КРЫЛО ДОЗВУКОВОГО САМОЛЕТА Российский патент 2005 года по МПК B64C9/16 

Описание патента на изобретение RU2264329C1

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано на дозвуковых самолетах.

Известны различные схемы механизации стреловидных и прямых крыльев дозвуковых самолетов (см. Техническая информация ЦАГИ №23, 1980 года, авторское свидетельство 1580737 по классу: 6 В 64 С 3/14, энциклопедию "Авиация" под редакцией Г.П. Свищева, издательство "Российские энциклопедии", М., 1988 г.) В последнее время такие крылья выполняются с использованием сверхкритических профилей.

Однако применение крыла со сверхкритическими профилями на больших углах атаки приводит к снижению характеристик самолета из-за раннего срыва на верхней или нижней поверхности крыла. При этом резко ухудшаются несущие свойства крыла. Эти тенденции сохраняются и при выпущенной механизации, что также связано с большими потерями в щелях и каналах элементов механизации.

Целью изобретения является улучшение характеристик крыла самолета на больших углах атаки при взлетном и посадочном положении механизации и расширение области применения самолета.

Для достижения указанной цели на зашивке крыла и передней части закрылков выполнены вертикальные гофры высотой не менее 15 мм, образующие плавные профилированные сужающиеся каналы, с отношением входного и выходного сечений 2:1, при этом в убранном положениях закрылков каналы перекрыты, а во взлетном и посадочном положении закрылков оси выходных сечений каналов практически совпадают с направлением основного потока на верхней поверхности крыла.

Предложение иллюстрируется на следующих фигурах. На фиг.1 показана общая схема крыла. На фиг.2 изображена общая схема закрылков. На фиг.3 показана схема закрылков во взлетном положении. На фиг.4 показано обтекание профиля закрылков во взлетном (промежуточном) и в полностью выпущенном (посадочном) положении. На фиг.5 приведены сравнительные результаты испытаний разных конструкций с оценкой эффективности применения заявляемого предложения.

Стреловидное или прямое крыло 1 (фиг.1) состоит из центроплана 2, консолей 3, предкрылков 4, интерцепторов 5, элеронов 6, закрылков 7, воздушных тормозов 8. В крыле размещены топливные баки 9 и необходимые системы для обеспечения полета (условно не показаны). Для перемещения элементов механизации на крыле 1 установлены приводы 10, управляемые из кабины экипажа.

В полетном положении (на "гладком крыле") вся механизация находится в убранном положении (фиг.1 и фиг.2) и воздух между нижней и верхней поверхностями не протекает.

Во взлетном положении механизации (фиг.3) закрылки выпускаются на относительно небольшой угол. В вертикальных каналах образуется устойчивое течение с образованием множества струек на верхней поверхности крыла. Профилирование каналов позволяет резко снизить общее сопротивление воздушного канала между зашивкой крыла и закрылком. Изменение площади каждого канала обеспечивает создание градиента скорости и давления по размаху щели между зашивкой крыла и закрылками, что способствует повышению устойчивости течения до больших, чем обычно, углов атаки самолета (не менее чем на 3 градуса).

В посадочном положении механизации закрылки выпущены на максимальный угол (не менее 30 градусов). Щели существенно увеличены. Действие предлагаемого решения аналогично. Увеличивается скорость струек на верхней поверхности крыла, повышается устойчивость течения на закрылке в целом и существенно увеличивается располагаемый диапазон углов атаки самолета.

На фиг.4 видно, что основной задачей профилирования каналов между зашивкой и закрылками является формирование неоднородного потока струек, которые плавно вписываются в зону вероятного отрыва основного потока.

На фиг.5 показана типовая кривая сравнительных результатов, полученных на крыле с разными однощелевыми закрылками, геометрически образованными по одинаковым законам. Из графиков видно, что предлагаемое решение позволяет повысить эффективность механизации и обеспечить при выпущенном положении закрылков повышение несущих свойств крыла и увеличение располагаемого угла атаки на 2-3 градуса.

К сожалению, выбор конструктивных решений и параметров в каждом отдельном случае пока приходится подбирать экспериментально. Но проведенные продувки модели полностью подтвердили заявленные свойства и большие возможности предлагаемой конструкции.

Похожие патенты RU2264329C1

название год авторы номер документа
МЕХАНИЗАЦИЯ КРЫЛА 2004
  • Климов Валентин Тихонович
  • Гапеев Даниил Иванович
RU2323126C2
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки 2019
  • Папиашвили Шота Георгиевич
  • Клочков Дмитрий Вячеславович
  • Ратников Кирилл Владимирович
RU2714176C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2008
  • Афанасьев Сергей Николаевич
RU2466907C1
САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ 2007
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Шведов Владимир Тарасович
  • Дмитриев Владимир Григорьевич
  • Полунин Игорь Михайлович
  • Зиновьев Денис Михайлович
RU2335430C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2014
  • Пчентлешев Валерий Туркубеевич
RU2577824C1
ЭКРАНОПЛАН 2004
  • Данилов Владимир Петрович
RU2273572C2
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КРЫЛА ВОЗДУШНОГО СУДНА 2002
  • Артемьев В.В.
  • Кануков М.И.
  • Климов В.Т.
  • Метелица С.В.
  • Тузов А.Д.
  • Юдин Г.В.
RU2250859C2
Крыло летательного аппарата 2019
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Герасимов Сергей Венедиктович
  • Губанова Ирина Анатольевна
  • Чернышев Иван Леонидович
RU2717416C1
Летательный аппарат и его механизированное крыло 2023
  • Брагин Николай Николаевич
  • Крутов Александр Александрович
  • Пигусов Евгений Александрович
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Черноусов Владимир Иванович
RU2815133C1
КРЫЛО САМОЛЕТА 2014
  • Демченко Олег Федорович
  • Попович Константин Федорович
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Подобедов Владимир Александрович
  • Матросов Александр Анатольевич
  • Лавров Павел Анатольевич
  • Нарышкин Виталий Юрьевич
  • Артёмов Михаил Владимирович
  • Кабанов Александр Николаевич
  • Мирохина Ольга Викторовна
RU2557638C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 264 329 C1

Реферат патента 2005 года КРЫЛО ДОЗВУКОВОГО САМОЛЕТА

Изобретение относится к области авиации. Прямое или стреловидное крыло состоит из центроплана, консолей, предкрылков, закрылков и органов управления полетом. На зашивке крыла и передней части закрылков выполнены вертикальные гофры высотой не менее 15 мм, образующие плавные профилированные сужающиеся каналы с отношением входного и выходного сечений 2:1. В убранном положениях закрылков каналы перекрыты, а во взлетном и посадочном положениях закрылков оси выходных сечений каналов совпадают с направлением основного потока на верхней поверхности крыла. Технический результат - улучшение характеристик крыла на больших углах атаки. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 264 329 C1

Прямое или стреловидное крыло дозвукового самолета, состоящее из центроплана, консолей, предкрылков, закрылков и органов управления полетом, отличающееся тем, что на зашивке крыла и передней части закрылков выполнены вертикальные гофры высотой не менее 15 мм, образующие плавные профилированные сужающиеся каналы с отношением входного и выходного сечений 2:1, при этом в убранном положении закрылков каналы перекрыты, а во взлетном и посадочном положениях закрылков оси выходных сечений каналов практически совпадают с направлением основного потока на верхней поверхности крыла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2264329C1

СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО 1987
  • Бюшгенс Г.С.
  • Воробьев Ю.В.
  • Жукова Р.А.
  • Кощеев А.Б.
  • Махоткин Г.В.
  • Некрасова М.Н.
  • Павловец Г.А.
  • Свищев Г.П.
  • Скоморохов С.И.
  • Туполев А.А.
  • Черемухин Г.А.
  • Юдин Г.А.
  • Разбегаева Л.В.
SU1580737A1

RU 2 264 329 C1

Авторы

Гапеев Д.И.

Гущин А.А.

Климов В.Т.

Коробейников В.В.

Юдин Г.В.

Даты

2005-11-20Публикация

2004-04-09Подача