СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН Российский патент 2006 года по МПК G01K13/08 

Описание патента на изобретение RU2273832C1

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности измерения температуры изоляции обмоток электрических машин, и может быть использовано при изготовлении систем охлаждения тяговых электродвигателей (ТЭД) локомотивов для измерения температуры изоляции их обмоток в целях ее регулирования.

Известен способ получения сведений о температуре нагрева изоляции обмоток ТЭД при изготовлении систем охлаждения ТЭД, когда в качестве первичной информации используется величина тока, протекающего по этим обмоткам, а температура их изоляции определяется путем моделирования с использованием кривых нагревания. [Михайловский Л.В., Исаев В.Ф., Лорман Л.М. и др. Система САУВ для электровоза ВЛ 80-Р, журнал «Локомотив» за 2004 г., №2, 3, соответственно стр.29-31 и 32-33].

Недостаток указанного способа определения температуры изоляции обмоток состоит в том, что он является косвенным методом измерения и не может обеспечить точности, особенно в переходных режимах работы ТЭД.

Известен способ измерения температуры вращающейся обмотки постоянного тока электрической машины, заключающийся в том, что измеряют ток основных щеток и напряжение на обмотке через дополнительные измерительные щетки, вычисляют значение активного сопротивления обмотки и по этому значению судят о ее температуре. Для упрощения и повышения точности измерений температуры обмотки измерение постоянного напряжения на обмотке производят при дополнительной загрузке измерительных щеток переменным током от постороннего источника [А.с. 1372199 (СССР) «Способ измерения температуры вращающейся обмотки постоянного тока электрической машины и устройство для его осуществления». Авторы: Г.Г.Счастливый, О.Я.Меженный, Г.С.Бронштейн, Л.Г.Ковшар, Т.К.Середа. БИ №5 за 1988 г.].

Недостаток предложенного способа измерения температуры изоляции обмоток электрических машин заключается в том, что он не может обеспечить должной точности измерений из-за имеющих место потерь в зоне дополнительного щеточного контакта, кроме того, способ достаточно сложен так как требует дополнительного монтажа измерительного устройства (дополнительных щеток) на коллекторно-щеточном узле электрической машины при ее эксплуатации и демонтажа при ее ремонте.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом настоящего изобретения является упрощение процесса и повышение точности измерения температуры изоляции обмоток электрических машин для ее регулирования.

Технический результат достигается тем, что в известном способе, заключающемся в подаче на обмотку переменного тока, переменное напряжение подают через разделительные конденсаторы на две любые точки электрической цепи, которая электрически связана с обмоткой и корпусом электрической машины, измеряют конструктивную электрическую емкость изоляции обмоток по отношению к корпусу машины и по ее величине судят о величине температуры изоляции обмотки в эксплуатации.

Принципиальное отличие предлагаемого способа от существующего заключается в том, что при подаче переменного напряжения на обмотки производится измерение не активного сопротивления обмоток конструктивной электрической емкости их корпусной изоляции и по величине этой емкости определяется ее температура. При этом, как показывают проведенные измерения, электрическая емкость корпусной изоляции обмотки электрической машины в диапазоне рабочих температур изоляции зависит от конструкции ее обмотки и класса изоляции и, например, для якорей ТЭД с изоляцией кл.F эта зависимость носит практически линейный характер. При этом, чем больше температура, тем больше электрическая емкость корпусной изоляции обмотки электрической машины.

На фиг.1 приведена зависимость электрической емкости корпусной изоляции обмотки якоря ТЭД с кл. изоляции F, например тепловоза 2ТЭ-10 В, от температуры ее пазовой части.

На фиг.2 приведены аналогичные зависимости для тех же якорей с корпусной изоляцией различных модификаций (кл.В - кривая 1, кл.F - кривая 2) при напряжении 1,0 кВ.

Пример: проводились испытания на нагрев тяговых электродвигателей с якорями (изоляция кл.F), в обмотке которых были заложены температурные датчики (термопары), в течение одного часа в номинальном режиме. В процессе указанных испытаний одновременно с замерами температуры производились замеры электрической емкости корпусной изоляции при различных переменных напряжениях промышленной частоты. Результаты измерений представлены на графиках фиг.1.

Полученные результаты неоднократно проверялись на якорях с корпусной изоляцией различного исполнения (кл.В, кл.F). Зависимости емкости корпусной изоляции обмотки якорей ТЭД типа ЭД107 А для различного ее исполнения от температуры представлены на фиг.2. [Диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Гордеева И.П. «Исследование и разработка методов повышения надежности корпусной изоляции якорей тяговых электродвигателей тепловозов». - М.: 1980. - 211 с.].

Полученные зависимости электрической емкости от температуры корпусной изоляции якорей дополнительно проверялись при параллельных измерениях температуры при помощи встроенных термодатчиков (термопар гр.ХК), методом сопротивлений и электрической емкости корпусной изоляции на частоте 1000 Гц прибором Е-8-2. Данные измерений представлены в табл.1.

Таблица 1
Зависимость емкости корпусной изоляции обмоток немодернизированных якорей ЭД-107 А (изоляция кл.В) от средней температуры обмотки
№№ замеровСредняя температура обмоткиЕмкость корпусной изоляции, мкФПримечания Метод встр. датчиковМетод сопротивлений129,529,150,064Измерения проводились в процессе стендовых испытаний ТЭД на нагрев согласно ГОСТ 2582-81262,562,240,077393,593,360,0844124,5123,80,09

Как видно из приведенных графиков и таблицы, электрическая емкость корпусной изоляции якорей электрических машин зависит от класса изоляции и конструкции обмоток. Эта зависимость носит практически линейный характер и может быть использована для определения и регулирования температуры изоляционных обмоток в системах их охлаждения.

Использование предлагаемого способа измерения температуры изоляции обмоток электрических машин обеспечивает по сравнению с существующими способами следующие преимущества:

а) упрощение технологии и повышение точности измерения температуры изоляции обмоток электрических машин;

б) надежность получения адекватного температурного сигнала в условиях вибрации, запыленности и действия электромагнитных полей во всех режимах работы (переходных, установившихся) электрических машин позволяет применить предложенный способ в системах автоматического регулирования температуры их изоляции;

в) резкое снижение денежных и трудовых затрат при измерении и регулировании температуры изоляции обмоток электрических машин.

Похожие патенты RU2273832C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 2013
  • Гордеев Игорь Петрович
  • Просветова Зульфира Исмагиловна
  • Гордеев Андрей Игоревич
RU2526591C1
Способ диагностирования дефектаКОллЕКТОРНыХ элЕКТРичЕСКиХ МАшиН 1989
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Петров Виктор Николаевич
  • Юшко Владимир Иванович
  • Бовэ Юрий Евгеньевич
  • Федотов Александр Павлович
  • Захаров Павел Иванович
  • Вавилов Владимир Федорович
  • Дрынкин Владимир Федорович
  • Скупченко Александр Иванович
  • Мухсин Ромат Загидович
SU849357A1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ВИТКОВЫХ ЗАМЫКАНИЙ В ОБМОТКЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЯКОРЯ КОЛЛЕКТОРНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С УРАВНИТЕЛЬНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ 2012
  • Бессуднов Евгений Петрович
  • Бессуднова Евгения Евгеньевна
RU2523730C2
ОБЪЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ТОЧНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ МЕСТА КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ МЕЖДУ КОЛЛЕКТОРНЫМИ ПЛАСТИНАМИ ЛАСТОЧКИНА ХВОСТА КОЛЛЕКТОРОВ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА 2015
  • Бессуднов Евгений Петрович
  • Бессуднова Евгения Евгеньевна
RU2593408C1
Система управления тяговыми электродвигателями тепловоза с поосным регулированием силы тяги и учетом эффективности охлаждения электродвигателей 2022
  • Логинова Елена Юрьевна
  • Пудовиков Олег Евгеньевич
  • Гардеенков Александр Михайлович
  • Корнеев Дмитрий Александрович
RU2789235C1
Способ регулирования вентиляции тяговых электрических машин 1987
  • Мандрыка Олег Ростиславович
  • Будницкий Абрам Аркадьевич
  • Мандрыка Сергей Олегович
SU1453529A1
Способ контроля контактных соединений в цепях электрических машин постоянного тока последовательного возбуждения 1983
  • Юшко Владимир Иванович
SU1137415A1
Устройство для измерения температуры обмотки якорей электрических машин постоянного тока 1961
  • Фигурнов Е.П.
SU143902A1
Способ обнаружения боксования и юза колес транспортного средства с электрической передачей 2018
  • Грачев Владимир Васильевич
  • Грищенко Александр Васильевич
  • Базилевский Федор Юрьевич
  • Ким Сергей Ирленович
  • Федотов Михаил Владимирович
RU2702549C1
СИСТЕМА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ БЛОКОВ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЗИСТОРОВ 2010
  • Андросов Николай Николаевич
  • Булатов Вадим Львович
  • Дубских Николай Иванович
  • Карпов Михаил Анатольевич
  • Ковалев Юрий Николаевич
  • Мансуров Владимир Александрович
  • Манько Николай Григорьевич
  • Подосенов Станислав Германович
  • Рахимов Дамир Альмирович
  • Тарасов Роман Владиславович
RU2465152C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 273 832 C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к технике измерения температуры изоляции обмоток электрических машин. Технический результат - повышение точности измерения. Для достижения данного результата переменное напряжение подают на две любые точки цепи, электрически связанные с обмоткой и корпусом электрической машины через разделительные конденсаторы. Измеряют конструктивную электрическую емкость корпусной изоляции обмоток по отношению к корпусу машины и по ее величине судят о величине температуры изоляции обмотки в эксплуатации. 2 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 273 832 C1

Способ измерения температуры изоляции обмоток электрических машин, включающий подачу на обмотку переменного напряжения, отличающийся тем, что переменное напряжение подают на две любые точки цепи, электрически связанные с обмоткой и корпусом электрической машины через разделительные конденсаторы, измеряют конструктивную электрическую емкость корпусной изоляции обмоток по отношению к корпусу машины и по ее величине судят о величине температуры изоляции обмотки в эксплуатации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2273832C1

Способ измерения температуры вращающейся обмотки постоянного тока электрической машины и устройство для его осуществления (его варианты) 1983
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Меженный Юрий Яковлевич
  • Бронштейн Григорий Самойлович
  • Ковшар Лариса Георгиевна
  • Середа Татьяна Калениковна
SU1372199A1
Михайловский Л.В., Исаев В.Ф., Лорман Л.М
и др
Капельная масленка с постоянным уровнем масла 0
  • Каретников В.В.
SU80A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ измерения температуры обмотки электрической машины и устройство для его осуществления 1988
  • Меженный Юрий Яковлевич
  • Волошин Станислав Григорьевич
  • Бронштейн Григорий Самойлович
SU1578516A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПРЕВЫШЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ПОД НАГРУЗКОЙ 1991
  • Носырев Д.Я.
  • Махалов А.В.
RU2035706C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1991
  • Ефимов А.Д.
  • Иванов Ю.К.
  • Лабко С.Л.
RU2017091C1
JP 2003127628 А, 08.05.2003
WO 00/55588 A1, 21.09.2000.

RU 2 273 832 C1

Авторы

Гордеев Игорь Петрович

Мельников Сергей Анатольевич

Даты

2006-04-10Публикация

2004-10-19Подача