Изобретение относится к автомобилестроению, к устройствам для регулирования и фиксации положения спинки сиденья транспортного средства относительно его неподвижной части,
Известен механизм регулирования наклона спинки переднего сиденья, применяющийся в автомобилях ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, содержащий неподвижное звено, соединяемое с подвижным звеном с помощью в зубчатой передачи, состоящей из зубчатого венца с внутренним зацеплением подвижного звена и зубчатого венца с наружным зацеплением неподвижного звена, приводимой в движение за счет вращения эксцентриковой втулки, установленной в центральном отверстии неподвижного звена.
Недостатком этой конструкции является наличие люфта между элементами наклона, что приводит к инерционному колебанию спинки сиденья и ухудшает пассивную безопасность водителя и пассажиров.
Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является регулирующее и фиксирующее устройство для сидений транспортного средства, в частности для регулировки задней спинки сидений по патенту США N 5871414, кл. МПК B 60 N 2/225, который принят нами за ближайший аналог. Это устройство содержит подвижное звено с центральной втулкой, соединяемое с неподвижным звеном с помощью зубчатой передачи, состоящей из зубчатого венца с внутренними зубьями подвижного звена и зубчатого венца с наружными зубьями неподвижного звена и приводимой в движение двумя сухариками в виде кольцевых эксцентриковых секторов, размещенных в центральном отверстии неподвижного звена с возможностью взаимодействия узкими концами с рычагом водила, а широкими - взаимосвязанных с концами кольцевой пружины, установленной в неподвижном узле.
Недостатком этого механизма является сложность конструкции, заключающаяся в наличии сложных в изготовлении деталей: а именно, штампованного стопорного кольца с пружинными элементами и эксцентрично выполненной управляющей рукоятки.
Заявляемое техническое решение направлено на упрощение конструкции устройства и уменьшение люфта между элементами наклона спинки сиденья транспортного средства, что ведет к устранении инерционного колебания спинки сиденья относительно самого сиденья.
С этой целью в механизме регулировки и фиксации наклона спинки сиденья транспортного средства относительно самого сиденья, содержащем подвижное звено с центральной втулкой, соединяемое с неподвижным звеном с помощью зубчатой передачи, состоящей из зубчатого венца с внутренними зубьями подвижного звена и зубчатого венца с наружными зубьями неподвижного звена и приводимой в движение двумя сухариками в виде кольцевых эксцентриковых секторов, размещенных в центральном отверстии неподвижного звена с возможностью взаимодействия узкими концами с рычагом водила, а широкими - взаимосвязанных с концами кольцевой пружины, установленной в неподвижном узле, водило выполнено в виде втулки с центральным шестигранным отверстием и с кольцевым сегментообразным фланцем, на котором симметрично относительно оси сегмента размещен рычаг для взаимодействия с узкими концами кольцевых эксцентриковых секторов, центральное отверстие неподвижного звена механизма выполнено ступенчатым, причем кольцевой фланец водила установлен в широкой части этого отверстия на торец центральной втулки подвижного звена механизма, кольцевые эксцентриковые сектора - в узкой его части, а кольцевая пружина размещена вокруг кольцевого фланца водила и взаимосвязана с кольцевыми эксцентриковыми секторами через сквозные отверстия на их широких концах, при этом водило выполнено из металлического порожка путем спекания, с двух противоположных вдоль оси сторон механизм скреплен держателями звеньев, а при определении радиуса кольцевого фланца водила пользуются соотношением
R>r+е,
где R - радиус кольцевого фланца водила;
r - радиус наружной поверхности центральной втулки подвижного звена механизма;
е - эксцентриситет кольцевых эксцентриковых секторов.
На фиг.1 показан механизм регулирования наклона спинки сиденья транспортного средства в развернутом виде.
На фиг.2 - то же в собранном виде.
На фиг.3 - разрез A-A на фиг.2 (повернуто).
На фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.3 (механизм в исходном положении).
На фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.3 (механизм в рабочем положении).
Механизм регулировки наклона спинки сиденья транспортного средства содержит неподвижное звено 1 с зубчатым венцом 2 с наружными зубьями и подвижное звено 3 с зубчатым венцом 4 с внутренними зубьями. Количество зубьев зубчатого венца 4 с внутренними зубьями на один больше, чем у зубчатого венца 2 с наружными зубьями, т.е. зубчатая передача является планетарной. Центральное отверстие 5 неподвижного звена механизма выполнено ступенчатым, а центральное отверстие 6 подвижного звена 3 - с втулкой 7. Привод зубчатой передачи содержит два сухарика 8 и 9, выполненные в виде кольцевых эксцентриковых секторов с узкими концами 10 и 11 и с широкими концами 12 и 13 и размещенных в кольцевой полости 14 между наружной стенкой втулки 7 подвижного звена 3 и стенкой узкой части ступенчатого отверстия 5 неподвижного звена 1. В отверстии втулки 7 размещено водило 15, выполненное в виде втулки с центральным шестигранным отверстием и с кольцевым сегментообразным фланцем 16, на котором симметрично относительно оси сегмента размещен рычаг 17, выполненный в виде кольцевого сектора. На широких концах сухариков 8 и 9 выполнены сквозные отверстия 18 и 19 для взаимосвязи с кольцевой пружиной 20. Кольцевые эксцентриковые сектора размещены в узкой части ступенчатого отверстия 5 неподвижного звена, кольцевой фланец 16 водила 15 - в широкой его части на торец центральной втулки 7 подвижного звена механизма, а кольцевая пружина 20 установлена вокруг кольцевого фланца водила. Сухарики 8 и 9 размещены с возможностью взаимодействия узкими концами 10 и 11 с рычагом 17 водила 15, а широкими концами 12 и 13 - с кольцевой пружиной 20. Кольцевая пружина 20 выполнена с усиками 21 и 22, загнутые концы которых введены в отверстия 18 и 19 сухариков 8 и 9. С двух противоположных вдоль оси сторон механизм скреплен держателями звеньев 23 и 24 с помощью заклепок 25. Водило 15 выполнено из металлического порошка путем спекания.
При этом при определении радиуса кольцевого фланца водила (см. фиг.2 и 5) пользуются соотношением
R>r+е,
где R - радиус кольцевого фланца водила;
r - радиус наружной поверхности центральной втулки подвижного звена механизма;
е - эксцентриситет кольцевых эксцентриковых секторов.
Устройство работает следующим образом.
В исходном положении (см. фиг.4) широкие концы 12 и 13 сухариков 8 и 9 раздвинуты на некоторое расстояние усилием пружины 20, а сухарики 8 и 9, переместившись в противоположные стороны, заклинивают подвижное 3 и неподвижное 1 звенья механизма, причем средняя часть внутренней поверхности сухариков контактирует с наружной поверхностью металлической втулки 7, при этом образуются зазоры "а" и "б" между наружной поверхностью втулки 7 и концами сухариков 8 и 9 (см. фиг.5).
Для изменения наклона спинки сиденья вращается рукоятка (на чертежах не показана), которая вставляется в шестигранное отверстие водила 15, при этом рычаг 17 водила воздействует на узкую сторону 10 или 11 одного из сухариков 8 или 9, который при перемещении сдвигает усики пружины 20, т.е. происходит расклинивание звеньев наклона 1 и 3.
При этом зазор "а" уменьшается, а зазор "б" увеличивается (см. фиг.5). Сухарики 8 и 9 перемещаются по кольцевой эксцентричной канавке 14. Подвижное звено 3 при этом совершает сложное движение: вращается вокруг собственной оси и вокруг оси водила 15 и обкатывается вокруг наружных зубьев зучатого венца 2 неподвижного звена 1. Узкая сторона левого сухарика 8 стремится переместиться в широкую часть эксцентричной канавки 14, а правый (фиг.4) сухарик перемещается, подталкиваемый усиком 22 пружины 20 в раздвигаемое при обкатывании пространство эксцентричной канавки 14 при вращении подвижного звена 3 наклона, ось которого изменяет свое положение в пределах эксцентриситета.
Подвижное звено 3, входящее в зацепление с наружными зубьями звена 1, обкатываясь по ним, за счет разницы в один зуб совершает перемещение и изменение наклона относительно неподвижного звена 1. Установив необходимый наклон подвижного звена, т.е. спинки сиденья автомобиля, прекращают вращение рукоятки. При этом усики пружины 20 возвращаются в исходное положение, раздвигая при этом сухарики 8 и 9, заклинивая подвижное и неподвижное звенья наклона и устраняя люфт в элементах наклона.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИКСАЦИИ НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2283249C1 |
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ КРЕСЛА АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2524517C1 |
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ КРЕСЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2516843C2 |
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ | 2009 |
|
RU2462375C1 |
ШАРНИР ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ФИКСАЦИИ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА | 2019 |
|
RU2735678C1 |
ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕСЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2520182C2 |
ЦИФЕРБЛАТНЫЙ МЕХАНИЗМ НАКЛОНА | 2011 |
|
RU2563530C2 |
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛЯТОРА НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНЬЯ | 2007 |
|
RU2486075C2 |
СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2105521C1 |
СТУПЕНЬ ПЕРЕДАЧИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРИВОДА | 2006 |
|
RU2402433C2 |
Изобретение относится к машиностроению, к устройствам для регулирования и фиксации положения спинки сиденья транспортного средства относительно его неподвижной части. Механизм регулирования и фиксации наклона спинки сиденья транспортного средства относительно самого сиденья состоит из подвижного звена с центральной втулкой, соединяемого с неподвижным звеном с помощью зубчатой передачи, состоящей из зубчатого венца с внутренними зубьями подвижного звена и зубчатого венца с наружными зубьями неподвижного звена, приводимой в движение двумя сухариками в виде кольцевых эксцентриковых секторов, размеренных в центральном отверстии неподвижного звена с возможностью взаимодействия узкими концами с рычагом водила, а широкими - взаимосвязанных с концами кольцевой пружины, установленной в неподвижном узле. Водило выполнено в виде втулки, изготовленной из металлического порожка путем спекания, с центральным шестигранным отверстием и с кольцевым сегментообразным фланцем, на котором симметрично относительно оси сегмента размещен рычаг для взаимодействия с узкими концами кольцевых эксцентриковых секторов, центральное отверстие неподвижного звена механизма выполнено ступенчатым, причем кольцевой фланец водила установлен в широкой части этого отверстия на торец центральной втулки подвижного звена механизма, кольцевые эксцентриковые сектора - в узкой его части, а кольцевая пружина размещена вокруг кольцевого фланца водила и взаимосвязана с кольцевыми эксцентриковыми секторами через сквозные отверстия на их широких концах, при этом с двух противоположных вдоль оси сторон механизм скреплен держателями звеньев, а при определении радиуса кольцевого фланца водила пользуются соотношением R>r+е, где R - радиус кольцевого фланца водила: r - радиус наружной поверхности центральной втулки подвижного звена механизма: е - эксцентриситет кольцевых эксцентриковых секторов. Технический результат – упрощение конструкции устройства и уменьшение люфта между элементами наклона спинки сиденья транспортного средства, что ведет к устранению инерционного колебания спинки сиденья относительно самого сиденья. 5 ил.
Механизм регулирования и фиксации наклона спинки сидения транспортного средства относительно самого сидения, состоящий из подвижного звена с центральной втулкой, соединяемого с неподвижным звеном с помощью зубчатой передачи, состоящей из зубчатого венца с внутренними зубьями подвижного звена и зубчатого венца с наружными зубьями неподвижного звена, приводимой в движение двумя сухариками в виде кольцевых эксцентриковых секторов, размещенных в центральном отверстии неподвижного звена с возможностью взаимодействия узкими концами с рычагом водила, а широкими взаимосвязанных с концами кольцевой пружины, установленной в неподвижном узле, отличающийся тем, что водило выполнено в виде втулки с центральным шестигранным отверстием и с кольцевым сегментообразным фланцем, на котором симметрично относительно оси сегмента размещен рычаг для взаимодействия с узкими концами кольцевых эксцентриковых секторов, центральное отверстие неподвижного звена механизма выполнено ступенчатым, причем кольцевой фланец водила установлен в широкой части этого отверстия на торец центральной втулки подвижного звена механизма, кольцевые эксцентриковые сектора - в узкой его части, а кольцевая пружина размещена вокруг кольцевого фланца водила и взаимосвязана с кольцевыми эксцентриковыми секторами через сквозные отверстия на их широких концах, при этом водило выполнено из металлического порошка путем спекания, с двух противоположных вдоль оси сторон механизм скреплен держателями звеньев, а при определении радиуса кольцевого фланца водила пользуются соотношением
R>r+е,
где R - радиус кольцевого фланца водила;
r - радиус наружной поверхности центральной втулки подвижного звена механизма;
е - эксцентриситет кольцевых эксцентриковых секторов.
US 5871414, 16.02.1999 | |||
МЕХАНИЗМ ШАРНИРНОГО СОЕДИНЕНИЯ КРЕСЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И КРЕСЛО, ОБОРУДОВАННОЕ ТАКИМ МЕХАНИЗМОМ | 2000 |
|
RU2191710C2 |
Шарнирное устройство для откидывающихся назад спинок сидений | 1990 |
|
SU1830012A3 |
СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЗАМКНУТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ "ДОГАДА" | 2007 |
|
RU2364784C1 |
ТЕПЛОИЗОЛИРУЮЩИЙ СЛОЙ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2004 |
|
RU2283910C2 |
EP 0720930, 07.10.1996. |
Авторы
Даты
2005-06-27—Публикация
2003-12-23—Подача