ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВАЯ Российский патент 2006 года по МПК B61F3/16 B61F5/14 B61F5/16 B61F5/52 

Описание патента на изобретение RU2267425C1

Изобретение относится к рельсовому транспорту и может быть использовано для перевозки грузов по железным дорогам.

Известны рельсовые вагонные двухосные тележки, буксы колесных пар которых жестко связаны с рамой транспортного средства, а колеса имеют реборды. В результате взаимодействия реборд колес с головками рельсов осуществляется поворот транспортного средства на криволинейных участках рельсового пути (см., например, Энциклопедический справочник "Машиностроение", том 13, стр.690 или а.с. №818977, В 65 G 17/06, опубликованное 07.04.81, БИ №13).

Недостатком данных тележек является большое сопротивление движению их на криволинейных участках пути в результате взаимодействия реборд колес с головками рельсов, повышенный износ реборд колес и рельсов, а также зависание одного-двух колес тележки на участках рельсового пути, имеющего отклонения от плоскости, что приводит к увеличению удельной нагрузки на рельсы и вызывает значительные перегрузки в элементах тележки и транспортного средства.

Известна двухосная тележка грузовых вагонов (см. кн. "Вагоны" под ред. Л.А.Шадура. М.: Транспорт, 1980, стр.182, рис.VIII. 8), содержащая две колесные пары с буксами, объединенные продольными боковинами, на которые опирается поперечная балка через комплект пружин рессорного подвешивания. Нагрузка от кузова транспортного средства передается на поперечную балку через центральный шкворень с опорной пятой и боковые скользуны. В комплекте пружин рессорного подвешивания между балкой и боковинами размещены клиновые гасители колебаний.

Эта тележка принимается за прототип как наиболее близкая по технической сущности к заявляемой.

Недостатками этой тележки являются:

1) продольная подвижность боковин и большие силы трения в сопрягаемых поверхностях элементов тележки и кузова, которые вызывают повышенный износ колесных пар;

2) ограничен диапазон использования тележки, когда требуется осуществить перевозку грузов на минимально возможной высоте от уровня головок рельсового пути, в частности при перевозке грузов по рельсовым путям горных выработок (штолен, штреков), имеющих ограниченные размеры сечения по высоте. Использование в указанном случае известной тележки позволяет произвести перевозку грузов только на уровне выше колесных пар, что при заданном диаметре колес для предполагаемых условий эксплуатации тележки не всегда приемлемо.

Решаемой технической задачей является уменьшение силы сопротивления движению, снижение износа колес и рельсов, улучшение условий контакта колес с рельсами, а также расширение диапазона использования тележки.

Поставленная техническая задача решается тем, что в тележке, содержащей колеса с ребордами, поперечную балку, шкворень с опорной пятой и боковые скользуны, колеса имеют подшипники и размещены на осях двух двухосных рам, которые подвижно закреплены с помощью кольца на концевых посадочных валах поперечной балки, имеющей две опорные пластины и шарнирный подшипник; шкворень с опорной пятой и боковые скользуны размещены на плите, которая установлена на шаровой подшипник опорной пятой шкворня и закреплена в подшипнике гайкой, навернутой на шкворень, причем боковые скользуны подпружинены и контактируют с опорными пластинами балки; плита имеет элементы сопряжения с транспортным средством, а плоскость сопряжения плиты с транспортным средством расположена ниже верхнего уровня колес.

Выполнение поперечной балки с концевыми посадочными валами, имеющей шарнирный подшипник и две опорные пластины, установка плиты, имеющей шкворень с опорной пятой и подпружиненные боковые скользуны, на шаровой подшипник опорной пятой шкворня с обеспечением контакта скользунов с опорными планками балки позволяют обеспечить поворот плиты относительно вертикальной и поперечной оси балки, а подвижное крепление двухосных рам, имеющих на осях колеса с подшипниками, на концевых валах балки обеспечивает возможность поворота колес относительно продольной оси балки. В совокупности колеса имеют степени свободы относительно сопрягаемой поверхности плиты с транспортным средством, позволяющие колесам постоянно находиться в контакте с рельсами и при движении по криволинейным участкам рельсового пути занимать положение, обеспечивающее наименьшее сопротивление движению и снижение износа колес и рельсов. Установка колес на оси рам, а рам на валы продольной балки позволяет выполнить плоскость сопряжения плиты с транспортным средством ниже верхнего уровня колес, что обеспечивает перевозку грузов на более низкой высоте.

На фиг.1 показан вид тележки спереди, на фиг.2 - вид тележки сверху, на фиг.3 - вид тележки сбоку, на фиг.4 дано сечение тележки по боковому скользуну и опорной пластине.

Тележка имеет поперечную балку 1 с посадочными валами на концах, состоящую из шарнирного подшипника 2 и двух опорных пластин 3. На валах балки закреплены подвижно с помощью кольца 6 двухосные рамы 4, на осях которых на подшипниках установлены колеса 5, при этом рамы имеют возможность поворота относительно продольной оси балки 1. Ha шарнирный подшипник 2 установлена плита 7, имеющая шкворень с опорной пятой 8 и два подпружиненных скользуна 9 на концах, которые контактируют с опорными пластинами 3. Шкворень 8 закреплен в подшипнике 2 с помощью гайки 10. В плите 7 также имеются элементы сопряжения с транспортным средством: крепежные отверстия и посадочные места. Плита 7 имеет возможность поворота относительно вертикальной оси балки 1 в пределах установленной зоны контакта скользунов 9 с пластинами 3, а также поворота относительно поперечной оси балки 1 в пределах возможного перемещения по высоте подпружиненных скользунов 9.

Работает тележка следующим образом: при движении по рельсовому пути все колеса 5 тележки находятся в контакте с рельсами, при этом за счет имеющихся степеней свободы колес 5 парируются отклонения рельсового полотна от плоскостности, а на криволинейных участках рельсового пути за счет сил, возникающих при набегании реборд колес 5 на боковую поверхность рельсов, происходит разворот балки 1 с колесами 5 относительно шкворня 8 в положение, в котором величина сил сопротивления движению и степень износа колес 5 с рельсами минимальны.

Похожие патенты RU2267425C1

название год авторы номер документа
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВАЯ 2016
  • Гордеев Илья Николаевич
  • Степанов Александр Сергеевич
  • Мальцев Анатолий Прокопьевич
RU2628629C1
ПРИВОДНАЯ КОЛЕСНАЯ ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, НАПРИМЕР ТРАМВАЯ С ПОНИЖЕННЫМ УРОВНЕМ ПОЛА 2005
RU2294292C1
Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой 2017
  • Николаев Виктор Александрович
  • Нехаев Виктор Алексеевич
RU2664022C1
ТЕЛЕЖКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2011
  • Березин Василий Витальевич
  • Коссов Валерий Семенович
  • Лунин Андрей Александрович
  • Тихонов Алексей Алексеевич
  • Рыбников Евгений Константинович
  • Корнеев Алексей Леонидович
  • Карюкин Александр Викторович
  • Стреха Николай Романович
  • Шаляпин Александр Сергеевич
  • Майстериков Сергей Анатольевич
RU2472658C1
Восьмиосный рельсовый экипаж 2021
  • Березин Василий Витальевич
  • Коссов Валерий Семенович
  • Панин Юрий Алектинович
  • Гапченко Владимир Николаевич
RU2760372C1
ТРЕХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Бондарь Николай Александрович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Плютин Иван Иванович
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Шиляев Владимир Николаевич
RU2181090C2
ПОЕЗД (ВАРИАНТЫ) И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СОСТАВОВ ИЛИ АВТОПОЕЗДОВ (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Викс Гарри О.
RU2143355C1
АВАРИЙНАЯ ВАГОННАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ КУЗОВА ВАГОНА МЕТРО 2016
  • Аверьянов Владимир Валентинович
  • Дроздов Олег Олегович
  • Качалин Игорь Алексеевич
  • Матвеев Александр Анатольевич
  • Шамаев Алексей Александрович
RU2623368C1
СПОСОБ ПЕРЕВОДА БАШЕННОГО КРАНА С ПРОДОЛЬНОГО РЕЛЬСОВОГО ПУТИ НА ПОПЕРЕЧНЫЙ РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ БАШЕННОГО КРАНА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2008
  • Марысаев Борис Клеоникович
  • Фадин Александр Сергеевич
RU2371373C1
ВОСЬМИОСНОЕ РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2015
  • Алепин Евгений Андреевич
  • Козин Михаил Дмитриевич
RU2601890C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 267 425 C1

Реферат патента 2006 года ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВАЯ

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к рельсовым тележкам. Тележка содержит поперечную балку 1 с посадочными валами на концах, имеющую две опорные пластины 3 и шарнирный подшипник 2. На валах балки подвижно закреплены с помощью кольца двухосные рамы, на осях которых на подшипниках установлены колеса, при этом рамы имеют возможность поворота относительно продольной оси балки. На шарнирный подшипник балки установлена плита 7, имеющая шкворень с опорной пятой 8 и два подпружиненных скользуна на концах, контактирующие с опорными пластинами поперечной балки. Шкворень закреплен в подшипнике с помощью гайки 10. В плите также имеются элементы сопряжения с транспортным средством: крепежные отверстия и посадочные места. Плита имеет возможность поворота относительно вертикальной и поперечной осей балки, при этом плоскость сопряжения плиты с транспортным средством расположена ниже верхнего уровня колес. Технический результат - уменьшение силы сопротивления движению, снижение износа колес и рельсов, улучшение условий контакта колес с рельсами. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 267 425 C1

Тележка рельсовая, содержащая колеса с ребордами, поперечную балку, шкворень с опорной пятой и боковые скользуны, отличающаяся тем, что колеса имеют подшипники и размещены на осях двух двухосных рам, подвижно закрепленных на концевых посадочных валах поперечной балки, имеющей две опорные пластины и шарнирный подшипник, шкворень с опорной пятой и боковые скользуны размещены в плите, установленной на шарнирный подшипник опорной пятой шкворня и закрепленной в шарнирном подшипнике гайкой, навернутой на шкворень, причем боковые скользуны подпружинены и контактируют с опорными пластинами поперечной балки, плита имеет элементы сопряжения с транспортным средством, а плоскость сопряжения плиты с транспортным средством расположена ниже верхнего уровня колес.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2267425C1

Скользун-демпфер тележки железнодорожного экипажа 1974
  • Гейлер Моисей Петрович
  • Храмов Николай Иванович
  • Баженевских Юрий Михайлович
SU525579A1

RU 2 267 425 C1

Авторы

Долбищев Сергей Федорович

Даты

2006-01-10Публикация

2004-04-26Подача