Изобретение относится к средствам психоэмоциональной саморегуляции человека и может найти широкое применение в области практической медицины.
Под психоэмоциональной саморегуляцией следует понимать:
- психический контроль человека за своим психоэмоциональным состоянием с целью предотвращения внешних отрицательных эмоций и негативного поведения;
- психический контроль за внутренним психоэмоциональным состоянием с целью формирования общего положительного настроя и сознательного освобождения от отрицательных мыслей и чувств.
Управление своим психоэмоциональным состоянием является нормой жизни разумного человека. Утрата знания о том, как это делать, приводит к развитию неврозов и неврастений, что, в свою очередь, разрушает физическое здоровье.
Практически все хронические болезни тела начинаются как вегетативные неврозы, вызванные нарушениями в центральной и периферической нервной системе.
Еще более тяжелым последствием отрицательных эмоций является разрушение иммунологической защиты и эндокринной регуляции организма, приводящее к развитию дегенеративных болезней: гипотериоз, синдром приобретенного иммунодефицита, злокачественные опухоли и т.д.
Хроническое негативное состояние души медленно разрушает духовную основу человека и выражается в деградации моральных и нравственных норм его поведения, низводящие человека до уровня животного.
Классик современного духовного знания - легендарный Георгий Иванович Гурджиев - прямо указывает причину вышеперечисленных явлений - утрата современным человеком знания и умения управлять своим здоровьем и жизнью.
В своем литературном наследии он дает ясные указания, что главной задачей человека, направленной на поддержание здоровья и исцеление тела, души и разума, является сознательное усвоение воздуха и умение извлечь при дыхании солнечную материю, формирующую здоровую психоэмоциональную сущность и определяющую возможность эволюционного развития человека.
В способе психоэмоциональной саморегуляции на основе сознательной регуляции дыхания данные указания Георгия Ивановича Гурджиева учтены и практически использованы.
Известен способ регулирования эмоционально-психического состояния, описанный в одноименном патенте РФ №2135223 по кл. А 61 B 21/00, з. 03.11.98, опубл. 27.08.99.
Известный способ направлен на расширение эмоционально-психического состояния за счет чередования ритмичных гипервентиляционных дыхательных циклов с гипоксидными паузами (задержками дыхания) и заключается в следующем.
Способ регулирования эмоционально-психического состояния производится путем курса ритмичного глубокого дыхания, осуществляемого сеансами, при которых ритмичное дыхание чередуют с задержками его на выходе, время задержек определяют по появлению значительного дискомфорта при расслаблении, количество дыхательных движений между задержками дыхания во время каждого сеанса сначала увеличивают от одного раза до трех-десяти, затем постепенно уменьшают до 30-39% максимально достигнутого их числа, после чего количество их вновь увеличивают до 60-70% и уменьшают до начальных значений, причем в течение сеанса осуществляют суггестивное воздействие, направленное на релаксацию и стабилизацию, курс включает от 2 до 7 таких сеансов в неделю, а продолжительность курса составляет от 1 до 3 месяцев.
Недостатком известного способа является то, что он использует глубокое дыхание, приводящее к излишнему удалению из организма углекислого газа, что вызывает защитную реакцию организма в виде сужения каналов его выделения и кислородное голодание организма, а также сдвиг внутренней среды в щелочную сторону.
Известен способ регулирования эмоционально-психического состояния, описанный в книге Бутейко К.П. "Метод Бутейко. Опыт внедрения в мед. практику.", Киев-Москва-Новосибирск. М. Патриот, 1990 г., с.148-149.
Известный способ заключается в следующем. Пациенту объясняют вред глубокого дыхания, затем проводят пробу на глубину дыхания пациента, при положительной пробе определяют наиболее пораженную глубоким дыханием систему органов, затем, измеряя контрольную, волевую и максимальную паузу в задержке дыхания, определяют уровень содержания углекислого газа в легких и индекс воли пациента и проводят тренировки пациента по постепенному волевому уменьшению глубины дыхания путем расслабления диафрагмы до появления ощущения недостатка воздуха и постоянного сохранения этого ощущения на протяжении всей тренировки при одновременном усвоении пациентом элементов теории болезни глубокого дыхания и обучают пациента применению волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) при появлениях симптомов болезни и при удовлетворительном состоянии.
Недостатком известного способа является то, что он не очень эффективен, т.к. дает достаточно большой процент рецидивов, поскольку тренировки дыхания ориентированы лишь на ликвидацию глубокого дыхания, ведущего к дефициту углекислого газа, без понимания биомеханики дыхания и физиологической нормы сознательной регуляции дыхания в части управления дыхательными мышцами,
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ регуляции дыхания, описанный в п. РФ №2225188 "Способ сознательной регуляции дыхания", заявл. 22.04.02, опубл. 10.03.04. Известный способ сознательной регуляции дыхания заключается в следующем.
Пациенту объясняют вред глубокого дыхания, затем по задержке дыхания до ощущения легкой нехватки воздуха определяют уровень содержания углекислого газа в легких и по нему - необходимость корректировки дыхания. Далее в положении пациента сидя проводят неоднократно тренировки по 20-30 минут, направленные на постепенное сознательное уменьшение глубины дыхания путем расслабления диафрагмы до появления ощущения нехватки воздуха и проводимые до достижения паузы задержки дыхания 20-30 секунд с повторным определением уровня содержания углекислого газа в легких. При этом перед определением уровня содержания в легких углекислого газа пациенту объясняют биомеханику процесса дыхания в состоянии покоя и движения и физиологическую необходимость осознанного управления дыхательными мышцами. Начиная тренировку, предлагают пациенту осознанным волевым усилием выключить из работы дыхательные мышцы путем расслабления мышц лица, верхнего плечевого пояса и верхних грудных мышц до ощущения почти полной остановки дыхания, в процессе тренировки путем последующего расслабления диафрагмы пациента информируют о том, что он должен, не позволяя себе сделать непроизвольный вдох, сохранять ощущение нехватки воздуха до появления ощущения разливающегося по телу тепла и покоя. Затем концентрируют внимание пациента в области солнечного сплетения до ощущения в ней тепла и небольшой тяжести, отмечая после каждой тренировки в норме увеличение паузы задержки на 4-6 секунд до постепенного достижения в процессе тренировок заданного уровня задержки дыхания 20-30 секунд.
Недостатком известного способа является то, что с его помощью осуществляют только сознательную регуляцию дыхания, не воздействуя на психоэмоциональное состояние человека.
Задачей заявляемого способа является расширение его функциональных возможностей путем осуществления психоэмоциональной саморегуляции человека на основе осознанной регуляции дыхания.
Поставленная задача решается тем, что в способе психоэмоциональной саморегуляции на основе сознательной регуляции дыхания, заключающемся в том, что осваивают сознательную регуляцию дыхания, для чего перед началом тренировки пациенту объясняют вред глубокого дыхания и биомеханику процесса дыхания в состоянии покоя и в движении, затем по задержке дыхания до легкой нехватки воздуха определяют уровень содержания углекислого газа в легких и по нему - необходимость корректировки дыхания, далее в положении пациента сидя начинают тренировку, предложив ему сознательно волевым усилием выключить из работы, расслабив их, дыхательные мышцы - вначале мышцы лица, мышцы плечевого пояса и верхние грудные мышцы, - а затем и диафрагму путем ее волевого расслабления до ощущения нехватки воздуха и появления разливающегося по всему телу тепла и покоя, после чего пациенту предлагают сконцентрировать его внимание в области солнечного сплетения до ощущения в ней тепла и небольшой тяжести, причем каждую тренировку проводят в течение 20-30 минут, а по ее окончании снова определяют уровень содержания углекислого газа в легких, отмечая в норме увеличение паузы задержки на 4-6 секунд и доводя ее постепенно в процессе тренировок до 20-30 секунд, согласно изобретению после овладения сознательной регуляцией дыхания переходят к психоэмоциональной саморегуляции на ее основе, начиная ее освоение с ознакомления пациентов в группе от 3 до 7 человек с данными современной нейро- и психофизиологии и уделяя особое внимание формированию понимания противоестественности отрицательных эмоций в душе человека и необходимости постоянного сознательного контроля за своим психоэмоциональным состоянием с целью не допустить их внешнего выражения, практическое занятие по психоэмоциональной саморегуляции начинают с достижения постоянной устойчивой нехватки воздуха, сопровождающейся общим разогревом организма и появлением тепла и тяжести в области солнечного сплетения, затем переходят к достижению общего психического покоя с полной постановкой мысленного потока и максимальным мышечным расслаблением, объясняя пациенту необходимость перемещения энергий дыхания, сконцентрированных на уровне солнечного сплетения, в энергетический центр, анатомическая проекция которого соответствует середине груди с внешней стороны и корню легкого изнутри, для чего необходимо мысленно "войти внутрь себя" в область солнечного сплетения в момент автоматической паузы дыхания, т.е. при максимально длительном расслаблении диафрагмы, затем пациенту предлагают мысленно сконцентрировать часть своего внимания в области корня легкого изнутри и достичь в этой зоне появления нарастающего тепла, постепенно заполняющего пространство груди и разливающегося по всему телу и находиться в этом состоянии не менее 40 минут до достижения полного психоэмоционального расслабления, глубинного покоя, ощущения душевного комфорта и радости, до и после занятий измеряют КПД, при этом тренировки проводят не менее 2 раз в день, сохраняя между ними осознание процесса дыхания в области солнечного сплетения и принимая участие в регуляции дыхательных мышц, и усиливают эффект саморегуляции самонаблюдением путем внешнего разделения внимания с направлением его части на самого себя в виде "взгляда со стороны".
Овладение в певую очередь сознательной регуляцией дыхания в совокупности с формированием понимания противоестественности отрицательных эмоций в душе человека и необходимости постоянного сознательного контроля за своим психоэмоциональным состоянием с целью не допустить их внешнего выражения, и осуществляемым далее на основе сознательной регуляции дыхания общим разогревом организма и появлением тепла и тяжести в области солнечного сплетения, а также достижением общего психического покоя с полной остановкой мысленного потока и максимальным мышечным расслаблением, перемещением энергий дыхания, сконцентрированных на уровне солнечного сплетения, в энергетический центр, анатомическая проекция которого соответствует середине груди с внешней стороны и корню легкого изнутри, мысленным "вхождением внутрь себя" в область солнечного сплетения в момент автоматической паузы дыхания, т.е. при максимально длительном расслаблении диафрагмы, мысленной концентрации части своего внимания в области корня легкого изнутри и достижения в этой зоне появления нарастающего тепла, постепенно заполняющего пространство груди и разливающегося по всему телу, и нахождения в этом состоянии не менее 40 минут позволяет достичь полного психоэмоционального расслабления, глубинного покоя, ощущения душевного комфорта.
Особенностью способа является запрет на вмешательство во внутренние психоэмоциональные процессы выстраиванием искусственных программ поведения. Человек становится активным наблюдателем состояния своей души и постепенно заменяет ее негативное содержание на позитивное путем регулярных занятий психоэмоциональной саморегуляцией. Достигнутое в процессе сознательной регуляции дыхания устойчивое состояние нервной системы обеспечивает ему эффективную возможность пережить все отрицательные внутренние моменты жизни без их внешнего выражения.
Постепенно в сознании человека появляется осознание причин практически всех явлений, происходящих в его внутреннем и соответственно внешнем мире. Он начинает понимать, что все явления внешней жизни берут свое начало в подсознании, и для того чтобы ее изменить, необходимо научиться сознательно влиять на подсознание, что на практике может быть достигнуто только путем сознательной работы человека со своим дыханием. Еще одной особенностью способа является временный запрет на изменение пациентом внешних обстоятельств и отношений до осознания им истинных причин неприятных для него явлений. Это необходимо для того, чтобы человек не совершал подобных ошибок в будущем.
В сравнении с прототипом заявляемый способ обладает новизной, отличаясь от него такими существенными признаками, как осуществление способа последовательно в два этапа: вначале освоения сознательной регуляции дыхания, а затем на ее основе освоения психоэмоциональной саморегуляции, включающей ознакомление пациента с данными современной нейро- и психофизиологии, формирование понимания противоестественности отрицательных эмоций в душе человека и необходимости постоянного сознательного контроля за своим психоэмоциональным состоянием с целью не допустить их внешнего выражения, с достижением постоянной устойчивой нехватки воздуха, сопровождающейся общим разогревом организма и появлением тепла и тяжести в области солнечного сплетения, достижение общего психического покоя с полной постановкой мысленного потока и максимальным мышечным расслаблением, объяснение пациенту необходимости перемещения энергий дыхания, сконцентрированных на уровне солнечного сплетения, в энергетический центр, анатомическая проекция которого соответствует середине груди с внешней стороны и корню легкого изнутри, мысленное "вхождение внутрь себя" в область солнечного сплетения в момент автоматической паузы дыхания, т.е. при максимально длительном расслаблении диафрагмы, мысленное концентрирование части своего внимания в области корня легкого изнутри и достижение в этой зоне появления нарастающего тепла, постепенно заполняющего пространство груди и разливающегося по всему телу, нахождение в этом состоянии не менее 40 минут до достижения полного психоэмоционального расслабления, глубинного покоя, ощущения душевного комфорта и радости, измерение до и после занятий контрольной паузы дыхания, проведение тренировок не менее 2 раз в день при сохранении между ними осознания процесса дыхания в области солнечного сплетения, участие в регуляции дыхательных мышц и усиление эффекта саморегуляции самонаблюдением путем внешнего разделения внимания с направлением его части на самого себя - "взгляд со стороны", обеспечивающими в совокупности достижение заданного результата.
Заявителю неизвестны технические решения, обладающие названными отличительными признаками, обеспечивающими в совокупности достижение заданного результата, поэтому он считает, что заявляемое техническое решение соответствует критерию "изобретательский уровень".
Заявляемый способ психоэмоциональной саморегуляции на основе сознательной регуляции дыхания может найти широкое применение в практической медицине, а потому соответствует критерию" промышленная применимость".
За время практического использования заявляемого способа в течение трех лет с динамикой наблюдения за пациентами не менее одного года у всех пациентов была достигнута стабилизация внешнего и внутреннего психоэмоционального состояния, исчезновение невротических состояний, разрешение психологических конфликтов и проблем. Это сопровождалось значительным улучшением физического здоровья, частичным или полным отказом от употребления алкоголя и курения, появления в их жизни радости, любви и надежды на сознательное изменение своей жизни в желаемом направлении.
Освоение способа психоэмоциональной саморегуляции на основе сознательной регуляции дыхания осуществляется в два этапа:
- освоение сознательной регуляции дыхания;
- освоение психоэмоциональной саморегуляции на ее основе.
! - перед освоением сознательной регуляции дыхания пациента знакомят с общими данными физиологии и биомеханики дыхания и формируют понимание значения его сознательной регуляции в поддержании газового баланса, кислотно-щелочного обмена и физиологического равновесия организма. Отдельно проводят занятие по формированию понимания значения дыхания в энергетическом обеспечении организма и усвоения воздуха как источнике солнечной энергии. Обучение начинают с измерения КПД - контрольной паузы дыхания, позволяющей оценить содержание углекислого газа в воздухе легких. Ее нормальные цифры равны 30-40 сек, что соответствует 5,5-6% углекислого газа.
Сознательная регуляция дыхания складывается из умения сознательно управлять дыхательными мышцами, в частности диафрагмой, и практического достижения следующих психофизиологических эффектов этой регуляции:
- нехватки воздуха, подтверждающей повышение углекислого газа в воздухе легких и достигаемой расслаблением диафрагмы;
- общего разогрева организма как подтверждения улучшения кровообращения, увеличения потребления кислорода тканями тела и увеличения в них производства энергии;
- тепла и тяжести в области солнечного сплетения, достигаемых концентрацией внимания в этой зоне и подтверждающих извлечение из воздуха солнечной энергии.
Эффективность проведенного занятия оценивается измерением КПД до и после занятий. Она должна увеличиться на 4-6 секунд. Для обучения сознательной регуляции дыхания достаточно трех занятий.
2. Освоение психоэмоциональной саморегуляции начинают с ознакомления пациентов в группе от 3 до 7 человек с данными современной нейро- и психофизиологии. Особое значение уделяется формированию понимания противоестественности отрицательных эмоций в душе человека и необходимости постоянного сознательного контроля за своим психоэмоциональным состоянием с целью не допустить их внешнего выражения. Данная позиция человека по отношению к себе соответствует религиозным и этическим нормам. Кроме того, пациент должен знать, что при выражении отрицательных эмоций он наносит энергетический ущерб себе и природе.
Практическое занятие по психоэмоциональной саморегуляции начинают с достижения постоянной устойчивой нехватки воздуха, сопровождающейся общим разогревом организма и появлением тепла и тяжести в области солнечного сплетения.
Последующие действия пациента должны быть направлены на достижение следующих результатов:
- общего психического покоя с полной остановкой мысленного потока и максимальным мышечным расслаблением. Это достигается путем поддержания нехватки воздуха и концентрацией внимания на процессе регуляции дыхания.
С этого момента пациенту объясняют, что дальнейшая работа сводится к необходимости перемещения энергий дыхания, сконцентрированных на уровне солнечного сплетения, в энергетический центр души, анатомическая проекция которого соответствует середине груди с внешней стороны и корню легкого изнутри.
Для этого совмещения необходимо мысленно "войти внутрь себя" в области солнечного сплетения в момент автоматической паузы дыхания, т.е. при максимальном длительном расслаблении диафрагмы.
Далее пациенту предлагается мысленно сконцентрировать часть своего внимания в области корня легкого изнутри и достичь в этой зоне появления нарастания тепла, постепенно заполняющего пространство груди и разливающегося по всему телу. Появление этих ощущений подтверждает накопление солнечной энергии во внутренней энергетике организма.
В таком состоянии, т.е. при сознательной регуляции диафрагмы, ощущении нехватки воздуха, тепла и тяжести в области солнечного сплетения, перемещающегося внутрь к корню легкого и заполняющего все пространство груди и тела, необходимо находиться не менее 40 минут до достижения полного психоэмоционального расслабления, глубинного покоя, ощущения душевного комфорта и радости. Никаких мысленных вербальных указаний при этом не проводится. Психическая активность сконцентрирована на осознании всех процессов, происходящих в организме, и на максимальном достижении сенсорных и чувственных результатов этих действий.
После занятий пациент продолжает ощущать внутреннее тепло, покой и общую психическую удовлетворенность в течение 2-3-х часов. Для подтверждения эффективности сознательной регуляции дыхания до и после занятий измеряют КПД.
Для получения хорошего терапевтического эффекта необходимо проводить не менее двух тренировок в день. Между тренировками пациент должен сохранять осознание процесса дыхания в области солнечного сплетения и принимать участие в регуляции дыхательных мышц. Когда наблюдение за процессом дыхания станет привычным, пациенту предлагается усилить эффект саморегуляции самонаблюдением, т.е. внешним разделением внимания с направлением его части на самого себя - "взгляд со стороны". Только в этом случае человеку станут понятны дефекты своего поведения и причины внешних конфликтов.
Особенностью разработанного способа является запрет на вмешательство во внутренние психоэмоциональные процессы выстраиванием искусственных программ поведения. Человек должен стать активным наблюдателем состояния своей души и постепенно заменить ее негативное содержание на позитивные путем регулярных занятий психоэмоциональной саморегуляцией.
Достигнутое в процессе сознательной регуляции дыхания устойчивое состояние нервной системы обеспечивает ему возможность пережить все отрицательные внутренние моменты жизни без их внешнего выражения.
Постепенно в сознании человека появляется осознание причин практически всех явлений, происходящих в его внутреннем и соответственно внешнем мире. Он начинает понимать, что все явления внешней жизни берут свое начало в подсознании, и для того чтобы ее изменить, необходимо научиться сознательно влиять на подсознание, что на практике может быть достигнуто только путем сознательной работы человека со своим дыханием. Еще одной особенностью способа является временный запрет на изменение пациентом внешних обстоятельств и отношений до осознания им истинных причин неприятных для него явлений. Это необходимо для того, чтобы человек не совершал подобных ошибок в будущем.
За время практического использования способа в течение трех лет с динамикой наблюдения за пациентами была достигнута стабилизация внешнего и внутреннего психоэмоционального состояния, разрешение психологических конфликтов и проблем. Это сопровождалось значительным улучшением физического здоровья, частичным или полным отказом от употребления алкоголя и курения, появления в их жизни радости, любви и надежды на сознательное изменение своей жизни в желаемом направлении.
Описание техники занятий.
Необходимо сесть на табурет, поставив его углом между ног, выпрямить позвоночник, освободить копчик, измерить КПД, постепенно расслабить мышцы лица, верхнего плечевого пояса, диафрагму, достигнуть появления нехватки воздуха, разливающегося по телу тепла, тепла и тяжести в области солнечного сплетения. Затем нужно сконцентрировать все внимание в области солнечного сплетения и добиться полной остановки мыслей и полного расслабления всех мышц тела; далее достигнуть максимального расслабления диафрагмы и в момент паузы дыхания мысленно проникнуть внутрь себя на уровне солнечного сплетения, ощутив при этом переход во внутреннее пространство. Далее следует разделить внимание, оставив часть его на регуляции дыхания и поддержании нехватки воздуха и тепла в области солнечного сплетения, а другую часть направить внутрь на корень легкого и достигнуть в этом месте нарастающего тепла изнутри, при этом появляется ощущение внутреннего покоя, душевного комфорта и чувство радости. В таком состоянии необходимо находиться не менее 40 минут, после чего вновь измерить КПД,
Клинические примеры.
1. Больная О., 60 лет.DS: невроз страха с синдромом мышечной ригидности, нервно-астенический синдром, бессонница. Навязчивые мысли, бред отношений. ИБС, стенокардия напряжения, гипертоническая болезнь II Б ст.
Больная в очень тяжелом психоэмоциональном состоянии, мимика ограничена, ощущение "маски" на лице. Жалуется на приступы сердечных болей, сопровождающихся страхом смерти и мышечным оцепенением. Речь спутанная, не может сформулировать свои мысли, плохо слышит. Живет в большой квартире одна, т.к. боится потерять жилье из-за посягательств на него родственников, которые хотят ее смерти. В беседе подозрительна, недоверчива. При первом измерении КПД=2-4 сек. Сознательную регуляцию дыхания поняла и освоила в течение недели. За это время появилось улучшение в состоянии - сократилось число сердечных приступов, расслабились мышцы, улучшился сон. КПД увеличилась до 6 сек, сократила прием лекарств. В беседе появилось доверие, надежда на выздоровление. Психоэмоциональную саморегуляцию освоила за два занятия, в связи со значительным улучшением самочувствия после занятия занималась в последующие 3 месяца по 4-6 раз в день.
При очередном контроле КПД=16 сек, улыбается, стыдится за свое прошлое поведение, благодарит за оказанную помощь. Появилось значительное улучшение физического здоровья - исчезли приступы болей в сердце, не принимает нитроглицерин, старается снимать подъемы АД дыханием. Научилась регулировать дыхание в ходьбе, гуляет по 1,5-2 часа с достижением в ходьбе нехватки воздуха. Осознала, что внешние проблемы были обусловлены страхом смерти и одиночества, поэтому сдала комнату в квартире одинокой женщине. Через 6 месяцев КПД=20 сек, боли в сердце появляются только после сильных переживаний, которые еще беспокоят ее, но лекарства не принимает. Устроилась на физическую работу (моет пол), нормально контактирует с родственниками, появились новые знакомые. Страх смерти исчез, начала изучать Новый Завет. Дыханием занимается 2-3 раза в день, постоянно наблюдает за процессом дыхания, наблюдает за своим поведением.
Через 1 год КПД=24 сек, изменилась внешне - помолодела, улыбается, производит впечатление здорового человека. В разговоре уравновешена, страхов больше нет, спит спокойно. Лекарства принимает в исключительных случаях, когда нет возможности заниматься дыханием. Наблюдение за дыханием и самонаблюдение стало привычным, утверждает, что поняла причины всех своих неприятностей, с родственниками контактирует, но не сближается. Появился интерес к изучению эзотерической литературы, искусству (посещает художественные выставки). Занятия проводит 1-2 раза в день. Призналась, что так осмысленно никогда не жила. Благодарит судьбу и Бога за встречу с "дыханием".
2. Больная У., 56 лет.DS: неврастения, нервно-психическая расторможенность, затяжной внутрисемейный конфликт, злоупотребление алкоголем. Снижение критики. Пищевая и лекарственная аллергия.
Больной себя не считает, пришла на занятия с целью "самосовершенствования", пытается показать свои знания в психологии и медицине. Расторможена, постоянно говорит, не может "удержать" мысль, перескакивает с предмета на предмет. Жалуется на поведение матери, с которой живет в одной квартире. Обвиняет ее в своих неприятностях и нервозности, в связи с чем вынуждена "расслабляться" употреблением алкоголя., чаще пива, т.к. после седативных лекарств появляется сыпь на теле. Обычно прием алкоголя заканчивается грубой ссорой и дракой с матерью, после чего чувствует себя оскорбленной и больной. Несмотря на снижение критического отношения к себе и ситуации, осознает ненормальность своей жизни и хочет ее изменить, При первом измерении КПД=4". Па коже лица проявления аллергического дерматита. В общении доверчива, послушна. Сознательную регуляцию дыхания освоила в течение трех дней. К концу первого месяца занятий достигла КПД=16", успокоилась внешне и внутренне, пожелала обучиться психоэмоциональной саморегуляции.
Через 3 месяца - КПД=20", исчезла аллергическая сыпь на лице, ведет себя спокойно. Осознала ненормальность своих отношений с матерью, прекратила употреблять спиртное из-за отсутствия желания выпить, в связи с чем исчезли конфликты, взаимные обиды и переживания.
Через год КПД=24''. Впервые за все время общения призналась, что была во всех своих внешних проявлениях неправа. С матерью больше не ссорится. Занялась воспитанием внука, которого раньше отказывалась брать к себе. Занимается саморегуляцией 1-2 раза в день, старается наблюдать за собой. Проявления аллергии исчезли полностью, посещает бассейн, гуляет в парке с матерью. Алкоголь со слов "не может видеть", т.к. все неприятности были связаны с его употреблением.
3. Больная П., 54 года. DS: нервно-астенический и депрессивный синдромы на фоне затяжного психологического конфликта, остеохондроз, гипертоническая болезнь IIA ст.
Обратилась за помощью в связи с крайне тяжелым нервно-психическим состоянием из-за конфликта на работе. Считает, что ее начальник относится к ней незаслуженно холодно, не замечает ее, хотят уволить, хотя ей осталось до пенсии меньше года. Обвиняет коллектив в сговоре с начальником, злится и обижается на сотрудников. Постоянно повышается АД, болит голова, обижается на дочь, что не помогает ей в домашних делах.
При первом осмотре - КПД=4'', определяется скованность в движениях из-за болей в поясничном отделе позвоночника. Сознательную регуляцию дыхания освоила в течение 3-х дней, КПД к концу недели - 8'', появилось расслабление, лучше спит. Освоила психоэмоциональную саморегуляцию, занимается 2-3 раза в день, даже в часы обеденного перерыва, т.к. после занятий может спокойно работать. Через 1 месяц - КПД=18'', осознала несправедливость своих обвинений в адрес коллектива, но обида на начальника не исчезла. Активно занимается с дыханием, ознакомилась с самонаблюдением.
Через 3 месяца - КПД=22'', отмечает, что исчезли головные боли, исчезли боли в пояснице. Совершенно успокоилась, обида и злость на руководство исчезла, но после выхода на пенсию из отдела уйдет. Занимается дыханием, старается наблюдать за собой.
Через 6 месяцев - КПД=24''. Психоэмоциональное состояние хорошее. Отменила гипотензивные лекарства. Познакомилась с мужчиной своих лет, привела на оздоровление своего друга. Продолжает тренировки дыхания 1-2 раза в день. Через год - КПД=26'', очень изменилась внешне, на приеме вместе со своим другом. Вышла на пенсию, не работает, занимается здоровьем и домашними делами, с дочерью не конфликтует. Улыбается, очень благодарна за оказанную помощь, считает, что жизнь "удалась". Дыхание наблюдает, тренировки продолжает и обещает никогда не расставаться с дыханием.
Заявляемый способ является в сравнении с прототипом имеет более широкие функциональные возможности.
Изобретение относится к медицине, к средствам психоэмоциональной саморегуляции человека. Способ включает освоение сознательной регуляции дыхания (СРД), для чего перед началом тренировки пациенту объясняют вред глубокого дыхания и биомеханику процесса дыхания в покое и в движении, измеряют контрольную паузу дыхания (КПД) в секундах до ощущения легкой нехватки воздуха. При КПД менее нормы определяют необходимость корректировки дыхания. В положении пациента сидя он волевым усилием выключает из работы дыхательные мышцы путем расслабления мышц лица, верхнего плечевого пояса, грудных и диафрагмы до ощущения нехватки воздуха и появления разливающегося по телу тепла и покоя. Затем он концентрирует внимание в области солнечного сплетения до ощущения в ней тепла и тяжести. Каждую тренировку проводят по 20-30 мин с измерением КПД после ее окончания, доводя КПД до 20-30 сек. Переходят к психоэмоциональной саморегуляции на основе СРД, начиная с формирования у группы пациентов понимания противоестественности отрицательных эмоций и необходимости постоянного контроля за своим психоэмоциональным состоянием с целью не допустить их внешнего выражения. Достигают остановки мыслей и максимального мышечного расслабления, для чего пациенту предлагают мысленно «войти внутрь» в область солнечного сплетения при максимально длительном расслаблении диафрагмы, сконцентрировать внимание в области корня легкого и достичь в этой зоне нарастающего тепла, разливающегося по телу, находясь в этом состоянии не менее 40 мин до достижения психоэмоционального расслабления, покоя, душевного комфорта и радости. Тренировки проводят не менее 2 раз в день, сохраняя между ними осознание процесса дыхания в области солнечного сплетения с регуляцией дыхательных мышц и направлением внимания на себя в виде «взгляда со стороны». Способ расширяет функциональные возможности психоэмоциональной саморегуляции человека на основе СРД с достижением стабилизации психоэмоционального состояния.
Способ психоэмоциональной саморегуляции на основе сознательной регуляции дыхания, включающий освоение сознательной регуляции дыхания, для чего перед началом тренировки пациенту объясняют вред глубокого дыхания и биомеханику процесса дыхания в состоянии покоя и в движении, затем измеряют контрольную паузу дыхания (КПД) в секундах до ощущения легкой нехватки воздуха и при цифрах КПД менее нормы определяют необходимость корректировки дыхания, далее в положении пациента сидя начинают тренировку, для чего пациент сознательно волевым усилием осуществляет регуляцию дыхательных мышц, выключая их из работы путем расслабления мышц лица, верхнего плечевого пояса, грудных мышц и затем диафрагмы до ощущения нехватки воздуха и появления разливающегося по всему телу тепла и покоя, после чего пациент концентрирует внимание в области солнечного сплетения до ощущения в ней тепла и тяжести; причем каждую тренировку проводят в течение 20-30 мин, а по ее окончании снова измеряют КПД и под ее контролем постепенно доводят КПД в процессе тренировок до 20-30 с, отличающийся тем, что после овладения сознательной регуляцией дыхания переходят к психоэмоциональной саморегуляции на ее основе, которую начинают в группе пациентов от 3 до 7 человек с формирования у них понимания противоестественности отрицательных эмоций в душе человека и необходимости постоянного сознательного контроля за своим психоэмоциональным состоянием с целью не допустить их внешнего выражения, затем переходят к достижению общего психического покоя с остановкой мыслей и максимальным мышечным расслаблением, при этом пациенту предлагают мысленно «войти внутрь себя» в область солнечного сплетения при максимально длительном расслаблении диафрагмы, затем сконцентрировать внимание в области корня легкого изнутри и достичь в этой зоне появления нарастающего тепла, постепенно заполняющего пространство груди и разливающегося по всему телу, и находиться в этом состоянии не менее 40 мин до достижения психоэмоционального расслабления, покоя, ощущения душевного комфорта и радости, причем тренировки проводят не менее 2 раз в день под контролем КПД, сохраняя между ними осознание процесса дыхания в области солнечного сплетения с регуляцией дыхательных мышц и самонаблюдением путем направления внимания на самого себя в виде «взгляда со стороны».
СПОСОБ СОЗНАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ | 2002 |
|
RU2225188C2 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2035892C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ С БОЛЕВЫМ СИНДРОМОМ | 1997 |
|
RU2158145C2 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Психотерапевтическая энциклопедия под ред | |||
Б.Д.КАРВАСАРСКОГО, Питер, С-Пб, 1998, с.465-525. |
Авторы
Даты
2006-05-20—Публикация
2004-11-09—Подача