Изобретение относится к подвеске глиссера к корпусу судна, а также к подвесным моторам для легких катеров и моторных яхт.
Из технической литературы известен подвесной водометный лодочный двигатель (см. кн. А.А.Печатин. Моторы маломерных и спортивных судов. М.: ДОСААФ, 1976 г., стр.107-112), который имеет струбцину для крепления его на транце катера или лодки и шарниры подвески и крепления двигателя к струбцине. Такое устройство не позволяет выполнить подвесной водометный двигатель в качестве самостоятельного водоизмещающего агрегата, который обладает автономной плавучестью и имеет собственную систему управления.
Известна также подвеска лодочных моторов на транце с помощью струбцины, снабженной горизонтальным и вертикальным шарнирами (см. кн. Е.Г.Хорхордин. Подвесные лодочные моторы. М., Справочник, 1998 г., стр.274-276).
Ближайшим техническим решением для предлагаемого изобретения является устройство подвески гидроцикла к прогулочному судну, имеющему вырез в корпусе с направляющими, в которых фиксируется весь периметр привального бруса гидроцикла, после установки, в которой гидроцикл крепится ремнем (См. ж. «Катера и яхты» N 3/1991, стр.27-28). Это устройство (SHUTTLE CRAFT) имеет специальное судно, к которому подвешен специально предназначенный для него глиссер.
Указанное устройство не позволяет использовать подвесной двигатель на спортивных судах различного типа. Такой подвесной двигатель имеет сложную конструкцию, которая не позволяет перемещать двигатель с одного судна на другое по воде и использовать его в водоизмещающем режиме для автономного плавания.
Технической задачей для данного изобретения является упрощение конструкции подвески водометного двигателя, унификация его струбцины с серийными подвесными моторами, обеспечение двигателю плавучести и возможности автономного плавания.
Указанная задача решается следующим образом. К струбцине, установленной на транце судна, неподвижно закреплены две параллельные вертикальные направляющие, в нижней части которых установлена каретка, подвижная в вертикальном направлении, причем, каретка имеет горизонтальные шарниры, с помощью которых она связана с бортовыми струбцинами, жестко закрепленными на привальном брусе водоизмещающего корпуса с дистанционным управлением, на котором установлен дистанционно управляемый водометный двигатель.
Предлагаемое изобретение поясняется следующими чертежами.
На фиг.1, 2 и 3 даны три проекции подвесного двигателя, установленного на многоместном катере.
На фиг.4 показано пространственное изображение подвесного водометного движителя на скоростном катере водоизмещением 2 т.
На фиг.5 дан вид сбоку системы крепления подвесного водометного двигателя к борту судна.
На фиг.6 изображена система крепления подвесного водометного двигателя в пространственной конфигурации.
Подвесной водометный двигатель закреплен на транце (1) яхты или скоростного судна (2) с помощью струбцины (3). Струбцина имеет традиционное для подвесных лодочных моторов устройство. Струбцина имеет вид сдвоенной скобы, которая сверху установлена на транец (1) судна. По концам (4) периферийных участков скобы установлены винтовые фиксаторы (5) для надежного крепления двигателя к транцу судна. К струбцине крепятся две вертикальные направляющие (6) с помощью шарниров (7) и фиксаторов (8), что позволяет регулировать положение вертикальных направляющих относительно плоскости транца судна (и, следовательно, относительно ватерлинии).
На удлиненных концах (9), пропущенных ниже кронштейна (10) фиксаторов (8), установлена подвижная каретка (11). Снизу на вертикальных направляющих расположены ограничители (12) перемещения каретки.
Ограничители можно, посредством штифтов (13) установить на различном расстоянии от нижних концов вертикальных направляющих. И, следовательно, задать. необходимую длину перемещения каретки вверх и вниз по направляющим.
По краям каретки с противоположной к транцу стороны выполнены усиленные кронштейны (14), к которым с помощью горизонтальных шарниров (15) крепятся привальные бортовые струбцины (16). Струбцины имеют пазы (17), в которые входит привальный брус (18) водоизмещающего корпуса серийного гидроцикла (19). Для надежной фиксации бортовых струбцин на привальном брусе струбцины имеют винтовые фиксаторы (20). На серийном гидроцикле кроме стандартного рулевого управления и управления двигателем установлена дистанционная система управления.
Рулевой вал руля (21) гидроцикла связан с штурвалом (не показан) судна (2) с помощью двойного гибкого троса (22) (типа боуден).
Дистанционное управление двигателем гидроцикла осуществляется с помощью кабеля установленного на оболочке гибкoгo тpoca (22), в полиэтиленовом кожухе которого уложен электрический кабель (не показан).
Кабель имеет три электропровода, провод включения стартера, провод «массы» двигателя и провод «стоп» двигателя.
Противоположные концы троса (22) и электрокабеля соединены с рукояткой управления двигателем, с кнопкой «стоп» двигателя, которые установлены на приборной доске (не показана) судна (1). Нижние концы троса 22 закреплены на рулевом валу параллельно тягам рулевого сопла. А верхние концы троса уложены на катушке штурвала. Для отключения дистанционного управления гидроцикла (19) от борта судна (1) на корпусе гидроцикла установлены штекерные разъемы (23) и (24). Разъемы имеют стандартное устройство для мотоциклов и подвесных лодочных моторов с дистанционным управлением.
Подвесной водометный двигатель действует следующим образом. Предварительно на любой серийный гидроцикл (19) устанавливают параллельно с ручным управлением (рулем, монеткой управления двигателем, кнопками «запуск» и «стоп» двигателя) элементы дистанционного управления и выводят их на штекерные разъемы (23) и (24).
Предварительно на транце (1) яхты или скоростного судна (2) неподвижно устанавливают с помощью струбцины (3) направляющие (6) с привальными бортовыми струбцинами (16).
Гидроцикл (19) на плаву подводят к транцу судна. После чего бортовые струбцины (16) закрепляют на привальном брусе (18) гидроцикла в носовой части его корпуса, выставляя корпус гидроцикла строго по продольной оси вертикальных направляющих (по оси судна (2)). При этом привальный брус (18) плотно до упора заводят в пазы (17) бортовых струбцин (16). Затем струбцины жестко закрепляют на привальном брусе винтовыми фиксаторами (20).
После чего, с помощью штекерных разъемов (23) и (24), гибкие тросы (21) и (22) дистанционного управления соединяют с бортовой системой управления гидроциклом. Заправляют гидроцикл топливом и маслом, и подвесной водометный двигатель готов к работе.
После дистанционного запуска двигателя гидроцикла судно отходит от берега и совершает движение обычным способом. Циркуляцию и движение по прямой судно совершает с помощью управления штурвалом, установленным перед сидением водителя.
На волне и при дифференте судна или гидроцикла, гидроцикл поднимается или опускается, качаясь относительно горизонтальных шарниров 15, а также перемещается вниз или вверх по вертикальным направляющим 9 на расстояние l.
При совершении маневра производится отклонение рулевого сопла водомета дистанционного. Также обеспечивается управление двигателем.
При стоянке судна на рейде, на значительном удалении от причала, гидроцикл используется для автономных поездок по акватории или к причалу. Для этого он отстыковывается от бортовых струбцин и дистанционного управления и совершает плавание в автономном режиме с одним или двумя операторами на борту.
Отстыковка и снятие подвесного водометного двигателя осуществляется в обратном, указанном выше порядке.
По сравнению с известными устройствами, предлагаемый подвесной двигатель имеет большую мощность (80-240 л.с.). Его можно устанавливать на судне без подъемного крана.
При установке на судне он не меняет положение центра тяжести судна. Тяжелый подвесной мотор стандартного типа (вес 150-320 кг) вызывает дифферент судна на корму. Для него на судне требуются бензобаки, которые занимают значительное место и имеют большой вес, что затрудняет перемещение их вручную.
Предлагаемый подвесной водометный двигатель можно использовать как самостоятельное транспортное средство.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕГКИЙ ЭКРАНОПЛАН | 2006 |
|
RU2299822C1 |
ГИДРОЦИКЛ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ | 2011 |
|
RU2505451C2 |
Колёсный амфибийный глиссер | 2019 |
|
RU2714624C1 |
ПОДВЕСНОЙ ПОВЕРХНОСТНЫЙ ПРИВОД СУДНА | 2016 |
|
RU2628039C1 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 1997 |
|
RU2178756C2 |
Способ движения на "водной подушке" и глиссирующее судно для его осуществления | 2015 |
|
RU2615031C2 |
Надувной гидроцикл со стационарным транцем для подвесного мотора | 2016 |
|
RU2628278C1 |
Подъёмник подвесного лодочного мотора | 2023 |
|
RU2822026C1 |
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА | 2019 |
|
RU2723200C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО | 1998 |
|
RU2178757C2 |
Изобретение относится к подвеске глиссера к корпусу судна, а также к подвесным моторам для легких катеров и моторных яхт. Подвеска содержит струбцину, выполненную в виде сдвоенной скобы, установленной на транце судна. К струбцине неподвижно закреплены две параллельные направляющие, в нижней части которых установлена каретка, подвижная в вертикальном направлении. Каретка имеет горизонтальные шарниры, с помощью которых она связана с бортовыми струбцинами, жестко закрепленными на привальном брусе глиссера. Водометный двигатель глиссера имеет дистанционное управление с судна. Достигается унификация струбцины с серийными подвесными моторами, упрощается конструкция подвески глиссера. 6 ил.
Подвеска глиссера к корпусу судна, содержащая струбцину, выполненную в виде сдвоенной скобы и установленную на транце судна, отличающаяся тем, что к струбцине неподвижно закреплены две параллельных направляющих, в нижней части которых установлена каретка, подвижная в вертикальном направлении, причем каретка имеет горизонтальные шарниры, с помощью которых она связана с бортовыми струбцинами, жестко закрепленными на привальном брусе глиссера, водометный двигатель которого имеет дистанционное управление с судна.
US 4379602 А, 12.04.1983 | |||
Приспособление для уменьшения теплопередачи от горелки к резервуару с горючим | 1927 |
|
SU9480A1 |
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор | 1923 |
|
SU2005A1 |
JP 2006015978 A, 19.01.2006. |
Авторы
Даты
2009-09-27—Публикация
2006-11-24—Подача