Изобретение относится к автомобилестроению, к устройствам для регулирования и фиксации положения спинки сидения транспортного средства относительно его неподвижной части.
Известно регулирующее и фиксирующее устройство для сидений транспортного средства, в частности для регулировки задней спинки сидений по патенту США № 5871414, кл. МПК B 60 N 2/225. Это устройство содержит подвижное звено с центральной втулкой, соединяемое с неподвижным звеном с помощью зубчатой передачи, состоящей из зубчатого венца внутреннего зацепления подвижного звена и зубчатого венца наружного зацепления неподвижного звена и приводимой в движение двумя сухариками в виде кольцевых эксцентриковых секторов, размещенных в центральном отверстии неподвижного звена с возможностью взаимодействия узкими концами с рычагом водила, а широкими - взаимосвязанных с концами кольцевой пружины, установленной в неподвижном узле.
Недостатком этого механизма является сложность конструкции, заключающаяся в наличии сложных в изготовлении деталей: а именно штампованного стопорного кольца с пружинными элементами и зксцентричо выполненной управляющей рукоятки.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению по конструкции является механизм регулирования и фиксации спинки сидения автомобиля относительно самого сидения, содержащий подвижное звено с центральной втулкой, соединяемое с неподвижным звеном, выполненным со ступенчатым отверстием, с помощью зубчатой передачи, состоящей из зубчатого венца внутреннего зацепления подвижного звена и зубчатого венца наружного зацепления неподвижного звена, и эксцентрикового механизма для регулирования положения звеньев относительно друг друга, размещенного в центральном отверстии неподвижного звена с возможностью взаимодействия с рычагом водила, выполненным в виде кольцевого сектора (Заявка на изобретение РФ № 2003137244 с положительным решением от 26.01.2005 г.).
Вследствие того, что регулирование наклона спинки сидения осуществляется вручную, недостатком этого механизма является необходимость приложения к управлявшей рукоятке усилия, превышавшего допустимое значение усилия для вращения механизма.
Заявляемое техническое решение направлено на повышение работоспособности механизма путем уменьшения усилия, прилагаемого к управляющей рукоятке.
Для решения поставленной задачи механизм регулирования и фиксации наклона спинки сидения транспортного средства относительно самого сидения, состоящий из подвижного звена с центральной втулкой, соединяемого с неподвижным звеном, выполненным со ступенчатым отверстием, с помощью зубчатой передачи, состоящей из зубчатого венца внутреннего зацепления подвижного звена и зубчатого венца наружного зацепления неподвижного звена, приводимой в движение двумя сухариками в виде кольцевых эксцентриковых секторов, размещенных в центральном ступенчатом отверстии неподвижного звена, и взаимосвязанных широкими концами с кольцевой пружиной, а узкими концами взаимодействующих с рычагом водила, выполненного в виде втулки с шестигранным отверстием, согласно заявляемому техническому решению дополнен шариками, установленными равномерно по окружности с помощью сепаратора в центральном отверстии неподвижного звена механизма между эксцентриковыми секторами и стенкой узкой части ступенчатого отверстия, а втулка водила дополнена замковым механизмом, выполненным в виде лепестков с кольцевыми защелками в конце, размещенных равномерно по окружности на торце втулки, обращенной в сторону подбивного звена механизма, с возможностью зацепления с диском, закрепленным на торце подвижного звена механизма, при этом водило выполнено из пластмассы.
На фиг.1 показан механизм регулирования наклона спинки сидения транспортного средства в развернутом виде.
На фиг.2 - то же, в собранном виде (осевой разрез).
На фиг.3 - разрез А-А на фиг.2 (повернуто).
На фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.3 (механизм в исходном положении).
На фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.3 (механизм в рабочем положении).
Механизм регулирования наклона спинки сидения транспортного средства содержит неподвижное звено 1 с зубчатым венцом 2 наружного зацепления, подвижное звено 3 с зубчатым венцом 4 внутреннего зацепления. Количество зубьев зубчатого венца 4 внутреннего зацепления на один больше, чем у зубчатого венца 2 наружного зацепления, т.е. зубчатая передача является планетарной. Центральное отверстие 5 неподвижного звена 1 механизма выполнено ступенчатым, а центральное отверстие 6 подвижного звена 3 - с втулкой 7.
Привод зубчатой передачи содержит два сухарика 8 и 9, выполненные в виде кольцевых эксцентриковых секторов с узкими концами 10 и 11 и с широкими концами 12 и 13, размеренных в узкой части ступенчатого отверстия неподвижного звена 1 механизма вокруг центральной втулки 7 подвижного звена 3 механизма. В центральном отверстии неподвижного звена 1 механизма между эксцентриковыми секторами 8 и 9 и стенкой узкой части ступенчатого отверстия 5 равномерно по окружности установлены шарики 14 с помощью сепаратора 15. В отверстии втулки 7 размещено водило 16, выполненное из пластмассы в виде втулки с шестигранным отверстием. С одной стороны водило выполнено с фланцем 17, перекрывающим широкую часть ступенчатого отверстия 5 неподвижного звена 1 механизма, и с рычагом 18 в виде кольцевого сектора, а со стороны подвижного звена механизма с целью упрощения и повышения технологичности сборки, а также для предотвращения от выпадания - снабжено замковым механизмом для замыкания звеньев 1 и 3, выполненным в виде лепестков 19 с кольцевыми защелками 20 в конце, размещенными равномерно по окружности с возможностью зацепления с диском 21, закрепленным на торце подвижного звена 3 механизма.
По периферии звенья 1 и 3 скреплены держателями звеньев 22 и 23, которые установлены с помощью заклепок 24. На широких концах сухариков 8 и 9 выполнены сквозные отверстия 25 и 20 для взаимосвязи с кольцевой пружиной 27. Сухарики 8 и 9 размещены с возможностью взаимодействия узкими концами 10 и 11 с рычагом 18 водила 16а широкими концами 12 и 13 - кольцевой пружиной 27, выполненной с усиками 28 и 29, загнутые концы которых введены в отверстия 25 и 26 сухариков 8 и 9.
Устройство работает следующим образом.
В исходном положении (см. фиг.3 чертежей) широкие концы 12 и 13 сухариков 8 и 9 раздвинуты на некоторое расстояние усилием пружины 27, а сухарики 8 и 9, переместившись в противоположные стороны, заклинивают подвижное 3 и неподвижное 1 звенья механизма. При этом средняя часть внутренней поверхности сухариков контактирует с наружной поверхностью металлической втулки 7, при этом образуются зазоры "а" и "б" между наружной поверхностью втулки 7 и концами сухариков 8 и 9 (см. фиг.5). Наружная поверхность сухариков 8 и 9 контактирует с шариками 14, выбирая зазоры между внутренней поверхностью узкой части ступенчатого отверстия 5 и наружной поверхностью сухариков 8 и 9.
Для изменения наклона спинки сидения вращается рукоятка (на чертежах не показана), которая вставляется в шестигранное отверстие водила 16, при этом рычаг 18 водила воздействует на узкую сторону 10 или 11 одного из сухариков 8 или 9, который при перемещении сдвигает усики пружины 28 и 29, т.е. происходит расклинивание звеньев наклона 1 и 3.
При этом зазор "а" уменьшается, а зазор "б" увеличивается (см. фиг.5). Сухарики 8 и 9 перемещаются по кольцевой эксцентричной канавке 30. Подвижное звено 3 при этом совершает сложное движение: вращается вокруг собственной оси и вокруг оси водила 16 и обкатывается вокруг наружных зубьев зучатого венца 2 неподвижного звена 1. Узкая сторона левого сухарика 8 стремится переместиться в широкую часть эксцентричной канавки 30, а правый (на фиг.4) сухарик перемежается, подталкиваемый усиком 29 кольцевой пружины 27 в раздвигаемое при обкатывании пространство эксцентричной канавки 30 при вращении подвижного звена 3 наклона, ось которого изменяет свое положение в пределах эксцентриситета.
Подвижное звено 3, входящее в зацепление с наружными зубьями звена 1, обкатываясь по ним, за счет разницы в один зуб, совершает перемещение и изменение наклона относительно неподвижного звена 1. Установив необходимый наклон подвижного звена, т.е. спинки сидения автомобиля, прекращают вращение рукоятки. При этом усики пружины 27 возвращается в исходное положение, раздвигая при этом сухарики 8 и 9 и заклинивая подвижное и неподвижное звенья наклона и устраняя лифт в элементах наклона.
Изобретение относится к автомобилестроению. Механизм регулирования и фиксации наклона спинки сиденья транспортного средства относительно самого сиденья состоит из подвижного звена с центральной втулкой, соединяемого с неподвижным звеном, выполненным со ступенчатым отверстием, с помощью зубчатой передачи, состоящей из зубчатого венца внутреннего зацепления подвижного звена и зубчатого венца наружного зацепления неподвижного звена, приводимой в движение двумя сухариками в виде кольцевых эксцентриковых секторов, размещенных в центральном ступенчатом отверстии неподвижного звена и взаимосвязанных широкими концами с кольцевой пружиной, а узкими концами взаимодействующих с рычагом водила, выполненного в виде втулки с шестигранным отверстием. В центральном отверстии неподвижного звена механизма между эксцентриковыми секторами и стенкой узкой части ступенчатого отверстия равномерно по окружности установлены шарики с помощью сепаратора. Втулка водила дополнена замковым механизмом, выполненным в виде лепестков с кольцевыми защелками в конце, размещенных равномерно по окружности на торце втулки, обращенном в сторону подвижного звена механизма, с возможностью зацепления с диском, закрепленным на торце подвижного звена механизма. Указанная втулка с шестигранным отверстием выполнена из пластмассы. Технический результат - повышение работоспособности механизма путем уменьшения усилия, прилагаемого к управляющей рукоятке. 5 ил.
Механизм регулирования и фиксации наклона спинки сиденья транспортного средства относительно самого сиденья, состоящий из подвижного звена с центральной втулкой, соединяемого с неподвижным звеном, выполненным со ступенчатым отверстием, с помощью зубчатой передачи, состоящей из зубчатого венца внутреннего зацепления подвижного звена и зубчатого венца наружного зацепления неподвижного звена, приводимой в движение двумя сухариками в виде кольцевых эксцентриковых секторов, размещенных в центральном ступенчатом отверстии неподвижного звена и взаимосвязанных широкими концами с кольцевой пружиной, а узкими концами взаимодействующих с рычагом водила, выполненного в виде втулки с шестигранным отверстием, отличающийся тем, что в центральном отверстии неподвижного звена механизма между эксцентриковыми секторами и стенкой узкой части ступенчатого отверстия равномерно по окружности установлены шарики с помощью сепаратора, а втулка водила дополнена замковым механизмом, выполненным в виде лепестков с кольцевыми защелками в конце, размещенных равномерно по окружности на торце втулки, обращенном в сторону подвижного звена механизма, с возможностью зацепления с диском, закрепленным на торце подвижного звена механизма, при этом указанная втулка с шестигранным отверстием выполнена из пластмассы.
МЕХАНИЗМ ШАРНИРНОГО СОЕДИНЕНИЯ КРЕСЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И КРЕСЛО, ОБОРУДОВАННОЕ ТАКИМ МЕХАНИЗМОМ | 2000 |
|
RU2191710C2 |
Шарнирное устройство для откидывающихся назад спинок сидений | 1990 |
|
SU1830012A3 |
ЕР 0720930 А1, 10.07.1996. |
Авторы
Даты
2006-09-10—Публикация
2005-04-11—Подача