ИСКУССТВЕННЫЙ КОЛЕННЫЙ СУСТАВ С МЕХАНИЗМОМ ПОДТОРМАЖИВАНИЯ Российский патент 2005 года по МПК A61F2/64 

Описание патента на изобретение RU2254831C1

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к искусственным коленным суставам, и может быть использовано при протезировании нижних конечностей.

Известно, что отсутствие в искусственном коленном суставе (далее - ИКС) средств для управления фазой переноса приводит к проблемам при ходьбе на протезе бедра. После заднего толчка пятка протеза поднимается выше, чем у здоровой ноги, что удлиняет время переноса протезированной конечности и усугубляет асимметрию движений. Кроме того, в конце фазы переноса имеет место сильное соударение рекурвационных элементов ИКС, приводящее к тенденции спадания приемной гильзы с культи и к бедродинамическому удару, оказывающему при длительной эксплуатации отрицательное воздействие на здоровье инвалида (см., например, Р.Баумгартнер, П.Ботта. Ампутация и протезирование нижних конечностей. Пер. с нем. М.: Медицина, 2002).

Наличие в ИКС средств, обеспечивающих управление фазой переноса, а именно механизмов подтормаживания голени, устраняет чрезмерное сгибание протеза в фазе переноса и снижает ударное воздействие на элементы ИКС от инерционных сил голени и ступни в момент полного разгибания протеза. Это позволяет приблизить время переноса протезированной конечности к норме, уменьшить динамическую асимметрию, снизить энергозатраты и уменьшить дискомфортность при ходьбе инвалида (Б.С.Фарбер и др. Теоретические основы построения протезов нижних конечностей и коррекции движения. Под ред. Б.С.Фарбера, кн. 2. М.: ЦНИИПП, 1994).

Существуют различные схемы построения таких механизмов. Так, известен ИКС бедра с подтормаживающим устройством (SU 0240178, Климов и др., 21.03.1969), в котором функция регулируемого подтормаживания реализуется посредством регулятора, выполненного в виде фрикционной серьги и винта, встроенного в ИКС. В другом изобретении - протезе бедра, реализующем указанную функцию, предусматривается подтормаживание голени за счет создания трения между подвижным и неподвижным элементами, размещенными на одной из осей шарнира (SU 0288858, Климов и др., 08.12.1970). В другом устройстве (RU 2043091 С1, Якобсон и др., 10.09.1995) подтормаживание 4-осного ИКС осуществляется посредством фрикционных и упругой шайб, сила сжатия которых между собой регулируется винтом. В известном 4-осном ИКС (модели 3R20 и 3R36 фирмы "Otto Bock", см. техническое описание 647G72-3000-05.00-MD) введен другой механизм регулирования силы подтормаживания голени. В этом устройстве совмещены механизмы подтормаживания и вращения, однако при динамичной ходьбе происходит быстрый износ конических поверхностей скольжения-трения, приводящий к уменьшению сил подтормаживания, что требует дополнительного регулирования в процессе эксплуатации и может приводить к преждевременному нарушению работоспособности ИКС.

Наиболее близким аналогом к патентуемому является ИКС, содержащий бедренную и голенную части, связанные между собой механизмом вращения, имеющим по меньшей мере одну ось, и механизм подтормаживания, установленный внутри сустава на оси и включающий обжимной элемент и узел регулирования силы обжатия, включающий регулировочный винт, причем резьбовое отверстие под винт расположено в одной из упомянутых частей (SU 0164098, Плотник, 25.08.1964). Однако при совмещении механизмов вращения и подтормаживания поверхности скольжения-трения воспринимают как внутренние, так и внешние нагрузки (циклические - от веса инвалида и веса протеза, ударные - от инерционных сил, возникающие в момент полного разгибания протеза, и другие). Износу соприкасающихся поверхностей способствует сухое трение, так как все вышеуказанные устройства, в том числе и ближайший аналог, не предусматривают элементов для смазки поверхностей скольжения-трения. Кроме того, при каждом шаге, в момент перехода ИКС из состояния покоя в состояние вращения, происходит “срыв”, ощущаемый инвалидом как дискомфорт при ходьбе, что также связано с “сухим” трением, при котором, как известно, коэффициент трения покоя значительно выше коэффициента трения скольжения.

Задачей настоящего изобретения является создание ИКС с механизмом подтормаживания без указанных недостатков, а именно, свободного от воздействия внешних нагрузок и не требующего дополнительного регулирования, связанного с износом трущихся поверхностей в процессе эксплуатации.

Технический результат изобретения - повышение реабилитационных возможностей, удобство эксплуатации, простота и надежность конструкции - достигается тем, что искусственный коленный сустав содержит бедренную и голенную части, связанные между собой механизмом вращения, имеющим по меньшей мере одну ось, и механизм подтормаживания. Механизм подтормаживания установлен внутри сустава на оси и включает обжимной элемент, узлы смазывания и регулирования силы обжатия. Узел регулирования силы обжатия выполнен в виде упругого элемента и регулировочного винта, при этом резьбовое отверстие под винт расположено в одной из упомянутых частей, а узел смазывания охватывает обжимной элемент и контактирует с осью.

Сустав может характеризоваться тем, что обжимной элемент выполнен в виде двух колодок со стягивающими винтами, а также тем, что обжимной элемент выполнен в виде разрезной втулки.

Сустав может характеризоваться и тем, что узел смазывания содержит маслосодержащий элемент в кожухе и фитили в форме шайб, установленные на оси.

Сустав может характеризоваться также тем, что на внешних поверхностях колодок, перпендикулярных оси регулировочного винта, выполнены опорные площадки, расположенные с обеих сторон от паза под винт и по направлению оси механизма вращения, причем ширина площадок меньше ширины паза.

Сустав может характеризоваться, кроме того, тем, что на внешних поверхностях разрезной втулки, перпендикулярных оси регулировочного винта, выполнены опорные площадки, расположенные с обеих сторон от паза под винт и по направлению оси механизма вращения, причем ширина площадок меньше ширины паза.

Существо изобретения поясняется на чертежах, где:

на фиг. 1 изображена конструкция ИКС с подтормаживающим механизмом;

на фиг.2 - то же, что на фиг. 1, разрез по А-А;

на фиг.3 - механизм подтормаживания в разобранном состоянии;

на фиг.4, 5 - варианты выполнения обжимного элемента.

Принципы изобретения раскрываются на нижеприведенном примере четырехосного ИКС и могут быть применены как в моно-, так и в полицентрических ИКС различных модификаций.

ИКС содержит две основные составные части: бедренную часть 10, которая при изготовлении протеза соединяется с приемной гильзой бедра, и голенную часть 12, соединяемую с искусственной голенью. Части 10 и 12 связаны между собой механизмом 13 вращения, включающим в себя ось 14 и звенья 16. Ось 14 установлена в корпусе 18 бедренной части 10 на подшипниках 20 и неподвижно соединена со звеньями 16.

Механизм 21 подтормаживания (фиг.3, 4) представляет собой обжимной элемент 22, охватывающий ось 14, и выполненный в виде колодок 24 и 25, стянутых с одной стороны винтами 28, а с противоположной - через упругий элемент 30 и шайбу 31 с регулировочным винтом 32. Резьбовое отверстие для винта 32 может быть выполнено либо в промежуточной втулке 34, неподвижно соединенной с корпусом 18, либо непосредственно в корпусе 18. Упругий элемент 30 может быть выполнен в виде набора тарельчатых пружин, винтовой пружины сжатия, втулки из упругого материала и других подобных элементов. На поверхностях колодок 24, 25 имеются опорные площадки 36, 37. Площадки 36, 37 расположены с двух сторон паза 33 по направлению оси 14. Ширина площадок 36, 37 меньше диаметра винта 32. Такая конструкция предотвращает возможность возникновения изгибающего момента, действующего на винт 32, а также способствует стабильности регулировочных характеристик при серийном изготовлении.

Механизм 21 подтормаживания имеет узел смазывания, состоящий из маслосодержащего элемента 40 и двух фитилей-шайб 42, поджатых к обжимному элементу 22 посредством кожуха 44 и шайб 46 соответственно. В качестве иной формы выполнения обжимного элемента 22 возможно использование разрезной втулки 48 (фиг.5) с опорными площадками 50 и 51. Регулирование силы обжатия втулки 48 осуществляется через упругий элемент 30 винтом 32.

При ходьбе на протезе ось 14 вращается в корпусе 18 на подшипниках 20. Обжимной элемент 22 - колодки 24, 25 (фиг. 4) или разрезная втулка 48 (фиг.5) - обжимает ось 14 с определенным усилием, величина которого устанавливается регулировочным винтом 32 при индивидуальной настройке протеза. Для ослабленных инвалидов, у которых темп ходьбы медленный, усилие обжатия устанавливается небольшим, а для энергичных - значительным. Для исключения “сухого” трения соприкасающиеся поверхности смазываются фитилями-шайбами 42 из маслосодержащего элемента 40.

В патентуемом устройстве, в отличие от ближайшего аналога, функции вращения и подтормаживания реализуются различными механизмами, не связанными друг с другом. Поэтому механизм подтормаживания не воспринимает внешние нагрузки (циклические, обусловленные весом инвалида, ударные от инерционных сил и другие). Патентуемая конструкция при практическом протезировании позволит облегчить процессы индивидуальной настройки и регулирования ИКС, что дает возможность уменьшить динамическую асимметрию ходьбы на протезе и снизить энергозатраты инвалида.

Похожие патенты RU2254831C1

название год авторы номер документа
ИСКУССТВЕННЫЙ КОЛЕННЫЙ СУСТАВ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ СИЛ ПОДТОРМАЖИВАНИЯ РАЗДЕЛЬНО ПРИ СГИБАНИИ И РАЗГИБАНИИ 2003
  • Солоненко А.И.
RU2254832C1
ИСКУССТВЕННЫЙ КОЛЕННЫЙ СУСТАВ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКОЙ ХОДЬБЫ 2021
  • Буров Геннадий Николаевич
  • Щербина Константин Константинович
  • Большаков Владимир Александрович
  • Белянин Олег Леонидович
RU2772358C1
ИСКУССТВЕННЫЙ КОЛЕННЫЙ СУСТАВ 2001
  • Асташев В.Ф.
  • Данилов А.В.
  • Покатилов А.К.
RU2200512C2
ОДНООСНЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ КОЛЕННЫЙ СУСТАВ С ЗАМКОМ 2003
  • Солоненко А.И.
RU2254834C1
ИСКУССТВЕННЫЙ КОЛЕННЫЙ СУСТАВ С ЮСТИРОВОЧНЫМ УСТРОЙСТВОМ 2003
  • Солоненко А.И.
RU2254833C1
ШАРНИРНЫЙ КОЛЕННЫЙ СУСТАВ ПРОТЕЗА НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ 1994
  • Фролов Л.И.
  • Бобров Е.Г.
  • Волошин В.А.
  • Куракин А.В.
  • Павлов В.Н.
  • Фарбер Б.С.
  • Колодивкер В.В.
  • Шапиро Л.Я.
RU2076670C1
Протез голени 1989
  • Ситенко Александр Николаевич
  • Пилипенко Антонина Сергеевна
  • Ковалько Николай Тимофеевич
SU1621914A1
КОЛЕННЫЙ СУСТАВ ПРОТЕЗА НОГИ 2000
  • Рапопорт Григорий Абрамович
  • Бальвас Геннадий Николаевич
  • Киселев Руслан Григорьевич
RU2187981C2
Устройство для определения места установки коленных шарниров в протезах голени 1987
  • Константинов Владимир Алексеевич
  • Ситенко Александр Николаевич
  • Щетинина Любовь Григорьевна
  • Горлевский Станислав Эдуардович
SU1416106A1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРТЕЗОМ ИЛИ ПРОТЕЗОМ СУСТАВА 2010
  • Зеир Мартин
  • Кампас Филипп
  • Павлик Роланд
  • Кальтенборн Свен
RU2533967C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 254 831 C1

Реферат патента 2005 года ИСКУССТВЕННЫЙ КОЛЕННЫЙ СУСТАВ С МЕХАНИЗМОМ ПОДТОРМАЖИВАНИЯ

Изобретение относится к области медицинской техники, а именно к экзопротезам коленного сустава. Искусственный коленный сустав содержит бедренную и голенную части, связанные между собой механизмом вращения. Внутри сустава на его оси установлен механизм подтормаживания, включающий обжимной элемент, узел регулирования силы обжатия, включающий упругий элемент и регулировочный винт. Резьбовое отверстие под винт расположено в одной из упомянутых частей. Механизм подтормаживания включает узел смазывания, охватывающий обжимной элемент и контактирующий с осью. Изобретение позволяет повысить реабилитационные возможности экзопротезов, удобство эксплуатации, обеспечить простоту и надежность конструкции искусственного коленного сустава с механизмом подтормаживания. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 254 831 C1

1. Искусственный коленный сустав, содержащий бедренную и голенную части, связанные между собой механизмом вращения, имеющим по меньшей мере одну ось, и механизм подтормаживания, установленный внутри сустава на оси и включающий обжимной элемент и узел регулирования силы обжатия, включающий регулировочный винт, причем резьбовое отверстие под винт расположено в одной из упомянутых частей, отличающийся тем, что механизм подтормаживания включает узел смазывания, охватывающий обжимной элемент и контактирующий с осью, а узел регулирования силы обжатия включает упругий элемент.2. Сустав по п.1, отличающийся тем, что узел смазывания содержит маслосодержащий элемент в кожухе и фитили в форме шайб, установленные на оси.3. Сустав по п.1, отличающийся тем, что обжимной элемент выполнен в виде двух колодок со стягивающими винтами.4. Сустав по п.3, отличающийся тем, что на внешних поверхностях колодок, перпендикулярных оси регулировочного винта, выполнены опорные площадки, расположенные с обеих сторон от паза под винт и по направлению оси механизма вращения, причем ширина площадок меньше ширины паза.5. Сустав по п.1, отличающийся тем, что обжимной элемент выполнен в виде разрезной втулки.6. Сустав п.5, отличающийся тем, что на внешних поверхностях разрезной втулки, перпендикулярных оси регулировочного винта, выполнены опорные площадки, расположенные с обеих сторон от паза под винт и по направлению оси механизма вращения, причем ширина площадок меньше ширины паза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2254831C1

КОЛЕННЫЙ МЕХАНИЗМ НРОТЕЗА БЕДРА 0
  • Л. Г. Плотник
SU164098A1
ФРИКЦИОННЬГЙ ЛОКТЕВОЙ ШАРНИР 0
SU304946A1
US 6610101 В2, 26.08.2003
US 6206933 B1, 27.03.2001
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры 1918
  • Давыдов Р.И.
SU99A1

RU 2 254 831 C1

Авторы

Солоненко А.И.

Даты

2005-06-27Публикация

2003-11-26Подача