Изобретение относится к подводным транспортным туннелям, монтируемым из отдельных секций, погружаемых в воду или укладываемых на дне. Изобретение также относится к вспомогательным устройствам для соединения трубчатых секций на поверхности воды или под водой.
Известны различные конструкции подводных туннельных систем, состоящих из отдельных предварительно изготовленных трубчатых туннельных секций, и способы их прокладки. Первоначально для соединения трубчатых секций на поверхности воды, с последующим их погружением, использовали обычные вспомогательные плавучие средства [патент US 485983, опубл. 08.11.1892], а для подводной сборки - простейшие механизмы, например с направляющими стягивающими резьбовыми штангами [патент US 375464, опубл. 27.12.1887], или с помощью ступенчатого профилирования стыкуемых торцов [патент US 629133, опубл. 18.07.1899], при этом до сборки полости секций закрывали с торцов водонепроницаемыми технологическими перегородками и использовали плавучие грузоподъемные механизмы [патент US 1050320, опубл. 14.01.1913]. Однако такие способы были достаточно трудоемкими.
С развитием уровня техники технология сборки совершенствовалась. Например, для подводной сборки туннельной системы с двумя транспортными туннелями в один ярус готовой секции использовались специальные плавучие мостовые краны и специальные направляющие стыковочные устройства, при этом при доставке секций к месту сборки также использовались технологически торцовые заглушки [патент US 3901038, опубл. 26.08.1975]. Известно использование для стыковки торцов трубчатых секций относительно сложного устройства, монтируемого с помощью колец на одной из стыкуемых секций и содержащего систему приводов и направляющих [патент US 4832530, опубл. 23.05.1989]. Известные технологии относительно сложны и трудоемки.
Известна подводная транспортная туннельная система [патент US 5899635, опубл. 04.05.1999], при этом в качестве прототипа выбрано более позднее техническое решение такой системы [патент US 6450734, опубл. 17.09.2002], соединяющей первый и второй берега противоположных участков суши, разделенных толщей воды, включающая две наклонные трубчатые туннельные секции для въезда и выезда из системы, вмонтированные в берега и уходящие в толщу воды на предписанную глубину навстречу друг другу; и множество подводных промежуточных трубчатых туннельных секций, каждая из которых простирается между своими противоположными торцами, имеет продольную ось и содержит внутри между своими торцами дорожное полотно со средствами его поддержки. Туннельные секции соединены друг с другом с помощью водонепроницаемых соединительных средств. Для прокладки туннельной системы использована технология подводной сборки изготовленных на берегу секций. Для стыковки секций при сборке используют устройство, содержащее упорное кольцо, выполненное с возможностью монтажа на внутренней образующей поверхности одной из обращенных друг к другу торцами соседних секций вблизи торца коаксиально образующей, а также несколько приводов, смонтированных на упорном кольце по его периферии, приводящих в движение стыковые элементы для их контакта с другой секцией в местах на периферии вблизи ее стыкуемого торца, а также для закрытия стыка. Известная система достаточно подробно продумана как конструктивно, так и технологически, однако безопасность системы на случай аварийных ситуаций недостаточна и, кроме того, сборка системы и подготовительные операции перед сборкой могут быть упрощены.
Решаемая техническая задача - повышение безопасности эксплуатации подводных транспортных туннельных систем, упрощение и снижение стоимости их прокладки.
Предлагается подводная транспортная туннельная система, соединяющая первый и второй берега противоположных участков суши, разделенных толщей воды, включающая: первую и вторую водонепроницаемые удлиненные наклонные трубчатые туннельные секции, предназначенные для въезда и выезда из туннельной системы, причем первая и вторая туннельные секции вмонтированы в первый и второй берег соответственно, уходя из береговой линии в толщу воды на предписанную глубину навстречу друг другу; и множество подводных удлиненных водонепроницаемых промежуточных трубчатых туннельных секций, каждая из которых простирается между своими противоположными торцами, имеет продольную ось и содержит внутри между своими торцами дорожное полотно со средствами его поддержки; а также водонепроницаемые соединительные средства, соединяющие противоположные торцы соседних промежуточных туннельных секций, а также удаленные торцы первой и второй туннельных секций с одним из торцов соседних с ними промежуточных туннельных секций, так что продольные оси первой и второй туннельных секций и промежуточных туннельных секций преимущественно выровнены в продольном направлении. Новым является то, что хотя бы одна промежуточная туннельная секция снабжена хотя бы одной подвижной перегородкой, выполненной с возможностью встраивания в дорожное полотно в опущенном горизонтальном положении и герметично перекрывать сквозной проезд поперек над дорожным полотном промежуточной туннельной секции в своем поднятом вертикальном положении. Это повышает безопасность эксплуатации системы в случае аварии.
Может быть смонтирована вблизи хотя бы одного торца промежуточной туннельной секции и выполнена с возможностью перекрывать сквозной проезд вблизи этого торца.
Лучше, когда промежуточная туннельная секция снабжена двумя подвижными перегородками, смонтированными вблизи ее противоположных торцов и выполнена с возможностью перекрывать сквозной проезд вблизи каждого из этих торцов. Это позволяет поднимать туннельную секцию на поверхность воды для замены или ремонта.
Подвижная перегородка может быть оборудована приводом и средством ее фиксации в поднятом вертикальном положении.
Промежуточная туннельная секция может содержать два и более дорожных полотна, расположенных ярусами и разбивающих полость промежуточной тоннельной секции на два и более герметичных отсека, расположенных один над другим, при этом подвижная перегородка выполнена с возможностью перекрывать сквозной проезд хотя бы над одним дорожным полотном. Такое решение, например, позволяет в случае аварии обеспечить проезд сквозь незатопленный отсек, обеспечить изоляцию затопленного отсека для ремонта и т.п.
Также предлагается туннельная удлиненная водонепроницаемая трубчатая секция, которая простирается между своими противоположными торцами, имеет продольную ось и содержит внутри дорожное полотно со средствами его поддержки, протянутое между названными торцами. Новым является то, что туннельная секция снабжена хотя бы одной подвижной перегородкой, выполненной с возможностью встраивания в дорожное полотно в опущенном горизонтальном положении и герметично поперек перекрывать пространство над дорожным полотном промежуточной туннельной секции в своем поднятом вертикальном положении. Т.о. монтаж подвижных перегородок можно производить на берегу и использовать такие готовые туннельные секции для строительства вышеописанной туннельной системы.
Подвижная перегородка может быть смонтирована вблизи хотя бы одного торца и выполнена с возможностью закрывать пространство над дорожным полотном вблизи этого торца.
Лучше, когда туннельная секция снабжена двумя подвижными перегородками, смонтированными вблизи ее противоположных торцов и выполнена с возможностью закрывать пространство над дорожным полотном с обоих торцов. Это позволяет отказаться от использования дополнительных герметичных торцовых заглушек при транспортировке туннельной секции наплаву к месту сборки, используемых, например, в прототипе, и использовать для этой цели подвижные перегородки в их закрытом положении.
Подвижную перегородку лучше оборудовать силовым приводом и средством ее фиксации в поднятом вертикальном положении.
Также предлагается устройство для стыковки туннельных секций, содержащее упорное кольцо, выполненное с возможностью монтажа на образующей поверхности одной из обращенных друг к другу торцами соседних трубчатых туннельных секций вблизи ее торца коаксиально такой образующей поверхности, несколько приводов, смонтированных на упорном кольце по его периферии и имеющих возможность приводить в движение стыковые элементы для их контакта с другой туннельной секцией в местах на периферии вблизи ее стыкуемого торца. Новым является то, что устройство предназначено для соединения туннельных секций, хотя бы одна из которых является заявляемой туннельной секцией, стыковые элементы выполнены в виде штанг, ближние концы которых шарнирно соединены с упорным кольцом, а дальние концы направлены от приводов наружу туннельной секции, выступают за ее длину в смонтированном положении упорного кольца, приводы выполнены с возможностью сведения дальних концов штанг к оси упорного кольца и/или их разведения от такой оси. При этом силовой привод подвижной перегородки заявляемой секции выполнен с возможностью его использования в качестве силового привода закрытия стыка при соединении туннельных секций.
Дальние концы штанг могут быть отогнуты по направлению к местам контакта и/или на них могут быть выполнены контактные ролики и/или контактные поверхности, которые эквидистантны поверхностям другой туннельной секции в местах контакта.
Упорное кольцо может быть выполнено с возможностью монтажа как на внутренней образующей поверхности туннельной секции, так и на ее наружной образующей.
Лучше, когда приводы по числу штанг выполнены в виде силовых гидроцилиндров, шарнирно смонтированных на упорном кольце по его периферии одними концами, с приводными штоками на других концах, которые, в свою очередь, шарнирно присоединены своими концами к штангам.
Приводы могут монтироваться на упорном кольце по его периферии равномерно.
Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 представлен главный вид подводной транспортной туннельной системы, на фиг.2 - поперечный разрез такой системы, а на фиг.3 - местный вид в разрезе вблизи стыка соседних туннельных секций. На фиг.4 и фиг.5 на главном виде и в поперечном разрезе соответственно проиллюстрировано использование устройства для стыковки туннельных секций, а на фиг.6 на главном виде - возможный вариант такой стыковки с использованием другого варианта исполнения устройства. Пунктирными линиями на фиг.3 и фиг.4 показаны соответственно первоначальные положения подвижной перегородки поз. 12 и штанги поз. 18.
Изобретение поясняется на примерах.
На фиг.1-3 представлена транспортная туннельная система с мелководным овальным (в поперечном сечении) туннелем, смонтированным на глубинах 15-30 м.
Система соединяет берега 1 и 2, разделенных толщей воды 3, и включает прибрежные водонепроницаемые трубчатые туннельные секции 4 и 5, предназначенные для въезда и выезда из туннельной системы через береговые сооружения 6, несколько подводных водонепроницаемых промежуточных трубчатых туннельных секций 7, установленных на соответствующих фундаментных плитах 8 и содержащих два дорожных полотна 9 и 10, смонтированных в два яруса с помощью средств поддержки (не показаны), водонепроницаемые кольцевые соединительные средства 11.
Туннельные секции 7 содержат по четыре подвижные перегородки 12 - по две с каждой стороны каждого дорожного полотна 9, 10, встроенные в них в опущенном положении и герметично перекрывающие сквозной проезд, как показано на фиг.3, с помощью уплотнительных элементов 13, 14 за счет гидроцилиндров 15. Т.о., полость над дорожным полотном 9 и/или 10 может быть герметично заглушена с двух сторон, что позволяет: а) извлекать секцию 7 на поверхность воды для ремонта; б) обеспечивать изоляцию неповрежденной секции 7 или ее отсека; в) транспортировать секцию 7 наплаву к месту сборки.
Для одной из операций сборки туннельной системы, например стыковки двух смежных секций 7 наплаву, можно использовать устройство, представленное на фиг.4 и фиг.5, содержащее упорное кольцо 16, неподвижно смонтированное (с возможностью последующего снятия после стыковки) на одной из секций 7, четыре гидроцилиндра 17, изогнутые штанги 18 с роликами 19. Для операции центрирования секций 7 (показаны упрощенно цилиндрическими) штанги 18 разводят как показано пунктирной линией, подводят между ними ближний конец второй стыкуемой секции 7 и сводят штанги 18 с помощью гидроцилиндров 17 до соприкосновения роликов 19 с поверхностью стыкуемой секции 7. После этого стык между секциями 7 закрывают в таком зафиксированном отцентрированном положении секций. Для закрытия стыка может быть использовано отдельное внешнее силовое средство, создающее усилие вдоль оси секций, а в случае наличия подвижной перегородки 12 такое закрытие может быть, например, произведено с помощью троса (не показано), один конец которого прикреплен к стыкуемому концу одной секции 7, а другой конец - к подвижной перегородке 12, при этом требуемое усилие на тросе будет создаваться при опускании подвижной перегородки 12 в горизонтальное положение.
Возможен и другой подобный вариант подобного устройства, монтируемого внутри, как показано на фиг.6, при этом центрирование секций производится не сведением, а разведением штанг 18.
Приведенные примеры использованы только для целей иллюстрации возможности осуществления изобретения и не ограничивают объем правовой охраны, представленный в формуле, при этом специалист в данной области техники относительно просто способен осуществить и другие пути осуществления изобретения по любому из независимых пунктов формулы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДВОДНЫЙ ТУННЕЛЬ | 2015 |
|
RU2597800C1 |
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2283968C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ОПРЕСНЕНИЯ МОРСКОЙ ВОДЫ | 2002 |
|
RU2217381C2 |
СПОСОБ МОНТАЖА ПОДВОДНОГО ТРУБОМОСТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2244068C2 |
СБОРНАЯ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМАЯ ОБДЕЛКА ТУННЕЛЯ И КОЛЬЦЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ НЕЕ | 2008 |
|
RU2386754C2 |
Способ строительства дирижабельного моста над ущельем | 2023 |
|
RU2816641C1 |
СЕКЦИОННЫЕ ВОРОТА | 2008 |
|
RU2364696C1 |
УГЛОВАЯ ДВУХЛУЧЕВАЯ ОБОЙМА ДЛЯ СТЫКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ СЕКЦИЙ ДЛИННОМЕРНОЙ ПРОДОЛЬНОЙ СЕКЦИОННОЙ КОНСТРУКЦИИ (ДПСК), ПРОФИЛЬНАЯ ДПСК СО СТЫКОВЫМ СОЕДИНЕНИЕМ СЕКЦИЙ И ВРЕМЕННЫЕ ПУТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ | 2016 |
|
RU2647556C1 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОДНОГО ПРЕПЯТСТВИЯ В РАЙОНАХ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ | 2016 |
|
RU2641810C2 |
ДЛИННОМЕРНАЯ ПРОДОЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ СО СТЫКОВЫМ СОЕДИНЕНИЕМ СЕКЦИЙ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2589807C1 |
Изобретение относится к подводным транспортным туннелям, монтируемым из отдельных секций, погружаемых в воду или укладываемых на дне, также относится к вспомогательным устройствам для соединения трубчатых секций на поверхности воды или под водой. Подводная транспортная туннельная система соединяет первый и второй берега противоположных участков суши, разделенных толщей воды и включает первую и вторую водонепроницаемые удлиненные наклонные трубчатые туннельные секции, предназначенные для въезда и выезда из туннельной системы. Первая и вторая туннельные секции вмонтированы в первый и второй берег соответственно, уходя из береговой линии в толщу воды на предписанную глубину навстречу друг другу. Причем множество подводных удлиненных водонепроницаемых промежуточных трубчатых туннельных секций, каждая из которых простирается между своими противоположными торцами, имеет продольную ось и содержит внутри между своими торцами дорожное полотно со средствами его поддержки, водонепроницаемые соединительные средства, соединяющие противоположные торцы соседних промежуточных туннельных секций, а также удаленные торцы первой и второй туннельных секций с одним из торцов соседних с ними промежуточных туннельных секций, так что продольные оси первой и второй туннельных секций и промежуточных туннельных секций преимущественно выровнены в продольном направлении. При этом хотя бы одна промежуточная туннельная секция снабжена хотя бы одной подвижной перегородкой, выполненной с возможностью встраивания в дорожное полотно в опущенном горизонтальном положении и герметично перекрывать сквозной проезд поперек над дорожным полотном промежуточной туннельной секции в своем поднятом положении. Туннельная удлиненная водонепроницаемая трубчатая секция простирается между своими противоположными торцами, имеет продольную ось и содержит внутри дорожное полотно со средствами его поддержки, протянутое между названными торцами. Снабжена хотя бы одной подвижной перегородкой, выполненной с возможностью встраивания в дорожное полотно в опущенном горизонтальном положении и герметично поперек перекрывать пространство над дорожным полотном промежуточной туннельной секции в своем поднятом положении. Устройство для стыковки туннельных секций, содержащее упорное кольцо, выполненное с возможностью монтажа на образующей поверхности одной из обращенных друг к другу торцами соседних трубчатых туннельных секций вблизи ее торца коаксиально такой образующей поверхности, несколько приводов, смонтированных на упорном кольце по его периферии и имеющих возможность приводить в движение стыковые элементы для их контакта с другой туннельной секцией в местах на периферии вблизи ее стыкуемого торца. Предназначено для соединения туннельных секций, стыковые элементы выполнены в виде штанг, ближние концы которых шарнирно соединены с упорным кольцом, а дальние концы направлены от приводов наружу туннельной секции, выступают за ее длину в смонтированном положении упорного кольца. Приводы выполнены с возможностью сведения дальних концов штанг к оси упорного кольца и/или их разведения от такой оси. Силовой привод подвижной перегородки секции выполнен с возможностью его использования в качестве силового привода закрытия стыка при соединении туннельных секций. Технический результат состоит в повышении безопасности эксплуатации подводных транспортных туннельных систем, упрощении и снижении стоимости их прокладки. 3 н. и 14 з.п.ф-лы, 6 ил.
US 6450734 B1, 17.09.2002.US 5899635 А, 04.05.1999.SU 866206 A1, 23.09.1981.SU 968424 A1, 23.10.1982.САМОЙЛОВ Б.В | |||
и др | |||
Сооружение подводных трубопроводов | |||
М.: Недра, с | |||
Двухколейная подвесная дорога | 1919 |
|
SU151A1 |
Авторы
Даты
2006-02-20—Публикация
2004-04-20—Подача