СУДНО ТИПА КАТЕРА МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ Российский патент 2006 года по МПК B63B3/00 B63B35/00 

Описание патента на изобретение RU2272734C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам, предназначенным для перевозки самых разнообразных грузов и в любой их комбинации, доставки персонала на буровые платформы, расположенные на морском шельфе; экологического патрулирования в прибрежных и открытых морских районах; пресечения противоправной и браконьерской деятельности и поисково-спасательных работ, т.е. изобретение относится к судам многоцелевого назначения.

Из уровня техники известно многоцелевое однопалубное судно, которое содержит корпус с двойным дном и двойными бортами, ограниченным поперечными переборками грузовым трюмом с люковым закрытием, кормовое машинное отделение, кормовую аппарель и грузовое устройство в виде козлового крана, а также носовую многоярусную надстройку (см. RU 2057677 С1, В 63 В 25/18, 10.04.1996).

Также известно малое быстроходное грузовое судно, содержащее корпус, грузовую палубу, ходовую рубку, двигательный отсек, ограждение палубы и аппарель в носовой части корпуса (см. RU 2137657 С1, В 63 В 3/00, 20.09.1999).

Известен многоцелевой катер, содержащий корпус с палубой и транцевой кормой, горизонтальную площадку, расположенную за транцем, снизу к которой примыкает водометный движитель, настройку с ходовой рубкой и примыкающей к ней носовой надстройкой, двигатель с системой охлаждения (см. RU 21282 U1, В 63 В 25/18, 01.10.2002).

Известно малое быстроходное грузовое судно, которое содержит корпус, палубу, ходовую рубку, двигательный отсек, ограждение палубы и аппарель в носовой части корпуса. Двигатели размещены в двигательном отсеке со свободным объемом, соединяющемся с кормовой частью ходовой рубки через люк, выполненный в палубе. Ходовая рубка объединена с камбузом и туалетом в единый блок (см. RU 2207285 С2, В 63 В 3/00, 27.06.2002).

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является повышение экономичности, снижение материалоемкости при одновременном улучшение мореходных качеств судна, его остойчивости, повышении живучести, непотопляемости и долговечности судна.

Поставленная задача решается за счет того, что судно типа катера многоцелевого назначения согласно изобретению содержит корпус с бортовыми стенами, днищем и днищевыми цистернами, вторым дном, верхней и нижней палубами, палубную надстройку островного типа с ходовой рубкой, капитанским мостиком и выгородками, два, преимущественно расположенных одно за другим в направлении по ходу судна машинных отделения - обращенное к носу судна носовое и обращенное к корме - кормовое и состоящую из главной и вспомогательной энергетическую установку, причем главная энергетическая установка содержит не менее, чем два размещенных в носовом машинном отделении с возможностью авторотации дизель-редукторных агрегатов, каждый из которых содержит главный двигатель, редуктор, валопровод и движитель, а вспомогательная энергетическая установка расположена предпочтительно в кормовом машинном отделении, причем нижняя палуба, по крайней мере, на большей части площади судна совмещена со вторым дном, а в местах расположения днищевых цистерн - с их верхними ограждениями, при этом, по крайней мере, на части площади носового машинного отделения нижняя палуба опущена, по крайней мере, на часть высоты днищевых цистерн с образованием выемки для размещения фундаментов под главные двигатели и части высоты последних, а каждая из бортовых стен продублирована, по крайней мере, на большей части длины отсека, отведенного под носовое машинное отделение, второй стеной, образующей совместно с бортовой стеной, которую она дублирует, и герметичными переборками судна, повышающие общую и изгибную жесткость судна бортовые цистерны.

Корпус судна может быть выполнен предпочтительно полностью сварным с V-образными обводами, относительным удлинением, составляющим L:В=5,3÷5,9, где L - длина корпуса, В - ширина миделя, и с отгибом батоксов в кормовой части.

Палубная надстройка может быть размещена в центральной части корпуса и может быть выполнена шириной, равной ширине корпуса, причем боковые стенки надстройки могут быть выполнены преимущественно плоскими вертикальными и образуют продолжение стенок бортов корпуса, за одно целое с которыми они выполнены.

Надстройка может быть выполнена с обеспечивающим круговой обзор по горизонту остеклением.

Боковые, лобовые и по крайней мере частично задняя стенки надстройки могут быть выполнены со сплошным остеклением.

Палубная надстройка может быть снабжена крышей, на которой расположен открытый капитанский мостик шириной, равной ширине крыши надстройки.

Открытый мостик может быть оборудован брызгозащищенными приборами управления движением и маневрированием судна, а также тентом для обеспечения комфортных условий работы экипажа в солнечную погоду.

По крайней мере, основные конструктивные элементы корпуса и надстройки могут быть выполнены для листовых элементов толщиной 4,0÷4,5 мм предпочтительно из листовой высокопрочной низколегированной стали категории A40S с пределом текучести 390 МПа, для листовых элементов толщиной более 5,0 мм - из листовой высокопрочной низколегированной стали категории D40S с пределом текучести 390 МПа или из листовой стали марки ВСт3Сn2 с пределом текучести 235 МПа, для катаных несимметричных полособульбовых профилей - из высокопрочной низколегированной стали категории A40S с пределом текучести 390 МПа, а выгородки в надстройке могут быть выполнены гофрированными.

В качестве главного двигателя может быть использован предпочтительно высокооборотный, четырехконтактный нереверсивный двигатель, соединенный посредством эластичной муфты с редуктором, валопроводом и движителем - преимущественно винтом фиксированного шага и снабженный устройствами защиты и сигнализации и масляными насосами, а также контрольно-измерительными приборами, при этом редуктор главного двигателя может быть выполнен реверсивным с встроенными разобщительными муфтами и валоповоротными устройствами, обеспечивающими стопорение валопровода при движении судна от другого дизель-редукторного агрегата и допускающего свободное вращение выходной части редуктора во время авторотации при разобщенной муфте.

Каждый главный двигатель может иметь предпочтительно максимальную длительную мощность по JSO 3046/I 3240 кВт, частоту вращения, соответствующую максимальной длительной мощности, и составляющую 1800 об/мин, 12 цилиндров с диаметром 190 мм и ходом поршня 210 мм при удельном расходе топлива на МДМ по ISO, составляющем 205%±5% г/кВтч, причем главный двигатель может запускаться предпочтительно электростартером.

Главная энергетическая установка может содержать три дизель-редукторных агрегата мощностью предпочтительно по 2100 кВт каждый, а редуктор может быть выполнен составным нереверсивным, работающим на два гребных вала с винтами регулируемого шага с обеспечением возможности работы любого из дизель-редукторных агрегатов, или любых двух из них, или всех трех на оба гребных вала.

Вспомогательная энергетическая установка может содержать, по крайней мере, два дизель-генератора электрической мощностью предпочтительно 100 кВт каждый, каждый из которых может быть оснащен контрольно-измерительными приборами, а также устройствами защиты и сигнализации и может запускаться предпочтительно электростартером.

Судно может быть снабжено, по крайней мере, одной опреснительной установкой производительностью предпочтительно 4 тонны пресной воды в сутки, оснащенной контрольно-измерительными приборами и устройствами защиты и сигнализации.

Опреснительная установка может быть выполнена работающей по принципу обратного осмоса.

Энергетическая установка может быть снабжена системой циркуляционной смазки, состоящей из системы смазки главных двигателей и системы смазки редукторов, каждая из которых может быть выполнена автономной соответственно для каждого двигателя и каждого редуктора.

Судно может быть снабжено системой охлаждения пресной воды главных двигателей, выполненной автономной для каждого двигателя и пополняемой через днищевые цистерны, по крайней мере часть которых выполнены расширительными, а также расходно-топливной системой для каждого главного двигателя с приемом топлива из двух расходных цистерн, расположенных побортно, автономной - для каждого двигателя системой приема и перекачки масла, системой охлаждения забортной воды каждого главного двигателя, системой приема и перекачки топлива, системой сепарации топлива, системой выкачки грязного масла и нефтеостатков, системой газоотвода в атмосферу отработанных газов от главных двигателей.

Каждый дизель-редукторный агрегат с валопроводом может быть снабжен гребным винтом и может содержать опорные подшипники, дейдвудные устройства для предотвращения протечек забортной воды внутрь судна и переборочные уплотнения.

Каждый движитель может содержать предпочтительно два винта фиксированного шага.

Судно может быть снабжено электрическим освещением, состоящим из основного освещения предпочтительно с напряжением 220 В, аварийного освещения, местного освещения, сигнально-отличительными огнями и предпочтительно двумя навигационными прожекторами и двумя светосигнальными приборами.

Во всех жилых, а также в части служебных помещений могут быть установлены люминесцентные светильники, а в остальных помещениях - светильники с лампами накаливания, аварийное освещение может содержать аккумуляторные светильники с подзарядным устройством на напряжение 3,75 В, а местное освещение может быть выполнено в ходовой рубке, каютах, у изголовий коек в каютах и санкаюте, а также над зеркалами в каютах, причем для переносных светильников могут быть установлены литепсель-трансформаторы напряжением 24 В мощностью до 70 Вт.

Главная энергетическая установка может быть снабжена системой дистанционного управления, обеспечивающей дистанционное изменение режима ее работы из главного поста в ходовой рубке и из вспомогательного поста с открытого мостика на крыше надстройки.

Для управления судном в ходовой рубке могут быть предусмотрены пост управления судном, штурманский пост и пост связи.

Судно может быть снабжено системами автоматизации, локальными для главных двигателей и редукторов с винтом регулируемого шага, совместно работающими с системой дистанционного управления и централизованного контроля, при этом локальные системы управления, регулирования и защиты могут обеспечивать аварийное управление главными двигателями с местных постов.

Судно может быть снабжено противопожарной защитой, включающей конструктивную противопожарную защиту для предотвращения и локализации пожаров, возникающих в повседневных условиях и аварийных ситуациях, а также устройствами активной противопожарной защиты для обнаружения и ликвидации пожаров.

Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в повышении экономичности, снижении материалоемкости и веса при одновременном улучшении мореходных качеств, остойчивости, а также повышении живучести, непотопляемости и долговечности судна за счет принятой главной энергетической установки, конструктивные особенности которой обеспечивают экономичную работу двигателей на всех режимах хода от полного и форсажного до малого и сверхмалого, а также в повышении скорости и дальности плавания при одновременном обеспечении возможности безопасного плавания, поддержания хода и управляемости, достаточных для маневрирования относительно ветра и волн при волнении до 7 баллов, а также в штормовых условиях; повышении остойчивости и непотопляемости, а также обеспечении комфортабельных условий для проживания экипажа.

Приведенные в зависимых пунктах формулы экспериментально выявленные оптимальные интервалы и соотношения некоторых величин касаются конкретизации формы выполнения элементов изобретения и позволяют получить при любом сочетании признаков в указанных пределах в совокупности с признаками, приведенными в пункте 1 формулы, один и тот же технический результат, обеспечиваемый совокупностью существенных признаков, приведенной в независимом пункте формулы, без ограничения объема этой совокупности и в достаточной степени раскрывает выполнение изобретения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображено судно типа катера многоцелевого назначения, разрез по диаметральной плоскости;

на фиг.2 - судно типа катера многоцелевого назначения, верхняя палуба;

на фиг.3 - то же, нижняя палуба;

на фиг.4 - ходовая рубка и корма, вид сверху.

Судно типа катера многоцелевого назначения 1 содержит корпус 2 с бортовыми стенами 3, днищем 4 и днищевыми цистернами 5, вторым дном 6, верхней 7 и нижней палубами 8, палубную надстройку 9 островного типа с ходовой рубкой 10, капитанским мостиком 11 и выгородками 12, два, преимущественно расположенных одно за другим в направлении по ходу судна машинных отделения 13 и 14 - обращенное к носу 15 судна 1 носовое 13 и обращенное к корме 16 - кормовое 14 и состоящую из главной 17 и вспомогательной 18 энергетическую установку.

Главная энергетическая установка 17 содержит не менее чем два размещенных в носовом машинном отделении 13 с возможностью авторотации дизель-редукторных агрегатов 19, каждый из которых содержит главный двигатель 20, редуктор 21, валопровод 22 и движитель 23.

Вспомогательная энергетическая установка 17 расположена предпочтительно в кормовом машинном отделении 14, причем нижняя палуба 8, по крайней мере, на большей части площади судна 1 совмещена со вторым дном 6, а в местах расположения днищевых цистерн 5 - с их верхними ограждениями 24, при этом, по крайней мере, на части площади носового машинного отделения 13 нижняя палуба 8 опущена, по крайней мере, на часть высоты днищевых цистерн 5 с образованием выемки 25 для размещения фундаментов (не показано) под главные двигатели 20 и части высоты последних, а каждая из бортовых стен 3 продублирована, по крайней мере, на большей части длины отсека 26, отведенного под носовое машинное отделение 13, второй стеной (условно не показано), образующей совместно с бортовой стеной 3, которую она дублирует, и герметичными переборками 27 судна 1, повышающие общую и изгибную жесткость судна 1, бортовые цистерны 28.

Корпус 2 судна 1 выполнен предпочтительно полностью сварным с V-образными обводами, относительным удлинением, составляющим L:В=5,3÷5,9, где L - длина корпуса, В - ширина миделя, и с отгибом батоксов в кормовой части 29.

Палубная надстройка 9 размещена в центральной части 30 корпуса 2 и выполнена шириной, равной ширине корпуса 2, причем боковые стенки 31 надстройки 9 выполнены преимущественно плоскими вертикальными и образуют продолжение стенок 3 бортов корпуса 2, за одно целое с которыми они выполнены.

Надстройка 9 выполнена с обеспечивающим круговой обзор по горизонту остеклением.

Боковые 31, лобовые 32 и по крайней мере частично задняя 33 стенки надстройки 9 выполнены со сплошным остеклением.

На крыше 34 надстройки 9 расположен открытый мостик 35 шириной, равной ширине крыши 34.

Открытый мостик 35 оборудован брызгозащищенными приборами (не показано) управления движением и маневрированием судна 1, а также тентом (не показано) для обеспечения комфортных условий работы экипажа в солнечную погоду.

Основные конструктивные элементы корпуса 2 и надстройки 9 выполнены для листовых элементов толщиной 4,0-4,5 мм предпочтительно из листовой высокопрочной низколегированной стали категории A40S с пределом текучести 390 МПа, для листовых элементов толщиной более 5,0 мм - из листовой высокопрочной низколегированной стали категории D40S с пределом текучести 390 МПа или из листовой стали марки ВСт3Cn2 с пределом текучести 235 МПа, для катаных несимметричных полособульбовых профилей - из высокопрочной низколегированной стали категории A40S с пределом текучести 390 МПа, а выгородки 12 в надстройке 9 выполнены гофрированными.

В качестве главного двигателя 20 использован предпочтительно высокооборотный, четырехконтактный нереверсивный двигатель 20, соединенный посредством эластичной муфты (не показано) с редуктором 21, валопроводом 22 и движителем 23 - преимущественно винтом 36 фиксированного шага, и снабженный устройствами защиты (не показано), и сигнализации (не показано), и масляными насосами (не показано), а также контрольно-измерительными приборами (не показано). Редуктор 21 главного двигателя 20 выполнен реверсивным со встроенными разобщительными муфтами (не показано) и валопоротными устройствами (не показано), обеспечивающими стопорение водопровода 25 или 26 при движении судна 1 от другого дизель-редукторного агрегата 19 и допускающего свободное вращение выходной части редуктора 21 во время авторотации при разобщенной муфте (не показано).

Каждый главный двигатель 20 имеет предпочтительно максимальную длительную мощность по JSO 3046/I 3240 кВт, частоту вращения, соответствующую максимальной длительной мощности и составляющую 1800 об/мин, 12 цилиндров с диаметром 190 мм и ходом поршня 210 мм при удельном расходе топлива на МДМ по ISO, составляющем 205%±5% г/кВтч, причем главный двигатель 20 запускается предпочтительно электростартером (не показано).

Главная энергетическая установка 17 содержит три дизель-редукторных агрегата 19 мощностью предпочтительно по 2100 кВт каждый, а редуктор 21 выполнен составным нереверсивным, работающим на два гребных вала 37 с винтами 36 регулируемого шага с обеспечением возможности работы любого из дизель-редукторных агрегатов 19, или любых двух из них, или всех трех на оба гребных вала 37.

Вспомогательная энергетическая установка 18 содержит, по крайней мере, два дизель-генератора 38 электрической мощностью предпочтительно 100 кВт каждый, каждый из которых оснащен контрольно-измерительными приборами (не показано), а также устройствами защиты (не показано) и сигнализации и запускается предпочтительно электростартером (не показано).

Судно снабжено, по крайней мере, одной опреснительной установкой (условно не показано) производительностью предпочтительно 4 тонны пресной воды в сутки, оснащенной контрольно-измерительными приборами (не показано) и устройствами защиты (не показано) и сигнализации (не показано).

Опреснительная установка (условно не показано) выполнена работающей по принципу обратного осмоса.

Энергетическая установка 17, 18 снабжена системой циркуляционной смазки, состоящей из системы смазки главных двигателей 20 и системы смазки редукторов 21, каждая из которых выполнена автономной соответственно для каждого двигателя 20 и каждого редуктора 21.

Судно 1 снабжено системой охлаждения (не показано) пресной воды главных двигателей 20, выполненной автономной для каждого двигателя 20 и пополняемой через днищевые цистерны 5, по крайней мере часть которых выполнены расширительными, а также расходно-топливной системой (не показано) для каждого главного двигателя 20 с приемом топлива из двух расходных цистерн (условно не показано), расположенных побортно, автономной - для каждого двигателя 20 систем от приема и перекачки масла, системой охлаждения забортной воды каждого главного двигателя 20, системой приема и перекачки топлива (не показано), системой сепарации топлива (не показано), системой выкачки грязного масла и нефтеостатков (не показано), системой газоотвода (не показано) в атмосферу отработанных газов от главных двигателей 20.

Каждый дизель-редукторный агрегат 19 с валопроводом 22 снабжен гребным винтом 36 и содержит опорные подшипники (условно не показаны), дейдвудные устройства (условно не показаны) для предотвращения протечек забортной воды внутрь судна 1 и переборочные уплотнения.

Каждый движитель 23 содержит предпочтительно два винта 36 фиксированного шага.

Судно 1 снабжено электрическим освещением, состоящим из основного освещения предпочтительно с напряжением 220 В, аварийного освещения, местного освещения, сигнально-отличительными огнями и предпочтительно двумя навигационными прожекторами (не показано) и двумя светосигнальными приборами (не показано).

Во всех жилых, а также в части служебных помещений установлены люминесцентные светильники (не показано), а в остальных помещениях - светильники с лампами накаливания, аварийное освещение содержит аккумуляторные светильники (не показано) с подзарядным устройством (не показано) на напряжение 3,75 В, а местное освещение выполнено в ходовой рубке 10, каютах 39, у изголовий коек в каютах 39 и санкаюте, а также над зеркалами в каютах 39, причем для переносных светильников установлены литепсель-трансформаторы напряжения (не показано) 24 В мощностью до 70 Вт.

Главная энергетическая установка 17 снабжена системой дистанционного управления (не показано), обеспечивающей дистанционное изменение режима ее работы из главного поста (условно не показан) в ходовой рубке 10 и из вспомогательного поста (условно не показан) с открытого мостика 35 на крыше 34 надстройки 9.

Для управления судном 1 в ходовой рубке 10 предусмотрены пост управления (условно не показан) судном 1, штурманский пост (условно не показан) и пост связи (условно не показан).

Судно 1 снабжено системами автоматизации, локальными для главных двигателей 20 и редукторов 21 с винтом 36 регулируемого шага, совместно работающими с системой дистанционного управления и централизованного контроля, при этом локальные системы управления, регулирования и защиты обеспечивают аварийное управление главными двигателями 20 с местных постов.

Судно 1 снабжено противопожарной защитой (условно не показано), включающей конструктивную противопожарную защиту для предотвращения и локализации пожаров, возникающих в повседневных условиях и аварийных ситуациях, а также устройствами (не показано) активной противопожарной защиты для обнаружения и ликвидации пожаров.

Похожие патенты RU2272734C1

название год авторы номер документа
СУДНО-СПАСАТЕЛЬ 2004
RU2272736C1
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286911C1
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286905C1
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО 2005
RU2297942C2
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ 2005
  • Александров Владимир Леонидович
  • Кучменок Сергей Иванович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2286906C1
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 2010
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Курсин Сергей Борисович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Руденко Евгений Иванович
RU2459738C2
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ КАТЕР 2004
RU2272663C1
КОРАБЛЬ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ КЛАССА ФРЕГАТА 2006
  • Мизгирев Анатолий Аврамович
  • Перевалов Вилиор Александрович
  • Пищугин Борис Алексеевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Сенчуров Вячеслав Александрович
  • Спиридопуло Владимир Ильич
  • Юхнин Владимир Евгеньевич
  • Яров Юрий Федорович
RU2311313C1
КОРАБЛЬ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ КЛАССА ЭСМИНЦА (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Юхнин Владимир Евгеньевич
  • Спиридопуло Владимир Ильич
  • Мишин Валентин Петрович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2300477C1
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Учаев Юрий Кузьмич
  • Федосеев Андрей Владимирович
RU2286915C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 272 734 C1

Реферат патента 2006 года СУДНО ТИПА КАТЕРА МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкциям судов. Судно содержит корпус, палубную надстройку островного типа, включающую ходовую рубку, два преимущественно расположенные одно за другим в направлении по ходу судна машинных отделения. Главная энергетическая установка содержит не менее двух размещенных в носовом машинном отделении дизель-редукторных агрегата. Вспомогательная энергетическая установка расположена в кормовом машинном отделении. Нижняя палуба, по крайней мере, на большей части площади судна совмещена со вторым дном. Технический результат заключается в повышении экономичности, снижении материалоемкости и веса конструкций, улучшении мореходных качеств, остойчивости, живучести и непотопляемости. 22 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 272 734 C1

1. Судно типа катера многоцелевого назначения, характеризующееся тем, что оно содержит корпус с бортовыми стенами, днищем и днищевыми цистернами, вторым дном, верхней и нижней палубами, палубную надстройку островного типа с ходовой рубкой, капитанским мостиком и выгородками, два преимущественно расположенных одно за другим в направлении по ходу судна машинных отделения - обращенное к носу судна носовое и обращенное к корме - кормовое и состоящую из главной и вспомогательной энергетическую установку, причем главная энергетическая установка содержит не менее чем два размещенных в носовом машинном отделении с возможностью авторотации дизель-редукторных агрегата, каждый из которых содержит главный двигатель, редуктор, валопровод и движитель, а вспомогательная энергетическая установка расположена предпочтительно в кормовом машинном отделении, причем нижняя палуба, по крайней мере, на большей части площади судна совмещена со вторым дном, а в местах расположения днищевых цистерн - с их верхними ограждениями, при этом, по крайней мере, на части площади носового машинного отделения нижняя палуба опущена, по крайней мере, на часть высоты днищевых цистерн с образованием выемки для размещения фундаментов под главные двигатели и части высоты последних, а каждая из бортовых стен продублирована, по крайней мере, на большей части длины отсека, отведенного под носовое машинное отделение, второй стеной, образующей совместно с бортовой стеной, которую она дублирует, и герметичными переборками судна повышающие общую и изгибную жесткость судна бортовые цистерны.2. Судно по п.1, отличающееся тем, что корпус судна выполнен предпочтительно полностью сварным с V-образными обводами, относительным удлинением, составляющим L:В=5,3-5,9, где L - длина корпуса, В - ширина миделя, и с отгибом батоксов в кормовой части.3. Судно по п.1, отличающееся тем, что палубная надстройка размещена в центральной части корпуса и выполнена шириной, равной ширине корпуса, причем боковые стенки надстройки выполнены преимущественно плоскими вертикальными и образуют продолжение стенок бортов корпуса, за одно целое с которыми они выполнены.4. Судно по п.3, отличающееся тем, что палубная надстройка снабжена крышей, на которой расположен открытый капитанский мостик шириной, равной ширине крыши надстройки.5. Судно по п.3, отличающееся тем, что боковые, лобовые и, по крайней мере, частично задняя стенки надстройки выполнены со сплошным остеклением.6. Судно по п.3, отличающееся тем, что на крыше надстройки расположен открытый мостик шириной, равной ширине крыши.7. Судно по п.6, отличающееся тем, что открытый мостик оборудован брызгозащищенными приборами управления движением и маневрированием судна, а также тентом для обеспечения комфортных условий работы экипажа в солнечную погоду.8. Судно по п.1, отличающееся тем, что, по крайней мере, основные конструктивные элементы корпуса и надстройки выполнены для листовых элементов толщиной 4,0-4,5 мм предпочтительно из листовой высокопрочной низколегированной стали категории A40S с пределом текучести 390 МПа, для листовых элементов толщиной более 5,0 мм - из листовой высокопрочной низколегированной стали категории D40S с пределом текучести 390 МПа или из листовой стали марки ВСт3Сn2 с пределом текучести 235 МПа, для катаных несимметричных полособульбовых профилей - из высокопрочной низколегированной стали категории A40S с пределом текучести 390 МПа, а выгородки в надстройке выполнены гофрированными.9. Судно по п.1, отличающееся тем, что в качестве главного двигателя использован предпочтительно высокооборотный четырехконтактный нереверсивный двигатель, соединенный посредством эластичной муфты с редуктором, валопроводом и движителем - преимущественно винтом фиксированного шага, и снабженный устройствами защиты и сигнализации и масляными насосами, а также контрольно-измерительными приборами, при этом редуктор главного двигателя выполнен реверсивным, со встроенными разобщительными муфтами и валоповоротными устройствами, обеспечивающими стопорение валопровода при движении судна от другого дизель-редукторного агрегата и допускающего свободное вращение выходной части редуктора во время авторотации при разобщенной муфте.10. Судно по п.9, отличающееся тем, что каждый главный двигатель имеет предпочтительно максимальную длительную мощность по JSO3046/I 3240 кВт, частоту вращения, соответствующую максимальной длительной мощности и составляющую 1800 об/мин, 12 цилиндров с диаметром 190 мм и ходом поршня 210 мм при удельном расходе топлива на МДМ по ISO, составляющем 205%±5% г/(кВт·ч), причем главный двигатель запускается предпочтительно электростартером.11. Судно по п.1, отличающееся тем, что главная энергетическая установка содержит три дизель-редукторных агрегата мощностью предпочтительно по 2100 кВт каждый, а редуктор выполнен составным нереверсивным, работающим на два гребных вала с винтами регулируемого шага с обеспечением возможности работы любого из дизель-редукторных агрегатов, или любых двух из них, или всех трех на оба гребных вала.12. Судно по п.1, отличающееся тем, что вспомогательная энергетическая установка содержит, по крайней мере, два дизель-генератора электрической мощностью предпочтительно 100 кВт каждый, каждый из которых оснащен контрольно-измерительными приборами, а также устройствами защиты и сигнализации, и запускается предпочтительно электростартером.13. Судно по п.1, отличающееся тем, что снабжено, по крайней мере, одной опреснительной установкой производительностью предпочтительно 4 т пресной воды в сутки, оснащенной контрольно-измерительными приборами и устройствами защиты и сигнализации.14. Судно по п.13, отличающееся тем, что опреснительная установка выполнена работающей по принципу обратного осмоса.15. Судно по п.1, отличающееся тем, что энергетическая установка снабжена системой циркуляционной смазки, состоящей из системы смазки главных двигателей и системы смазки редукторов, каждая из которых выполнена автономной соответственно для каждого двигателя и каждого редуктора.16. Судно по п.13, отличающееся тем, что оно снабжено системой охлаждения пресной воды главных двигателей, выполненной автономной для каждого двигателя и пополняемой через днищевые цистерны, по крайней мере часть которых выполнена расширительными, а также расходно-топливной системой для каждого главного двигателя с приемом топлива из двух расходных цистерн, расположенных побортно, автономной - для каждого двигателя системой приема и перекачки масла, системой охлаждения забортной воды каждого главного двигателя, системой приема и перекачки топлива, системой сепарации топлива, системой выкачки грязного масла и нефтеостатков, системой газоотвода в атмосферу отработанных газов от главных двигателей.17. Судно по п.1, отличающееся тем, что каждый дизель-редукторный агрегат с валопроводом снабжен гребным винтом и содержит опорные подшипники, дейдвудные устройства для предотвращения протечек забортной воды внутрь судна и переборочные уплотнения.18. Судно по п.1, отличающееся тем, что каждый движитель содержит предпочтительно два винта фиксированного шага.19. Судно по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено электрическим освещением, состоящим из основного освещения предпочтительно с напряжением 220 В, аварийного освещения, местного освещения, сигнально-отличительными огнями и предпочтительно двумя навигационными прожекторами и двумя светосигнальными приборами.20. Судно по п.19, отличающееся тем, что во всех жилых, а также в части служебных помещений установлены люминесцентные светильники, а в остальных помещениях - светильники с лампами накаливания, аварийное освещение содержит аккумуляторные светильники с подзарядным устройством на напряжение 3,75 В, а местное освещение выполнено в ходовой рубке, каютах, у изголовий коек в каютах и санкаюте, а также над зеркалами в каютах, причем для переносных светильников установлены литепсель-трансформаторы напряжением 24 В мощностью до 70 Вт.21. Судно по п.1, отличающееся тем, что главная энергетическая установка снабжена системой дистанционного управления, обеспечивающей дистанционное изменение режима ее работы из главного поста в ходовой рубке и из вспомогательного поста с открытого мостика на крыше надстройки.22. Судно по п.21, отличающееся тем, что для управления судном в ходовой рубке предусмотрены пост управления судном, штурманский пост и пост связи.23. Судно по п.11, отличающееся тем, что оно снабжено системами автоматизации, локальными для главных двигателей и редукторов с винтом регулируемого шага, совместно работающими с системой дистанционного управления и централизованного контроля, при этом локальные системы управления, регулирования и защиты обеспечивают аварийное управление главными двигателями с местных постов.24. Судно по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено противопожарной защитой, включающей конструктивную противопожарную защиту для предотвращения и локализации пожаров, возникающих в повседневных условиях и аварийных ситуациях, а также устройствами активной противопожарной защиты для обнаружения и ликвидации пожаров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2272734C1

А.Н.Гурович, А.А.Родионов, Проектирование спасательных и пожарных судов, Ленинград, Судостроение, 1971, стр.185-197
US 5134949, 04.08.1992
US 5417597, 23.05.1995
US 5129343, 14.07.1992.

RU 2 272 734 C1

Даты

2006-03-27Публикация

2004-09-20Подача