СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ Российский патент 2005 года по МПК H02J9/06 

Описание патента на изобретение RU2257657C1

Изобретение относится к области электротехники, в частности средствам обеспечения бесперебойного питания электрооборудования, используемого в функциональных системах летательных аппаратов.

Известны системы бесперебойного электроснабжения потребителей, применяемые в самолетостроении, содержащие авиационный двигатель, вал которого соединен с генератором, к выходу которого подключен преобразователь частоты, снабжающий электроэнергией потребителей. В случае отказа двигателя (значительном отклонении его частоты вращения от номинальной) для энергоснабжения потребителей стабильным напряжением постоянного тока 27 В используют аварийные источники питания (1, 2). Эти источники могут быть выполнены на базе вспомогательных ветровых или гидравлических двигателей, вращающих соответствующие генераторы. Однако такая организация аварийного питания ведет к усложнению всей системы электропитания, увеличению ее массы и габаритов.

Наиболее близким техническим решением к настоящему изобретению является система электропитания, содержащая авиадвигатель, на валу которого установлен генератор переменного тока, выходные выводы которого соединены с входом статического преобразователя частоты, управляемого блоком управления, выходные выводы переменного тока статического преобразователя частоты предназначены для подключения потребителей переменного тока, источник аварийного электропитания, выводы которого служат для подключения потребителей низковольтного напряжения постоянного тока (2). Известному устройству присущи все вышеперечисленные недостатки, а именно низкие массо-габаритные показатели и сложность конструкции (из-за наличия автономного аварийного источника электропитания, находящегося в “холодном” резерве).

Техническим результатом, который может быть достигнут при использовании данного изобретения, является улучшение массо-габаритных показателей и упрощение конструкции.

Технический результат достигается тем, что в системе электропитания, содержащей авиадвигатель, на валу которого установлен генератор переменного тока, выходные выводы которого соединены с входом статического преобразователя частоты, управляемого блоком управления, выходные выводы переменного тока статического преобразователя частоты предназначены для подключения потребителей переменного тока, источник аварийного электропитания, выводы которого служат для подключения потребителей низковольтного напряжения постоянного тока (2), в качестве источника аварийного электропитания использован тот же статический преобразователь частоты, снабженный введенными выходными выводами постоянного тока, являющимися выводами источника аварийного электропитания, при этом блок управления выполнен обеспечивающим при поступлении на него сигнала аварии формирование постоянного напряжения на введенных выходных выводах постоянного тока статического преобразователя частоты путем переключения статического преобразователя частоты в режим работы управляемого источника постоянного тока, при этом предпочтительнее, чтобы генератор переменного тока был выполнен в виде синхронного генератора с магнитоэлектрическим возбуждением.

На чертеже представлена функциональная схема заявленного устройства.

Устройство содержит генератор переменного тока 1, выполненный в виде синхронного генератора с магнитоэлектрическим возбуждением, приводимым во вращение валом авиадвигателя 2, который может работать с переменной частотой вращения. Выход генератора 1 соединен со статическим преобразователем частоты 3, управляемым блоком управления 4. Выходные выводы переменного тока преобразователя частоты 3 образуют основную бортовую сеть переменного тока стабильной частоты (в частности, трехфазного напряжения 200/115 В 400 Гц). В системе предусмотрен так же источник низковольтного постоянного стабилизированного напряжения 27 В, который может быть выполнен на базе преобразователя имеющегося переменного напряжения бортовой сети. Статический преобразователь частоты 3 имеет также дополнительные выходные выводы низковольтного напряжения постоянного тока, служащие для подключения к аварийным шинам постоянного тока. Данное подключение может быть осуществлено, например, через управляемый ключ, замыкаемый при поступлении сигнала аварии авиадвигателя. Статический преобразователь частоты 3 может быть выполнен по любой из известных схем регулируемых преобразователей частоты, в которых имеется возможность переключения из режима формирования переменного тока на режим

постоянного тока (например, В.Т.Морозовский и др. “Системы электроснабжения летательных аппаратов”, М., Машиностроение, рис.3.10, 1973 г.).

Устройство работает следующим образом.

В нормальном режиме на выходных выводах переменного тока преобразователя частоты 3, образующих основную бортовую сеть переменного тока, формируется переменное трехфазное напряжение стабильной частоты 200/115 В 400 Гц. Источник, питающий бортовую сеть постоянного тока, формирует в этом режиме стабилизированное постоянное напряжение 27 В.

При аварийной ситуации - переходе работы авиадвигателя 2 в режим авторотации, который характеризуется значительным уменьшением частоты вращения его вала относительно номинальной (до 10-15%), возникает необходимость в введении в систему аварийного источника электропитания для формирования аварийного стабилизированного напряжения 27 В, служащего для питания аварийных потребителей. В данном режиме из-за снижения частоты вращения вала двигателя 2 преобразователь частоты 3 не может получать энергию требуемого качества от генератора 1 и, следовательно, формировать на своих выходных выводах переменное напряжение требуемого уровня, необходимого для питания потребителей и формирования стабилизированного постоянного напряжения 27В. Для обеспечения аварийного электропитания постоянного тока низкого напряжения на вход блока управления 4 подается сигнал аварии авиадвигателя на переключение работы преобразователя частоты 3 на режим формирования низкого напряжения постоянного тока, которое поступает к аварийным шинам.

Наличие магнитоэлектрического возбуждения в синхронном генераторе 1 обеспечивает гарантированное генерирование переменного напряжения на входе преобразователя частоты, достаточного для формирования постоянного напряжения 27В.

Таким образом, бесперебойное обеспечение потребителей низковольтным стабилизированным напряжением в аварийном режиме работы двигателя произведено без использования специальных дополнительных устройств, а только введением механизма перевода имеющегося преобразователя частоты 3 в режим работы управляемого источника постоянного тока.

Источники информации

1. В.Т.Морозовский и др. Системы электроснабжения летательных аппаратов, М.: Машиностроение, с.401-402, рис.18.1 а, 1973 г.

2. Там же, рис.18.1.в.

Похожие патенты RU2257657C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ 2006
  • Левин Александр Владимирович
  • Лаптев Николай Николаевич
  • Лившиц Эмиль Яковлевич
  • Пузанов Виктор Геннадьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Юхнин Марк Миронович
RU2314622C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ 2004
  • Левин Александр Владимирович
  • Лившиц Эмиль Яковлевич
  • Пузанов Виктор Геннадиевич
  • Юхнин Марк Миронович
  • Харитонов Сергей Александрович
RU2273945C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2011
  • Юхнин Марк Миронович
  • Лившиц Эмиль Яковлевич
  • Маслов Максим Александрович
  • Харитонов Сергей Александрович
RU2482598C1
Отказобезопасная система генерирования электрической энергии 2024
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Жеребцов Алексей Анатольевич
  • Саяхов Ильдус Финатович
  • Юшкова Оксана Алексеевна
  • Гарипов Искандер Радикович
  • Пронин Егор Андреевич
RU2823627C1
УСТРОЙСТВО ГАРАНТИРОВАННОГО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ 2016
  • Сувалко Владимир Юльянович
RU2619917C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ 2014
  • Юхнин Марк Миронович
  • Пузанов Виктор Геннадьевич
  • Турченко Игорь Сергеевич
  • Лившиц Эмиль Яковлевич
RU2565762C1
Способ ускорения запуска двигатель-генераторного электромашинного преобразователя постоянного напряжения в переменное и устройство для его реализации 2017
  • Желтов Сергей Юрьевич
  • Киселёв Михаил Анатольевич
  • Морошкин Ярослав Владимирович
  • Мухин Александр Александрович
  • Резников Станислав Борисович
  • Харченко Игорь Александрович
  • Кириллов Владимир Юрьевич
  • Вышков Юрий Дмитриевич
RU2668014C1
СИСТЕМА БЕСПЕРЕБОЙНОГО ПИТАНИЯ 2022
  • Глухов Виталий Иванович
  • Ротнов Александр Вячеславович
RU2794276C1
СИСТЕМА БЕСПЕРЕБОЙНОГО И ГАРАНТИРОВАННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 2012
  • Богатырев Николай Иванович
  • Ванурин Владимир Николаевич
  • Баракин Николай Сергеевич
  • Степура Юрий Петрович
  • Семернин Дмитрий Юрьевич
  • Потешин Михаил Игоревич
RU2518907C1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ 2011
  • Немыченков Владимир Сергеевич
  • Макаренко Александр Николаевич
  • Пжилуский Антон Анатольевич
  • Смоляр Александр Петрович
RU2475922C1

Реферат патента 2005 года СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании систем электропитания летательных аппаратов. Сущность изобретения: устройство содержит синхронный генератор (1) с магнитоэлектрическим возбуждением, приводимый во вращение валом авиадвигателя 2. Выход генератора (1) соединен со статическим преобразователем частоты (3), имеющим выходные выводы переменного тока и постоянного тока. Для организации бесперебойного электроснабжения потребителей при аварийной ситуации, например при уменьшении частоты вращения вала авиадвигателя до 10-15% от номинальной, т.е. режиму авторотации, в систему энергоснабжения вводится аварийный источник электропитания, снабжающий электроэнергией аварийные потребители. Аварийный источник выполнен на базе имеющегося преобразователя частоты (3), который по сигналу аварии переключается блоком управления (4) в режим работы управляемого источника постоянного тока, постоянное напряжение с выходных выводов которого подается к аварийным шинам постоянного тока. Даже при малых оборотах авиадвигателя энергии генератора (1) достаточно для формирования на дополнительных выводах постоянного напряжения преобразователя частоты (3) уровня напряжения 27 В, необходимого для питания потребителей. Технический результат - улучшение массогабаритных показателей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 257 657 C1

1. Система электропитания, содержащая авиадвигатель, на валу которого установлен генератор переменного тока, выходные выводы которого соединены с входом статического преобразователя частоты, управляемого блоком управления, выходные выводы переменного тока статического преобразователя частоты предназначены для подключения потребителей переменного тока, источник аварийного электропитания, выводы которого служат для подключения потребителей низковольтного напряжения постоянного тока, отличающаяся тем, что в качестве источника аварийного электропитания использован тот же статический преобразователь частоты, снабженный введенными дополнительными выходными выводами постоянного тока, являющимися выводами источника аварийного электропитания, при этом блок управления выполнен обеспечивающим при поступлении на него сигнала аварии формирование постоянного напряжения на введенных выходных выводах постоянного тока статического преобразователя частоты путем переключения статического преобразователя частоты в режим работы управляемого источника постоянного тока.2. Система электропитания по п.1, отличающаяся тем, что генератор переменного тока выполнен в виде синхронного генератора с магнитоэлектрическим возбуждением.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2257657C1

Система резервированного электропитания 1980
  • Игнатьев Юрий Алексеевич
SU942202A1
Устройство гарантированного электропитания 1990
  • Лазутин Павел Павлович
  • Самойлов Владимир Константинович
  • Балабанов Владимир Венедиктович
SU1757022A1
КЕРАМИЧЕСКАЯ МАССА 2006
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2317276C1

RU 2 257 657 C1

Авторы

Левин А.В.

Лившиц Э.Я.

Пузанов В.Г.

Юхнин М.М.

Даты

2005-07-27Публикация

2004-01-23Подача