Изобретение относится к автомобильному оборудованию, конкретно к защитным поддонам, съемно устанавливаемым в нижнем проеме двигательного отсека и предохраняющим силовой агрегат (двигатель, коробку передач, а также каталитический нейтрализатор) от ударных нагрузок и износа наезда на препятствие и уменьшающим загрязнение двигательного отсека.
Защитные поддоны, как правило, входят в "российский пакет" докомплектации поступающих в Россию легковых автомобилей зарубежного производства, особенно дорогих машин с большой колесной базой и, следовательно, с небольшим относительным клиренсом ("За рулем", N 12, 1997. -С. 168-170).
Их изготовляют заводы-изготовители или региональные дилеры либо цельнометаллическими, либо пластиковыми. В частности, фирмы "Дэу", "Тойота" и европейский "Форд" в качестве базовой защиты двигателя снизу предлагают пластмассовые пыльники, но готовы по заказу оборудовать машину и мощным металлическим листом ("За рулем", N 12, 1997. -С.170). ООО "Металлопродукция" и ТОО "РТД" освоила производство металлических защитных поддонов на широкий спектр отечественных и зарубежных автомобилей ("АВТОвитрина", N 7 (32), 1998. -С. 16). Вариант с синтетическими защитными поддонами предусматривает использование, в частности (производство с участием авторов), профилированных поддонов из стеклопластика - кевлара, с высокими показателями жесткости и прочности. Преимущества пластиковой защиты в сравнении с цельнометаллической: технологичность (обеспечение сложной конфигурации, "отслеживающей" конструктив двигательного отсека, и оптимизации аэродинамических форм; выполнение оребрения, вентиляционных и технологических окон); разгрузка точек крепления и равномерное распределение нагрузок по всему конструктиву двигательного отсека за счет рельефной конфигурации; исключение (за счет большей жесткости) локального воздействия на защищаемый агрегат; отсутствие остаточных пластических деформаций; небольшая масса при равной защищающей способности; лучший внешний вид (дизайн), а также шумопоглощающее действие (с отсутствием резонансных частот) благодаря волокнистой структуре. Но практика выявила и недостатки пластиковой защиты: возможность температурного воздействия (в основном от каталитического нейтрализатора системы выпуска отработавших газов, температура корпуса которого достигает 800oC и который устанавливают обычно между двигателем и коробкой передач) и подверженность постепенному износу с возможным последующим пробитием. Со временем поток отказов по второй причине будет иметь тенденцию к возрастанию. При металлической защите температурное воздействие безопасно, а износостойкость существенно выше. Но отсутствуют преимущества неметаллических поддонов.
Конструкции защитных поддонов не отличаются большим разнообразием. Металлические поддоны обычно имеют лыжеобразную в продольном сечении форму и снабжены ребрами жесткости или продольными балками (Пат. ФРГ N 3613303, кл. B 62 D 35/02, 1987; Пат. США N 4655307, кл. B 60 R 27/00, 1987; А.с. СССР N 397410, кл. B 62 D 25/20, 1970). В пластиковых конструкциях удается достичь более сложной конфигурации сечений, и профилирования по условиям сопряжения со смежными элементами автомобиля.
Требования к конструкции предусматривают наличие вентиляционных окон (отверстий) для обеспечения допустимого температурного режима в двигательном отсеке и технологических окон (отверстий) для техобслуживания без предварительного демонтажа поддона. В частности, под картером двигателя должно быть предусмотрено окно (отверстие) для слива масла и попавшей в отсек жидкости (грязи).
Наиболее близким к заявленному по назначению и совокупности существенных конструктивных признаков является защитный поддон для силового агрегата легкового автомобиля (принят за наиболее близкий аналог), содержащий панель с элементами жесткости, вентиляционными и технологическими окнами, элементы крепления панели к автомобилю и жесткую накладную металлическую пластину, прикрепленную к панели под картером двигателя силового агрегата для его защиты (Пат. СССР N 1704621, кл. B 62 D 25/20, 1989).
В нем накладная пластина выполнена крюкообразной формы (для фиксации на поперечине передней опоры двигателя) и прикреплена (в частности, приварена) к панели как к основе поддона. При этом она расположена над панелью (между панелью и картером двигателя) и полностью изолирована материалом панели (не имеет каких-либо окон, проемов или отверстий). Таким образом, под картером двигателя поддон имеет двухслойную структуру: металлическую пластину сверху и участок тонкого листа панели снизу. Панель имеет форму удлиненного симметричного ромба с усеченными по длинной диагонали (продольной оси) вершинами, загнутой кверху передней частью и продольными ребрами жесткости (симметричными продольной оси панели) по обе стороны от нее.
Однако такое устройство обладает следующими недостатками.
Необходимость минимизации зазоров с конструктивами автомобиля (сохранения допустимых значений клиренса) и обеспечения жесткости и аэродинамических форм (для пассивной вентиляции двигательного отсека через окна) требует усложнения пространственной конфигурации панели. При выполнении панели (как основы поддона) металлической сложная конфигурация устройства обуславливает низкую (в сравнении с пластиковыми устройствами) технологичность изготовления. При перекрытии всего проема отсека устройство с тонкостенной стальной панелью получается недостаточно жестким даже при усиливающем действии пластины и ребер жесткости) и более тяжелым, а распределение ударных нагрузок при взаимодействии с препятствиями далеки от оптимальных. Возможна остаточная пластическая деформация. Повышение жесткости за счет увеличения толщины листа панели в еще большей степени увеличивает ее массу. Металлическая конструкция не обеспечивает сопряжения (гибкой интеграции) с соответствующими элементами (пыльниками, локерами и т.д.) и менее отвечает требованиям современного дизайна даже при порошковом напылении. Кроме того, она повышает, как правило, уровень шума (наличие резонансных частот, звуковые эффекты при взаимодействии с препятствиями).
При выполнении панели из синтетического материала (пластика) появляются описанные в характеристике аналогов недостатки. Ускоренный износ панели преждевременно ослабляет конструкцию с вероятным последующим пробоем. В результате, приходится заменять весь защитный поддон на новый. В противном случае может ослабиться соединение пластины с панелью и прекратится выполнение крепежно-защитных функций пластины как силового упора. Не исключены и более серьезные аварийные ситуации. Металлическая пластина существенно не снижает температурное воздействие на синтетический материал панели со стороны таких теплонапряженных узлов как каталитический нейтрализатор: тепловой поток по всему пятну контакта "пластина-панель" передается материалу панели и, в условиях низкой теплопроводности последнего, может вызвать локальный перегрев.
Таким образом, известное устройство обладает недостаточно высокими технико-эксплуатационными характеристиками.
Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является улучшение технико-эксплуатационных характеристик защитного поддона силового агрегата легкового автомобиля путем повышения его эффективности, надежности, компактности и весовых показателей.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в защитном поддоне для силового агрегата легкового автомобиля, содержащем панель с элементами жесткости и окнами, элементы панели к автомобилю и жесткую накладную металлическую пластину, прикрепленную к панели, по крайней мере под картером двигателя силового агрегата для его защиты, панель выполнена из синтетического материала с образованием комбинированной конструкции с накладной пластиной, расположенной под панелью.
Задача решается также за счет дополнительных конструктивных признаков устройства с совокупностью описанных выше ограничительных и основных отличительных признаков:
- окно, предусмотренное в панели поддона под картером двигателя, выявлено по контуру накладной пластины, с образованием замкнутого по ее периметру сопряжения пластины с панель;
- в накладной пластине предусмотрено технологическое окно, расположенное под сливной пробкой картера двигателя;
- панель выполнена корытообразной из стеклопластика, при этом по крайней мере часть ее элементов жесткости представляет собой периферийную отбортовку, профилированную по условию сопряжения со смежными элементами автомобиля;
- накладная пластина выполнена стальной.
Благодаря совокупности известных (прототип) и отличительных конструктивных признаков заявленное устройство приобретает технико-эксплуатационные характеристики, которых нет ни у цельнометаллического, ни у пластикового устройства известных конструкций в отдельности. Заявленное устройство позволяет совместить их преимущества.
Именно за счет расположения более износостойкой накладной пластины с лицевой (нижней) стороны поддона повышаются его защитные свойства. И только комбинированная структура сборки "панель-пластина" в полной мере обеспечивает спектр преимуществ синтетической (пластиковой) основы и локальных механических и термических защит. За счет перехода на однослойную структуру подкартерной зоны поддона обеспечивается термостойкость последнего (при наличии вблизи каталитического нейтрализатора и др. теплонапряженных узлов) и облегчается конструкция при высокой ее жесткости. Наличие технологического отверстия в накладной пластине под сливной пробкой картера двигателя (признак, отсутствующий в прототипе) позволяет сохранить возможность слива масла и попавшей жидкости (грязи) без снятия поддона. Корытообразная, профилированная конфигурация синтетической (пластиковой) панели обеспечивает высокую жесткость конструкции, благоприятное распределение нагрузок и минимальный дорожный просвет. Выполнение накладной пластины из стали наиболее рационально на данном этапе с технической и экономической точек зрения.
Изобретение при этом промышленно применимо на существующем уровне развития производственно-технологической базы, что подтверждает нижеприведенный пример конструктивного выполнения устройства.
На фиг. 1 показан вариант конструкции предлагаемого защитного поддона, общий вид в сборе; на фиг.2 - то же, в разобранном виде; на фиг.3 - второй вариант конструкции устройства, отличающийся конфигурацией составных частей; на фиг. 4 - сечения поддона по фиг.3, с указанием расположения относительно силового агрегата автомобиля; на фиг.5 - третий вариант конструкции поддона, также отличающийся конфигурацией составных частей.
Защитный поддон для силового агрегата легкового автомобиля содержит панель 1 из синтетического материала, в частности стеклопластика "кевлар", элементы 2 крепления панели 1 к автомобилю и жесткую накладную пластину 3 из прочного износостойкого материала, в частности стали, съемно прикрепленную (элементы 4 крепления) к панели 1, по крайней мере под картером двигателя 5 (силовой установки с коробкой передач и каталитическим нейтрализатором) для его (их) защиты. Таким образом, поддон представляет собой составную комбинированную конструкцию. При этом пластина 3 расположена под панелью 1 и полностью экранирует подлежащую защите часть силового агрегата автомобиля (прежде всего, картера 5).
В преимущественном варианте выполнения поддона панель 1 в зоне сопряжения с пластиной 3 содержит окно (проем) 6, которое выполнено по контуру пластины 3, с образованием по ее периметру сопряжения 7 (как вариант - со скосом - см. вид А-А на фиг.1; фиг.2; разрез С-С на фиг.4). Не исключена возможность установки прокладки в сопряжении 7 (не показана).
Кроме того, в панели 1 предусмотрены вентиляционные и технологические окна (отверстия) 8. В пластине 3 также предусмотрено по крайней мере одно технологическое окно (отверстие) 9 для безразборного доступа к сливной пробке 10 картера двигателя 5. В ней могут быть и вентиляционные отверстия 11.
Пластина 3 выполнена, в общем случае, профилированной, с положительным лобовым углом атаки α, т.е. с загнутым вверх передним концом (см. фиг.3; разрез А-А на фиг.4). Рекомендуется порошковое покрытие ее поверхности.
Панель 1 выполнена предпочтительно корытообразной. При этом по крайней мере часть ее элементов жесткости представляет собой периферийную отбортовку 12 и выступы-фиксаторов 13 (см. фиг.3, 5), профилированные по условию сопряжения (интеграции) со смежными элементами автомобиля (силовым агрегатом, подвеской, продольными балками, выхлопной трубой и т.д.). Конкретные профили панели 1 и пластины 3 зависят от марки автомобиля. Рекомендуется лакокрасочное термо- и водостойкое покрытие всех поверхностей панели 1.
Места расположения отверстий и др. посадочных мест под элементы 2 крепления панели 1 соответствуют штатным для каждой марки автомобиля. Иначе говоря, никаких доработок штатной конструкции автомобиля не требуется.
Возможны другие варианты конкретного конструктивного выполнения устройства в рамках заявленной совокупности существенных признаков.
Разработана технология изготовления и сборки устройства в условиях мелкосерийного производства.
Защитный поддон монтируют на автомобиле посредством элементов 2 крепления на силовых элементах автомобиля. При этом рекомендуется его монтаж в собранном виде (т.е. вместе с пластиной 3). Демонтаж осуществляют в обратной последовательности. Допускается демонтаж (замена) пластины 3.
Устройство работает следующим образом.
При наезде автомобиля на профильное препятствие (неровность, камень, поребрик и т. д. ) ударные и касательные нагрузки воспринимаются (с учетом угла атаки α) наиболее изностойкой частью поддона - его пластиной 3. Деформация поддона происходит, как правило, в пределах зазора между пластиной 3 и картером двигателя 5 (силовым агрегатом). Нагрузки на пластину 3 передаются панели 1 и за счет ее высокой жесткости, усиленной отбортовкой 12, выступами-фиксаторами 13 и др. элементами жесткости, достаточно равномерно распределяются по ее местам крепления.
Теплопередача от каталитического нейтрализатора и др. теплонапряженных узлов автомобиля осуществляется через воздушный зазор непосредственно в металлическую пластину 1, где теплота рассеивается за счет значительной ее площади без угрозы термических повреждений конструкции поддона.
Вентиляционные окна (отверстия) 8, 11 обеспечивают свободу конвективного теплообмена между силовым агрегатом и двигательным отсеком в целом и окружающей средой. При оптимизации продольного профиля панели 1 и расположения окон 8 обеспечивается эффективный обдув силового агрегата встречным потоком воздуха.
Использование изобретения позволяет улучшить технико-эксплуатационные характеристики защитного поддона и оснащенного им автомобиля в целом за счет повышения защитных свойств (эффективности) поддона, его надежности, компактности и весовых показателей.
Эффективность от использования предлагаемого поддона в большей степени появляется при оснащении им автомобилей западного производства для российского рынка, особенно дорогих марок с большой колесной базой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАЩИТНЫЙ ПОДДОН ДЛЯ СИЛОВОГО АГРЕГАТА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 2004 |
|
RU2260539C1 |
ЗАЩИТНЫЙ ПОДДОН ДЛЯ СИЛОВОГО АГРЕГАТА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 2006 |
|
RU2325297C2 |
МОНТАЖНАЯ ПЛАНКА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИЛИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН | 2005 |
|
RU2286901C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЩИТ-МОДУЛЬ ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ АКЦИЙ | 2009 |
|
RU2412490C1 |
ТРАНСФОРМИРУЕМОЕ КРЕСЛО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2210349C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЧЕЛОВЕКОМ ЗА РУЛЕМ АВТОМОБИЛЯ | 2000 |
|
RU2179938C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И СПОСОБ ЕГО ПОДЪЕМА ПО ЛЕСТНИЧНЫМ МАРШАМ | 2001 |
|
RU2215510C2 |
СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ДИСФУНКЦИЕЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ В САМОХОДНОЙ КОЛЯСКЕ НА ЛЕСТНИЦЕ С ПОРУЧНЯМИ | 2010 |
|
RU2417787C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИМ ЛЕСТНИЧНЫХ МАРШЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2200526C2 |
ШАССИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ, В ЧАСТНОСТИ, ПО ЛЕСТНИЦАМ | 2005 |
|
RU2312788C2 |
Использование: автомобильное оборудование. Сущность изобретения: защитный поддон для силового агрегата легкового автомобиля содержит панель из синтетического материала, преимущественно кевларового стеклопластика, элементы ее крепления к автомобилю и накладную металлическую, преимущественно стальную, пластину, жестко прикрепленную к панели под картером двигателя силового агрегата для его защиты. В панели и в пластине предусмотрены вентиляционные и технологические окна (отверстия). Пластина расположена под панелью с образованием комбинированной конструкции. Панель в зоне сопряжения с пластиной содержит окно (проем), выполненное по контуру пластины. Рекомендуется корытообразная форма панели: часть ее ребер жесткости представляет собой периферийную отбортовку и выступы-фиксаторы, профилированные по условию сопряжения со смежными элементами автомобиля. Использование изобретения позволяет улучшить технико-эксплуатационные характеристики защитного поддона и автомобиля в целом за счет повышения защитных свойств, надежности, компактности и весовых показателей. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.
Авторы
Даты
1999-10-27—Публикация
1998-06-30—Подача