Изобретение относится к судостроению и касается вопросов создания плавучих средств для развлечения и спорта, в частности катеров-гидроциклов. Катер-гидроцикл предназначен для кратковременных прогулок,
Известен двухместный гидроцикл, содержащий корпус, водометный движитель с рабочим колесом (импеллером), реверсивно-рулевое устройство (РРУ) в виде поворотной заслонки заднего хода и руля, функцию которого выполняет поворотное сопло движителя, устройство управления движением гидроцикла, связанное с двигателем и с РРУ, места сидений водителя и пассажира, расположенные друг за другом. Причем место водителя приподнято над местом пассажира - прототип (см. Гидроцикл модели Sea doo GTX RFI фирмы "Bombardier", Internet: http://www.magilan.ru).
Однако устройство обладает рядом недостатков.
Высоко расположенный центр тяжести всего гидроцикла вместе с людьми приводит при резких маневрах гидроцикла к большому опрокидывающему моменту, т.е. непосредственно влияет на его устойчивость.
Поскольку водитель и пассажир располагаются на гидроцикле один за другим, то при движении они не могут передавать управление им друг другу. Более того, такая передача управления возможна только на берегу или через воду с остановкой движения.
В гидроцикле нет возможности осуществить эффект динамического торможения, что часто бывает необходимым при его резких маневрах. Даже если бы это было возможным осуществить, то высокий центр тяжести вместе с сидящими людьми неизбежно привел бы к сбрасыванию их с гидроцикла в направлении поступательного движения.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение мореходных качеств устройства за счет улучшения его устойчивости при резких маневрах и обеспечение возможности осуществления резкого динамического торможения путем использования режима реверса.
Технический результат от использования предлагаемого предложения достигается тем, что в малогабаритном скоростном двухместном катере-гидроцикле, включающем корпус, водометный движитель, реверсивно-рулевое устройство в виде поворотной заслонки заднего хода и руля - поворотного сопла, устройство управления его движением, связанное с двигателем и с реверсивно-рулевым устройством, места сидения водителя и пассажира размещены по обе стороны от диаметральной плоскости (ДП) корпуса катера-гидроцикла, побортно, и имеют максимально возможное низкое расположение по отношению к ватерлинии катера-гидроцикла. Устройство управления его движением расположено между упомянутыми сиденьями и выполнено преимущественно в виде рычага-джойстика, кинематически соединенного с рулем и с системой управления, кинематически связывающей управление двигателем и реверсивным устройством. Упомянутая система управления выполнена таким образом, что при наклоне рычага-джойстика от нейтрального положения в положение "вперед" реверсивное устройство переводится в режим "передний ход", а обороты двигателя при этом возрастают пропорционально перемещению рычага-джойстика, а при наклоне рычага-джойстика от нейтрального положения в положение "назад" реверсивное устройство переводится соответственно в режим "задний ход" и обороты двигателя при этом возрастают также пропорционально наклону рычага-джойстика. Причем связь рычага-джойстика с рулем такова, что при его наклоне в одну сторону - в ту же сторону поворачивается катер-гидроцикл и, соответственно, наоборот.
При этом на корпусе катера-гидроцикла в районе сидений водителя и пассажира оборудованы борта безопасности.
Размещение мест сидения водителя и пассажира побортно, по обе стороны от ДП корпуса катера-гидроцикла на уровне, близком к ватерлинии, позволяет понизить центр тяжести устройства, максимально приблизив его к ватерлинии, что приводит к большой уверенности при движении находящихся на катере-гидроцикле людей и их безопасности при маневрах.
Расположение устройства управления движителем катера-гидроцикла между сиденьями водителя и пассажира дает возможность осуществлять управление движением как одним, так и другим человеком порознь, а также водитель может расположиться для управления движением как правой рукой, так и левой (человек-левша).
Выполнение устройства управления движением в виде преимущественно рычага-джойстика, кинематически связанного одновременно с рулем и с системой управления двигателем и реверсивным устройством, обеспечивает доступность активного и динамического управления катером-гидроциклом любому, даже не подготовленному человеку.
Выполнение системы управления реверсивным устройством и двигателем, когда при переводе реверсивного устройства в положение режима "передний ход" или "задний ход" обороты двигателя увеличиваются, позволяет осуществлять резкие маневры при движении катера-гидроцикла и использовать принцип динамического торможения, обеспечивающего существенное повышение эффективности торможения, не дожидаясь остановки движения катера-гидроцикла.
Благодаря выводу на рычаг-джойстик всех органов управления через кинематическую связь с рулем, с двигателем и с реверсивным устройством обеспечиваются все упомянутые маневры и движения катера-гидроцикла.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где
- на фиг.1 представлен вид сбоку катера-гидроцикла;
- на фиг.2 - его вид сверху.
Малогабаритный скоростной двухместный катер-гидроцикл имеет корпус 1, внутри которого размещены побортно по разным сторонам от диаметральной плоскости 2 сиденья 3 водителя и пассажира, водометный движитель 4, двигатель 5, РРУ 6, рычаг-джойстик 7 управления движением катера-гидроцикла.
Водометный движитель 4 включает водозаборник 8 и поворотное сопло 9. РРУ состоит из поворотной заслонки заднего хода 10 и руля, функцию которого выполняет поворотное сопло 9 водометного движителя 4. Заслонка заднего хода 10 имеет возможность поворота вокруг своей горизонтальной оси 11.
Рычаг-джойстик 7 управления движением расположен между сиденьями 3 водителя и пассажира, кинематически связан с рулем 9 и через систему управления двигателем и реверсивным устройством (не показано) с последними и имеет возможность наклона вдоль и поперек ДП катера-гидроцикла.
Устройство работает следующим образом.
Человек, управляющий катером-гидроциклом, для начала движения вперед наклоняет рычаг-джойстик в положение "вперед", при этом, используя кинематические связи системы управления, реверсивное устройство водометного движителя приводится в положение переднего хода, а двигатель начинает набирать обороты пропорционально наклону рычага-джойстика. Для осуществления движения катера-гидроцикла назад рычаг-джойстик наклоняют в положение "назад", при этом реверсивное устройство приводится соответственно в положение заднего хода, и двигатель начинает набирать обороты также пропорционально наклону рычага-джойстика.
При любом положении рычага-джойстика в направлении движения катера-гидроцикла вперед или назад осуществляют управление маневрированием им. При наклоне рычага-джойстика вправо или влево катер-гидроцикл осуществляет маневр соответственно вправо или влево, вне зависимости от направления движения вперед или назад. Так как управляющий рычаг-джойстик расположен между водителем и пассажиром и является единственным средством управления катером-гидроциклом, то любой из них может взять управление на себя в процессе движения, без риска возникновения опасной ситуации на воде.
При высокой скорости движения можно осуществлять самые резкие маневры катера-гидроцикла, и при этом благодаря компоновке и положению его центра тяжести максимально низко к ватерлинии будет сохраняться его устойчивость и обеспечиваться безопасность опрокидывания людей.
Для осуществления резкого маневра катера-гидроцикла с использованием принципа гидродинамического торможения рычаг-джойстик резко переводят до упора из положения "движения вперед" в положение "движение назад". При этом за короткий промежуток времени происходят сброс оборотов двигателя, перекладка реверсивного устройства в положение "задний ход", после чего увеличиваются обороты двигателя. Реверсивное устройство начинает работать в режиме реверса, однако катер-гидроцикл еще сохраняет свое поступательное движение вперед, и именно в этот момент на движителе создается максимальная тяга заднего хода. В следующий же момент катер-гидроцикл резко сбрасывает скорость и переходит в водоизмещающий режим движения (максимально погружается в воду) и, вследствие возрастания при этом сопротивления его корпуса, торможение еще более усиливается. Благодаря этому эффективность торможения возрастает многократно. После достижения катером-гидроциклом нулевой скорости рычаг-джойстик переводится в нейтральное положение и катер-гидроцикл останавливается.
Нижнее расположение центра тяжести комплекса с людьми позволяет осуществлять такое торможение без риска для жизни людей.
Для движения задним ходом рычаг-джойстик переводят в положение "задний ход" и катер-гидроцикл после остановки начинает движение в этом направлении.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА | 1999 |
|
RU2156206C1 |
ЛЕГКИЙ ЭКРАНОПЛАН | 2006 |
|
RU2299822C1 |
ПОДВЕСКА ГЛИССЕРА К КОРПУСУ СУДНА | 2006 |
|
RU2368537C2 |
АМФИБИЯ | 2007 |
|
RU2520665C2 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 2019 |
|
RU2712408C1 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2584039C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2002 |
|
RU2205774C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2003 |
|
RU2245818C2 |
АМФИБИЯ | 2008 |
|
RU2555051C2 |
ГЛИССЕР | 1995 |
|
RU2150401C1 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к плавучим средствам для развлечения и спорта. Малогабаритный скоростной двухместный катер-гидроцикл, включающий корпус, водометный движитель, реверсивно-рулевое устройство и устройство управления его движением, связанное с двигателем и с реверсивно-рулевым устройством, места сидения водителя и пассажира, размещенные по обе стороны от диаметральной плоскости корпуса катера-гидроцикла, побортно, на уровне, близком к ватерлинии. Устройство управления движением катера-гидроцикла расположено между сиденьями и выполнено преимущественно в виде рычага-джойстика, кинематически соединенного с рулем и с системой управления, кинематически связывающей управление двигателем и реверсивным устройством. Система управления выполнена таким образом, что при наклоне рычага-джойстика от нейтрального положения в положение "вперед" реверсивное устройство переводится в режим "передний ход", а обороты двигателя при этом возрастают пропорционально перемещению рычага-джойстика, а при наклоне рычага-джойстика от нейтрального положения в положение "назад" реверсивное устройство переводится соответственно в режим "задний ход" и обороты двигателя при этом возрастают также пропорционально наклону рычага-джойстика, а связь рычага-джойстика с рулем такова, что при его наклоне в одну сторону - в ту же сторону поворачивается катер-гидроцикл и, соответственно, наоборот. Технический результат заключается в повышении мореходных качеств катера-гидроцикла, улучшении его остойчивости при резких маневрах и обеспечении возможности осуществления резкого динамического торможения путем использования режима реверса. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ШАРОВОЙ КРАН С ГЕРМЕТИЧНЫМ ВВОДОМ ВРАЩЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2338943C2 |
US 5237950, 24.08.1993 | |||
US 5634422, 03.06.1997 | |||
US 5218922, 15.06.1993 | |||
Способ очистки диизоамилового эфира | 1931 |
|
SU35098A1 |
Авторы
Даты
2005-11-27—Публикация
2004-08-19—Подача