упражнений.
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ | 2009 |
|
RU2405581C2 |
СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1993 |
|
RU2033818C1 |
СПОСОБ Н.П. ЗАХАРОВА ПСИХОТЕРАПИИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ | 2004 |
|
RU2289435C2 |
СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОВ АЛФАВИТА РОДНОЙ РЕЧИ: "ЗВУКОВАЯ ДЫХАТЕЛЬНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ" | 2002 |
|
RU2215475C2 |
МОЖЕЙКИНА Л | |||
Б | |||
Природа эмоциональной метафоры | |||
Человек в эпоху перемен | |||
Вызовы настоящего, построение будущего: мат | |||
IV Съезда психотерапевтов, психиатров и консультантов | |||
Устройство для закрепления лыж на раме мотоциклов и велосипедов взамен переднего колеса | 1924 |
|
SU2015A1 |
Способ подпочвенного орошения с применением труб | 1921 |
|
SU139A1 |
Авторы
Даты
2022-08-01—Публикация
2021-06-29—Подача