СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1998 года по МПК A47C1/25 

Описание патента на изобретение RU2105521C1

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройству для регулирования наклона спинки автомобильного сиденья.

Известно устройство для наклона спинки сиденья, содержащее неподвижный кронштейн, прикрепленный к одной из боковых поверхностей сиденья и соединенный осью с подвижным кронштейном, прикрепленной к одной из боковых поверхностей спинки, которая может отклоняться вперед и назад; пружину, оттягивающую подвижный кронштейн вперед в нормальном положении. К подвижному кронштейну прикреплен храповик, содержащий зубчатый участок по всей кромке, который входит в зацепление с элементом, прикрепленным к неподвижному кронштейну, при этом подвижный кронштейн устанавливается неподвижно с требуемым углом наклона. Храповик при помощи оси соединен с неподвижным кронштейном и установлен соосно с подвижным кронштейном. К храповику при помощи оси присоединены рычаг и спиральная пружина. В средней части храповика выполнено продолговатое отверстие, в котором перемещается вверх-вниз, выступая в поперечном направлении, прикрепленный к рычагу штырь. Пружина в нормальном положении оттягивает рычаг вверх. Нижний конец кронштейна фиксируется за счет соединения со штырем (аналог заявка Японии N 2-24522, кл. A 47 C 1/025).

К недостаткам вышеописанной конструкции можно отнести наличие храпового зацепления, что требует высокой точности в изготовлении этого узла.

Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится сиденье транспортного средства с устройством для регулирования наклона спинки [1] (прототип). На боковых сторонах сиденья закреплены нижние кронштейны, на которых шарнирно установлены верхние кронштейны, закрепленные на боковых сторонах спинки. На нижней части верхнего кронштейна выполнен зубчатый сектор, центр вращения которого совпадает с центром вращения верхнего кронштейна. С зубчатым сектором находится в зацеплении зубчатый венец стопорной пластины, установленный на стороне нижнего кронштейна. Стопорная пластина поджата пружиной к зубчатому сектору. С помощью рычага, преодолевая усилие пружины, стопорную пластину перемещают в положение, при котором зубчатый венец выходит из зацепления с сектором. Устройством содержит первый направляющий механизм, который обеспечивает перемещение пластины вперед-назад относительно сектора; второй направляющий механизм, который обеспечивает перемещение рычага в направлении, перпендикулярном направлению перемещения пластины; кулачковый механизм, который размещен между рычагом и пластиной. Кулачковый механизм кинематически связан с рычагом, обеспечивающим перемещение пластины к сектору и от него.

К недостаткам конструкции можно отнести расположение стопорной пластины в направляющем механизме, что может привести к ее заклиниванию и как следствие к снижению надежности всего узла.

Задача изобретения направлена на увеличение надежности конструкции, удобство пользованием.

Для решения этой задачи сиденье транспортного средства содержит подушку, спинку, механизм регулирования наклона спинки, включающий в себя неподвижный кронштейн, закрепленный на боковой поверхности кузова, подвижный кронштейн, закрепленный на боковой поверхности спинки, причем кронштейны соединены друг с другом осью, содержащей концентрическую поверхность, звено с зубчатым сектором, закрепленное с возможностью поворота на подвижном кронштейне и содержащее нажимную поверхность, состоящую из участков, образующих сложную геометрическую форму, обеспечивающую кинематику механизма и взаимодействующую с кулачковым механизмом и осью, пластину с зубчатым венцом, жестко закрепленную на неподвижном кронштейне.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна, следовательно, оно соответствует условию панетоспособности "новизна".

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость"
На фиг. 1 показан общий вид сиденья с механизмом регулирования наклона спинки; на фиг. 2 сиденье с разомкнутым механизмом регулирования наклона спинки, на фиг. 3 сиденье с наклонной спинкой; на фиг. 4 сечение A-A на фиг. 1.

Сиденье транспортного средства содержит подушку 1, спинку 2, механизм 3 регулирования наклона спинки.

Механизм 3 регулирования наклона спинки включает в себя неподвижный кронштейн 4, жестко закрепленный на боковой поверхности кузова 5, подвижный кронштейн 6, закрепленный на боковой поверхности спинки 2, которые соединены друг с другом осью 7, зафиксированной в неподвижном кронштейне 4 и содержащей концентрическую поверхность 8.

На неподвижном кронштейне 4 закреплена пластина 9 с зубчатым венцом 10, геометрический центр которого совпадает с осью 7.

На подвижном кронштейне 6 на оси 11 закреплены кулачок 12, к которому осуществляется привод 13 механизма 3, управляющий рычаг 14, поджатый пружиной 15 в направлении L. Также на подвижном кронштейне 6 на оси закреплено звено 17 с зубчатым сектором 18, геометрический центр которого в замкнутом положении (см. фиг. 1) совпадает с осью 1.

Звено 17 имеет нажимную поверхность, состоящую из участков 19 22. Участок 19 контактирует с концентрической поверхностью 8 оси 7. Участки 20, 21, 22 контактируют с кулачком 12.

При приложении усилия P к управляющему рычагу 14 (см. фиг.2) посредством привода 13 происходит поворот оси 11 в направлении M, что ведет к выходу кулачка 12 из контакта с участком 21. Затем кулачок 12 входит в контакт с участком 20, воздействует на него и вызывает поворот звена 17 на угол N относительно оси 16, что приводит к размыканию зубчатого сектора 18 звена 17 с зубчатым венцом 10 пластины 9. После этого спинка 2 переводится в положение, выбранное пользователем. Количество фиксированных положений определяется разностью зубьев зубчатого сектора 18 и зубчатого венца 10.

При снятии усилия P кулачок 12 под действием пружины 15 поворачивается в направление L, воздействует на участок 22 звена 17 и входит в контакт с участком 21, что приводит к взаимодействию зубчатого сектора 18 с зубчатым венцом 10 и запиранию всего механизма 3 в целом.

Если спинку 2 перевести в крайнее переднее положение (см. фиг.2), то участок 19 начинает контактировать с концентрической поверхностью 8 оси 7, что приводит к фиксации элемента 17 в разомкнутом положении.

Расположение привода 13 механизма 3 в верхней части спинки 2 позволяет регулировать наклон последней как в положении пользователя "сидя", так и со стороны багажного отделения, например, при увеличении грузовой площадки, что в целом повышает удобство пользования сиденьем.

Похожие патенты RU2105521C1

название год авторы номер документа
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИКСАЦИИ НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Куликов Юрий Александрович
  • Севостьянов Сергей Николаевич
RU2283249C1
ШАРНИРНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ СПИНКИ СИДЕНЬЯ АВТОМОБИЛЯ 2002
  • Озеров С.Б.
RU2210300C1
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИКСАЦИИ НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Куликов Ю.А.
  • Севостьянов С.Н.
  • Синцов М.В.
RU2255007C1
СКЛАДЫВАЮЩЕЕСЯ ЗАДНЕЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Лушин М.В.
  • Озеров С.Б.
  • Аксентьева И.И.
RU2098295C1
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛЯТОРА НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНЬЯ 2007
  • Чжан Синьсюй
  • Спонслер Карл Г.
  • Бхате Анмол
RU2486075C2
ПРУЖИНОНАВИВОЧНЫЙ АВТОМАТ, ЕГО МЕХАНИЗМЫ РУБКИ, ОБРАЗОВАНИЯ УЗЛА, ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЗАГОТОВОК (ВАРИАНТЫ), ИХ УСТРОЙСТВА ЗАХВАТОВ, ПОДВИЖКИ, ОРИЕНТАЦИИ, ЗАЖИМА, КУЛАЧКОВЫЕ СРЕДСТВА 2002
RU2199412C1
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ 2020
  • Калачев Алексей Александрович
RU2752434C1
ВЕЛОМОБИЛЬ 2009
  • Белоенко Владимир Семёнович
RU2434777C2
КРЕСЛО ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ 2012
  • Брыкин Михаил Петрович
  • Шкарбан Иван Васильевич
RU2509284C1
СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Лушин М.В.
  • Озеров С.Б.
  • Аксентьева И.И.
RU2094251C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 105 521 C1

Реферат патента 1998 года СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Сиденье транспортного средства содержит подушку 1, спинку 2, механизм 3 регулирования наклона спинки, включающий неподвижный кронштейн 4, закрепленный на боковой поверхности кузова, подвижный кронштейн 6, закрепленный на боковой поверхности спинки 2. Кронштейны 4, 6 соединены между собой осью 7, имеющей концентрическую поверхность 8. На подвижном кронштейне 6 закреплено с возможностью поворота звено 17 с зубчатым сектором 18, имеющее нажимную поверхность, взаимодействующую с кулачковым механизмом 12 и осью 7 т состоящую из участков 18 - 22, образующих сложную геометрическую форму, обеспечивающую кинематику механизма. На неподвижном кронштейне 4 жестко закреплена пластина 9 с зубчатым венцом 10. 3 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 105 521 C1

1. Сиденье транспортного средства, содержащее подушку, спинку, механизм регулирования наклона спинки, включающий в себя неподвижный кронштейн, подвижный кронштейн, закрепленный на боковой поверхности спинки, причем кронштейны соединены друг с другом осью, звено с зубчатым сектором, закрепленное на подвижном кронштейне, кулачковый механизм, пластину с зубчатым венцов, отличающееся тем, что пластина с зубчатым венцом жестко закреплена на неподвижном кронштейне, который соединен с кузовом, а звено с зубчатым сектором закреплено с возможностью поворота и имеет нажимную поверхность, взаимодействующую с кулачковым механизмом и осью. 2. Сиденье по п.1, отличающееся тем, что неподвижный кронштейн закреплен на боковой поверхности кузова. 3. Сиденье по п.1, отличающееся тем, что нажимная поверхность выполнена из участков, образующих сложную геометрическую форму, обеспечивающую кинематику механизма. 4. Сиденье по п.1, отличающееся тем, что ось имеет концентрическую поверхность.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2105521C1

JP, патент, 2-63005, кл
Способ очищения сернокислого глинозема от железа 1920
  • Збарский Б.И.
SU47A1

RU 2 105 521 C1

Авторы

Озеров С.Б.

Аксентьева И.И.

Даты

1998-02-27Публикация

1996-04-18Подача