СТЕНД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЯ С КОСОСРЕЗАННЫМ СОПЛОМ Российский патент 2006 года по МПК F02K9/96 

Описание патента на изобретение RU2274764C2

Настоящее техническое решение относится к вопросу конструирования стенда для отработки двигателей с кососрезанными соплами, используемыми в ракетной технике (например, тормозные двигатели маршевых ступеней ракет, двигатели отделения головного обтекателя ракеты).

Расчетные параметры этих двигателей требуют опытного подтверждения характеристик для обеспечения заданного уровня надежности.

Предлагаемое техническое решение позволяет в каждом единичном испытании двигателя определять вектор тяги, т.е. его величину, направление и точку, через которую проходит этот вектор, закоординированную относительно плоскости крепления двигателя или относительно оси сопла. Это позволяет сократить количество испытаний, тем самым существенно экономить материальную часть с обеспечением заданного уровня надежности.

Известна конструкция стенда для определения составляющих силы тяги ракетного двигателя (см., например, пат. Российской Федерации №2135976, F 02 K 9/96), которая включает опору, элементы крепления ракетного двигателя и систему контроля с 3-компонентным датчиком силы, которая выполнена в виде стакана с размещенным внутри него и установленным соосно на дне стакана выступающим упором, а 3-компонентный датчик силы выполнен составным из установленных соосно друг другу и взаимодействующих между собой однокомпонентного датчика силы и мембраны с тензорезисторами, наклеенными на ней в 2-х взаимно перпендикулярных плоскостях и объединенными в мостовую схему в каждой плоскости, закрепленной соосно по периметру на стакане и опирающейся через сферический шарнир на выступающий упор, который совмещен с однокомпонентным датчиком силы.

Недостаток такой конструкции состоит в следующем. Особенность двигателей с кососрезанным соплом заключается в том, что вектор тяги может отклоняться от оси сопла на значительный угол (до 10°). В приведенной выше конструкции стенда, в которой тензодатчики связаны мостовой схемой, методика определения вектора тяги довольно сложная и точку прохождения вектора тяги относительно оси сопла или плоскости крепления двигателя определить проблематично, так как не замеряется действующая в шарнире сила, а взаимное влияние упругих связей на показания силоизмерителей искажает истинную картину действия сил.

Суть технического предложения заключается в повышении точности измерения вектора тяги двигателя - его величины, направления и определения координат точки прохождения вектора относительно оси сопла.

Указанная цель достигается тем, что в стенде для испытаний двигателей с кососрезанным соплом, содержащем раму-обойму для крепления испытываемого двигателя соплом вверх и силоизмерителем вертикальной и горизонтальной составляющих вектора тяги, согласно изобретению силоизмерители вертикальной и горизонтальной составляющих вектора тяги установлены параллельно плоскости симметрии сопла или в плоскости симметрии сопла, а один или несколько силоизмерителей вертикальной составляющей вектора тяги расположены на основании испытательного бокса с возможностью горизонтального перемещения и контактируют с основанием рамы-обоймы, а два или более силоизмерителей горизонтальной составляющей вектора тяги размещены на двух разных уровнях на вертикальной каретке, установленной на вертикальной стойке, закрепленной на основании испытательного бокса, и контактируют с рамой-обоймой, причем вертикальная каретка опирается на дополнительный силоизмеритель вертикальной составляющей вектора тяги, установленный на основании испытательного бокса, при этом силоизмерители горизонтальной составляющей вектора тяги поджимаются пружинами, установленными с противоположной стороны между рамой-обоймой.

Предложенная конструкция стенда имеет две степени свободы. Конструкция стенда поясняется следующими рисунками.

На фиг.1 изображен общий вид стенда (фронтальная проекция без боковых вертикальных стоек).

На фиг.2 изображен вид стенда сверху.

На фиг.3 показана расчетная схема действующих сил при работе двигателя с горизонтальным срезом сопла.

На фиг.4 показана расчетная схема действующих сил при работе двигателя с вертикальном срезом сопла.

Стенд состоит (см. фиг.1) из рамы-обоймы 1, в которой закреплен испытываемый двигатель 2 соплом вверх. Возможен вариант горизонтального положения среза сопла 3 и вертикального положения среза сопла 4. Рама-обойма 1 опирается на силоизмеритель 5 вертикальной составляющей вектора тяги, установленный на каретке 6 (силоизмерителей может быть пара, располагаемых по разные стороны от вертикальной плоскости симметрии сопла на линии, перпендикулярно и этой плоскости). Для обеспечения монтажа рамы-обоймы на каретке 6 имеются технологические регулируемые упоры 7, обеспечивающие горизонтальное положение основания 8 рамы-обоймы. (Во время работы двигателя упоры 7 с основанием 8 не соприкасаются). На вертикальной стойке 9,закрепленной на основании испытательного бокса 10, установлена вертикальная каретка 11 на колесно-подшипниковом ходу 12. На двух разных уровнях на вертикальной каретке 11 установлены силоизмерители 13 и 14, которые располагаются по разные стороны от вертикальной плоскости симметрии сопла. (Если устанавливаются по одному силоизмерителю, то их оси должны находиться в вертикальной плоскости симметрии сопла). Силоизмерители 13 и 14 используются для измерения горизонтальной составляющей вектора тяги двигателя. Каретка 11 нижним торцем опирается на дополнительный силоизмеритель 15 вертикальной составляющей вектора тяги, закрепленный на основании испытательного бокса 10. Для поджатия силоизмерителей 13 и 14 используются пружины 16 и 17, установленные на второй вертикальной стойке 18, закрепленной на основании испытательного бокса, и контактирующие с рамой-обоймой с противоположной стороны от силоизмерителей 13 и 14. Усилие пружин регулируется с помощью болта с гайкой 19. Рама-обойма 1 фиксируется от бокового перемещения с помощью шаровых опор 20 (см. фиг.2), размещенных на вертикальных дополнительных стойках 21, закрепленных на основании 10 испытательного бокса.

Методика определения вектора тяги состоит в следующем.

1. Для варианта двигателя с горизонтальным расположением среза сопла 3 (см. схему на фиг.3).

По суммарным показаниям силоизмерителей FГ1 и FГ2 определяется горизонтальная составляющая вектора тяги RГ. По показаниям силоизмерителей FВ1 и FВ2 (их сумме) определяется вертикальная составляющая вектора тяги RВ. Величина вектора находится из формулы

Координата "X" точки, через которую проходит вектор тяги R (расстояние от вертикальной оси силоизмерителя 5 (см. фиг.1) в горизонтальной плоскости контакта с основанием рамы-обоймы) определяется из уравнения равновесия моментов сил относительно силоизмерителя 5.

RВ·Х=FВ1·LГ, где LГ - расстояние между осями силоизмерителей 5 и 15. Тогда:

2. Для варианта двигателя с вертикальным расположением среза сопла 4 (см. схему на фиг.4).

По показаниям силоизмерителей аналогично определяется величина вектора тяги Р. Координата "У" точки, через которую проходит вектор тяги Р (расстояние от оси силоизмерителя 14 (см. фиг.1) в вертикальной плоскости контакта с рамой-обоймой), определяется из уравнения равновесия моментов сил относительно склоизмерителя 14 (см. фиг.1)

RГ·y=FГ2·LВ, , где LВ - расстояние между осями силоизмерителей 13 и 14.

Путем геометрических построений фактической схемы испытаний двигателя (наложения проекции двигателя на вычисленный вектор тяги) определяется положение вектора тяги относительно оси сопла (иле строятся на графике две линии: одна - ось сопла, другая - вектор тяги).

Для повышения точности определения вектора тяги необходимо использовать в расчетах вместо текущих значений показаний силоизмерителей - суммарную величину, т.е. импульс силы по каждому силоизмерителю.

Таким образом, схемное решение стенда, его конструктивное исполнение, использование стандартных первичных преобразователей (силоизмерителей) и несложность определения величины и положения вектора тяги ракетного двигателя с кососрезанным соплом позволяют значительно эффективнее проводить стендовую отработку двигателей, сократить количество испытаний и надежно подтверждать расчеты.

Предложенное техническое решение апробировано с положительным результатом.

Похожие патенты RU2274764C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ВНУТРИБАЛЛИСТИЧЕСКИХ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТВЕРДОТОПЛИВНОГО ЗАРЯДА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СТЕНДОВОЕ УСТРОЙСТВО 2014
  • Кобцев Виталий Георгиевич
  • Борисов Виктор Николаевич
  • Калашников Сергей Алексеевич
  • Губин Сергей Евгеньевич
  • Шишков Альберт Алексеевич
  • Петрусев Виктор Иванович
  • Мухамедов Виктор Сатарович
  • Бобович Александр Борисович
  • Багдасарьян Михаил Александрович
RU2574778C2
Ракетный двигатель твердого топлива с однократно изменяемым вектором тяги 2016
  • Кобцев Виталий Георгиевич
  • Бобович Александр Борисович
  • Багдасарьян Михаил Александрович
  • Борисов Виктор Николаевич
  • Голубев Михаил Юрьевич
  • Мухамедов Виктор Сатарович
RU2633973C1
СТЕНД ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ СИЛЫ ТЯГИ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Панюков Александр Николаевич
  • Куприянов Александр Владимирович
  • Хомутовский Виктор Анатольевич
  • Горохов Владимир Дмитриевич
RU2276279C1
Способ и устройство для испытания стрелкового оружия и/или стендовых испытаний ракетных двигателей 2023
  • Гракович Игорь Валентинович
  • Кузнецов Николай Павлович
  • Симонова Валентина Алексеевна
  • Черепов Илья Владимирович
RU2799168C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ПРИ ИСПЫТАНИИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БОКОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВЕКТОРА ТЯГИ 2007
  • Беликов Михаил Борисович
  • Ганкин Вениамин Игоревич
  • Ильин Альберт Алексеевич
  • Пашков Сергей Степанович
  • Шагайда Андрей Александрович
RU2344387C1
СТЕНД ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СТАРТОВЫХ ПАРАМЕТРОВ ВЫСТРЕЛА 2018
  • Сарабьев Виктор Иванович
  • Вагонов Сергей Николаевич
  • Имбро Георгий Александрович
  • Курятников Владимир Анатольевич
RU2704584C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Андреев А.В.
  • Кузин В.Д.
  • Колесниченко В.Г.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Ожигин Ф.А.
  • Павленко В.Н.
  • Руднев Ю.Т.
  • Скопич В.И.
  • Яшуничкин И.К.
RU2250446C2
Устройство для определения прочности сцепления кирпича с раствором 1980
  • Богданов Юрий Георгиевич
  • Зайцев Михаил Петрович
  • Кикава Отар Шакирович
  • Мерцалов Евгений Александрович
  • Савина Лариса Евгеньевна
  • Усов Григорий Иванович
  • Шакирова Наталья Павловна
SU951118A1
Испытательный стенд для настройки беспилотных летательных аппаратов мультироторного типа 2023
  • Масюков Максим Владимирович
  • Чмыхало Александр Игоревич
  • Спирягин Валерий Викторович
RU2804156C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕКТОРА СИЛЫ ТЯГИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОСЫМ СРЕЗОМ СОПЛА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЕГО НА ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЛЕТАЮЩЕЙ ЛАБОРАТОРИИ 2006
  • Ловицкий Лаврентий Лаврентьевич
  • Ловицкий Лаврентий Лаврентьевич
  • Семенов Вячеслав Львович
  • Степанова Светлана Юрьевна
RU2314503C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 274 764 C2

Реферат патента 2006 года СТЕНД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЯ С КОСОСРЕЗАННЫМ СОПЛОМ

Изобретение предназначено для определения параметров вектора тяги двигателей с кососрезанным соплом при наземных стендовых испытаниях. Такое выполнение стенда позволит повысить точность измерения вектора тяги двигателя, а именно его величину, направление и координату точки прохождения вектора относительно оси сопла. В стендовом устройстве обеспечивается при испытаниях фиксирование горизонтальной и вертикальной составляющих вектора тяги силоизмерителями с минимальным искажением за счет установки силоизмерителей на каретках, а также за счет использования пары силоизмерителей как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном для определения точки пересечения вектора тяги с осью сопла. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 274 764 C2

Стенд для испытаний двигателей с кососрезанным соплом, содержащий раму-обойму для крепления испытываемого двигателя соплом вверх и силоизмерители вертикальной и горизонтальной составляющих вектора тяги, отличающийся тем, что силоизмерители вертикальной и горизонтальной составляющих вектора тяги установлены параллельно плоскости симметрии сопла или в плоскости симметрии сопла, а один или несколько силоизмерителей вертикальной составляющей вектора тяги расположены на основании испытательного бокса с возможностью горизонтального перемещения и контактирует с основанием рамы-обоймы, а два или более силоизмерителей горизонтальной составляющей вектора тяги размещены на двух разных уровнях на вертикальной каретке, установленной на вертикальной стойке, закрепленной на основании испытательного бокса, и контактируют с рамой-обоймой, причем вертикальная каретка опирается на дополнительный силоизмеритель вертикальной составляющей вектора тяги, установленный на основании испытательного бокса, при этом силоизмерители горизонтальной составляющей вектора тяги поджимаются пружинами, установленными с противоположной стороны между рамой-обоймой и второй вертикальной стойкой, закрепленной на основании бокса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2274764C2

СТЕНД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ СИЛЫ ТЯГИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Завальнюк А.Г.
  • Колотилин В.И.
RU2135976C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И СТЕНД, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ЕГО 1997
  • Завальнюк А.Г.
  • Зотов В.Ф.
  • Колотилин В.И.
RU2133457C1
СПОСОБ СИГНАЛИЗАЦИИ ОТКЛОНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРА СИЛЫ ТЯГИ ОТ ОСИ РДТТ 2001
  • Игнатьев Б.С.
  • Шумихин А.Г.
  • Энкин Э.А.
  • Аликин В.Н.
  • Молчанов В.Ф.
  • Попов В.Л.
RU2191915C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Буренков Н.А.
  • Платонов Ю.Е.
  • Куприянов А.В.
  • Звягинцев В.А.
RU2117272C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПОНЕНТОВ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2007
  • Фрей Андреас
  • Киряман Ахмет Кайихан
  • Кербер Маркус
  • Дрейхаупт Михель
  • Кольберг Карстен
  • Швебке Петер
RU2457983C2
ЕР 0458453 А2, 27.11.1991.

RU 2 274 764 C2

Авторы

Кобцев Виталий Георгиевич

Даты

2006-04-20Публикация

2003-12-16Подача