Изобретение относится к горной промышленности, а именно к бурению скважин, и может использоваться в других отраслях промышленности.
Известно кулачковое соединение буровых штанг, в котором хвостовик закреплен на одной из полумуфт так, что их продольные оси совпадают, а его выступающая часть входит внутрь другой полумуфты, и соединяется с ней с помощью фиксатора (см. рис.56, Фишман И.Д. и др. Буровой станок БСВ-3. М., Недра, 1968).
Недостатком данного технического решения является наличие на каждой полумуфте всего двух кулачков. При этом кулачки имеют большую ширину - четверть от длины окружности описывающей внешний диаметр полумуфт. В процессе передачи крутящего момента (Мкр) от одной полумуфты к другой материал каждого из двух кулачков работает весьма неравномерно - возле рабочих граней в нем будут возникать большие напряжение, а возле противоположных они будут приближаться к нулю.
Другим недостатком этого технического решения является отсутствие указаний о величине зазора между внутренними стенками верхней полумуфты и наружным диаметром выступающей части хвостовика, т.к. при неточном изготовлении кулачков и малой величине указанного зазора при передаче Мкр возможна работа только одного кулачка.
Наиболее близким является кулачковое соединение буровых штанг, включающее расположенные на концах трехкулачковые ведущую и ведомую полумуфты и хвостовик с упорным буртиком, закрепленный внутри ведомой полумуфты, зафиксированный от продольного перемещения внутри ведущей полумуфты при помощи фиксатора, установленного в отверстия хвостовика и ведущей полумуфты, выполненные перпендикулярно продольной оси кулачкового соединения, соосно с ней расположенный и имеющий наружный диаметр меньше внутреннего диаметра ведущей полумуфты на величину не менее двойной величины максимального допуска при изготовлении рабочих граней кулачков относительно их номинального положения (см. патент РФ № 2061832, кл Е 21 В 17/04, 1996). Данное техническое решение позволяет обеспечить более равномерную работу материла по всей ширине кулачков за счет увеличения их количества до трех штук, и обеспечения возможности относительного перемещения кулачков полумуфт до контакта рабочих поверхностей всех кулачков одновременно.
Недостаток данного технического решения заключается в необходимости увеличения диаметра отверстия в хвостовике под соединительный фиксатор, или уменьшения диаметра последнего для образования большего зазора (исключающего деформирование фиксатора), с целью обеспечения беспрепятственного перемещения кулачков полумуфт при передаче крутящего момента до контакта рабочих граней всех кулачков одновременно. При бурении перемежающихся по крепости и трещиноватости пород, равно как и при "прошуровке" бурового става (вращение под нагрузкой с перемещением бурового става вверх-вниз), это будет приводить к разъединению кулачков в продольном направлении, уменьшению их площади контакта, увеличению нагрузок на них и, как следствие, к снижению надежности и долговечности кулачкового соединения буровых штанг.
Изобретение направлено на повышение надежности и долговечности кулачкового соединения буровых штанг при его использование в сложных горно-геологических условиях.
Указанная цель достигается тем, что в кулачковом соединении буровых штанг, включающем расположенные на концах штанг трехкулачковые ведущую и ведомую полумуфты и хвостовик с упорным буртиком, закрепленный внутри ведомой полумуфты, зафиксированный от продольного перемещения внутри ведущей полумуфты при помощи фиксатора, установленного в отверстия хвостовика и ведущей полумуфты, выполненные перпендикулярно продольной оси кулачкового соединения, соосно с ней расположенный и имеющий наружный диаметр меньше внутреннего диаметра ведущей полумуфты на величину не менее двойной величины максимального допуска при изготовлении рабочих граней кулачков относительно их номинального положения, хвостовик шарнирно связан с ведомой полумуфтой посредством упорного буртика, контактирующего с торцевой поверхностью ведомой полумуфты, и пружинного упорного кольца, установленного в кольцевые канавки, выполненные на наружном диаметре хвостовика и внутреннем диаметре ведомой полумуфты с образованием зазора между внутренним диаметром пружинного упорного кольца и диаметром кольцевой канавки на хвостовике, причем величина этого зазора не менее величины зазора между наружным диаметром хвостовика и внутренним диаметром полумуфт, а высота упорного буртика хвостовика и глубина посадки пружинного упорного кольца в кольцевую канавку ведомой полумуфты, соответственно, более величины указанного зазора. При этом внутренний диаметр ведомой полумуфты выполнен равным внутреннему диаметру ведущей полумуфты, а хвостовик имеет постоянный диаметр по всей длине.
На фиг.1 показан общий вид кулачкового соединения буровых штанг; на фиг.2 - разрез соединения по продольной оси; на фиг.3 - поперечный разрез кулачкового соединения в зоне кулачков.
Кулачковое соединение буровых штанг состоит из двух кольцевых полумуфт (ведущая 1 и ведомая 2), имеющих одинаковый внутренний диаметр, хвостовика 3 и фиксатора 4.
Ведущая полумуфта 1 соединена со штангой 5, а ведомая полумуфта 2 - со штангой 6, например, сваркой. На каждой полумуфте выполнено по три кулачка 7, которые предназначены для передачи крутящего момента (Мкр) через рабочие грани 8 и осевых усилий через торцевые поверхности 9 от ведущей полумуфты 1 к ведомой 2, т.е. от штанги 5 к штанге 6. Хвостовик 3 с фиксатором 4 предназначен для удержания штанг 5 и 6 в сомкнутом состоянии при спускоподъемных операциях бурового става и бурении сложных забоев. Хвостовик 3 имеет постоянный наружный диаметр по всей длине и размещен внутри полумуфт так, что их продольные оси совпадают, т.е. соосно. При этом наружный диаметр хвостовика 3 выполнен меньше внутреннего диаметра полумуфт на величину не менее двойной величины максимального допуска при изготовлении рабочих граней 8, т.е. между ними образован гарантированный зазор 10. Верхняя часть хвостовика 3 предназначена для соединения с ведущей полумуфтой 1 при помощи фиксатора 4, который размещается (без образования дополнительного зазора) в отверстиях 11 ведущей полумуфты 1 и отверстии 12 хвостовика 3, выполненных перпендикулярно продольной оси кулачкового соединения буровых штанг. Нижняя часть хвостовика 3 шарнирно связана с ведомой полумуфтой 2 посредством упорного буртика 13, контактирующего с торцевой поверхностью ведомой полумуфты 2, и пружинного упорного кольца 14, установленного в кольцевые канавки 15, выполненные на наружном диаметре хвостовика 3 и внутреннем диаметре ведомой полумуфты 2 с образованием зазора 16 между внутренним диаметром пружинного упорного кольца 14 и диаметром кольцевой канавки 15 на хвостовике 3. При этом величина образовавшегося зазора 16 не менее величины зазора 10 между наружным диаметром хвостовика 3 и внутренним диаметром полумуфт 1, 2, а высота упорного буртика 13 хвостовика 3 и глубина посадки пружинного упорного кольца 14 в кольцевую канавку 15 ведомой полумуфты 2 более величины зазора 10. Внутренний диаметр ведомой полумуфты 2 выполнен равным внутреннему диаметру ведущей полумуфты 1, а хвостовик 3 имеет постоянный наружный диаметр по всей длине.
Работает кулачковое соединение следующим образом.
В процессе бурения скважин механизмы вращения и подачи станка (на чертежах не показаны) передают на штангу 5 Мкр и осевые усилия. От штанги 5 эти нагрузки передаются полумуфте 1, кулачки 7 которой через рабочие грани 8 передают Мкр, а через торцевые поверхности 9 - усилие подачи на полумуфту 2, т.е. на штангу 6. Так как хвостовик 3 шарнирно связан при помощи пружинного упорного кольца 14 и упорного буртика 13 с ведомой полумуфтой 2 и имеет возможность относительного перемещения в поперечной плоскости кулачкового соединения, за счет наличия зазора 16, то при передаче Мкр, после возникновения контакта между рабочими гранями 8 на одной или двух парах кулачков 7, начинается перемещение в поперечной плоскости ведущей полумуфты 1 вместе с фиксатором 4 и хвостовиком 3 (поворот последнего вокруг собственной оси, поступательное перемещение и т.п.) относительно ведомой полумуфты 2 и пружинного упорного кольца 14 до возникновения контакта рабочих граней 8 и в третьей паре кулачков 7, после чего, собственно, и начинается процесс бурения скважины. При этом ввиду отсутствия дополнительного зазора (помимо технологического) между наружным диаметром фиксатора 4 и внутренними диаметрами отверстий 11 и ведущей полумуфты 1 и отверстия 12 хвостовика 3, взаимного перемещения полумуфт 1 и 2 в продольном направлении кулачкового соединения, приводящего к разъединению кулачков 7 и уменьшению площадей их контакта, не будет.
Данное техническое решение позволяет обеспечить надежный контакт всех рабочих граней кулачков одновременно и повысить тем самым надежность и долговечность всего кулачкового соединения буровых штанг при его использовании в сложных горно-геологических условиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КУЛАЧКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ БУРОВЫХ ШТАНГ | 1993 |
|
RU2061832C1 |
КУЛАЧКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ БУРОВЫХ ШТАНГ | 2004 |
|
RU2279533C2 |
ЗАМКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ БУРОВЫХ ШНЕКОВ | 2017 |
|
RU2649991C1 |
Устройство для автоматического выключения подачи | 1981 |
|
SU1007924A1 |
ЗАМКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПОЛЫХ БУРОВЫХ ШТАНГ | 1999 |
|
RU2157879C1 |
Устройство для сборки резьбовых соединений | 1977 |
|
SU738860A1 |
Муфта свободного хода | 1972 |
|
SU472515A3 |
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
Устройство для соединения вращателя с ведущей штангой | 1983 |
|
SU1102930A1 |
ПНЕВМОУДАРНАЯ МАШИНА С НЕЗАВИСИМЫМ ВРАЩЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТА | 2000 |
|
RU2190743C2 |
Изобретение относится к горной промышленности, а именно к бурению скважин, и может быть использовано в других отраслях промышленности. Обеспечивает повышение надежности и долговечности соединения буровых штанг за счет обеспечения надежного контакта рабочих граней при бурении. Соединение включает расположенные на концах штанг трехкулачковые ведущую и ведомую полумуфты и хвостовик с упорным буртиком. Хвостовик закреплен внутри ведомой полумуфты и зафиксирован от продольного перемещения внутри ведущей полумуфты при помощи фиксатора. Фиксатор установлен в отверстия хвостовика и ведущей полумуфты, выполненные перпендикулярно продольной оси кулачкового соединения. Хвостовик расположен соосно с ведущей полумуфтой и имеет наружный диаметр меньше ее внутреннего диаметра на величину не менее двойной величины максимального допуска при изготовлении рабочих граней кулачков относительно их номинального положения. Хвостовик шарнирно связан с ведомой полумуфтой посредством упорного буртика и пружинного упорного кольца. Упорный буртик контактирует с торцевой поверхностью ведомой полумуфты. Пружинное упорное кольцо установлено в кольцевые канавки, выполненные на наружном диаметре хвостовика и внутреннем диаметре ведомой полумуфты с образованием зазора между внутренним диаметром пружинного упорного кольца и диаметром кольцевой канавки на хвостовике. Величина этого зазора не менее величины зазора между наружным диаметром хвостовика и внутренним диаметром полумуфт. Высота упорного буртика хвостовика и глубина посадки пружинного упорного кольца в кольцевую канавку ведомой полумуфты, соответственно, более величины указанного зазора. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
КУЛАЧКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ БУРОВЫХ ШТАНГ | 1993 |
|
RU2061832C1 |
Авторы
Даты
2006-02-10—Публикация
2004-07-13—Подача