ЛЕНТОЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ Российский патент 2002 года по МПК B63B1/36 B63H1/34 

Описание патента на изобретение RU2195411C1

Изобретение относится к области судостроения, а именно к движителям, воздействующим на поток среды, обтекающей движущийся объект, и способствующим снижению гидравлического сопротивления этой среды на поверхности, например, самоходных речных и морских судов.

Известно, что при перемещении речных и морских судов большая часть мощности (до 80%) расходуется на преодоление сопротивления воздушной и жидкой среды. Это вызвано тем, что жидкая среда прилипает к поверхности обтекаемого тела, что приводит к торможению движущейся жидкости, к отрыву потока в кормовой части тела и, как следствие, к увеличению сопротивления трения и давления.

В качестве прототипа предложенного устройства взят ленточный движитель по патенту RU 2164485 С1, опубл. 27.03.2001 г.

В этом известном устройстве ленточный движитель содержит каркас, выполненный в виде отдельных секций, и замкнутую ленту, охватывающую, каркас. Каркас снабжен ребрами жесткости и в нем выполнены направляющие таким образом, что замкнутая лента перемещается по направляющим. Между лентой и каркасом имеется зазор.

Недостатком данного устройства является то, что оно может быть использовано только как дополнительный ленточный движитель, т.е. при наличии основного судового движителя, например гребного винта.

Задачей изобретения является создание ленточного движителя, который объединяет в себе движитель и обтекатель в одну конструкцию (движитель-обтекатель). При этом повышается скорость движения плавучего средства за счет снижения сопротивления жидкой среды и, как следствие, экономится топливо. Такое конструктивное решение позволяет снизить затраты на обслуживание корпуса плавучего средства, например на очистку от биологических обрастаний и, кроме того, является экологически чистым.

Технический результат достигается за счет того, что в ленточном движителе, который содержит каркас и охватывающую его с зазором замкнутую ленту с приводом, между каркасом и корпусом судна установлены крышки, образующие с каркасом щелевой канал, а по всей длине замкнутой ленты установлены поперечные ребра на равных расстояниях друг от друга. Ребра выполнены с уплотнительными кромками высотой не менее высоты щелевого канала. Привод ленты выполнен в виде насоса и снабжен трубопроводами прямого и обратного хода. Трубопроводы снабжены управляющими клапанами и дросселями.

На фиг. 1 представлена схема установки предлагаемого устройства, общий вид.

На фиг.2 - вид движителя сверху.

На фиг.3 - сечение III-III на фиг.2.

На фиг.4 - схема узла А (рабочая секция на фиг.3).

На фиг.5 - схема продольного разреза предлагаемого устройства.

На фиг. 6 представлено выполнение направляющей канавки с вкладышем из упругого материала и фигурным несущим направляющим элементом ленты.

На фиг.7 - схема натяжного устройства.

Ленточный движитель содержит каркас 1, установленный на корпусе судна. Стенки каркаса 1 имеют гладкую ровную поверхность. Каркас 1 сформирован из рабочих секций 2. Секции 2 имеют направляющие канавки 3 (фиг.4), выполненные по всей длине каркаса 1 движителя с обеих его сторон, внешней и внутренней.

Канавки 3 открыты в сторону охватывающей каркас 1 замкнутой подвижной ленты 4, причем расстояние между канавками меньше ширины ленты 4. В направляющих канавках 3 размещены профильные вкладыши 5 (фиг.6) из упругого материала, в которых размещены фигурные несущие направляющие элементы 6. Направляющие элементы 6 посредством болтового соединения 7 (фиг.6) закреплены в основании поперечных ребер 8 замкнутой ленты 4 по обоим их краям. Поперечные ребра 8 снабжены выступающими уплотнительными кромками 4а, расположенными с зазором друг от друга. Замкнутая лента 4 охватывает с зазором 9 каркас 1 корпуса обтекателя по всему его периметру и натягивается с помощью натяжного устройства 10, установленного в носовой или кормовой частях каркаса 1. Каркас 1 ленточного движителя может охватывать носовую и среднюю часть плавающего средства, судна или только центральную его часть (фиг.1, 2).

Ленточный движитель снабжен одним или несколькими насосами 11, установленными на средней или кормовой частях судна (фиг.2). Насосы связаны с трубопроводом 12 прямого хода через дроссельные клапаны 13, а также с трубопроводами 14 и 15 маневрирующего устройства через управляющие клапаны 16 и 17. Каркас 1 имеет внутренние полости 18 с ребрами жесткости 19, заполненные материалом 20 с положительной плавучестью. Внутри каркаса 1 расположены трубопроводы 21 для подачи смазывающей жидкости в зазор 9, по которым она подается под давлением. Между секциями 2 каркаса 1 движителя и корпусом судна установлены крышки 22, которые образуют с каркасом щелевой канал 23.

Работает ленточный движитель следующим образом.

Для движения плавающего средства, судна замкнутая лента 4, охватывающая каркас 1, движется за счет жидкости, подаваемой под давлением от насоса 11 (фиг. 2) по трубопроводам 12 в щелевые каналы 23, где жидкость, воздействующая на поперечные ребра 8, увлекает ленту 4 в направлении своего течения. Наличие на поперечных ребрах 8 уплотнительных кромок 4а позволяет воздействовать потоку на ленту 4 с более высоким КПД. Для согласования движения лент 4 нескольких секций 2 корпуса 1 предусматриваются дроссельные клапаны 13, установленные на трубопроводе прямого хода 12 (фиг.2).

Управление плавающим средством или судном обеспечивается маневрирующим устройством. Для маневрирования поочередно включаются клапаны 16 или 17, что позволяет потоку идти в трубопровод 14 или 15 маневрирующего устройства и реверсировать ленту 4 с правого или левого борта судна и, соответственно, его разворачивать вправо или влево. Для торможения или заднего хода управляющие клапаны 16 или 17 включаются одновременно и переключают поток в трубопровод 14 или 15 маневрирующего устройства, что и приводит либо к торможению ленты 4, либо к ее движению в противоположную (в обратную) сторону. Подвижная замкнутая лента 4 перемещается по направляющим канавкам 3. Посредством несущих направляющих элементов 6 лента 4 удерживается в упругих профильных вкладышах 5, размещенных в канавках 3.

Параллельные направляющие канавки 3 обеспечивают движение ленты 4 в заданном направлении по потоку. Между секциями 2 каркаса 1 движителя и корпусом судна установлены крышки 22, которые образуют с каркасом щелевой канал 23. Лента 4 при движении испытывает сопротивление, равное жидкостному скольжению. По трубопроводу 21 в зазор 9 подается под давлением жидкость, обеспечивающая проскальзывание ленты относительно каркаса 1 ленточного движителя.

Таким образом, предложенная конструкция позволяет создать пропульсивный комплекс, максимально задействующий плавающий объект, в котором корпус судна снабжен объединенным в единую конструкцию движителем-обтекателем, позволяющим уменьшить сопротивление движения корпуса судна путем обеспечения обтекания плавающего тела с минимальными возмущениями.

Предложенное устройство выгодно отличается от известных, имеет надежную и простую конструкцию, повышает технико-экономические показатели плавающего средства за счет экономии топлива и повышения скорости, т.к. позволяет снизить сопротивление среды движению объекта.

Похожие патенты RU2195411C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ СУДНА 1994
  • Днепровский Владимир Валентинович
RU2089435C1
ПОДВОДНЫЙ ОБТЕКАТЕЛЬ 2000
  • Днепровский В.В.
  • Мусин Р.Р.
RU2164485C1
СУДНО-АМФИБИЯ 2004
  • Днепровский В.В.
RU2261820C1
Многофазный лопастной насос 2021
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
RU2773263C1
АКТИВНЫЙ НОСОВОЙ БУЛЬБ СУДНА 2003
  • Тарадонов В.С.
  • Юхнин В.Е.
  • Куликов С.В.
  • Челпанов И.В.
  • Хализев О.А.
  • Шумилов А.И.
  • Журавлев А.В.
  • Корнева Е.Л.
RU2228874C1
ЛЕДОКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПЛАВАЮЩИХ ТЕЛ 2009
  • Пруин Беренд
  • Нихита Клаудиу
RU2483967C2
СУДНО И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВОЛН 2001
  • Поляков В.И.
RU2217342C2
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1
СУДНО- НЕФТЕМУСОРОСБОРЩИК 2014
  • Одаренко Олег Борисович
  • Евдокимов Валерий Валентинович
  • Березин Игорь Константинович
RU2557094C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА НЕФТЕПРОДУКТОВ С ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ 2000
  • Дегтярев Г.В.
  • Дегтярева О.Г.
RU2190723C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 195 411 C1

Реферат патента 2002 года ЛЕНТОЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям, воздействующим на поток среды, обтекающей движущийся объект, и способствующим снижению гидравлического сопротивления этой среды на поверхности, например, самоходных речных и морских судов. Движитель содержит каркас и охватывающую его с зазором замкнутую ленту, снабженную приводом. Между каркасом и корпусом судна установлены крышки, образующие с каркасом щелевой канал. Причем по всей длине замкнутой ленты установлены поперечные ребра на равных расстояниях друг от друга, которые выполнены с уплотнительными кромками высотой не менее высоты щелевого канала, привод ленты выполнен в виде насоса и снабжен трубопроводами прямого и обратного хода с управляющими клапанами и дросселями. Движитель имеет надежную и простую конструкцию. Изобретение повышает технико-экономические показатели плавающего средства за счет экономии топлива и повышения скорости, т.к. позволяет снизить сопротивление среды движению объекта. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 195 411 C1

Ленточный движитель, установленный на судне, содержащий каркас и охватывающую его с зазором замкнутую ленту, снабженную приводом, между каркасом и корпусом судна установлены крышки, образующие с каркасом щелевой канал, отличающийся тем, что по всей длине замкнутой ленты установлены поперечные ребра на равных расстояниях друг от друга, которые выполнены с уплотнительными кромками высотой не менее высоты щелевого канала, привод ленты выполнен в виде насоса и снабжен трубопроводами прямого и обратного хода с управляющими клапанами и дросселями.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2195411C1

ПОДВОДНЫЙ ОБТЕКАТЕЛЬ 2000
  • Днепровский В.В.
  • Мусин Р.Р.
RU2164485C1
US 3965846 А, 29.06.1976
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах 1913
  • Евстафьев Ф.Ф.
SU95A1
ГРЕБНОЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ПЛАВУЧЕГО СРЕДСТВА 1992
  • Соловьев Г.В.
  • Киек В.А.
RU2054360C1

RU 2 195 411 C1

Авторы

Днепровский В.В.

Даты

2002-12-27Публикация

2001-12-25Подача