Изобретение относится к технологиям изготовления винтовых пружин сжатия, в том числе из упрочненной или шлифованной до навивки проволоки, работающих с соударениями витков в условиях повышенных температур.
Известен способ изготовления пружин подвески автомобиля с благоприятным распределением остаточных напряжений по сечению витка, полученным в результате пластической осадки заневоливанием - сжатием силой максимальной деформации F3 на 6÷48 часов, и дробеметного наклепа [1]. Такой способ увеличивает срок службы и повышает прочность пружины, но он применим только для изготовления пружин с большим диаметром сечения витка - для пружин подвески диаметром d≥12 мм, так как при этом влияние наклепа на релаксацию нагрузки незначительно. А при изготовлении по этому способу пружин с небольшим диаметром витка, например клапанных пружин с диаметром d=3,6 мм, наклеп в большой степени оказывает влияние на релаксацию нагрузки и происходит значительное рассеивание длины пружины, то есть ее силовых параметров. Поэтому этот способ не пригоден для изготовления пружин, работающих с соударениями витков в условиях повышенных температур.
Не пригоден и способ изготовления [2] пружин подвесок автомобилей ВАЗ - навивка, термообработка, дробеструйная обработка, холодная осадка трехкратным кратковременным обжатием, нанесение защитного покрытия - при эксплуатации автомобиля происходит соударения витков и из-за возникающих контактных реакций пружина теряет высоту и силовые параметры.
Известен способ изготовления высоконагруженных пружин сжатия, включающий навивку пружины, термообработку, шлифовку торцов, дробеметный наклеп, термоосадку и трехкратную холодную осадку, отличающийся тем, что термоосадку проводят при температуре 200÷250°С [3]. Способ осуществляют следующим образом. На пружинонавивочный автомат подают упрочненную до навивки проволоку и навивают пружину с шагом, превышающим шаг готовой пружины. Затем в печи производят отпуск при температуре 410°С. Далее у термообработанных пружин шлифуют торцы. После 100% люмконтроля и промывки осуществляют дробеметный наклеп на дробеметной установке камерного типа и последующую термоосадку силой максимальной деформации F3 при температуре 240°С в специальной печи. Затем после промывки и трехкратной осадки снимают фаски на двух торцах пружины согласно требованиям чертежа. Последние операции - фосфатирование, консервация и упаковка. При данной последовательности технологических операций величина релаксации нагрузки при заневоливании на 48 ч при температуре 130°С составляет 2÷4%.
Однако этот способ имеет недостатки. Он не пригоден для пружин, работающих в динамическом режиме с соударениями витков из-за возникновения контактных реакций в витках, приводящих к преждевременной осадке пружин и потере геометрических и силовых параметров. К тому же шлифовка витков и снятие фасок на торцах пружин после термообработки нарушает созданную термообработкой структуру материала пружин, что снижает их качество - эти операции следует производить до термообработки. А так называемая трехкратная осадка пружин - кратковременное сжатие силой максимальной деформации F3 [4] - обычно применяется для проверки наличия трещин и качества выполнения предшествующих операций: по величине произошедшей при этом изменении высоты пружины предполагается судить о качестве исполнения технологического процесса. Но из-за недостаточности времени для стабилизации осадки такой метод не дает полного представления о качестве пружины.
Поэтому этот способ не гарантирует приемлемое качество пружин, работающих с соударениями витков в условиях повышенных температур.
Однако наличие в нем некоторых операций и порядок их выполнения позволяет принять его за прототип.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в создании способа, позволяющего изготавливать пружины повышенной динамической прочности, с точными и стабильными во времени упругими характеристиками при их работе с соударениями витков в условиях повышенных температур.
Технический результат достигается за счет наличия новых операций технологического процесса и новой их последовательности, а именно сущность изобретения заключается в том, что в способе изготовления высоконагруженных пружин сжатия, включающем навивку пружины с шагом, превышающим шаг готовой пружины, термообработку и дробеметный наклеп, отличающийся тем, что осуществляют термоосадку или заневоливание пружин, после чего или одновременно с термоосадкой производят пластическое упрочнение ее витков путем сжатия пружины нагрузкой, составляющей 10÷300 F3, где F3 - сила пружины при максимальной деформации. Пластическое упрочнение витков пружины осуществляют путем приложения к ней первоначальной нагрузки, обеспечивающей минимально допустимую осадку, и последующего приложения повторной нагрузки, увеличенной пропорционально отношению требуемой осадки к осадке от приложения первоначальной нагрузки. При этом нагрузку для сжатия пружины при ее пластическом упрочнении можно прикладывать вибрационно. При повышенных требованиях к силовым параметрам пружины после навивки производят ее правку и шлифовку торцов со снятием на них фасок.
Определение как первоначальной нагрузки при пластическом упрочнении витков пружины, так и величины шага при навивке под упрочнение известны и достаточно освещены [5] в литературе, и не вызывают затруднений.
При данной последовательности технологических операций производят технологическую осадку пружины, по величине превосходящей осадку пружины в изделии, от чего образуются благоприятные напряженные состояния на поверхности и внутри витков пружины, противодействующие возникновению осадки при работе пружины. Используют метод двукратного приложения нагрузки [6], что уменьшает разброс силовых параметров пружин относительно заданных стандартами на 1/3. Прилагают нагрузку вибрационно, что обеспечивает ее равномерное распределения по сечению витков пружины [7]. Этим обеспечивается повышение стойкости пружин при работе в изделии и точность ее изготовления по длине и нагрузке, снижается брак при сортировке пружин, уменьшается величина релаксации нагрузки при испытаниях заневоливанием на 48 ч при температуре 130°С до 2,5%. Поскольку пластическое упрочнение витков нагрузкой 10÷300 F3 происходит за доли секунды [5], то длительность операции пластического упрочнения составляет ˜1÷5 с, что уменьшает производственный цикл изготовления пружин.
Способ осуществляют следующим образом. На пружинонавивочный автомат подают упрочненную или шлифованную до навивки проволоку и навивают пружину с шагом, превышающим шаг готовой пружины. Производят термообработку пружин. После 100% люмконтроля и промывки осуществляют дробеметный наклеп. После термоосадки или заневоливания производят пластическое упрочнение витков до достижения требуемой высоты пружины ее сжатием нагрузкой 10÷300 F3, причем термоосадку и пластическое упрочнение витков можно проводить одновременно. Затем производят замеры параметров пружины. Последние операции - нанесение защитного покрытия, консервация и упаковка. При изготовлении точных по силовым параметрам пружин после навивки их правят и шлифуют торцы со снятием на них фасок.
Источники информации
1. Патент ЕР 0645462 А1, кл. С 21 D 9/02, 29.03.95.
2. Семаков В.О многообразии моделей пружин подвесок автомобилей ВАЗ, их производстве, эксплуатации и взаимозаменяемости // За рулем, 1998, №5, с.244-245.
3. Патент RU 2208056 С 21 D 9/02, 08.02.2001.
4. ГОСТ 13765-86. Пружины винтовые цилиндрические сжатия и растяжения из стали круглого сечения. М.: Госстандарт, 1986.
5. Землянушнова Н.Ю., Тебенко Ю.М. Повышение качества пружин. Ставрополь: СевКавГТУ, 2001, 93 с.
6. Авторское свидетельство СССР 554915, М. кл. В 21 f 35/00, 1975.
7. Авторское свидетельство СССР 580474, М. кл. G 01 М 13/00, В 21 f 35/00, 1976.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРУЖИН СЖАТИЯ | 2005 |
|
RU2275270C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫХ ПРУЖИН СЖАТИЯ | 2007 |
|
RU2346777C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРУЖИН СЖАТИЯ | 2007 |
|
RU2346778C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫХ ПРУЖИН СЖАТИЯ | 2011 |
|
RU2464119C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРУЖИН | 2011 |
|
RU2462324C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРУЖИН | 2010 |
|
RU2415729C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРУЖИН | 2009 |
|
RU2408737C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫХ ПРУЖИН СЖАТИЯ | 2001 |
|
RU2208056C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРУЖИН | 2010 |
|
RU2424330C1 |
Способ восстановления пружин из упрочненной проволоки | 2019 |
|
RU2694091C1 |
Изобретение относится к изготовлению винтовых пружин сжатия, работающих с соударением витков в условиях повышенных температур. После навивки пружины с шагом, превышающим шаг готовой пружины, производят термообработку и дробеметный наклеп. После термоосадки или заневоливания пружины или одновременно производят пластическое упрочнение ее витков. Для этого пружину сжимают нагрузкой, составляющей 10-300 F3, где F3 - сила пружины при максимальной деформации. В результате обеспечивается получение пружин с повышенной динамической прочностью и точными и стабильными во времени упругими характеристиками. 3 з.п. ф-лы
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫХ ПРУЖИН СЖАТИЯ | 2001 |
|
RU2208056C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРУЖИН | 0 |
|
SU257430A1 |
Способ изготовления пружин | 1977 |
|
SU688528A1 |
Масляная система для двигателя внутреннего сгорания | 1950 |
|
SU92815A2 |
US 3847678 А, 12.11.1974 | |||
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ КОНСЕРВИРОВАННОГО ПРОДУКТА "РЫБНЫЕ КОТЛЕТЫ В ТОМАТНОМ СОУСЕ" | 2011 |
|
RU2467646C1 |
Авторы
Даты
2006-04-27—Публикация
2004-08-30—Подача