СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2006 года по МПК B63B25/12 B63B3/20 B63B3/60 

Описание патента на изобретение RU2286915C1

Изобретение относится к способам транспортировки наливных грузов, в том числе танкерами.

Из уровня техники известен способ эксплуатации судна, предназначенного для транспортировки наливных грузов, в том числе нефти с морских месторождений (см. RU 2144611 С1, 20.01.2000, Е 21 В 43/01, В 63 В 22/02), причем используемое судно выполнено в виде транспортного танкера, который соединяется с погрузочным буем, или транспортного танкера, который соединяется с погрузочными рукавами, протянутыми по палубе танкера.

Также известен способ транспортировки наливных грузов, в том числе нефти в танкере, при котором наливные грузы транспортируют в полностью заполненных танках, причем используемый танкер содержит палубу, грузовые танки, отстойно-грузовые и балластные танки и систему трубопроводов и клапанов. Балластные танки заполнены балластом во время балластного рейса, а во время транспортировки груза они пусты. Отстойно-грузовые танки во время рейса транспортировки содержат наливные грузы, например нефть, а во время балластного рейса после разгрузки, если грузовые танки очищали водой, то балластные танки содержат смесь воды и нефти (RU 2103197, 27/01/1998, В 63 В 25/12).

Известен способ транспортировки груза, в том числе жидкого, заключающийся в размещении груза в танкерах, доставку и выгрузку (см. RU 2125947 С1, 10.02.1999, В 63 В 21/66, В 63 В 35/68), причем каждый используемый танкер выполняют открытым сверху, груз размещают в герметичных контейнерах, которые после загрузки в танкер крепят в нем, заполняют внутреннюю полость танкера водной средой и добиваются отрицательной плавучести танкера при общей положительной плавучести танкера с поплавками, а при выгрузке груза танкер поднимают тросами управляемых лебедок и удаляют воду из внутренней полости танкера до его всплытия на поверхность. Контейнеры для танкера выполнены размерами, которые позволяют их транспортировать наземным транспортом, например железнодорожным (RU 2112691, 18.01.1993, В 63 В 35/42).

Недостатком известных способов транспортировки является то, что при выгрузке, загрузке и транспортировке нефти указанными способами возможны большие потери нефти, а конструктивное решение используемых танкеров не обеспечивает достаточной аварийной остойчивости, из-за чего снижается живучесть, долговечность судна, что в свою очередь приводит к дополнительным затратам при эксплуатации и, таким образом, увеличению стоимости транспортировки.

Задачей, на решение которой направлены оба варианта настоящего изобретения, является снижение потерь наливных грузов при разгрузке, загрузке и транспортировке и повышение экономичности транспортировки.

Поставленная задача по первому варианту изобретения решается за счет того, что способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртсодержащих жидкостей, согласно изобретению включает транспортировку их от места добычи, хранения или переработки трубопроводами по суше и/или наземным, преимущественно железнодорожным транспортом, перевалку грузов в накопительные емкости временного хранилища, оборудованного трубопроводами и устройствами для загрузки-выгрузки и накопительного хранения наливных грузов, загрузку груза посредством грузового оборудования в танкер и передвижение танкера к месту доставки груза, причем используют танкер с корпусом, включающим киль, систему шпангоутов, преимущественно рамных, и стрингеров и имеющим двойное дно, состоящее из днища и второго дна, а также двойные, преимущественно, вертикальные борта, состоящие каждый из внешней и внутренней продольных переборок, разделенных по высоте, по крайней мере, верхней и нижней междубортными платформами, и верхнюю палубу, причем используют грузовое оборудование танкера с манифольдами, обеспечивающее возможность загрузки-выгрузки одновременно не менее двух видов наливных грузов с любого борта и/или любой оконечности танкера, транспортировку наливных грузов в грузовых танках танкера, включающих днище, вертикальные ограждения, состоящие из продольных и поперечных переборок, крышу с люком-лазом, при этом, по крайней мере, одна поперечная переборка танка выполнена в виде снабженной фундаментом, опертой по контуру гофрированной конструкции, предпочтительно, с вертикально ориентированными, имеющими полки и стенки гофрами, образующими по длине переборки не менее двух участков с дифференцированными жесткостью и моментом инерции, при этом полки гофров на всех участках переборки ориентированы, преимущественно, параллельно условной средней плоскости переборки, а стенки гофров на разных участках выполнены разнонаклонными к ней, при этом фундамент переборки выполнен в виде установленного полкой вверх, преимущественно трапециевидного в сечении протяженного элемента с ребрами, опертыми на нижележащую конструкцию танкера.

При этом могут использовать танкер, содержащий, по крайней мере, десять грузовых танков и не менее чем два отстойных танка, причем грузовые танки размещены по левому и правому борту, предпочтительно, симметрично относительно диаметральной плоскости танкера, попарно разделены средней продольной переборкой гофрированной конструкции с предпочтительно вертикальным расположением гофров, а крыша, по крайней мере, у большей части танков конструктивно совмещена с верхней палубой и выполнена с плоской обшивкой, обращенной во внутренний объем танка, и набором, расположенным поверху со стороны верхней палубы, причем суммарная вместимость грузовых танков составляет 36000-72000 м3, предпочтительно 50000-55000 м3, а суммарный объем отстойных танков составляет (2-4)%, предпочтительно (2,5-3,7)% от суммарного объема грузовых танков, причем дедвейт используемого танкера при расчетной осадке составляет 35000-65000 т, предпочтительно 47100 т ± 10%, а при осадке по летнюю грузовую марку дедвейт танкера составляет 35000-65000 т, предпочтительно 47400 т ± 10%.

Могут использовать однопалубный танкер, корпус которого содержит корму с машинно-котельным отделением, транцем и ахтерштевнем, бульбообразный нос с форштевнем, с образующими надстройки укороченным баком и кормовой, предпочтительно, пятиярусной рубкой, главные поперечные водонепроницаемые переборки, по крайней мере, часть которых образована из двух примыкающих к средней продольной переборке поперечных переборок грузовых танков, кроме того, внутренняя переборка двойного борта используемого танкера конструктивно совмещена с обращенными к нему продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, причем указанные продольные переборки грузовых танков подкреплены горизонтальными и/или вертикальными балками, расположенными внутри междубортного пространства, при этом внешняя и внутренняя переборки двойных бортов, по крайней мере, в средней части корпуса танкера выполнены с продольным набором.

Могут использовать танкер, основные конструкции корпуса которого выполнены сварными металлическими, например, из судостроительной листовой стали, предпочтительно, категории LRA и профильной судостроительной стали, предпочтительно, категории LRA, при этом основное оборудование в используемом танкере установлено на металлических фундаментах, выполненных также, преимущественно, из судостроительной стали вышеупомянутой марки, причем рубка выполнена металлической, предпочтительно, из листовой судостроительной стали категории LRA и гофрированной листовой стали.

Могут использовать танкер, у которого профиль гофров в поперечном сечении, по крайней мере, средней продольной переборки танкера выполнен прямоугольным.

Могут использовать танкер, поперечные переборки грузовых танков которого выполнены с вертикально ориентированными гофрами, прямоугольными или квазипрямоугольными в поперечном сечении на большей части длины переборки и снабжены каждая не менее чем одной в пределах ширины грузового танка гофрированной вставкой с трапецеидальным профилем гофра, причем гофры вставки совместно с гофрами поперечной переборки образуют по длине переборки не менее двух участков с дифференцированными жесткостью и моментом инерции.

Могут использовать танкер, по крайней мере, часть поперечных переборок грузовых танков которого выполнены с вставками, размещенными у внутренних торцов указанных переборок, обращенных к средней продольной переборке, и/или вставками, размещенными по торцам переборок, примыкающим к бортам танкера.

Могут использовать танкер, у которого амплитуда трапецеидальных гофров вставок поперечных переборок танков унифицирована с амплитудой прямоугольных или квазипрямоугольных в поперечном сечении гофров, выполненных на большей части длины переборки.

По крайней мере, продольные переборки грузовых танков могут быть соединены с конструкциями внутреннего борта с плавным переходом, выполненным, предпочтительно по цилиндрической поверхности, а поперечные переборки грузовых танков и средняя продольная переборка соединены со вторым дном и верхней палубой посредством разгружающих создаваемые в зоне опирания местные усилия конструктивных элементов, образованных продольными, и/или поперечными листами, подкрепленными ребрами и/или диафрагмами.

Могут использовать танкер, снабженный наливной грузовой системой и манифольдами, установленными у каждого борта и, по крайней мере, у одной, преимущественно, кормовой оконечности танкера и соединенными с ними трубопроводами с запорной и регулирующей арматурой с переключателями потока жидких грузов, причем наливная грузовая система используемого танкера оборудована, по крайней мере, погружными насосами с гидроприводом производительностью, предпочтительно, 550 м3/ч, не менее чем по одному на каждый грузовой танк, не менее чем двумя погружными насосами с гидроприводом производительностью, предпочтительно, 200 м3/ч, не менее чем по одному на каждый отстойный танк, и не менее чем одним зачистным насосом производительностью, предпочтительно, 70 м3/ч, причем наливная грузовая система включает систему подогрева груза, а также обеспечивает инертизацию грузовых и отстойных танков за счет включенного в ее состав генератора инертных газов производительностью не менее 3000 м3/ч; кроме того, грузовое оборудование используемого танкера включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 15 т; по крайней мере, один электрический тельферный кран грузоподъемностью не менее 2,5 т с максимальным вылетом за борт не менее 4,0 м.

Могут использовать танкер, который снабжен энергетической установкой, расположенной в кормовой части судна и включающей силовую энергетическую установку, электроэнергетическую установку, а также вспомогательную установку, при этом силовая энергетическая установка содержит не менее одного главного двигателя, предпочтительно двухтактного крейцкопфного реверсивного малооборотного дизеля с максимальной длительной мощностью около 8400 кВт при 127 об/мин с газотурбинным наддувом и дистанционным автоматизированным управлением; электроэнергетическая установка включает не менее трех автоматизированных дизель-генераторов переменного тока, два из которых мощностью по 1350 кВт, а третий - 720 кВт при 1000 об/мин и, по крайней мере, один аварийный дизель-генератор переменного тока мощностью 200 кВт при 1500 об/мин; вспомогательная энергетическая установка содержит, по крайней мере, вспомогательную котельную установку, включающую, по крайней мере, один паровой котел с нефтяным отоплением с производительностью 19 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, не менее одного утилизационного котла, производительностью 1,4 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, по крайней мере, одну вакуумную опреснительную установку производительностью 25 т/сут; инсинератор производительностью по сжиганию мусора и нефтеостатков около 50 кг/ч, а также вспомогательные механизмы и аппараты, обслуживающие энергетическую установку.

Могут использовать танкер, передвижение которого осуществляют с применением рулевого устройства, содержащего один полубалансирный полуподвесной руль полой конструкции, для перекладки которого используемый танкер снабжен электрогидравлической рулевой машиной с двумя силовыми агрегатами; кроме того, танкер оборудован: якорным устройством с, по крайней мере, двумя якорями, соединенными с танкером якорными цепями; швартовным устройством с, по крайней мере, четырьмя швартовными лебедками с разъемными барабанами и, по крайней мере, двумя аварийными буксирными устройствами, одно из которых расположено в носовой оконечности, а другое - в кормовой; шлюпочными устройствами и спасательными средствами, причем шлюпочные устройства включают, по крайней мере, одну моторную спасательную шлюпку сбрасываемого типа вместимостью не менее двадцати восьми человек, одну моторную дежурную шлюпку, вместимостью не менее шести человек; по крайней мере, два сбрасываемых спасательных плота вместимостью шестнадцать человек и один вместимостью шесть человек, а также два спускаемых спасательных плота вместимостью шестнадцать человек, а спасательные средства включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

Могут использовать танкер, который снабжен системой мойки танков, используемой до погрузки или после выгрузки наливных грузов в танкер, причем предусмотрена возможность мойки танков как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего система мойки танков снабжена, по крайней мере, одним насосом центробежного типа с электроприводом производительностью, предпочтительно, не менее 150 м3/ч, по крайней мере, одним подогревателем производительностью около 200 м3/ч, подогревающим моечную воду до 60°С, а также стационарными полностью программируемыми машинками для мойки танков, производительностью 45-65 м3/час, размещаемыми в каждом грузовом танке; кроме того, используемый танкер оборудован системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему водяного пожаротушения с не менее чем двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, систему углекислотного пожаротушения, а также систему пенотушения; кроме того, используемый танкер оборудован системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях, и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

Поставленная задача по второму варианту изобретения решается за счет того, что способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и спиртосодержащих жидкостей, согласно изобретению включает загрузку и/или разгрузку груза из танкера, а также передвижение танкера к месту доставки груза, причем используют танкер, корпус которого содержит двойное дно, включающее второе дно и днище, двойные борта, верхнюю палубу, грузовую зону с образующими водонепроницаемые отсеки главными поперечными водонепроницаемыми переборками, систему шпангоутов, преимущественно рамных, и стрингеров, корму с образующей надстройку рубкой, и выполнен с бульбообразным носом и наклонным форштевнем, причем главные водонепроницаемые поперечные переборки выполнены в виде снабженной фундаментом гофрированной конструкции с вертикально ориентированными гофрами, прямоугольными или квазипрямоугольными в поперечном сечении на большей части длины переборки, и снабжены каждая не менее чем одной вставкой с трапецеидальным профилем гофра в поперечном сечении, причем гофрированная конструкция выполнена гнутосварной, смонтированной из предварительно деформированных монтажных элементов гофров, при этом, по крайней мере, часть монтажных элементов гофров соответствует каждый половине шага гофра.

При этом могут использовать танкер, который выполнен однопалубным, содержит киль, корму с транцем и ахтерштевнем, а также снабжен кормовой, предпочтительно, пятиярусной рубкой, а также образующим надстройку укороченным баком, и содержит балластные цистерны, кроме того, танкер выполнен с расположенным в корме машинно-котельным отделением и содержит энергетическую установку, грузовое оборудование, включающее наливную грузовую систему с грузовыми манифольдами, предназначенную для загрузки-выгрузки до шести видов наливных грузов с любого борта и/или любой оконечности танкера, судовые устройства, в том числе гребной движитель, рулевое, якорное и швартовно-буксирное устройства и судовые системы.

Могут использовать танкер, выполненный с корпусом, грузовая зона которого содержит размещенные, по крайней мере, на большей части ее длины грузовые танки, имеющие вертикальное ограждение, состоящее из продольных и поперечных переборок, днище и крышу, причем борта, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными и содержат каждый внешнюю и внутреннюю переборки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, а внутренняя переборка каждого борта конструктивно совмещена с обращенной к нему продольной переборкой, по крайней мере, части грузовых танков и, кроме того, указанные продольные переборки грузовых танков выполнены плоской конструкции со стороны, обращенной во внутренний объем грузового танка, с расположением набора внутри междубортного пространства, причем грузовые танки размещены по левому и правому борту, предпочтительно, симметрично относительно диаметральной плоскости танкера, попарно разделены средней продольной переборкой гофрированной конструкции с, предпочтительно, вертикальным расположением гофров, при этом крыша, по крайней мере, у большей части грузовых танков конструктивно совмещена с верхней палубой и выполнена с плоской обшивкой, обращенной во внутренний объем грузового танка и набором, расположенным поверху со стороны верхней палубы, при этом внешняя и внутренняя переборки двойных бортов, по крайней мере, в средней части корпуса танкера выполнены с продольным набором.

Могут использовать танкер, содержащий, по крайней мере, десять грузовых танков и не менее чем два отстойных танка, при этом танки имеют днище плоской конструкции, конструктивно и функционально совмещенное со вторым дном судна, причем суммарная вместимость грузовых танков составляет 36000-72000 м3, предпочтительно 50000-55000 м3, а суммарный объем отстойных танков составляет (2-4)%, предпочтительно (2,5-3,7)% от суммарного объема грузовых танков, причем дедвейт используемого танкера при расчетной осадке составляет 35000-65000 т, предпочтительно 47100 т ± 10%, а при осадке по летнюю грузовую марку дедвейт танкера составляет 35000-65000 т, предпочтительно 47400 т ± 10%.

Могут использовать танкер, основные конструкции корпуса которого выполнены сварными металлическими, например, из судостроительной листовой стали, предпочтительно, категории LRA и профильной судостроительной стали, предпочтительно, категории LRA, при этом основное оборудование в используемом танкере установлено на металлических фундаментах, выполненных также, преимущественно, из судостроительной стали вышеупомянутой марки, причем рубка выполнена металлической, предпочтительно, из листовой судостроительной стали категории LRA и гофрированной листовой стали.

Могут использовать танкер, по крайней мере, часть главных водонепроницаемых поперечных переборок корпуса которого образована каждая из двух примыкающих к средней продольной переборке танкера поперечных переборок грузовых танков и снабжена не менее чем двумя вставками, размещенными каждая по торцам, примыкающим к бортам танкера, и/или вставки размещены у внутренних торцов указанных поперечных переборок грузовых танков, обращенных к средней продольной переборке танкера.

Могут использовать танкер, у которого амплитуда трапецеидальных гофров вставок поперечных переборок грузовых танков унифицирована с амплитудой прямоугольных или квазипрямоугольных в поперечном сечении гофров, выполненных на большей части длины главной поперечной переборки танкера.

По крайней мере, продольные переборки грузовых танков могут быть соединены с конструкциями внутреннего борта с плавным переходом, выполненным, предпочтительно по цилиндрической поверхности, а поперечные переборки грузовых танков и средняя продольная переборка соединены со вторым дном и верхней палубой посредством разгружающих создаваемые в зоне опирания местные усилия конструктивных элементов, образованных продольными, и/или поперечными листами, подкрепленными ребрами и/или диафрагмами.

Могут использовать танкер, снабженный наливной грузовой системой и манифольдами, установленными у каждого борта и, по крайней мере, у одной, преимущественно, кормовой оконечности танкера и соединенными с ними трубопроводами с запорной и регулирующей арматурой с переключателями потока жидких грузов, причем наливная грузовая система используемого танкера оборудована, по крайней мере, погружными насосами с гидроприводом производительностью, предпочтительно, 550 м3/ч, не менее чем по одному на каждый грузовой танк, не менее чем двумя погружными насосами с гидроприводом производительностью, предпочтительно, 200 м3/ч, не менее чем по одному на каждый отстойный танк, и не менее чем одним зачистным насосом производительностью, предпочтительно, 70 м3/ч, причем наливная грузовая система включает систему подогрева груза, а также обеспечивает инертизацию грузовых и отстойных танков за счет включенного в ее состав генератора инертных газов производительностью не менее 3000 м3/ч; кроме того, грузовое оборудование используемого танкера включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 15 т; по крайней мере, один электрический тельферный кран грузоподъемностью не менее 2,5 т с максимальным вылетом за борт не менее 4,0 м.

Могут использовать танкер, который снабжен энергетической установкой, расположенной в кормовой части судна и включающей силовую энергетическую установку, электроэнергетическую установку, а также вспомогательную установку, при этом силовая энергетическая установка содержит не менее одного главного двигателя, предпочтительно двухтактного крейцкопфного реверсивного малооборотного дизеля с максимальной длительной мощностью около 8400 кВт при 127 об/мин с газотурбинным наддувом и дистанционным автоматизированным управлением; электроэнергетическая установка включает не менее трех автоматизированных дизель-генераторов переменного тока, два из которых мощностью по 1350 кВт, а третий - 720 кВт при 1000 об/мин и, по крайней мере, один аварийный дизель-генератор переменного тока мощностью 200 кВт при 1500 об/мин; вспомогательная энергетическая установка содержит, по крайней мере, вспомогательную котельную установку, включающую, по крайней мере, один паровой котел с нефтяным отоплением с производительностью 19 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, не менее одного утилизационного котла, производительностью 1,4 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, по крайней мере, одну вакуумную опреснительную установку производительностью 25 т/сут; инсинератор производительностью по сжиганию мусора и нефтеостатков около 50 кг/ч, а также вспомогательные механизмы и аппараты, обслуживающие энергетическую установку.

Могут использовать танкер, передвижение которого осуществляют с применением рулевого устройства, содержащего один полубалансирный полуподвесной руль полой конструкции, для перекладки которого используемый танкер снабжен электрогидравлической рулевой машиной с двумя силовыми агрегатами; кроме того, танкер оборудован: якорным устройством с, по крайней мере, двумя якорями, соединенными с танкером якорными цепями; швартовным устройством с, по крайней мере, двенадцатью швартовными лебедками с разъемными барабанами и, по крайней мере, двумя аварийными буксирными устройствами, одно из которых расположено в носовой оконечности, а другое - в кормовой; шлюпочными устройствами и спасательными средствами, причем шлюпочные устройства включают, по крайней мере, одну моторную спасательную шлюпку сбрасываемого типа вместимостью не менее двадцати восьми человек, одну моторную дежурную шлюпку вместимостью не менее шести человек; по крайней мере, два сбрасываемых спасательных плота вместимостью шестнадцать человек и один вместимостью шесть человек, а также два спускаемых спасательных плота вместимостью шестнадцать человек, а спасательные средства включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

Могут использовать танкер, который снабжен системой мойки танков, используемой до погрузки или после выгрузки наливных грузов в танкер, причем предусмотрена возможность мойки танков как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего система мойки танков снабжена, по крайней мере, одним насосом центробежного типа с электроприводом производительностью, предпочтительно, не менее 150 м3/ч, по крайней мере, одним подогревателем производительностью около 200 м3/ч, подогревающим моечную воду до 60°С, а также стационарными полностью программируемыми машинками для мойки танков, производительностью 45-65 м3/час, размещаемыми в каждом грузовом танке; кроме того, используемый танкер оборудован системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему водяного пожаротушения с не менее чем двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, систему углекислотного пожаротушения, а также систему пенотушения; кроме того, используемый танкер оборудован системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

Технический результат, обеспечиваемый как первым, так и вторым вариантом изобретения, состоит в повышении экономичности транспортировки наливных грузов - нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртосодержащих жидкостей, за счет оптимально разработанных и отрегулированных по пропускной способности для многоцелевой загрузки/выгрузки и перевозки различных наливных грузов и их сочетаний системой манифольдов, оборудованных как у бортов, так и оконечностей танкера, а также конструктивной системы корпуса танкера, разработанного с обеспечением повышенной прочности корпуса на воздействие статических и динамических нагрузок за счет оптимальной, разработанной в изобретении системы элементов жесткости корпуса.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 - танкер, вид сбоку с сечением по диаметральной плоскости ниже конструктивной ватерлинии;

на фиг.2 - танкер, план по контурной ватерлинии;

на фиг.3 - поперечный разрез танкера в грузовой зоне, вид на нос судна;

на фиг.4 - рамный шпангоут, вид спереди;

на фиг.5 - конструктивный узел водонепроницаемой поперечной и средней продольной переборок корпуса танкера;

на фиг.6 - палуба бака танкера;

на фиг.7 - монтажные элементы гофрированной конструкции;

на фиг.8 - конструктивный узел грузового танка танкера;

на фиг.9 - грузовое оборудование, фрагмент танкера.

По первому варианту изобретения для транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртсодержащих жидкостей используют танкер с корпусом 1, включающим киль (на чертежах не показано), систему рамных шпангоутов 2 и стрингеров (на чертежах не показано) и имеющим двойное дно 3, состоящее из днища 4 и второго дна 5, а также двойные вертикальные борта 6, 7, состоящие каждый из внешней 8 и внутренней 9 продольных переборок, разделенных по высоте верхней 10 и нижней 11 междубортными платформами, и верхнюю палубу 12. Для загрузки-выгрузки груза используют грузовое оборудование 13 танкера с манифольдами 14, а транспортировку груза осуществляют в грузовых танках 15 танкера. Грузовые танки 15 включают днище 16, вертикальные ограждения, состоящие из продольных 17 и поперечных 18 переборок, крышу 19 с люком-лазом 20. Поперечная переборка 18 грузового танка 15 выполнена в виде снабженной фундаментом 21, опертой по контуру гофрированной конструкции с вертикально ориентированными, имеющими полки 22 и стенки 23 гофрами 24, образующими по длине переборки 18 не менее двух участков 25, 26 с дифференцированными жесткостью и моментом инерции. Полки 22 гофров 24 на участках 25, 26 переборки 18 ориентированы параллельно условной средней плоскости 27 переборки 18, а стенки 23 гофров 24 на участках 25, 26 выполнены разнонаклонными к ней. Фундамент 21 переборки 18 выполнен в виде установленного полкой 28 вверх трапециевидного в сечении протяженного элемента 29 с ребрами 30, опертыми на нижележащую конструкцию танкера.

Танкер содержит десять грузовых танков 15 и два отстойных танка 31. Грузовые танки 15 размещены по левому 6 и правому 7 борту симметрично относительно диаметральной плоскости 32 танкера, попарно разделены средней продольной переборкой 33 гофрированной конструкции с вертикальным расположением гофров 34. Крыша 19 грузовых танков 15 конструктивно совмещена с верхней палубой 12 и выполнена с плоской обшивкой, обращенной во внутренний объем танка 15, и набором, расположенным поверху со стороны верхней палубы 12. Суммарная вместимость грузовых танков 15 составляет 52970 м3, а суммарный объем отстойных танков 31 составляет 3% от суммарного объема грузовых танков 15.

Дедвейт танкера при расчетной осадке составляет 47100 т, а при осадке по летнюю грузовую марку дедвейт танкера составляет 47400 т.

Корпус 1 танкера содержит корму 35 с машинно-котельным отделением 36, транцем 37 и ахтерштевнем 38, бульбообразный нос 39 с наклонным форштевнем 40, с образующими надстройки укороченным баком 41 и кормовой пятиярусной рубкой 42, главные поперечные водонепроницаемые переборки 43, образованные из двух примыкающих к средней продольной переборке 33 поперечных переборок 18 грузовых танков 15. Внутренняя переборка 8 двойного борта 6, 7 используемого танкера конструктивно совмещена с обращенными к нему продольными переборками 17 грузовых танков 15, причем указанные продольные переборки 17 грузовых танков 15 подкреплены горизонтальными и/или вертикальными балками 44, расположенными внутри междубортного пространства 45. Внешняя 8 и внутренняя 9 переборки двойных бортов 6, 7 в средней части корпуса 1 танкера выполнены с продольным набором.

Основные конструкции корпуса 1 выполнены сварными металлическими из судостроительной листовой стали категории LRA и профильной судостроительной стали категории LRA, при этом основное оборудование в используемом танкере установлено на металлических фундаментах (на чертежах не показано), выполненных также из судостроительной стали вышеупомянутой марки. Рубка 42 выполнена металлической из листовой судостроительной стали категории LRA и гофрированной листовой стали.

Профиль гофров 46 в поперечном сечении средней продольной переборки 33 танкера выполнен прямоугольным.

Поперечные переборки 18 грузовых танков 15 выполнены с вертикально ориентированными гофрами 24, прямоугольными или квазипрямоугольными в поперечном сечении на большей части длины переборки 18 и снабжены каждая одной в пределах ширины грузового танка 15 гофрированной вставкой 47 с трапецеидальным профилем гофра 48. Гофры 48 вставки 47 совместно с гофрами 24 поперечной переборки 18 образуют по длине переборки два участка 25, 26 с дифференцированными жесткостью и моментом инерции.

Часть поперечных переборок 18 грузовых танков 15 выполнена с вставками, размещенными у внутренних торцов указанных переборок, обращенных к средней продольной переборке (этот вариант на чертежах не показан), и/или вставками 47, размещенными по торцам переборок 18, примыкающим к бортам 6, 7 танкера. Амплитуда трапецеидальных гофров 48 вставок 47 поперечных переборок 18 танков 15 унифицирована с амплитудой прямоугольных или квазипрямоугольных в поперечном сечении гофров 24, выполненных на большей части длины переборки 18.

Продольные переборки 17 грузовых танков 15 соединены с конструкциями внутреннего борта с плавным переходом, выполненным по цилиндрической поверхности 49. Поперечные переборки 18 грузовых танков 15 и средняя продольная переборка 33 соединены со вторым дном 5 и верхней палубой 12 посредством разгружающих создаваемые в зоне опирания местные усилия конструктивных элементов 50, образованных продольными и/или поперечными листами 51, подкрепленными ребрами и/или диафрагмами 52.

Танкер снабжен наливной грузовой системой и манифольдами 14, установленными у каждого борта 6, 7 и, по крайней мере, у одной, преимущественно, кормовой оконечности танкера и соединенными с ними трубопроводами 53 с запорной и регулирующей арматурой 54 с переключателями потока жидких грузов. Наливная грузовая система танкера оборудована погружными насосами (на чертежах не показано) с гидроприводом производительностью 550 м3/ч по одному на каждый грузовой танк 15, двумя погружными насосами (на чертежах не показано) с гидроприводом производительностью 200 м3/ч по одному на каждый отстойный танк 31, и одним зачистным насосом (на чертежах не показано) производительностью 70 м3/ч. Наливная грузовая система включает систему подогрева груза, а также обеспечивает инертизацию грузовых 15 и отстойных 31 танков за счет включенного в ее состав генератора инертных газов (на чертежах не показано) производительностью не менее 3000 м3/ч. Грузовое оборудование 13 танкера включает один электрогидравлический кран 55 грузоподъемностью не менее 15 т и один электрический тельферный кран (на чертежах не показано) грузоподъемностью не менее 2,5 т с максимальным вылетом за борт не менее 4,0 м.

Танкер снабжен энергетической установкой 56, расположенной в кормовой части судна и включающей силовую энергетическую установку (на чертежах не показано), электроэнергетическую установку (на чертежах не показано), а также вспомогательную установку (на чертежах не показано).

Силовая энергетическая установка содержит один главный двигатель 57 двухтактного крейцкопфного реверсивного малооборотного дизеля с максимальной длительной мощностью около 8400 кВт при 127 об/мин с газотурбинным наддувом и дистанционным автоматизированным управлением.

Электроэнергетическая установка включает не менее трех автоматизированных дизель-генераторов (на чертежах не показано) переменного тока, два из которых мощностью по 1350 кВт, а третий - 720 кВт при 1000 об/мин и, по крайней мере, один аварийный дизель-генератор переменного тока мощностью 200 кВт при 1500 об/мин.

Вспомогательная энергетическая установка содержит вспомогательную котельную установку (на чертежах не показано), включающую один паровой котел с нефтяным отоплением с производительностью 19 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, один утилизационный котел производительностью 1,4 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, одну вакуумную опреснительную установку производительностью 25 т/сут, инсинератор (на чертежах не показано) производительностью по сжиганию мусора и нефтеостатков около 50 кг/ч, а также вспомогательные механизмы (на чертежах не показано) и аппараты (на чертежах не показано), обслуживающие энергетическую установку.

Передвижение танкера осуществляют с применением рулевого устройства, содержащего один полубалансирный полуподвесной руль 58 полой конструкции, для перекладки которого танкер снабжен электрогидравлической рулевой машиной с двумя силовыми агрегатами (на чертежах не показано).

Танкер также оборудован: якорным устройством с двумя якорями 59, соединенными с танкером якорными цепями; швартовным устройством с четырьмя швартовными лебедками 60 с разъемными барабанами и двумя аварийными буксирными устройствами, одно из которых расположено в носовой оконечности, а другое - в кормовой; шлюпочными устройствами и спасательными средствами, причем шлюпочные устройства включают одну моторную спасательную шлюпку 61 сбрасываемого типа вместимостью не менее двадцати восьми человек, одну моторную дежурную шлюпку 62 вместимостью не менее шести человек, два сбрасываемых спасательных плота (на чертежах не показано) вместимостью шестнадцать человек и один вместимостью шесть человек, а также два спускаемых спасательных плота (на чертежах не показано) вместимостью шестнадцать человек, а спасательные средства включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

Танкер снабжен системой мойки танков 15, 31, используемой до погрузки или после выгрузки наливных грузов в танкер, причем предусмотрена возможность мойки танков как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего система мойки танков снабжена одним насосом центробежного типа с электроприводом (на чертежах не показано) производительностью не менее 150 м3/ч, одним подогревателем (на чертежах не показано) производительностью около 200 м3/ч, подогревающим моечную воду до 60°С, а также стационарными полностью программируемыми машинками (на чертежах не показано) для мойки танков, производительностью 45-65 м3/час, размещаемыми в каждом грузовом танке 15.

Кроме того танкер оборудован системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему водяного пожаротушения с двумя пожарными насосами (на чертежах не показано) и одним аварийным пожарным насосом (на чертежах не показано) с самовсасывающим устройством, систему углекислотного пожаротушения, а также систему пенотушения. Танкер оборудован системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях, и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

Способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртсодержащих жидкостей включает транспортировку их от места добычи, хранения или переработки трубопроводами по суше и/или наземным железнодорожным транспортом, перевалку грузов в накопительные емкости временного хранилища, оборудованного трубопроводами и устройствами для загрузки-выгрузки и накопительного хранения наливных грузов, загрузку груза посредством грузового оборудования 13 в танкер и передвижение танкера к месту доставки груза, причем используют грузовое оборудование 13 танкера с манифольдами 14, обеспечивающее возможность загрузки-выгрузки одновременно не менее двух видов наливных грузов с любого борта 6, 7 и/или любой оконечности танкера, и транспортировку наливных грузов в грузовых танках 15 танкера.

По второму варианту изобретения способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и спиртосодержащих жидкостей используют танкер, корпус 1 которого содержит двойное дно 3, включающее второе дно 5 и днище 4, двойные борта 6, 7, верхнюю палубу 12, грузовую зону с образующими водонепроницаемые отсеки 63 главными поперечными водонепроницаемыми переборками 43, систему рамных шпангоутов 2 и стрингеров (на чертежах не показано), корму 35 с образующей надстройку рубкой 42, и выполнен с бульбообразным носом 39 и наклонным форштевнем 40. Главные водонепроницаемые поперечные переборки 43 выполнены в виде снабженной фундаментом 21 гофрированной конструкции с вертикально ориентированными гофрами 64, прямоугольными или квазипрямоугольными в поперечном сечении на большей части длины переборки 43 и снабжены каждая двумя вставками 47 с трапецеидальным профилем гофра 48 в поперечном сечении. Гофрированная конструкция переборки 43 выполнена гнутосварной, смонтированной из предварительно деформированных монтажных элементов 65 гофров, при этом, по крайней мере, часть монтажных элементов гофров соответствует каждый половине шага гофра.

Танкер выполнен однопалубным, содержит киль (на чертежах не показано), корму 35 с транцем 37 и ахтерштевнем 38, а также снабжен кормовой пятиярусной рубкой 42, а также образующим надстройку укороченным баком 41 и содержит балластные цистерны 66. Кроме того, танкер выполнен с расположенным в корме 35 машинно-котельным отделением 36 и содержит энергетическую установку 56, грузовое оборудование 13, включающее наливную грузовую систему с грузовыми манифольдами 14, судовые устройства, в том числе гребной движитель 67, рулевое, якорное и швартовно-буксирное устройства и судовые системы.

Танкер выполнен с корпусом 1, грузовая зона которого содержит размещенные на всей ее длине грузовые танки 15, имеющие вертикальное ограждение, состоящее из продольных 17 и поперечных 18 переборок, днище 16 и крышу 19. Борта 6, 7 на всей длине грузовой зоны выполнены двойными и содержат каждый внешнюю 8 и внутреннюю 9 переборки, образующие междубортное пространство 45, разделенное по высоте верхней междубортной платформой 10. Внутренняя переборка 9 каждого борта 6, 7 конструктивно совмещена с обращенной к нему продольной переборкой 17 грузовых танков 15, и, кроме того, указанные продольные переборки 17 грузовых танков 15 выполнены плоской конструкции со стороны, обращенной во внутренний объем грузового танка 15, с расположением набора внутри междубортного пространства 45. Грузовые танки 15 размещены по левому 6 и правому 7 борту симметрично относительно диаметральной плоскости 32 танкера, попарно разделены средней продольной переборкой 33 гофрированной конструкции с вертикальным расположением гофров 34. Крыша 19 грузовых танков 15 конструктивно совмещена с верхней палубой 12 и выполнена с плоской обшивкой, обращенной во внутренний объем грузового танка 15, и набором, расположенным поверху со стороны верхней палубы 12. Внешняя 8 и внутренняя 9 переборки двойных бортов 6, 7 в средней части корпуса 1 танкера выполнены с продольным набором.

Танкер содержит десять грузовых танков 15 и два отстойных танка 31. Грузовые танки 15 имеют днище 16 плоской конструкции, конструктивно и функционально совмещенное со вторым дном 5 танкера. Суммарная вместимость грузовых танков 15 составляет 52970 м3, а суммарный объем отстойных танков 31 составляет 3% от суммарного объема грузовых танков 15.

Дедвейт при расчетной осадке составляет 47100 т, а при осадке по летнюю грузовую марку дедвейт танкера составляет 47400 т.

Основные конструкции корпуса 1 выполнены сварными металлическими из судостроительной листовой стали категории LRA и профильной судостроительной стали категории LRA, при этом основное оборудование в используемом танкере установлено на металлических фундаментах (на чертежах не показано), выполненных также из судостроительной стали вышеупомянутой марки. Рубка 42 выполнена металлической из листовой судостроительной стали категории LRA и гофрированной листовой стали.

Главные водонепроницаемые поперечные переборки 43 корпуса 1 образована каждая из двух примыкающих к средней продольной переборке 33 поперечных переборок 18 грузовых танков 15 и снабжены двумя вставками 47, размещенными каждая по торцам, примыкающим к бортам 6, 7 танкера, и/или вставки 47 размещены у внутренних торцов указанных переборок 18 грузовых танков 15, обращенных к средней продольной переборке (этот вариант на чертежах не показан). Амплитуда трапецеидальных гофров 48 вставок 47 поперечных переборок 18 грузовых танков 15 унифицирована с амплитудой прямоугольных или квазипрямоугольных в поперечном сечении гофров 64, выполненных на большей части длины поперечной переборки 43 танкера.

Продольные переборки 17 грузовых танков 15 соединены с конструкциями внутреннего борта с плавным переходом, выполненным по цилиндрической поверхности 49. Поперечные переборки 18 грузовых танков 15 и средняя продольная переборка 33 соединены со вторым дном 5 и верхней палубой 12 посредством разгружающих создаваемые в зоне опирания местные усилия конструктивных элементов 50, образованных продольными и/или поперечными листами 51, подкрепленными ребрами и/или диафрагмами 52.

Танкер снабжен наливной грузовой системой и манифольдами 14, установленными у каждого борта 6, 7 и, по крайней мере, у одной, преимущественно, кормовой оконечности танкера и соединенными с ними трубопроводами 53 с запорной и регулирующей арматурой 54 с переключателями потока жидких грузов. Наливная грузовая система танкера оборудована погружными насосами (на чертежах не показано) с гидроприводом производительностью 550 м3/ч по одному на каждый грузовой танк 15, двумя погружными насосами (на чертежах не показано) с гидроприводом производительностью 200 м3/ч по одному на каждый отстойный танк 31, и одним зачистным насосом (на чертежах не показано) производительностью 70 м3/ч. Наливная грузовая система включает систему подогрева груза, а также обеспечивает инертизацию грузовых 15 и отстойных 31 танков за счет включенного в ее состав генератора инертных газов (на чертежах не показано) производительностью не менее 3000 м3/ч. Грузовое оборудование 13 танкера включает один электрогидравлический кран 55 грузоподъемностью не менее 15 т и один электрический тельферный кран (на чертежах не показано) грузоподъемностью не менее 2,5 т с максимальным вылетом за борт не менее 4,0 м.

Танкер снабжен энергетической установкой 56, расположенной в кормовой части судна и включающей силовую энергетическую установку (на чертежах не показано), электроэнергетическую установку (на чертежах не показано), а также вспомогательную установку (на чертежах не показано).

Силовая энергетическая установка содержит один главный двигатель 57 двухтактного крейцкопфного реверсивного малооборотного дизеля с максимальной длительной мощностью около 8400 кВт при 127 об/мин с газотурбинным наддувом и дистанционным автоматизированным управлением.

Электроэнергетическая установка включает не менее трех автоматизированных дизель-генераторов (на чертежах не показано) переменного тока, два из которых мощностью по 1350 кВт, а третий - 720 кВт при 1000 об/мин и, по крайней мере, один аварийный дизель-генератор переменного тока мощностью 200 кВт при 1500 об/мин.

Вспомогательная энергетическая установка содержит вспомогательную котельную установку (на чертежах не показано), включающую один паровой котел с нефтяным отоплением с производительностью 19 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, один утилизационный котел производительностью 1,4 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, одну вакуумную опреснительную установку производительностью 25 т/сут, инсинератор (на чертежах не показано) производительностью по сжиганию мусора и нефтеостатков около 50 кг/ч, а также вспомогательные механизмы (на чертежах не показано) и аппараты (на чертежах не показано), обслуживающие энергетическую установку.

Передвижение танкера осуществляют с применением рулевого устройства, содержащего один полубалансирный полуподвесной руль 58 полой конструкции, для перекладки которого танкер снабжен электрогидравлической рулевой машиной с двумя силовыми агрегатами (на чертежах не показано).

Танкер также оборудован: якорным устройством с двумя якорями 59, соединенными с танкером якорными цепями; швартовным устройством с четырьмя швартовными лебедками 60 с разъемными барабанами и двумя аварийными буксирными устройствами, одно из которых расположено в носовой оконечности, а другое - в кормовой; шлюпочными устройствами и спасательными средствами, причем шлюпочные устройства включают одну моторную спасательную шлюпку 61 сбрасываемого типа вместимостью не менее двадцати восьми человек, одну моторную дежурную шлюпку 62 вместимостью не менее шести человек, два сбрасываемых спасательных плота (на чертежах не показано) вместимостью шестнадцать человек и один вместимостью шесть человек, а также два спускаемых спасательных плота (на чертежах не показано) вместимостью шестнадцать человек, а спасательные средства включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

Танкер снабжен системой мойки танков 15, 31, используемой до погрузки или после выгрузки наливных грузов в танкер, причем предусмотрена возможность мойки танков как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего система мойки танков снабжена одним насосом центробежного типа с электроприводом (на чертежах не показано) производительностью не менее 150 м3/ч, одним подогревателем (на чертежах не показано) производительностью около 200 м3/ч, подогревающим моечную воду до 60°С, а также стационарными полностью программируемыми машинками (на чертежах не показано) для мойки танков, производительностью 45-65 м3/час, размещаемыми в каждом грузовом танке 15.

Кроме того танкер оборудован системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему водяного пожаротушения с двумя пожарными насосами (на чертежах не показано) и одним аварийным пожарным насосом (на чертежах не показано) с самовсасывающим устройством, систему углекислотного пожаротушения, а также систему пенотушения. Танкер оборудован системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях, и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

Способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и спиртосодержащих жидкостей включает загрузку и/или разгрузку груза из танкера, а также передвижение танкера к месту доставки груза, а наливная грузовая система с грузовыми манифольдами 14 предназначена для загрузки-выгрузки до шести видов наливных грузов с любого борта и/или любой оконечности танкера.

Похожие патенты RU2286915C1

название год авторы номер документа
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ 2005
  • Александров Владимир Леонидович
  • Кучменок Сергей Иванович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2286906C1
КОРПУС ТАНКЕРА ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ 2005
  • Александров Михаил Владимирович
  • Пересветов Юрий Николаевич
  • Селиванов Сергей Николаевич
RU2286914C1
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286909C1
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286911C1
ГРУЗОВОЙ ТАНК СУДНА ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ 2005
  • Веселов Андрей Анатольевич
  • Грубов Дмитрий Александрович
  • Федосеев Андрей Владимирович
RU2286913C1
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286904C1
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286905C1
КОРПУС ТАНКЕРА ЛЕДОВОГО КЛАССА (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286908C1
ТАНК СУДНА ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286912C1
ТАНК СУДНА ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286910C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 286 915 C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к способам транспортировки наливных грузов, в том числе танкерами. Способ транспортировки наливных грузов включает транспортировку их от места добычи, хранения или переработки по суше, перевалку грузов в накопительные емкости временного хранилища, загрузку груза посредством грузового оборудования в танкер и передвижение танкера к месту доставки груза. При этом используют танкер с корпусом, включающим двойное дно, а также двойные борта, состоящие каждый из внешней и внутренней обшивок, разделенных по высоте верхней и нижней междубортными платформами. Грузовые танки танкера включают в себя днище, вертикальные ограждения, состоящие из продольных и поперечных переборок, а также крышу с люком-лазом. По крайней мере, одна поперечная переборка танка выполнена в виде снабженной фундаментом, опертой по контуру гофрированной конструкции с вертикально ориентированными, имеющими полки и стенки гофрами, образующими по длине переборки не менее двух участков с дифференцированными жесткостью и моментом инерции. Полки гофров на всех участках переборки ориентированы параллельно условной средней плоскости переборки, а стенки гофров на разных участках выполнены разнонаклонными к ней. Фундамент переборки выполнен в виде установленного полкой вверх трапециевидного в сечении протяженного элемента с ребрами, опертыми на нижележащую конструкцию танкера. Технический результат заключается в повышении экономичности транспортировки наливных грузов. 2 н. и 23 з.п. ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения RU 2 286 915 C1

1. Способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртсодержащих жидкостей, характеризующийся тем, что он включает транспортировку их от места добычи, хранения или переработки трубопроводами по суше и/или наземным преимущественно железнодорожным транспортом, перевалку грузов в накопительные емкости временного хранилища, оборудованного трубопроводами и устройствами для загрузки-выгрузки и накопительного хранения наливных грузов, загрузку груза посредством грузового оборудования в танкер и передвижение танкера к месту доставки груза, причем используют танкер с корпусом, включающим киль, систему шпангоутов преимущественно рамных и стрингеров и имеющим двойное дно, состоящее из днища и второго дна, а также двойные преимущественно вертикальные борта, состоящие каждый из внешней и внутренней обшивок, разделенных по высоте, по крайней мере, верхней и нижней междубортными платформами, и верхнюю палубу, причем используют грузовое оборудование танкера с манифольдами, обеспечивающее возможность загрузки-выгрузки одновременно не менее двух видов наливных грузов с любого борта и/или любой оконечности танкера, транспортировку наливных грузов в грузовых танках танкера, включающих днище, вертикальные ограждения, состоящие из продольных и поперечных переборок, крышу с люком-лазом, при этом, по крайней мере, одна поперечная переборка танка выполнена в виде снабженной фундаментом, опертой по контуру гофрированной конструкции предпочтительно с вертикально ориентированными, имеющими полки и стенки гофрами, образующими по длине переборки не менее двух участков с дифференцированными жесткостью и моментом инерции, при этом полки гофров на всех участках переборки ориентированы преимущественно параллельно условной средней плоскости переборки, а стенки гофров на разных участках выполнены разнонаклонными к ней, при этом фундамент переборки выполнен в виде установленного полкой вверх преимущественно трапециевидного в сечении протяженного элемента с ребрами, опертыми на нижележащую конструкцию танкера.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, содержащий, по крайней мере, десять грузовых танков и не менее чем два отстойных танка, причем грузовые танки размещены по левому и правому борту предпочтительно симметрично относительно диаметральной плоскости танкера, попарно разделены средней продольной переборкой гофрированной конструкции с предпочтительно вертикальным расположением гофров, а крыша, по крайней мере, у большей части танков конструктивно совмещена с верхней палубой и выполнена с плоской обшивкой, обращенной во внутренний объем танка и набором, расположенным поверху со стороны верхней палубы, причем суммарная вместимость грузовых танков составляет 36000-72000 м3, предпочтительно 50000-55000 м3, а суммарный объем отстойных танков составляет 2-4%, предпочтительно 2,5-3,7% от суммарного объема грузовых танков, причем дедвейт используемого танкера при расчетной осадке составляет 35000-65000 т, предпочтительно 47100 т ± 10%, а при осадке по летнюю грузовую марку дедвейт танкера составляет 35000-65000 т, предпочтительно 47400 т ± 10%.3. Способ по п.2, отличающийся тем, что используют однопалубный танкер, корпус которого содержит корму с машинно-котельным отделением, транцем и ахтерштевнем, бульбообразный нос с форштевнем, с образующими надстройки укороченным баком и кормовой, предпочтительно, пятиярусной рубкой, главные поперечные водонепроницаемые переборки, по крайней мере, часть которых образована из двух примыкающих к средней продольной переборке поперечных переборок грузовых танков, кроме того, внутренняя обшивка двойного борта используемого танкера конструктивно совмещена с обращенными к нему продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, причем указанные продольные переборки грузовых танков подкреплены горизонтальными и/или вертикальными балками, расположенными внутри междубортного пространства, при этом внешняя и внутренняя обшивки двойных бортов, по крайней мере, в средней части корпуса танкера выполнены с продольным набором.4. Способ по п.3, отличающийся тем, что используют танкер, основные конструкции корпуса которого выполнены сварными металлическими, например из судостроительной листовой стали предпочтительно категории LRA и профильной судостроительной стали предпочтительно категории LRA, при этом основное оборудование в используемом танкере установлено на металлических фундаментах, выполненных также преимущественно из судостроительной стали вышеупомянутой марки, причем рубка выполнена металлической предпочтительно из листовой судостроительной стали категории LRA и гофрированной листовой стали.5. Способ по п.2, отличающийся тем, что используют танкер, у которого профиль гофров в поперечном сечении, по крайней мере, средней продольной переборки танкера выполнен прямоугольным.6. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, поперечные переборки грузовых танков которого выполнены с вертикально ориентированными гофрами, прямоугольными или квазипрямоугольными в поперечном сечении на большей части длины переборки и снабжены каждая не менее чем одной в пределах ширины грузового танка гофрированной вставкой с трапецеидальным профилем гофра, причем гофры вставки совместно с гофрами поперечной переборки образуют по длине переборки не менее двух участков с дифференцированными жесткостью и моментом инерции.7. Способ по п.6, отличающийся тем, что используют танкер, по крайней мере, часть поперечных переборок грузовых танков которого выполнены с вставками, размещенными у внутренних торцов указанных переборок, обращенных к средней продольной переборке и/или вставками, размещенными по торцам переборок, примыкающим к бортам танкера.8. Способ по п.6, отличающийся тем, что используют танкер, у которого амплитуда трапецеидальных гофров вставок поперечных переборок танков унифицирована с амплитудой прямоугольных или квазипрямоугольных в поперечном сечении гофров, выполненных на большей части длины переборки.9. Способ по п.2, отличающийся тем, что, по крайней мере, продольные переборки грузовых танков соединены с конструкциями внутреннего борта с плавным переходом, выполненным, предпочтительно по цилиндрической поверхности, а поперечные переборки грузовых танков и средняя продольная переборка соединены со вторым дном и верхней палубой посредством разгружающих создаваемые в зоне опирания местные усилия конструктивных элементов, образованных продольными, и/или поперечными листами, подкрепленными ребрами и/или диафрагмами.10. Способ по п.2, отличающийся тем, что используют танкер, снабженный наливной грузовой системой и манифольдами, установленными у каждого борта и, по крайней мере, у одной преимущественно кормовой оконечности танкера и соединенными с ними трубопроводами с запорной и регулирующей арматурой с переключателями потока жидких грузов, причем наливная грузовая система используемого танкера оборудована, по крайней мере, погружными насосами с гидроприводом производительностью предпочтительно 550 м3/ч, не менее чем по одному на каждый грузовой танк, не менее чем двумя погружными насосами с гидроприводом производительностью предпочтительно 200 м3/ч, не менее чем по одному на каждый отстойный танк, и не менее чем одним зачистным насосом производительностью предпочтительно 70 м3/ч, причем наливная грузовая система включает систему подогрева груза, а также обеспечивает инертизацию грузовых и отстойных танков за счет включенного в ее состав генератора инертных газов производительностью не менее 3000 м3/ч, кроме того, грузовое оборудование используемого танкера включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 15 т, по крайней мере, один электрический тельферный кран грузоподъемностью не менее 2,5 т с максимальным вылетом за борт не менее 4,0 м.11. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, который снабжен энергетической установкой, расположенной в кормовой части судна и включающей силовую энергетическую установку, электроэнергетическую установку, а также вспомогательную установку, при этом силовая энергетическая установка содержит не менее одного главного двигателя, предпочтительно двухтактного крейцкопфного реверсивного малооборотного дизеля с максимальной длительной мощностью около 8400 кВт при 127 об/мин с газотурбинным наддувом и дистанционным автоматизированным управлением, электроэнергетическая установка включает не менее трех автоматизированных дизель-генераторов переменного тока, два из которых мощностью по 1350 кВт, а третий - 720 кВт при 1000 об/мин и, по крайней мере, один аварийный дизель-генератор переменного тока мощностью 200 кВт при 1500 об/мин, вспомогательная энергетическая установка содержит, по крайней мере, вспомогательную котельную установку, включающую, по крайней мере, один паровой котел с нефтяным отоплением с производительностью 19 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, не менее одного утилизационного котла, производительностью 1,4 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, по крайней мере, одну вакуумную опреснительную установку производительностью 25 т/сут, инсинератор производительностью по сжиганию мусора и нефтеостатков около 50 кг/ч, а также вспомогательные механизмы и аппараты, обслуживающие энергетическую установку.12. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, передвижение которого осуществляют с применением рулевого устройства, содержащего один полубалансирный полуподвесной руль полой конструкции, для перекладки которого используемый танкер снабжен электрогидравлической рулевой машиной с двумя силовыми агрегатами, кроме того, танкер оборудован якорным устройством с, по крайней мере, двумя якорями, соединенными с танкером якорными цепями, швартовным устройством с, по крайней мере, четырьмя швартовными лебедками с разъемными барабанами и, по крайней мере, двумя аварийными буксирными устройствами, одно из которых расположено в носовой оконечности, а другое - в кормовой, шлюпочными устройствами и спасательными средствами, причем шлюпочные устройства включают, по крайней мере, одну моторную спасательную шлюпку сбрасываемого типа вместимостью не менее двадцати восьми человек, одну моторную дежурную шлюпку, вместимостью не менее шести человек, по крайней мере, два сбрасываемых спасательных плота вместимостью шестнадцать человек и один вместимостью шесть человек, а также два спускаемых спасательных плота вместимостью шестнадцать человек, а спасательные средства включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы.13. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, который снабжен системой мойки танков, используемой до погрузки или после выгрузки наливных грузов в танкер, причем предусмотрена возможность мойки танков, как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего система мойки танков снабжена, по крайней мере, одним насосом центробежного типа с электроприводом производительностью предпочтительно не менее 150 м3/ч, по крайней мере, одним подогревателем производительностью около 200 м3/ч, подогревающим моечную воду до 60°С, а также стационарными полностью программируемыми машинками для мойки танков, производительностью 45-65 м3/ч, размещаемыми в каждом грузовом танке, кроме того, используемый танкер, оборудован системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему водяного пожаротушения с не менее чем двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, систему углекислотного пожаротушения, а также систему пенотушения, кроме того, используемый танкер оборудован системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях, и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.14. Способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и спиртосодержащих жидкостей, характеризующийся тем, что он включает загрузку и/или разгрузку груза из танкера, а также передвижение танкера к месту доставки груза, причем используют танкер, корпус которого содержит двойное дно, включающее второе дно и днище, двойные борта, верхнюю палубу, грузовую зону с образующими водонепроницаемые отсеки главными поперечными водонепроницаемыми переборками, систему шпангоутов преимущественно рамных и стрингеров, корму с образующей надстройку рубкой, и выполнен с бульбообразным носом и наклонным форштевнем, причем главные водонепроницаемые поперечные переборки выполнены в виде снабженной фундаментом гофрированной конструкции с вертикально ориентированными гофрами, прямоугольными или квазипрямоугольными в поперечном сечении на большей части длины переборки и снабжены каждая не менее чем одной вставкой с трапецеидальным профилем гофра в поперечном сечении, причем гофрированная конструкция выполнена гнутосварной, смонтированной из предварительно деформированных монтажных элементов гофров, при этом, по крайней мере, часть монтажных элементов гофров соответствует каждый половине шага гофра.15. Способ по п.14, отличающийся тем, что используют танкер, который выполнен однопалубным, содержит киль, корму с транцем и ахтерштевнем, а также снабжен кормовой предпочтительно пятиярусной рубкой, а также образующим надстройку укороченным баком, и содержит балластные цистерны, кроме того, танкер выполнен с расположенным в корме машинно-котельным отделением и содержит энергетическую установку, грузовое оборудование, включающее наливную грузовую систему с грузовыми манифольдами, предназначенную для загрузки-выгрузки до шести видов наливных грузов с любого борта и/или любой оконечности танкера, судовые устройства, в том числе гребной движитель, рулевое, якорное и швартовно-буксирное устройства и судовые системы.16. Способ по п.14, отличающийся тем, что используют танкер, выполненный с корпусом, грузовая зона которого содержит размещенные, по крайней мере, на большей части ее длины грузовые танки, имеющие вертикальное ограждение, состоящее из продольных и поперечных переборок, днище и крышу, причем борта, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными и содержат каждый внешнюю и внутреннюю обшивки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, а внутренняя обшивка каждого борта конструктивно совмещена с обращенной к нему продольной переборкой, по крайней мере, части грузовых танков, и, кроме того, указанные продольные переборки грузовых танков выполнены плоской конструкции со стороны, обращенной во внутренний объем грузового танка, с расположением набора внутри междубортного пространства, причем грузовые танки размещены по левому и правому борту предпочтительно симметрично относительно диаметральной плоскости танкера, попарно разделены средней продольной переборкой гофрированной конструкции с предпочтительно вертикальным расположением гофров, при этом крыша, по крайней мере, у большей части грузовых танков конструктивно совмещена с верхней палубой и выполнена с плоской обшивкой, обращенной во внутренний объем грузового танка и набором, расположенным поверху со стороны верхней палубы, при этом внешняя и внутренняя обшивки двойных бортов, по крайней мере, в средней части корпуса танкера выполнены с продольным набором.17. Способ по п.16, отличающийся тем, что используют танкер, содержащий, по крайней мере, десять грузовых танков и не менее чем два отстойных танка, при этом танки имеют днище плоской конструкции конструктивно и функционально совмещенное со вторым дном судна, причем суммарная вместимость грузовых танков составляет 36000-72000 м3, предпочтительно 50000-55000 м3, а суммарный объем отстойных танков составляет 2-4%, предпочтительно 2,5-3,7% от суммарного объема грузовых танков, причем дедвейт используемого танкера при расчетной осадке составляет 35000-65000 т, предпочтительно 47100 т ± 10%, а при осадке по летнюю грузовую марку дедвейт танкера составляет 35000-65000 т, предпочтительно 47400 т ± 10%.18. Способ по п.15, отличающийся тем, что используют танкер, основные конструкции корпуса которого выполнены сварными металлическими, например из судостроительной листовой стали предпочтительно категории LRA и профильной судостроительной стали предпочтительно категории LRA, при этом основное оборудование в используемом танкере установлено на металлических фундаментах, выполненных также преимущественно из судостроительной стали вышеупомянутой марки, причем рубка выполнена металлической предпочтительно из листовой судостроительной стали категории LRA и гофрированной листовой стали.19. Способ по п.16, отличающийся тем, что используют танкер, по крайней мере, часть главных водонепроницаемых поперечных переборок корпуса которого образована каждая из двух примыкающих к средней продольной переборке танкера поперечных переборок грузовых танков и снабжена не менее чем двумя вставками, размещенными каждая по торцам, примыкающим к бортам танкера, и/или вставки размещены у внутренних торцов указанных поперечных переборок грузовых танков, обращенных к средней продольной переборке танкера.20. Способ по п.16, отличающийся тем, что используют танкер, у которого амплитуда трапецеидальных гофров вставок поперечных переборок грузовых танков унифицирована с амплитудой прямоугольных или квазипрямоугольных в поперечном сечении гофров, выполненных на большей части длины главной поперечной переборки танкера.21. Способ по п.16, отличающийся тем, что используют танкер, по крайней мере, продольные переборки грузовых танков которого соединены с конструкциями внутреннего борта с плавным переходом, выполненным предпочтительно по цилиндрической поверхности, а поперечные переборки грузовых танков и средняя продольная переборка соединены со вторым дном и верхней палубой посредством разгружающих создаваемые в зоне опирания местные усилия конструктивных элементов, образованных продольными, и/или поперечными листами, подкрепленными ребрами и/или диафрагмами.22. Способ по п.15, отличающийся тем, что используют танкер, снабженный наливной грузовой системой и манифольдами, установленными у каждого борта и, по крайней мере, у одной преимущественно кормовой оконечности танкера и соединенными с ними трубопроводами с запорной и регулирующей арматурой с переключателями потока жидких грузов, причем наливная грузовая система используемого танкера оборудована, по крайней мере, погружными насосами с гидроприводом производительностью предпочтительно 550 м3/ч, не менее чем по одному на каждый грузовой танк, не менее чем двумя погружными насосами с гидроприводом производительностью предпочтительно 200 м3/ч, не менее чем по одному на каждый отстойный танк, и не менее чем одним зачистным насосом производительностью предпочтительно 70 м3/ч, причем наливная грузовая система включает систему подогрева груза, а также обеспечивает инертизацию грузовых и отстойных танков за счет включенного в ее состав генератора инертных газов производительностью не менее 3000 м3/ч, кроме того, грузовое оборудование используемого танкера включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 15 т, по крайней мере, один электрический тельферный кран грузоподъемностью не менее 2,5 т с максимальным вылетом за борт не менее 4,0 м.23. Способ по п.15, отличающийся тем, что используют танкер, который снабжен энергетической установкой, расположенной в кормовой части судна и включающей силовую энергетическую установку, электроэнергетическую установку, а также вспомогательную установку, при этом силовая энергетическая установка содержит не менее одного главного двигателя, предпочтительно двухтактного крейцкопфного реверсивного малооборотного дизеля с максимальной длительной мощностью около 8400 кВт при 127 об/мин с газотурбинным наддувом и дистанционным автоматизированным управлением, электроэнергетическая установка включает не менее трех автоматизированных дизель-генераторов переменного тока, два из которых мощностью по 1350 кВт, а третий - 720 кВт при 1000 об/мин и, по крайней мере, один аварийный дизель-генератор переменного тока мощностью 200 кВт при 1500 об/мин, вспомогательная энергетическая установка содержит, по крайней мере, вспомогательную котельную установку, включающую, по крайней мере, один паровой котел с нефтяным отоплением с производительностью 19 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, не менее одного утилизационного котла, производительностью 1,4 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, по крайней мере, одну вакуумную опреснительную установку производительностью 25 т/сут, инсинератор производительностью по сжиганию мусора и нефтеостатков около 50 кг/ч, а также вспомогательные механизмы и аппараты, обслуживающие энергетическую установку.24. Способ по п.15, отличающийся тем, что используют танкер, передвижение которого осуществляют с применением рулевого устройства, содержащего один полубалансирный полуподвесной руль полой конструкции, для перекладки которого используемый танкер снабжен электрогидравлической рулевой машиной с двумя силовыми агрегатами, кроме того, танкер оборудован якорным устройством с, по крайней мере, двумя якорями, соединенными с танкером якорными цепями, швартовным устройством с, по крайней мере, двенадцатью швартовными лебедками с разъемными барабанами и, по крайней мере, двумя аварийными буксирными устройствами, одно из которых расположено в носовой оконечности, а другое - в кормовой, шлюпочными устройствами и спасательными средствами, причем шлюпочные устройства включают, по крайней мере, одну моторную спасательную шлюпку сбрасываемого типа вместимостью не менее двадцати восьми человек, одну моторную дежурную шлюпку, вместимостью не менее шести человек; по крайней мере, два сбрасываемых спасательных плота вместимостью шестнадцать человек и один вместимостью шесть человек, а также два спускаемых спасательных плота вместимостью шестнадцать человек, а спасательные средства включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы.25. Способ по п.16, отличающийся тем, что используют танкер, который снабжен системой мойки танков, используемой до погрузки или после выгрузки наливных грузов в танкер, причем предусмотрена возможность мойки танков, как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего система мойки танков снабжена, по крайней мере, одним насосом центробежного типа с электроприводом производительностью предпочтительно не менее 150 м3/ч, по крайней мере, одним подогревателем производительностью около 200 м3/ч, подогревающим моечную воду до 60°С, а также стационарными полностью программируемыми машинками для мойки танков, производительностью 45-65 м3/час, размещаемыми в каждом грузовом танке, кроме того, используемый танкер, оборудован системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему водяного пожаротушения с не менее чем двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, систему углекислотного пожаротушения, а также систему пенотушения, кроме того, используемый танкер оборудован системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях, и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2286915C1

СУДНО ДЛЯ ДОБЫЧИ ИЛИ ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЕВОДОРОДОВ С МОРСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ И СПОСОБ НАЛИВА НЕФТИ ПО ПОГРУЗОЧНОМУ РУКАВУ 1995
  • Коре Брейвик
  • Трюгве Г.Эгге
  • Сверре Херстад
RU2144611C1
US 3631832 A, 04.01.1972
US 5899162 A, 04.04.1999
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ИНТЕРВАЛЬНОЙ НОРМОБАРИЧЕСКОЙ ГИПОКСИЧЕСКО-ГИПЕРОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ЧЕЛОВЕКА 2008
  • Костин Александр Игоревич
  • Глазачев Олег Станиславович
  • Платоненко Алексей Вячеславович
  • Спирина Галина Константиновна
RU2365384C1

RU 2 286 915 C1

Авторы

Учаев Юрий Кузьмич

Федосеев Андрей Владимирович

Даты

2006-11-10Публикация

2005-03-22Подача