Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к центробежному суфлеру системы суфлирования авиационного газотурбинного двигателя.
Известен центробежный суфлер, содержащий корпус с каналами подвода воздушно-масляной смеси, отвода очищенного воздуха и уловленного масла и ротор, на котором закреплено лопастное колесо с окнами для подвода смеси и отвода очищенного воздуха [М.М.Бич, Е.В.Вейнберг, Д.Н.Сурнов. Смазка авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1979. С.95, рис.4.50].
Известный суфлер не обеспечивает высоких экологических характеристик двигателя с двумя или более масляными полостями с разным уровнем давления в них, так как не позволяет исключить возможность перетекания горячих газов из масляных полостей с повышенным давлением в полости, где давление ниже, что приводит к увеличенному испарению масла, содержащего ядовитые присадки, и повышенному выбросу его в окружающую атмосферу. Известный в авиадвигателестроении способ улучшения экологических характеристик двигателя, заключающийся в использовании индивидуальных для каждой масляной полости суфлеров, усложняет конструкцию двигателя и увеличивает его массу, так как каждый суфлер, являющийся приводным агрегатом, должен быть снабжен приводным механизмом (например, шестеренной передачей).
Задача изобретения - сократить расход масла через систему суфлирования в двигателе, имеющем масляные полости с разным уровнем давления.
Указанная задача достигается тем, что в центробежном суфлере, содержащем корпус с каналами подвода воздушно-масляной смеси, отвода очищенного воздуха и уловленного масла и ротор, на котором закреплено лопастное колесо с окнами подвода воздушно-масляной смеси и отвода очищенного воздуха, лопастное колесо выполнено в виде двух отдельных крыльчаток, развернутых своими входами в противоположные стороны навстречу отдельным каналам подвода воздушно-масляной смеси корпуса, при этом окна отвода очищенного воздуха крыльчаток через смесительную камеру в корпусе сообщены с каналом отвода очищенного воздуха корпуса, а каналы отвода уловленного масла корпуса выполнены раздельными.
Выполнение лопастного колеса в виде двух отдельных крыльчаток, развернутых своими входами в противоположные стороны навстречу отдельным каналам подвода воздушно-масляной смеси корпуса, позволяет осуществить на двигателе раздельное суфлирование его масляных полостей с разным уровнем давления в них, что исключает перетекание горячих газов из полостей высокого давления в полости с низким давлением, в результате чего уменьшается испарение масла, а следовательно, и выброс масла в окружающую атмосферу в связи с тем, что пары масла центробежными суфлерами не улавливаются.
Выполнение центробежного суфлера единым для масляных полостей с разным уровнем давления в них позволяет снизить вес и габариты устройства, что, в свою очередь, упрощает конструкцию двигателя.
Из уровня техники неизвестен центробежный суфлер, в котором лопастное колесо выполнено в виде двух отдельных крыльчаток, развернутых своими входами в противоположные стороны навстречу отдельным каналам подвода воздушно-масляной смеси корпуса, при этом окна отвода очищенного воздуха крыльчаток через смесительную камеру в корпусе сообщены с каналом отвода очищенного воздуха корпуса, а каналы отвода уловленного масла корпуса выполнены раздельными. Поэтому можно сделать вывод о том, что предложенное устройство соответствует критерию новизны и изобретательского уровня.
На чертеже показан общий вид центробежного суфлера. Центробежный суфлер имеет корпус 1, в средней части которого выполнена смесительная камера 2, сообщенная с каналом 3 отвода очищенного воздуха. В противоположных концах корпуса 1 выполнены каналы 4 и 5 подвода воздушно-масляной смеси, а в боковой стенке выполнены каналы 6 и 7 отвода уловленной смазки. Внутри корпуса 1 на двух подшипниках качения установлен ротор 8, на котором закреплены крыльчатки 9 и 10, установленные последовательно и развернутые своими входами в противоположные стороны навстречу отдельным каналам 4 и 5 подвода воздушно-масляной смеси корпуса. Крыльчатки снабжены индивидуальными окнами 11 и 12 подвода воздушно-масляной смеси и 13 и 14 отвода очищенного воздуха. Ротор 8 снабжен шестерней 15 для привода его во вращение.
Когда двигатель работает, через систему шестеренных передач приводится во вращение через шестерню 15 и ротор 8. Из масляных полостей двигателя к каналам 4 и 5 начинает поступать воздушно-масляная смесь из разных масляных полостей и с разными величинами давления. Из каналов 4 и 5 в корпусе 1 смесь попадает в окна 11 и 12 крыльчаток 9 и 10, а затем через окна 13 и 14 в смесительную камеру 2, где происходит выравнивание давлений двух потоков воздуха (горячего и холодного). Поскольку включений масла в потоках воздуха, прошедших через окна 13 и 14, почти нет, подогрев масла и, следовательно, выпаривание масла будет отсутствовать, что скажется на уменьшении расхода масла. Частицы масла, попадающие на вращающиеся лопатки крыльчаток 9, 10, под действием центробежных сил откидываются на внутренние боковые стенки корпуса 1, а затем по маслосгонной резьбе переправляются в каналы 6 и 7 отвода уловленной смазки.
Предложенный центробежный суфлер позволяет сократить расход масла через систему суфлирования в двигателе, имеющем масляные полости с разным уровнем давления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Масляная система газотурбинного двигателя | 2022 |
|
RU2786876C1 |
СПОСОБ СУФЛИРОВАНИЯ МАСЛЯНОЙ ПОЛОСТИ ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И МАСЛОКОЛЬЦЕВОЙ ВАКУУМНЫЙ НАСОС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2731978C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ВОЗДУХА ОТ МАСЛА В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ | 1999 |
|
RU2171386C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ СУФЛЕР | 2014 |
|
RU2548228C1 |
ПРИВОДНОЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ СУФЛЕР С ОСЕВОЙ КРЫЛЬЧАТКОЙ | 2014 |
|
RU2558719C1 |
Система суфлирования воздуха в авиационном газотурбинном двигателе | 2019 |
|
RU2709751C1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2578784C1 |
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2416033C1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2117794C1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2273745C1 |
Центробежный суфлер относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к устройствам системы суфлирования авиационного газотурбинного двигателя и позволяет сократить расход масла через систему суфлирования в двигателе, имеющем масляные полости с разным уровнем давления. В центробежном суфлере, содержащем корпус с каналами подвода воздушно-масляной смеси, отвода очищенного воздуха и уловленного масла и ротор, на котором закреплено лопастное колесо с окнами подвода воздушно-масляной смеси и отвода очищенного воздуха, лопастное колесо выполнено в виде двух отдельных крыльчаток, развернутых своими входами в противоположные стороны навстречу отдельным каналам подвода воздушно-масляной смеси корпуса, при этом окна отвода очищенного воздуха крыльчаток через смесительную камеру в корпусе сообщены с каналом отвода очищенного воздуха корпуса, а каналы отвода уловленного масла корпуса выполнены раздельными. 1 ил.
Центробежный суфлер, содержащий корпус с каналами подвода воздушно-масляной смеси, отвода очищенного воздуха и уловленного масла и ротор, на котором закреплено лопастное колесо с окнами подвода воздушно-масляной смеси и отвода очищенного воздуха, отличающийся тем, что лопастное колесо выполнено в виде двух отдельных крыльчаток, развернутых своими входами в противоположные стороны навстречу отдельным каналам подвода воздушно-масляной смеси корпуса, при этом окна отвода очищенного воздуха крыльчаток через смесительную камеру в корпусе сообщены с каналом отвода очищенного воздуха корпуса, а каналы отвода уловленного масла корпуса выполнены раздельными.
БИЧ М.М | |||
и др | |||
Смазка авиационных газотурбинных двигателей | |||
М.: Машиностроение, 1979, с.95, рис.4.50.RU 2171386 C2, 27.07.2001.RU 2117794 C1, 20.08.1998.SU 1152299 A1, 10.08.2004.FR 2742804 A, 27.06.1997.US 4080783 A, 28.03.1978. |
Авторы
Даты
2006-05-27—Публикация
2004-11-19—Подача