Заявляемое техническое решение относится к транспортному машиностроению, а именно к компоновке кузова легкового автомобиля, улучшающей его аэродинамику и комфортабельность.
Кузова легковых автомобилей кроме хорошей аэродинамики и комфорта должны обеспечивать постоянно повышающийся уровень пассивной безопасности при приемлемых технологических затратах. Современные конструкции легковых автомобилей в основном базируются на применении несущих кузовов, в которых существенную роль играет днище или так называемая платформа [1].
Для повышения пассивной безопасности городского легкового автомобиля, имеющего серьезные ограничения по габаритным размерам, днище кузова выполняют двойным, при этом агрегаты силовой установки частично скрыты под полом кузова - между его "слоями" (например, "Mercedes-Benz - A-Class") [2]. Кроме этого пространство под полом кузова используется для размещения дополнительных вместилищ для различных предметов и багажа, например перед сиденьями задних пассажиров ("Citroen-Xsara Picasso" и "Renault-Megane Scenic") [3]. Такое решение обеспечивает при фронтальном ударе "уход" силового агрегата под пол днища кузова, не травмируя водителя и пассажиров, однако осложняет доступ для технического обслуживания и ремонта.
Известно также техническое решение так называемого профилированного днища спортивно-гоночного автомобиля, кузов которого выполнен из углепластиковых панелей, имеющих сотовую структуру [4]. При этом форма кузова такова, что пространство под днищем автомобиля и образующиеся полости внутри кузова используются для оптимизации набегающего потока воздуха с целью создания дополнительной прижимной силы и использования для надежной и эффективной работы систем автомобиля, в частности для этого используют боковые понтоны для размещения радиаторов охлаждения. Такое решение эффективно, но не подходит для реализации в конструкции обычного дорожного автомобиля, в частности по причине затрудненной посадки-высадки в автомобиль.
Наиболее близким техническим решением является конструкция автономного шасси легкового автомобиля "GM-Autonomy", работающего на топливных элементах [5]. Шасси представляет собой плоскую панель толщиной 15 см с передней и задней сминаемыми зонами безопасности, внутри которой размещены различные узлы и агрегаты, в частности в боковых частях расположены топливные батареи и радиатор системы охлаждения. Кузов устанавливается на шасси сверху. Данное решение выбрано в качестве прототипа.
Цель технического решения - повышение комфортабельности и безопасности легкового автомобиля при малом аэродинамическом сопротивлении.
Поставленная цель достигается тем, что в известной конструкции полого днища легкового автомобиля с размещенными внутри него узлами и агрегатами его панели снабжены внутренними продольными перегородками с образованием изолированных каналов с возможностью их сообщения друг с другом, кузовом и окружающей средой, например посредством заслонок, при этом часть каналов выполнена сквозными. При этом центральный канал днища может быть выполнен сквозным и связанным с системой выпуска отработанных газов двигателя, а полости наружных каналов и образующиеся между ними и центральным каналом полости могут быть соответственно использованы для размещения энергетических источников, например аккумуляторных батарей и/или топливных баков, и связаны с системами охлаждения, отопления и вентиляции. В центральном канале могут быть размещены элементы каталитических нейтрализаторов отработанных газов, а в его центральной части может быть выполнена цилиндрическая полость для размещения карданного вала.
В периферийных каналах могут быть размещены теплообменники системы охлаждения, отопления и вентиляции в виде трубопроводов с продольными, закрученными по спирали, а наружные стенки периферийных каналов могут быть также снабжены ребрами жесткости.
Кроме этого каналы могут быть выполнены профилированными по длине с образованием конфузора на входе и диффузора на выходе днища, кромки выходных сопел каналов могут быть срезаны снизу под углом к выходящим потокам, а хотя бы часть каналов выполнена сообщающимися друг с другом с образованием эжекторов.
Также каналы системы охлаждения, отопления и вентиляции могут быть связаны с размещенным наклонно перед лобовым стеклом кузова радиатором фигурно изогнутым воздуховодом с образованием объемно-пространственной конструкции, а само днище может быть выполнено несущим в виде силовой пространственной полой балки с возможностью прохождения через ее внутренние полости газовых потоков
Предлагаемое техническое решение иллюстрируется следующими графическими материалами: на фиг.1 показана компоновка кузова легкового автомобиля с полым днищем (вид сбоку); на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.3 - сечение А-А фиг.1 (поперечное сечение днища); на фиг.4 - то же, вариант исполнения.
Компоновка кузова 1 легкового автомобиля с полым днищем включает в себя две горизонтально ориентированные панели - верхнюю 2 и нижнюю 3, которые связаны между собой внутренними продольными перегородками 4 с образованием изолированных каналов 5, 6 и 7. Центральный канал 5 выполнен сквозным для поступления набегающего воздушного потока и связанным с системой выпуска 8 отработанных газов двигателя 9. В нем могут быть размещены элементы (шашки) 10 каталитического нейтрализатора (фиг.3 и 4), при этом его центральная часть может быть использована для размещения карданного вала (в случае полноприводной механической трансмиссии). Периферийные каналы 6 и 7 могут быть использованы в различных сочетаниях. Так, прилежащие к центральному каналу 5 каналы 6 могут быть связаны через заслонки с радиатором 11 системы охлаждения и наружным набегающим потоком воздуха, для чего могут иметь сложную объемно-криволинейную форму (фиг.1) с образованием на входе конфузора 12, а на выходе - диффузора 13 для снижения аэродинамического сопротивления. Это обусловлено также необходимостью размещения радиатора 11 в зоне наибольшего воздушного давления, в данном случае перед лобовым стеклом 14 кузова. Кроме этого для оптимизации потоков газов используется эжекционный эффект, для чего каналы имеют соответствующую конфигурацию на выходе и в местах сообщения друг с другом, например срезанную кромку выходного сопла 15 или камеру смешения системы выпуска выхлопных газов ДВС 8 на входе в центральный канал 5 с образованием эжектора 16 (фиг.1).
Исходя из значительной протяженности каналов 6, их можно использовать для размещения теплообменников 17 (взамен радиатора 11) в виде трубопроводов с продольным спиралевидным оребрением (фиг.4). Каналы, связанные с системой вентиляции и охлаждения ДВС (6 или 7), имеют возможность сообщения с внутренним пространством кузова посредством регулируемых заслонок 18 для подачи в нужные зоны салона воздуха требуемой температуры для вентиляции и отопления. Периферийные каналы также могут быть использованы для размещения узлов и агрегатов движителя, таких как топливный бак 19 (фиг.3), аккумуляторные батареи 20 (фиг.4) и т.п. Их наружные стенки при этом могут быть снабжены ребрами жесткости 21 для повышения пассивной безопасности.
При движении легкового автомобиля набегающий поток входит внутрь кузова 1 в зонах наибольшего воздушного давления - во входные отверстие центрального сквозного канала 5 (фиг.2) и систему охлаждения и вентиляции перед лобовым стеклом 14. В канале 5 кинетическая энергия набегающего потока используется для отвода выхлопных газов из системы выпуска 8 двигателя 9 путем их смешения в эжекторе 16 и последующего прохождения их через каталитические нейтрализаторы 10 (фиг.3 и 4). Другой поток, проходя частично через радиатор 11, отбирает тепло от двигателя, смешиваясь с наружным потоком, доводится до нужной температуры и попадает в периферийные каналы 6 или 7, откуда он через регулируемые заслонки 18 попадает в салон для вентиляции и обогрева. При использовании вместо радиатора 11 (или в дополнение к нему) в периферийных каналах 6 или 7 теплообменника 17 тепло может подводиться непосредственно к потребителю (например, задним пассажирам), а поток, проходя по продольным спиралевидным ребрам, турбулизируется и более эффективно отводит тепло. Далее потоки выпускаются из кузова 1, проходя через профилированные сопла каналов 5, 6 и 7, в частности через диффузор 13 и скошенную кромку 15, что снижает аэродинамические и тепловые потери.
Таким образом, предлагаемая компоновка легкового автомобиля позволяет оптимизировать проходящие сквозь кузов автомобиля воздушные потоки, снизить их сопротивление, повысить эффективность охлаждения двигателя и обогрева и вентиляции салона, а также обеспечить жесткость и прочность кузова, используя каналы систем охлаждения и выхлопа в качестве пространственной несущей конструкции.
Источники информации
1. Кац А.М. Автомобильные кузова. - М.: Транспорт, 1980, с.4-5, рис.2.
2. Журнал "За рулем", 1999, №2, с.51.
3. Газета "Авто-ревю", 2000 г., №9, с.23.
4. Журнал "За рулем", 1981, №4, с.11 и 2-3 стр. вкладки.
5. Газета "Авто-ревю", 2002 г., №2, с.17.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ | 1998 |
|
RU2148501C1 |
ОБЪЕМНЫЙ ПОГЛОТИТЕЛЬ ЗВУКОВОЙ ЭНЕРГИИ ДЛЯ МОТОРНОГО ОТСЕКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2442706C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ПОТОКОМ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ В ПОДКАПОТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ | 2007 |
|
RU2460652C2 |
СНЕГОХОД | 2010 |
|
RU2445226C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1998 |
|
RU2147006C1 |
ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ С ТРАНСФОРМИРУЕМЫМ КУЗОВОМ | 2005 |
|
RU2271942C1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ КАТАЛИТИЧЕСКОГО НЕЙТРАЛИЗАТОРА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ | 2017 |
|
RU2691204C2 |
АВТОМОБИЛЬ СКРЫТОГО БРОНИРОВАНИЯ | 2011 |
|
RU2502037C2 |
ЗАЩИТНЫЙ ПОДДОН ДЛЯ СИЛОВОГО АГРЕГАТА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 1998 |
|
RU2140371C1 |
УСТРОЙСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОДАЧИ ВОЗДУХА В САЛОН АВТОМОБИЛЯ | 2002 |
|
RU2228856C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к компоновке кузова легкового автомобиля, улучшающей его аэродинамику и комфортабельность. Полое днище легкового автомобиля содержит две горизонтально ориентированные панели, между которыми размещены узлы и агрегаты движителя, включая элементы питания двигателя и системы охлаждения, и которые снабжены внутренними продольными перегородками с образованием изолированных каналов с возможностью их сообщения друг с другом, кузовом и окружающей средой посредством заслонок. При этом центральный канал днища может быть выполнен сквозным и связанным с системой выпуска отработанных газов двигателя, а полости наружных каналов и образующиеся между ними и центральным каналом полости могут быть соответственно использованы для размещения энергетических источников, например аккумуляторных батарей и/или топливных элементов или баков, и связаны с системами охлаждения, отопления и вентиляции. В центральном канале могут быть размещены элементы каталитических нейтрализаторов отработанных газов, а в его центральной части может быть выполнена цилиндрическая полость для размещения карданного вала. Кроме этого каналы могут быть выполнены профилированными по длине с образованием конфузора на входе и диффузора на выходе днища, кромки выходных сопел каналов могут быть срезаны снизу под углом к выходящим потокам, а хотя бы часть каналов выполнена сообщающимися друг с другом с образованием эжекторов. Также каналы системы охлаждения, отопления и вентиляции могут быть связаны с размещенным наклонно перед лобовым стеклом кузова радиатором фигурно изогнутым воздуховодом с образованием объемно-пространственной конструкции, а само днище может быть выполнено несущим в виде силовой пространственной полой балки с возможностью прохождения через ее внутренние полости газовых потоков. Технический результат - повышение комфортабельности и безопасности легкового автомобиля при малом аэродинамическом сопротивлении. 12 з.п. ф-лы, 4 ил.
СПОСОБ БЕСТРАНШЕЙНОЙ ПРОКЛАДКИ ФУТЛЯРОВ ПОД АВТОМОБИЛЬНЫМИ И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 2001 |
|
RU2216670C2 |
ЕР 1129929 A1, 05.09.2001 | |||
JP 9099870 A, 15.04.1997. |
Авторы
Даты
2005-09-20—Публикация
2003-07-03—Подача