Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к защите пассажиров транспортного средства в случае бокового удара.
Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится энергопоглощающая структура двери автомобиля (прототип - патент США №6203096, класс В 60 R 21/02, дата публикации 20.03.2001 г.), включающая в себя энергопоглощающую вставку, расположенную между внутренней панелью двери и обивкой двери, выполненную с выступающей частью, направленной к направляющей стекла и которая имеет во внутреннем пространстве ребра. Вставка имеет основание, изогнутые ребра, горизонтальные и вертикальные ребра, направленные к обивке двери, к которой вставка приклеена. Структура имеет брус безопасности, расположенный между наружной панелью и направляющей стекла, которая напрямую используется при амортизации удара. Во время удара горизонтальные и вертикальные ребра деформируются и поглощают энергию после продольного изгиба изогнутых ребер.
Недостатком этого технического решения является сложность конструкции энергопоглощающей вставки, для выступающей части которой необходимо вырезать сервисное отверстие на внутренней панели двери, также в процессе бокового удара в целях амортизации напрямую используется направляющая стекла, а наличие выступающей части, выполненной из другого материала, чем энергопоглощающая вставка, ведет к удорожанию конструкции.
Задача изобретения направлена на упрощение конструкции и на достижение плавности смещения пассажира за счет деформации вставки, обеспечивая безопасность пассажира, а также на создание энергопоглощающей вставки, которая бы конструктивно вписывалась в уже имеющуюся структуру двери, что особенно актуально для массового производства.
Для решения поставленной задачи предлагается конструкция энергопоглощающей двери транспортного средства, которая имеет энергопоглощающую вставку, расположенную между внутренней панелью двери и обивкой двери и имеющую основание, выполненное едино с фланцами по торцевым частям для крепления вставки к внутренней панели, горизонтальные и вертикальные ребра переменной высоты и толщины, выполненные в виде пластин. Между ребрами, которые доходят до обивки двери и образуют ячейки, расположены короткие ребра жесткости для обеспечения равномерного распределения нагрузки при боковом ударе.
Нижние горизонтальные ребра выполнены утолщенными, и при боковом ударе плавно выталкивают пассажира из зоны удара. Для обеспечения более раннего срабатывания конструкции предлагается Г-образный элемент, прикрепленный одной стороной к энергопоглощающей вставке, а другой - к брусу безопасности.
Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна - следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».
Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.
Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».
Сущность технического решения поясняется чертежами.
Фиг.1 - общий вид боковой двери без обивки со стороны салона;
Фиг.2 - сечение А-А по энергопоглощающей вставке с обивкой двери;
Фиг.3 - вид спереди энергопоглощающей вставки;
Фиг.4 - сечение Б-Б с дополнительным элементом.
Энергопоглощающая дверь транспортного средства представляет собой конструкцию, разработанную в соответствии с требованиями «Правила ЕЭК ООН» R95 и предназначенную для защиты пассажиров и водителя в случае бокового удара.
Заявленная конструкция состоит из наружной (1) и внутренней (2) панелей и обивки (3) двери. Между наружной (1) и внутренней (2) панелями в горизонтальной плоскости (вдоль автомобиля) расположен брус (4) безопасности, а вертикальной плоскости - направляющая стекла (5), а между внутренней (2) панелью и обивкой (3) двери расположена энергопоглощающая вставка (6) (фиг.2).
Энергопоглощающая вставка (6) представляет собой деталь трапециевидной формы, состоящую из основания (7), выполненного едино с фланцами (8) по торцевым частям (фиг.3), с помощью которых вставка (6) крепится к внутренней панели (2) болтовым соединением (9), и из горизонтальных (10) и вертикальных (11) ребер, выполненных в виде пластин, направленных в сторону обивки (3) двери (фиг.1, 2, 3). Ребра (10, 11) располагаются по периметру и центру вставки (6) и доходят до обивки (3) двери (фиг.1, 2), а между ними в образованных ячейках расположены короткие горизонтальные и вертикальные ребра (12), выполненные также в виде пластин, и придающие основанию (7) вставки (6) жесткость и обеспечивающие равномерное распределение нагрузки при боковом ударе. Нижние горизонтальные ребра (13) имеют большую толщину, относительно других ребер и при боковом ударе ребра (13) толкают мягкую часть сиденья, выталкивая пассажира из зоны удара (зона Е) раньше, чем его достигнет деформация в зонах С и Д и благодаря постепенной деформации вставки обеспечивается плавное смещение пассажира. Энергопоглощение происходит не в процессе изгиба ребер, как в прототипе, а при пластической деформации с последующим разрушением более тонких горизонтальных и вертикальных ребер (10, 11), так как основное предназначение энергопоглощающей вставки (6) не столько поглощение энергии, сколько выведение пассажира из зоны деформации жестких деталей кузова (дверей, стойки) раньше, чем в данную точку придет указанная деформация.
В случае необходимости выталкивания пассажира из зоны удара в более ранние сроки, то предлагается введение в конструкцию Г-образного элемента (14) (фиг.4), расположенного между наружной (1) и внутренней (2) панелями двери, одна сторона которого соединена болтовым соединением (15) со вставкой (6) через внутреннюю панель (2), а другая - с брусом (4) безопасности.
В процессе бокового удара происходит деформация элементов двери (1, 2, 4, 5), что приводит к смещению вставки (6), которая толкает обивку двери (3), а также сиденье в зоне Е и пассажира в зоне Д. В процессе движения происходит пластическая деформация ребер (10, 11), что обеспечивает плавность нарастания усилия на бедро пассажира в зоне Д. В момент, когда пластическая деформация деталей кузова и элементов (1, 2, 4, 5) двери автомобиля закончится, пассажир оказывается выведенным из зоны соприкосновения с жесткими деталями кузова.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВЕРЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2208527C2 |
БРОНИРОВАННАЯ БЕСКАПОТНАЯ КАБИНА С ПРОТИВОМИННОЙ ЗАЩИТОЙ | 2013 |
|
RU2517935C1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2204495C1 |
БОКОВАЯ ЧАСТЬ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ | 1998 |
|
RU2140858C1 |
Модуль кабины машиниста локомотива | 2022 |
|
RU2791092C1 |
ДЕТАЛЬ ИНТЕРЬЕРА САЛОНА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 2001 |
|
RU2217332C2 |
ДВЕРЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ПОВЫШЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПАССАЖИРА | 2014 |
|
RU2662098C2 |
Спинка сиденья транспортного средства | 1976 |
|
SU727490A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ПАССАЖИРА ДЛЯ ПЕРЕДНЕГО ПАССАЖИРСКОГО СИДЕНЬЯ | 2018 |
|
RU2695014C1 |
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2688540C2 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к защите пассажиров транспортного средства в случае бокового удара. Конструкция энергопоглощающей двери транспортного средства имеет энергопоглощающую вставку (6), расположенную между внутренней панелью (2) двери и обивкой двери (3) и имеющую основание (7), выполненное едино с фланцами по торцевым частям для крепления вставки к внутренней панели, горизонтальные и вертикальные ребра переменной высоты и толщины, выполненные в виде пластин. Между ребрами, которые доходят до обивки двери и образуют ячейки, расположены короткие ребра (12) жесткости для обеспечения равномерного распределения нагрузки при боковом ударе. Нижние горизонтальные ребра (13) выполнены утолщенными и при боковом ударе плавно выталкивают пассажира из зоны удара (зона Е). Для обеспечения более раннего срабатывания конструкции предлагается Г-образный элемент, прикрепленный одной стороной к энергопоглощающей вставке (6), а другой - к брусу (4) безопасности. Технический результат заключается упрощении конструкции и в обеспечении плавности смещения пассажира за счет деформации вставки для обеспечения безопасности пассажира. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
US 6203096, 20.03.2001.DE 4224303 A1, 27.01.1994.GB 2275660 A1, 07.09.1994.US 5544913, 13.08.1996. |
Авторы
Даты
2005-12-27—Публикация
2003-12-24—Подача