Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для снижения гидравлического сопротивления движению объектов в различных средах.
В качестве ближайшего аналога принято устройство для изменения гидравлического сопротивления судна по патенту России N 2089435, B 63 B 1/36 от 10.09.97.
Известное устройство содержит каркас, полностью повторяющий форму обтекаемого тела, выполненный в виде отдельных секций, расположенных плотно друг к другу, и замкнутую ленту. Каркас снабжен ребрами и в нем выполнены направляющие, при этом лента, перемещаемая по направляющим, расположена на ребрах с щелевым зазором с каркасом. Устройство снабжено натяжным механизмом для ленты, расположенным в каркасе, полость каркаса заполнена материалом с плотностью, меньшей плотности воды.
Однако известное устройство сложно в технологии его изготовления и эксплуатации.
Предложенное устройство имеет более простую конструкцию, технологично в изготовлении, проще в эксплуатации, повышает технико-экономические свойства плавающего средства.
Технический результат достигается за счет того, что корпус имеет гладкую, ровную поверхность, подвижная лента снабжена съемными направляющими элементами, закрепленными по ее краям, взаимодействующими с направляющими канавками. Направляющие канавки выполнены по всей длине корпуса обтекателя с обеих его сторон внутренней и внешней на расстоянии друг от друга, меньшем ширины ленты, и делят его на секции. Корпус обтекателя выполнен в виде конструкции, охватывающей носовую и среднюю части плавающего средства или только центральную его часть. Направляющие канавки выполнены в форме ]-образных, открытых в сторону ленты пазов, в которые установлены профильные вкладыши, выполненные из упругого материала, а съемные направляющие элементы ленты выполнены в виде болтового соединения с опорной частью, повторяющей профиль вкладыша.
На фиг. 1 представлена схема установки предлагаемого устройства, общий вид.
На фиг. 2 - вид обтекателя сверху.
На фиг. 3 - сечение III-III по фиг. 2.
На фиг. 4 - схема узла А - рабочая секция по фиг. 3.
На фиг. 5 - схема продольного разреза предлагаемого устройства.
На фиг. 6 - представлено выполнение направляющей канавки с вкладышем из упругого материала и направляющим элементом ленты.
На фиг. 7 - схема натяжного устройства.
Подводный обтекатель содержит корпус 1, стенки которого имеют гладкую, ровную поверхность. Корпус 1 разделен на рабочие секции 2 направляющими канавками 3 (см. фиг. 4), выполненными по всей длине корпуса 1 с обеих его сторон: внешней и внутренней. Канавки 3 выполнены в форме]-образных, открытых в сторону замкнутой подвижной ленты 4, пазов, на расстоянии меньшем ширины ленты 4. В направляющих 3 (см. фиг. 6) установлены профильные вкладыши 5 из упругого материала, удерживающие съемные направляющие элементы 6. Направляющие элементы 6 представляют собой болтовые соединения 7 (см. фиг. 6), закрепленные по обоим краям замкнутой ленты 4, и имеют утолщенную опорную часть 8, повторяющую профиль вкладыша 5. Замкнутая лента 4 охватывает каркас корпуса 1 обтекателя по всему его периметру с щелевым зазором 9 и натягивается с помощью натяжного устройства 10, установленного в носовой или кормовой частях корпуса 1. Корпус 1 подводного обтекателя может быть выполнен в виде конструкции, охватывающей носовую и среднюю часть плавающего средства, судна или только центральную часть судна (см. фиг. 2) и фиксируется на корпусе судна с помощью строп и натяжных устройств к ним (на чертежах не указано).
Подводный обтекатель снабжен приводом 11, установленным на носовой или кормовой частях судна или двумя приводами 11 для движения ленты, установленными с двух бортов судна (см. фиг. 7). Корпус 1 имеет внутренние полости 12 с ребрами жесткости 13, заполненные материалом 14 с положительной плавучестью. Внутри корпуса 1 расположены трубопроводы 15 для подачи смазывающей жидкости в щелевой зазор 9, по которым она подается под давлением. С внутренней стороны корпуса 1 обтекателя, обращенной к корпусу судна, установлены крышки 16, которые образуют полости с зазором 17 (см. фиг. 4).
Работает подводный обтекатель следующим образом.
При движении плавающего средства, судна замкнутая лента 4, охватывающая корпус 1 обтекателя, движется за счет привода 11 по потоку со скоростью, равной скорости потока, обтекающего судно.
Ленты 4 могут приводиться в движение самим потоком за счет сил сцепления потока и ленты 4. В этом случае будет наблюдаться разница скоростей между скоростями потока и ленты 4. Подвижная замкнутая лента 4 перемещается по направляющим канавкам 3, выполненным в форме ]-образных, открытых в сторону ленты пазов, которые выполнены по всей длине корпуса 1 обтекателя, с обеих его сторон внешней и внутренней на расстоянии друг от друга, меньшем ширины ленты 4, разделяя его на рабочие секции. Края замкнутой подвижной ленты 4 снабжены съемными направляющими элементами 6, которыми она удерживается в канавках 3, снабженных профильными вкладышами 5 выполненными из упругого материала.
Параллельные направляющие канавки 6 обеспечивают движение ленты 4 в заданном направлении по потоку. Внутренняя часть ленты 4, со стороны корпуса судна, закрыта с зазором 17 крышками 16 и испытывает сопротивление, равное жидкостному скольжению. По трубопроводу 15 подается под давлением жидкость в щелевой зазор 9, обеспечивающая проскальзывание ленты относительно корпуса 1 обтекателя. Скребок 18, установленный на входе ленты 4 в щелевой зазор 17, постоянно очищает ленту 4 от биологических обрастаний в процессе эксплуатации плавающего средства, судна.
Предложенное устройство выгодно отличается от известных, имеет надежную и простую конструкцию, повышает технико-экономические показатели плавающего средства за счет экономии топлива, т.к. позволяет снизить сопротивление среды движению объекта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕНТОЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2195411C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ СУДНА | 1994 |
|
RU2089435C1 |
СУДНО-АМФИБИЯ | 2004 |
|
RU2261820C1 |
БУКСИРУЕМАЯ ЛИНИЯ | 2007 |
|
RU2361773C1 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ПОДВОДНОГО ТРУБОПРОВОДА, СИСТЕМА, ЕГО РЕАЛИЗУЮЩАЯ, И МОНТАЖНЫЙ КОМПЛЕКС СОЕДИНЕНИЯ ТРУБ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В НЕЙ | 2005 |
|
RU2324100C2 |
Буксируемое устройство | 2018 |
|
RU2688634C1 |
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ НА БАРАБАНЕ БУКСИРНОЙ ЛЕБЕДКИ | 2007 |
|
RU2351501C1 |
ГРУНТОУКЛАДОЧНОЕ ПЛАВУЧЕЕ СРЕДСТВО | 1993 |
|
RU2078711C1 |
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2016 |
|
RU2629625C1 |
СУДНО | 2005 |
|
RU2286284C2 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания устройств для снижения гидравлического сопротивления движению объектов в различных средах. Обтекатель установлен в донной части плавсредства. Форма корпуса обтекателя повторяет форму плавсредства. Обтекатель имеет натяжной механизм, замкнутую подвижную ленту с направляющими элементами и направляющие канавки. Корпус обтекателя имеет гладкую, ровную поверхность. Подвижная лента снабжена съемными направляющими элементами, закрепленными по ее краям. Элементы взаимодействуют с направляющими канавками. Канавки выполнены по всей длине корпуса обтекателя с обеих его сторон, внутренней и внешней, на расстоянии друг от друга, меньшем ширины ленты, и делят его на секции. Корпус обтекателя целесообразно выполнять в виде конструкции, охватывающей носовую и среднюю или центральную часть плавсредства. Канавки целесообразно выполнять в форме - образных, открытых в сторону ленты пазов, в которые могут устанавливаться профильные вкладыши. Вкладыши могут выполняться из упругого материала. Съемные направляющие элементы ленты могут быть выполнены, например, в виде болтового соединения с опорной частью, повторяющей профиль вкладыша. Технический результат реализации изобретения заключается в создании обтекателя, который имеет простую конструкцию, технологичен в изготовлении, более прост в эксплуатации и повышает технико-экономические свойства плавающего средства. 5 з.п.ф-лы, 7 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ СУДНА | 1994 |
|
RU2089435C1 |
US 3621803 A, 23.11.1971 | |||
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры | 1918 |
|
SU99A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЛЫХ ВЫПЛАВЛЯЕМЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ТОЧНОГО ЛИТЬЯ | 0 |
|
SU265382A1 |
РЕЛЬСОШЛИФОВАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 0 |
|
SU356331A1 |
Авторы
Даты
2001-03-27—Публикация
2000-08-30—Подача