Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройству для регулирования наклона спинки автомобильного сиденья.
Известно устройство для наклона спинки сиденья, содержащее неподвижный кронштейн, прикрепленный к одной из боковых поверхностей сиденья и соединенный осью с подвижным кронштейном, прикрепленной к одной из боковых поверхностей спинки, которая может отклоняться вперед и назад; пружину, оттягивающую подвижный кронштейн вперед в нормальном положении. К подвижному кронштейну прикреплен храповик, содержащий зубчатый участок по всей кромке, который входит в зацепление с элементом, прикрепленным к неподвижному кронштейну, при этом подвижный кронштейн устанавливается неподвижно с требуемым углом наклона. Храповик при помощи оси соединен с неподвижным кронштейном и установлен соосно с подвижным кронштейном. К храповику при помощи оси присоединены рычаг и спиральная пружина. В средней части храповика выполнено продолговатое отверстие, в котором перемещается вверх-вниз, выступая в поперечном направлении, прикрепленный к рычагу штырь. Пружина в нормальном положении оттягивает рычаг вверх. Нижний конец кронштейна фиксируется за счет соединения со штырем (аналог заявка Японии N 2-24522, кл. A 47 C 1/025).
К недостаткам вышеописанной конструкции можно отнести наличие храпового зацепления, что требует высокой точности в изготовлении этого узла.
Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится сиденье транспортного средства с устройством для регулирования наклона спинки [1] (прототип). На боковых сторонах сиденья закреплены нижние кронштейны, на которых шарнирно установлены верхние кронштейны, закрепленные на боковых сторонах спинки. На нижней части верхнего кронштейна выполнен зубчатый сектор, центр вращения которого совпадает с центром вращения верхнего кронштейна. С зубчатым сектором находится в зацеплении зубчатый венец стопорной пластины, установленный на стороне нижнего кронштейна. Стопорная пластина поджата пружиной к зубчатому сектору. С помощью рычага, преодолевая усилие пружины, стопорную пластину перемещают в положение, при котором зубчатый венец выходит из зацепления с сектором. Устройством содержит первый направляющий механизм, который обеспечивает перемещение пластины вперед-назад относительно сектора; второй направляющий механизм, который обеспечивает перемещение рычага в направлении, перпендикулярном направлению перемещения пластины; кулачковый механизм, который размещен между рычагом и пластиной. Кулачковый механизм кинематически связан с рычагом, обеспечивающим перемещение пластины к сектору и от него.
К недостаткам конструкции можно отнести расположение стопорной пластины в направляющем механизме, что может привести к ее заклиниванию и как следствие к снижению надежности всего узла.
Задача изобретения направлена на увеличение надежности конструкции, удобство пользованием.
Для решения этой задачи сиденье транспортного средства содержит подушку, спинку, механизм регулирования наклона спинки, включающий в себя неподвижный кронштейн, закрепленный на боковой поверхности кузова, подвижный кронштейн, закрепленный на боковой поверхности спинки, причем кронштейны соединены друг с другом осью, содержащей концентрическую поверхность, звено с зубчатым сектором, закрепленное с возможностью поворота на подвижном кронштейне и содержащее нажимную поверхность, состоящую из участков, образующих сложную геометрическую форму, обеспечивающую кинематику механизма и взаимодействующую с кулачковым механизмом и осью, пластину с зубчатым венцом, жестко закрепленную на неподвижном кронштейне.
Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна, следовательно, оно соответствует условию панетоспособности "новизна".
Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с уровнем техники.
Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость"
На фиг. 1 показан общий вид сиденья с механизмом регулирования наклона спинки; на фиг. 2 сиденье с разомкнутым механизмом регулирования наклона спинки, на фиг. 3 сиденье с наклонной спинкой; на фиг. 4 сечение A-A на фиг. 1.
Сиденье транспортного средства содержит подушку 1, спинку 2, механизм 3 регулирования наклона спинки.
Механизм 3 регулирования наклона спинки включает в себя неподвижный кронштейн 4, жестко закрепленный на боковой поверхности кузова 5, подвижный кронштейн 6, закрепленный на боковой поверхности спинки 2, которые соединены друг с другом осью 7, зафиксированной в неподвижном кронштейне 4 и содержащей концентрическую поверхность 8.
На неподвижном кронштейне 4 закреплена пластина 9 с зубчатым венцом 10, геометрический центр которого совпадает с осью 7.
На подвижном кронштейне 6 на оси 11 закреплены кулачок 12, к которому осуществляется привод 13 механизма 3, управляющий рычаг 14, поджатый пружиной 15 в направлении L. Также на подвижном кронштейне 6 на оси закреплено звено 17 с зубчатым сектором 18, геометрический центр которого в замкнутом положении (см. фиг. 1) совпадает с осью 1.
Звено 17 имеет нажимную поверхность, состоящую из участков 19 22. Участок 19 контактирует с концентрической поверхностью 8 оси 7. Участки 20, 21, 22 контактируют с кулачком 12.
При приложении усилия P к управляющему рычагу 14 (см. фиг.2) посредством привода 13 происходит поворот оси 11 в направлении M, что ведет к выходу кулачка 12 из контакта с участком 21. Затем кулачок 12 входит в контакт с участком 20, воздействует на него и вызывает поворот звена 17 на угол N относительно оси 16, что приводит к размыканию зубчатого сектора 18 звена 17 с зубчатым венцом 10 пластины 9. После этого спинка 2 переводится в положение, выбранное пользователем. Количество фиксированных положений определяется разностью зубьев зубчатого сектора 18 и зубчатого венца 10.
При снятии усилия P кулачок 12 под действием пружины 15 поворачивается в направление L, воздействует на участок 22 звена 17 и входит в контакт с участком 21, что приводит к взаимодействию зубчатого сектора 18 с зубчатым венцом 10 и запиранию всего механизма 3 в целом.
Если спинку 2 перевести в крайнее переднее положение (см. фиг.2), то участок 19 начинает контактировать с концентрической поверхностью 8 оси 7, что приводит к фиксации элемента 17 в разомкнутом положении.
Расположение привода 13 механизма 3 в верхней части спинки 2 позволяет регулировать наклон последней как в положении пользователя "сидя", так и со стороны багажного отделения, например, при увеличении грузовой площадки, что в целом повышает удобство пользования сиденьем.
Сиденье транспортного средства содержит подушку 1, спинку 2, механизм 3 регулирования наклона спинки, включающий неподвижный кронштейн 4, закрепленный на боковой поверхности кузова, подвижный кронштейн 6, закрепленный на боковой поверхности спинки 2. Кронштейны 4, 6 соединены между собой осью 7, имеющей концентрическую поверхность 8. На подвижном кронштейне 6 закреплено с возможностью поворота звено 17 с зубчатым сектором 18, имеющее нажимную поверхность, взаимодействующую с кулачковым механизмом 12 и осью 7 т состоящую из участков 18 - 22, образующих сложную геометрическую форму, обеспечивающую кинематику механизма. На неподвижном кронштейне 4 жестко закреплена пластина 9 с зубчатым венцом 10. 3 з.п.ф-лы, 4 ил.
JP, патент, 2-63005, кл | |||
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Авторы
Даты
1998-02-27—Публикация
1996-04-18—Подача