Изобретение относится к области судостроения, а именно к судам с движителем гусеничного типа. Может быть использовано при строительстве плавучих средств типа амфибия, которые могут передвигаться с высокими скоростями как в воде, так и по твердым поверхностям (лед, снег, земля) с высоким коэффициентом полезного действия и с минимальным разрушающим эффектом на слабых грунтах.
Известны суда с ленточным движителем (см. заявку PCT/RU 95/00002, кл. В 63 Н 19/02, 1995 г.), содержащие каркас и движитель в виде замкнутой ленты, охватывающей каркас. Каркас снабжен ребрами и в нем выполнены направляющие, по которым скользит лента.
Однако известные движители могут быть использованы при передвижении в жидкой среде.
Наиболее близким к предложенному является изобретение (патент RU №1823357, кл. В 63 Н 1/34, 1989 г.), в котором плавучее средство содержит корпус в виде понтона. Ленточный движитель охватывает корпус и снабжен приводом с ведущими звездочками и гидростатическими узлами смазки. Лента движителя выполнена замкнутой в виде равномерно установленных друг от друга, снабженных направляющими поперечных звеньев, внутренняя полость которых заполнена материалом с положительной плавучестью и которые соединены между собой гибкими сегментами.
В этом известном плавучем средстве поперечные звенья ленты выполнены жесткими, что не дает возможности гасить динамические нагрузки, возникающие при движении.
Технической задачей изобретения является создание экономичного транспортного средства, способного демпфировать динамические нагрузки, возникающие при движении, передвигаться с высокими скоростями и маневренностью как в жидкой среде, так и по твердым поверхностям, обладающего движителем с высоким КПД, высокой проходимостью и экологической безопасностью.
Поставленная задача достигается за счет того, что поперечные звенья ленты представляют собой цилиндрические элементы, заполненные упругим компонентом, снабжены внешней эластичной оболочкой, выполненной с усиливающим внутренним каркасом, закреплены на жестких балках, которые связаны между собой гибкими сегментами и заполнены упругим материалом со стороны, обращенной к корпусу, при этом распределительный карман гидростатического узла смазки выполнен с клапаном шарикового или роликового типа.
На чертежах представлена схема устройства:
на фиг.1 - показан общий вид;
на фиг.2 - вид сбоку;
на фиг.3 - лента в сборе;
на фиг.4 - клапан гидростатического узла;
на фиг.5 - жесткая балка.
Судно-амфибия содержит корпус 1 в виде понтона, на котором с зазором установлена замкнутая лента движителя. Лента состоит из поперечных звеньев, которые выполнены в виде цилиндрических элементов 2, заполненных упругим компонентом 3. Цилиндрические элементы 2 снабжены внешней эластичной оболочкой, выполненной с усиливающим внутренним каркасом, и закреплены на жестких балках 4, которые связаны между собой посредством эластичных сегментов 5. Жесткие балки 4 размещены поперек ленты движителя, снабжены жесткими зубьями 6 и заполнены упругим материалом 7 со стороны, обращенной к корпусу 1. На корпусе 1 предусмотрены гидростатические узлы смазки, содержащие крышку 8, подводящий трубопровод 9, шариковый или роликовый клапан 10, который размещается в гнезде из эластомера 11. Перемещение ленты осуществляется с помощью ведущей звездочки 12, связанной через трансмиссию с двигателем (на чертежах не указано).
Работа осуществляется следующим образом. Судно-амфибия приводится в движение при вращении звездочки 12, которая зацепляется с зубьями 6 поперечных жестких балок 4. Скольжение ленты относительно корпуса 1 обеспечивается благодаря подаче смазки, подаваемой через гидростатические узлы. Смазка подается по трубопроводу 9 (фиг.4) в полость, образованную эластомером 11 и клапаном 10. Клапан 10, вращаясь, равномерно распределяет смазку по поверхности ленты, скользящей относительно корпуса 1. При движении в воде цилиндрические элементы 2 ленты, погружаясь, создают упор, равный объему вытесненной жидкости и силе сопротивления проскальзывания элементов в воде. При движении по твердой поверхности цилиндрические элементы 2 имеют высокий коэффициент сцепления благодаря своей форме и наличию упругого компонента 3 и внешней эластичной оболочки. Внешняя эластичная оболочка упругого компонента 3 снабжается внутренним усиливающим каркасом в виде армирующих нитей, тканей и т.д., который повышает долговечность оболочки, при этом не влияет на свойства упругости, эластичности цилиндрических элементов 2 ленты. Выполнение звеньев ленты в виде цилиндрических элементов 2 с внешней эластичной оболочкой обеспечивает высокую сцепляемость с рельефным грунтом и высокую проходимость судна-амфибии.
Лента движителя может быть выполнена в несколько рядов, в зависимости от ширины корпуса 1 судна-амфибии, а конструкция звеньев ленты обеспечивает маневренность и устойчивость всего устройства в целом, что обеспечивает его безопасность в эксплуатации. Выполнение гидростатического узла с клапаном 10 шарикового или роликового типа позволяет подавать смазку на вертикальную поверхность, применять смазки различной вязкости, экономить подачу смазки, равномерно распределять смазку по поверхности.
Таким образом, предложенное решение позволяет создать судно-амфибию, обладающую высокой скоростью, высокой проходимостью, высокой тягой движителя в различных средах и на твердых поверхностях, экологически безопасное и экономически выгодное.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАВУЧЕЕ СРЕДСТВО ГУСЕНИЧНОГО ТИПА С ЗЕМЛЕРОЙНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ | 2016 |
|
RU2612548C1 |
ЛЕНТОЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2195411C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ И ПОДЪЕМА СУДОВ И КОМПЛЕКС СРЕДСТВ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2005 |
|
RU2299831C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ СУДНА | 1994 |
|
RU2089435C1 |
ДЕСАНТНЫЙ ТАНКОВЫЙ ПАРОМ | 2005 |
|
RU2296078C1 |
ПОМЕЩЕНИЕ В АМФИБИЙНОМ ТРАНСПОРТНОМ АППАРАТЕ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА | 2014 |
|
RU2576207C1 |
ПОДВОДНЫЙ ОБТЕКАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2164485C1 |
РЕЗЕРВУАР С ПОНТОНОМ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЛЕГКОИСПАРЯЮЩИХСЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ | 2005 |
|
RU2295486C1 |
АВТОПРИЦЕП - АМФИБИЙНЫЙ ПАРОМ | 2007 |
|
RU2339537C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО ДОКОВОГО ТИПА | 2004 |
|
RU2282555C2 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к судам с движителем гусеничного типа. Поперечные звенья ленты движителя, представляющие собой цилиндрические элементы, заполненные упругим компонентом, снабжены внешней эластичной оболочкой и закреплены на жестких балках. Жесткие балки связаны между собой гибкими сегментами и заполнены со стороны, обращенной к корпусу, упругим материалом. Распределительный карман гидростатического узла смазки выполнен с клапаном шарикового или роликового типа. Технический результат заключается в демпфировании динамических нагрузок, возникающих при движении транспортного средства. 5 ил.
Судно-амфибия, содержащее корпус в виде понтона, ленточный движитель, охватывающий корпус, снабженный приводом с ведущими звездочками и гидростатическим узлом смазки, лента движителя выполнена замкнутой в виде равномерно установленных друг от друга, снабженных направляющими поперечных звеньев, внутренняя полость которых заполнена материалом с положительной плавучестью и которые соединены между собой гибкими сегментами, отличающееся тем, что поперечные звенья ленты представляют собой цилиндрические элементы, заполненные упругим компонентом, снабжены внешней эластичной оболочкой, выполненной с усиливающим каркасом, закреплены на жестких балках, которые связаны между собой гибкими сегментами и заполнены упругим материалом со стороны, обращенной к корпусу, при этом распределительный карман гидростатического узла смазки выполнен с клапаном шарикового или роликового типа.
SU 1823357 A1, 27.07.1996 | |||
Топчак-трактор для канатной вспашки | 1923 |
|
SU2002A1 |
US 2867480, 06.01.1959 | |||
US 3842785, 22.10.1974. |
Авторы
Даты
2005-10-10—Публикация
2004-03-25—Подача