ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2005 года по МПК F02G1/43 

Описание патента на изобретение RU2258824C2

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению.

Известен двигатель внешнего сгорания, содержащий корпус, нагреватель и холодильник.

Известен также двигатель внешнего сгорания с роторно-эпитрохоидальным механизмом Ванкеля, который можно принять за аналог (Э.Л.Мышинский и др. «Судовые поршневые двигатели внешнего сгорания». Судостроение, Ленинград, 1976, стр.10). Применение такого механизма позволяет значительно снизить массу и объем двигателя Стирлинга по сравнению с конструкциями, где в качестве привода использованы кривошипно-шатунные или иные механизмы. Конструктивно двигатель включает в себя корпус, выполненный в виде цилиндрической эпитрохоиды и снабженный рубашкой охлаждения. Внутри корпуса совершает планетарное движение трехгранный ротор, установленный на эксцентриковом валу и выполняющий функции поршня. Ротор снабжен радиальными и торцевыми уплотнительными пластинами и образует герметичные камеры (полости расширения), расположенные между поверхностью ротора и внутренней поверхностью корпуса. Вне корпуса двигателя размещены коллекторы, золотниковые клапаны, холодильник, регенераторы и нагреватель. Вершины ротора находятся в постоянном контакте с внутренней поверхностью корпуса, образуя отдельные седловидные камеры (горячая и холодная камеры). Эти камеры, перемещаясь по периметру рабочей поверхности корпуса при сложном вращательном движении ротора, периодически изменяют свой объем. Они изменяют его четыре раза за один оборот ротора. Благодаря этому осуществляется работа двигателя по четырехтактному циклу. Циклы рабочего процесса происходят одновременно во всех трех камерах, но со сдвигом на 120 градусов (Журнал "Катера и яхты", № 2, 1986).

Известен двигатель внешнего сгорания, содержащий корпус, нагреватель и холодильник, сообщенные с камерой, в которой размещены рабочий вал и ротор с уплотнителями, причем последняя включает горячую и холодную камеры (патент США № 4357800, МПК F 02 G 1/06, опубл.1982).

Данной конструкции присущ тот же недостаток, что и вышеуказанной конструкции: процесс охлаждения рабочего тела в холодильнике происходит не вполне эффективно. Между тем известно, что чем больше разница температур в смежных камерах (горячей и холодной), тем больше разница давлений в камерах и тем эффективнее работает двигатель.

Задача изобретения - повышение эффективности работы двигателя за счет увеличения разницы температур в горячей и холодной камерах. Поставленная задача решена тем, что в двигателе внешнего сгорания, содержащем корпус, нагреватель и холодильник, сообщенные с камерой, в которой размещены рабочий вал и ротор с уплотнителями, причем последняя включает горячую и холодную камеры, двигатель снабжен накопителем и нагнетателем, последний подает из накопителя смазочно-охлаждающую жидкость в холодную камеру, нагреватель снабжен обратным клапаном, накопитель с одной стороны сообщен с нагревателем, а с другой стороны соединен с холодильником, в камере установлен кривошипный вал, ротор размещен в пазу рабочего вала, а в центре ротора установлена ось, конец которой входит в отверстие, выполненное в кривошипном валу.

На фиг.1 приведена конструкция двигателя. На фиг.2 - разрез по А-А фиг.1. На фиг.3 приведена форма кривой, которая очерчивает внутреннюю поверхность рабочей камеры, и способ построения данной кривой.

Двигатель внешнего сгорания содержит: 1 - нагреватель, 2 - регенератор, 3 - холодильник, 4 - трубопровод, 5 - обратный клапан, 6 - накопитель, 7 - нагнетатель, 8 - форсунки, 9 - корпус, 10 - ротор, 11 - ось, 12 - кривошипный вал, 13 - рабочий вал, 14 - подшипники скольжения, 15 - уплотнитель. Позицией А обозначена горячая камера, позициями В, С - холодные камеры.

Двигатель внешнего сгорания работает следующим образом:

Нагретое рабочее тело из нагревателя 1 циклически по трубопроводам 4 поступает в горячую камеру А рабочей камеры. Давление в горячей камере повышается, и воздух в камере, расширившись, воздействует на поверхность ротора 10, поворачивая его вокруг своей оси. Ротор, размещенный в пазу D рабочего вала 13, скользит вдоль паза на подшипниках скольжения 14, поворачивает рабочий вал. Одновременно объем холодной камеры В уменьшается и вытесняет рабочее тело (воздух) из своей полости по трубопроводам в холодильник 3. При сжатии рабочего тела в холодной камере давление в ней преобладает над давлением в нагревателе, и остывшее в холодильнике рабочее тело по трубопроводам, пройдя накопитель 6 и обратный клапан 5, вновь поступает в нагреватель. Подача СОЖ осуществляется от горизонтального положения ротора до вертикального поворота ротора. На этом цикл завершается и повторяется в таком же порядке.

Для эффективного охлаждения рабочего тела в холодную камеру подается смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ), которая находится в накопителе. СОЖ подается в камеру нагнетателем 7 через форсунку 8, образуя в камере жидкостно-воздушную смесь. Центробежной силой вращающегося ротора эта смесь вытесняется в холодильник и, охладившись, вновь стекает в накопитель.

Известно, что с возрастанием частоты вращения ротора, возрастает и центробежная сила, прижимающая ротор к стенкам рабочей камеры корпуса 9. Это может привести к ее износу. Чтобы избежать этого, в рабочей камере размещается кривошипный вал 12. При этом возвратно-поступательное движение ротора, расположенного в пазу рабочего вала, передается кривошипному валу через ось 11. В данном случае, это ось, расположенная в центре ротора и жестко связанная с ним. Другой конец оси входит в отверстие, выполненное в кривошипном валу. Таким образом, кривошипный вал принимает на себя нагрузки центробежных сил ротора. То есть, вершины ротора не оказывают давление на стенки рабочей камеры, что уменьшает ее механический износ. Для придания герметичности полостям горячей и холодной камер ротор снабжен уплотнителями 15.

Применение описанного выше способа передачи движения от ротора к кривошипному валу способствует тому, что внутренняя поверхность рабочей камеры очерчивается кривыми линиями, построение которых описывается специальными формулами, выраженными в полярных координатах. Так, кривая АС(СВ) (фиг.3) описывается формулой

а кривая ВЕ(ЕА) описывается формулой

Похожие патенты RU2258824C2

название год авторы номер документа
РОТОРНАЯ МАШИНА 1994
  • Махачев Камалдин Исматулаевич
RU2095593C1
Тепловой двигатель регулируемой мощности и рекуперированием энергии 1989
  • Мясников Виктор Васильевич
SU1726827A1
ТРАНСПОРТАБЕЛЬНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕВЫХ ГОСПИТАЛЕЙ ПУСТЫНЦЕВА 1995
  • Пустынцев Александр Алексеевич[Ua]
RU2109156C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Кушеров Гиният Темирханович
RU2597708C2
СПОСОБ, УСТРОЙСТВО И СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ГАЗООБРАЗНОГО РАБОЧЕГО ТЕЛА И СРЕДЫ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Баранов Сергей Константинович
RU2304260C2
ПОЛЕВАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА С ДВИГАТЕЛЕМ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ ПУСТЫНЦЕВА 1995
  • Пустынцев Александр Алексеевич[Ua]
RU2109157C1
ДВИГАТЕЛЬ ПОЛЯКОВА В.И., ЭНЕРГОБЛОК ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, ТОПЛИВОПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЙ АГРЕГАТ, СЕПАРАТОР ГАЗОВЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ, ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ПАРОГАЗОВЫЙ СЕПАРАТОР, ТЕПЛООБМЕННИК ТРУБЧАТЫЙ 1999
  • Поляков В.И.
RU2143570C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ ПОТАПОВА 2010
  • Потапов Сергей Иванович
  • Никишкин Сергей Иванович
  • Молокин Юрий Валентинович
  • Аксенов Антон Сергеевич
RU2449149C2
Теплоиспользующая криогенная газовая роторная машина А.В.Чащинова 1988
  • Чащинов Анатолий Васильевич
SU1795237A1
Роторный двигатель В.Мясникова с внешним подводом теплоты 1987
  • Мясников Виктор Васильевич
SU1495482A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 258 824 C2

Реферат патента 2005 года ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ

Двигатель внешнего сгорания относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению. Двигатель внешнего сгорания содержит корпус, нагреватель и холодильник, сообщенные с камерой, в которой размещены рабочий вал и ротор с уплотнителями. Камера включает горячую и холодную камеры. Двигатель снабжен накопителем и нагнетателем, последний подает из накопителя смазочно-охлаждающую жидкость в холодную камеру. Нагреватель снабжен обратным клапаном, накопитель с одной стороны сообщен с нагревателем, а с другой стороны - с холодильником. В камере установлен кривошипный вал, ротор размещен в пазу рабочего вала. В центре ротора установлена ось, конец которой входит в отверстие, выполненное в кривошипном валу. Изобретение позволяет повысить эффективность работы двигателя. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 258 824 C2

Двигатель внешнего сгорания, содержащий корпус, нагреватель и холодильник, сообщенные с камерой, в которой размещены рабочий вал и ротор с уплотнителями, причем последняя включает горячую и холодную камеры, отличающийся тем, что двигатель снабжен накопителем и нагнетателем, последний подает из накопителя смазочно-охлаждающую жидкость в холодную камеру, нагреватель снабжен обратным клапаном, накопитель с одной стороны сообщен с нагревателем, а с другой стороны соединен с холодильником, в камере установлен кривошипный вал, ротор размещен в пазу рабочего вала, а в центре ротора установлена ось, конец которой входит в отверстие, выполненное в кривошипном валу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2258824C2

US 4357800 А, 09.11.1982
US 3800526 A, 02.04.1974
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры 1918
  • Давыдов Р.И.
SU99A1
Двигатель с внешним подводом теплоты 1985
  • Коротков Валентин Петрович
  • Ковалев Василий Анатольевич
SU1326751A1
Роторный двигатель с внешним подводом теплоты 1987
  • Оленбург Вильгельм Григорьевич
SU1612102A1

RU 2 258 824 C2

Авторы

Махачев К.И.

Даты

2005-08-20Публикация

2003-05-12Подача