Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции охлаждающих устройств дизелей тепловозов.
Известно охлаждающее устройство дизеля тепловоза ТЭП60, состоящее из трех холодильных камер, в первой из которых установлено 18 секций воды дизеля и 6 секций воды воздухоохладителя и охладителя масла, во второй установлено 24 секции, а в третьей 9 секций воды воздухоохладителя и охладителя масла. Первые две камеры снабжены вентиляторами с регулируемым гидрообъемным приводом, а третья камера снабжена вентилятором с приводом от коленчатого вала дизеля. Температура теплоносителей регулируется числом оборотов вентиляторов первой и второй холодильных камер и жалюзи, при этом третья камера в зимний период отключается. (см. Тепловозы, С.А.Шафрановский и др., "Транспорт", 1964, с.100).
Недостатками такого устройства являются сложность и низкая надежность конструкции при наличии дополнительной гидросистемы, низкая экономическая эффективность и большие затраты мощности дизеля на его охлаждение, вызываемые тем, что вода дизеля охлаждается только в первой холодильной камере, что вынуждает вентиляторы и их моторы и первой, и второй холодильных камер работать постоянно при любых температурах наружного воздуха и мощности дизеля, что в свою очередь обеспечивает им низкие обороты и работу в зоне низких КПД и вентиляторов, и моторов.
Известно также охлаждающее устройство дизеля тепловоза ТЭ109, в котором общая вода дизеля, воздухоохладителя и охладителя масла охлаждается в 42 секциях. Охлаждающее устройство разделено на три отсека, в каждом из которых установлен восьмилопастной вентилятор УК-2М диаметром 1100 мм, снабженный асинхронным электродвигателем. Вентиляторами и жалюзи управляет четырехпредельное термореле с твердым наполнителем. Жалюзи открываются при температуре воды 75°С, включение первого вентилятора происходит при температуре воды 78°С, второго - при 82°С и третьего - при 86°С. Отключение вентиляторов и закрытие жалюзи происходит при температуре воды на 3-5°С более низкой, чем температура включения. (см. Тепловозы. Конструкция, теория и расчет, под ред. д-ра техн. наук Н.И.Панова, "Машиностроение", 1976, с.258).
Недостатками такого устройства являются регулирование работы вентиляторов ОУ по температуре общей воды дизеля, воздухоохладителя и охладителя масла с ее перепадом, равным 26°С, что приводит к необходимости дополнительного охлаждения наддувочного воздуха и регулирования его температуры в дополнительных системах и снижению качества работы дизеля, низкая экономическая эффективность и большие затраты мощности дизеля на его охлаждение, вызываемые тем, что в интервале температуры воды от 81°С до 96°С все вентиляторы с их моторами работают непрерывно и независимо от температуры наружного воздуха, что приводит к их работе с низкими оборотами в зоне низких КПД и вентиляторов, и моторов.
Техническим результатом изобретения является снижение мощности, потребляемой охлаждающим устройством, снижение расхода топлива дизелем, снижение единичной и общей мощности электродвигателей, обеспечение их работы и работы вентиляторов в зоне максимальных коэффициентов полезного действия при минимальных потерях в любых климатических зонах и при любом использовании мощности дизеля, повышение технологичности сборки и ремонтов охлаждающего устройства, экономия моторесурса электродвигателей и вентиляторов, упрощение эксплуатации охлаждающего устройства.
Технический результат достигается тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы воды дизеля или воды дизеля и охладителя масла дизеля, радиаторы воды воздухоохладителя или воды воздухоохладителя и охладителя масла, охладитель масла дизеля или радиаторы масла дизеля, коллекторы, вентиляторы с электродвигателями постоянного или переменного тока, водяные насосы, масляный насос, воздухоохладитель, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено в виде блочной или каркасной холодильной камеры с единым воздушным пространством, с размещенными в ней в один или два слоя по ходу воздуха радиаторами, и снабженной тремя вентиляторами одного или различных диаметров, каждый из которых снабжен электродвигателем постоянного или переменного тока с регулируемым числом оборотов, при этом при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, электродвигатель одного вентилятора включается в работу дополнительно к остальным с одновременным открытием коллектора этого вентилятора, а при температуре наружного воздуха ниже минус двадцати градусов по Цельсию электродвигатель одного вентилятора выключается из работы и его коллектор закрывается, кроме того, при длительной работе дизеля на холостом ходу или при частичном использовании мощности дизеля при номинальной температуре наружного воздуха для работы дизеля или ниже электродвигатель одного вентилятора выключается, при этом его коллектор закрывается.
Такой же технический результат достигается тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы воды дизеля или воды дизеля и охладителя масла дизеля, радиаторы воды воздухоохладителя или воды воздухоохладителя и охладителя масла, охладитель масла дизеля или радиаторы масла дизеля, коллекторы, вентиляторы с электродвигателями постоянного или переменного тока, водяные насосы, масляный насос, воздухоохладитель, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено в виде блочной или каркасной холодильной камеры с единым воздушным пространством, с размещенными в ней в один или два слоя по ходу воздуха радиаторами, и снабженной четырьмя вентиляторами одного или различных диаметров, каждый из которых снабжен электродвигателем постоянного или переменного тока с регулируемым числом оборотов, при этом при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, электродвигатель одного вентилятора включается в работу дополнительно к остальным с одновременным открытием коллектора этого вентилятора, при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов по Цельсию электродвигатель одного вентилятора выключается из работы, его коллектор закрывается, а при температуре наружного воздуха ниже минус двадцати градусов по Цельсию выключается из работы электродвигатель еще одного вентилятора и его коллектор закрывается, кроме того, при длительной работе дизеля на холостом ходу или при частичном использовании мощности дизеля при номинальной температуре наружного воздуха для работы дизеля или ниже электродвигатель одного вентилятора или электродвигатели двух вентиляторов выключаются, при этом их коллекторы закрываются.
Такой же технический результат достигается тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы воды дизеля или воды дизеля и охладителя масла дизеля, радиаторы воды воздухоохладителя или воды воздухоохладителя и охладителя масла, охладитель масла дизеля или радиаторы масла дизеля, коллекторы, вентиляторы с электродвигателями постоянного или переменного тока, водяные насосы, масляный насос, воздухоохладитель, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено в виде блочной или каркасной холодильной камеры с единым воздушным пространством, с размещенными в ней в один или два слоя по ходу воздуха радиаторами, и снабженной пятью или шестью вентиляторами одного или различных диаметров, каждый из которых снабжен электродвигателем постоянного или переменного тока с регулируемым или постоянным числом оборотов, при этом при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, электродвигатель одного вентилятора включается в работу дополнительно к остальным с одновременным открытием коллектора этого вентилятора, при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов по Цельсию электродвигатель одного вентилятора выключается из работы и его коллектор закрывается, при температуре наружного воздуха ниже минус десяти градусов по Цельсию выключается из работы электродвигатель еще одного вентилятора и его коллектор закрывается, а при температуре наружного воздуха ниже минус двадцати градусов Цельсия выключается из работы электродвигатель еще одного вентилятора и его коллектор закрывается, при этом хотя бы один вентилятор остается включенным, кроме того, при длительной работе дизеля на холостом ходу или при частичном использовании мощности дизеля при номинальной температуре наружного воздуха для работы дизеля или ниже электродвигатель одного вентилятора или электродвигатели двух или трех вентиляторов выключаются, начиная с температуры наружного воздуха, равной номинальной температуре наружного воздуха, для работы дизеля, а их коллекторы закрываются, при этом хотя бы один вентилятор остается включенным.
Такой же технический результат достигается тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы воды дизеля или воды дизеля и охладителя масла дизеля, радиаторы воды воздухоохладителя или воды воздухоохладителя и охладителя масла, охладитель масла дизеля или радиаторы масла дизеля, коллекторы, вентиляторы с электродвигателями постоянного или переменного тока, водяные насосы, масляный насос, воздухоохладитель, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено в виде блочных или каркасных двух холодильных камер, размещенных по бортам тепловоза, с единым воздушным пространством в каждой из них, с размещенными в них в один или два слоя по ходу воздуха радиаторами, и снабженных каждая четырьмя или пятью вентиляторами одного или различных диаметров, каждый из которых снабжен электродвигателем постоянного или переменного тока с регулируемым числом оборотов или с постоянным, при этом при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, электродвигатель одного вентилятора каждой холодильной камеры включается в работу дополнительно к остальным с одновременным открытием коллектора этого вентилятора, при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов по Цельсию электродвигатель одного вентилятора в каждой камере выключается из работы и его коллектор закрывается, а при температуре наружного воздуха ниже минус двадцати градусов по Цельсию электродвигатель еще одного вентилятора в каждой камере выключается из работы и его коллектор закрывается, при этом включенными остаются не менее одного вентилятора в каждой камере, кроме того, при длительной работе дизеля на холостом ходу или при частичном использовании мощности дизеля при номинальной температуре наружного воздуха для работы дизеля или ниже электродвигатель одного вентилятора или электродвигатели двух или трех вентиляторов каждой камеры выключаются, начиная с температуры наружного воздуха, равной номинальной температуре наружного воздуха, для работы дизеля, и их коллекторы закрываются, при этом включенными остаются не менее одного вентилятора в каждой камере.
Предлагаемое охлаждающее устройство дизеля тепловоза представлено на чертежах где:
на фиг.1 изображено охлаждающее устройство дизеля тепловоза, общий вид (однокамерное с тремя просасывающими вентиляторами);
на фиг.2 изображен вид сверху на фиг.1;
на фиг.3 изображено охлаждающее устройство дизеля тепловоза, общий вид (однокамерное с пятью нагнетательными вентиляторами);
на фиг.4 изображен вид сверху на фиг.3;
на фиг.5 изображено охлаждающее устройство дизеля тепловоза, общий вид (двухкамерное с пятью нагнетательными вентиляторами в каждой);
на фиг.6 изображен вид А на фиг.3;
на фиг.7 изображена гидравлическая схема охлаждающего устройства дизеля тепловоза (двухконтурного с охлаждением масла дизеля в охладителе масла водой горячего или холодного контура);
на фиг.8 изображена гидравлическая схема охлаждающего устройства дизеля тепловоза (трехконтурного с охлаждением масла дизеля в масляных радиаторах).
Охлаждающее устройство (ОУ) дизеля тепловоза (фиг.1-8) состоит из холодильных камер (ХК) 1 или 2 и 3, радиаторов воды дизеля или воды дизеля и охладителя масла дизеля 4, радиаторов воды воздухоохладителя или воды воздухоохладителя и охладителя масла дизеля 5, радиаторов масла дизеля 6, коллекторов 7, вентиляторов 8 с коллекторами 9, направляющих аппаратов 10 электродвигателей вентиляторов 11, спрямляющих аппаратов 12, ограждений 13, жалюзи 14, жалюзи 15, аппаратуры управления 16, дизеля 17, воздухоохладителя 18, охладителя масла дизеля 19, насоса воды дизеля 20, насоса воды воздухоохладителя 21, напорного трубопровода воды дизеля 22, сливного трубопровода воды дизеля 23, напорного трубопровода воды воздухоохладителя 24, сливного трубопровода воды воздухоохладителя 25, расширительного бака 26, водяного насоса 27, сливного трубопровода 28, масляного насоса 29, напорного трубопровода масла 30, сливного трубопровода масла 31, вентилей 32, вентиля охладителя масла дизеля 33, датчика температуры наружного воздуха 34.
Охлаждающее устройство дизеля тепловоза работает следующим образом (фиг.1-8). При температуре наружного воздуха ниже ее номинального значения для работы дизеля при включении дизеля 17 на номинальную мощность включаются насосы воды дизеля 20, воды воздухоохладителя 21 и масляный насос 29, открываются направляющие 10 спрямляющие аппараты 12 вентиляторов 8, кроме одного вентилятора, и включаются электродвигатели 11 этих вентиляторов, при этом открываются соответствующие жалюзи 14 и 15. Вода дизеля и охладителя масла и вода воздухоохладителя или вода дизеля, вода воздухоохладителя и охладителя масла, или вода дизеля, вода воздухоохладителя и масло дизеля по напорным трубопроводам соответственно 22 и 24 или 22, 24 и 30 через коллекторы 7 поступает в соответствующие радиаторы 4 и 5 или 4, 5 и 6 холодильных камер 1 или 2 и 3, где охлаждается потоками воздуха, заключенными в ограждения 13, создаваемыми вентиляторами 12, вращаемыми двигателями вентиляторов 13, управляемыми аппаратурой управления 16, и по соответствующим сливным трубопроводам 23, 25 и 28 или 23, 25, 31 и 28 насосами 20 и 21 или 20, 21 и 29 вновь подается в охладитель масла дизеля 19 и далее в дизель 17 и воздухоохладитель 18 или непосредственно в дизель 17 и воздухоохладитель 18. При этом при номинальном температурном режиме, контролируемом датчиком температуры наружного воздуха 34, по одному вентилятору 8 в каждой холодильной камере 1 или 2 и 3 не включены в работу, двигатели этих вентиляторов 11 не включены, а спрямляющие аппараты 12 и направляющие аппараты 10, а также жалюзи 15 коллекторов 9 этих вентиляторов остаются закрытыми. Невключение в работу этих вентиляторов с помощью аппаратуры управления 16 обеспечивает работу работающих вентиляторов 8 и их двигателей 11 холодильных камер 1 или 2 и 3 с максимальными числами оборотов двигателей и вентиляторов с максимальными коэффициентами полезного действия с обеспечением оптимальных температурных параметров теплоносителей.
При повышении температуры наружного воздуха выше номинальной температуры для работы дизеля ранее не включенные вентиляторы в холодильных камерах 1 или 2 и 3 по сигналу датчика температуры наружного воздуха 34 аппаратурой управления 16 включаются в работу по описанной выше схеме, что исключает перегрев теплоносителей с сохранением оптимальных режимов работы ОУ в этот период.
При понижении температуры наружного воздуха ниже очередного для каждого ОУ уровня температур выключаются из работы по одному вентилятору 8 в каждой холодильной камере 1, 2 и 3. При этом по сигналу датчика температуры наружного воздуха 34 аппаратурой управления 16 спрямляющие аппараты 12 и направляющие аппараты 10, а также жалюзи 15 коллекторов 9 этих вентиляторов закрываются, а их электродвигатели выключаются. При этом исключается переохлаждение теплоносителей с сохранением самых экономичных по числу оборотов и КПД режимов работы электродвигателей и вентиляторов ОУ в этот период. При этом остаются работающими не менее одного вентилятора в каждой холодильной камере.
При повышении температуры наружного воздуха на более высокий температурный уровень ранее выключенные вентиляторы включаются по описанной выше схеме.
При переходе дизеля с режима полной мощности на частичные режимы и обратно (например, при переходе с 15-й позиции контроллера на 8-ю или ниже и обратно) вентиляторы в холодильных камерах 1, 2 и 3 соответственно выключаются или включаются дополнительно к выключенным или включенным ранее в соответствии с температурным интервалом по приведенной выше схеме. Это позволяет сохранять самые экономичные режимы работы ОУ и при переходе дизеля на частичные режимы работы.
При переводе дизеля в режим длительного ожидания или отстоя все электродвигатели 11 вентиляторов 8 выключаются, а их направляющие аппараты 10, спрямляющие аппараты 12, а также жалюзи 14 и 15 закрываются. При этом вода из радиаторов 4 и 5 насосом 27 по сливным трубопроводам 28 с открытием и закрытием соответствующих вентилей 32 может быть слита в расширительный бак 26.
Сравнительные расчетные данные предлагаемого охлаждающего устройства дизеля тепловоза по сравнению с существующим охлаждающим устройством дизеля, содержащего два регулируемых числом оборотов, но не отключаемых вентилятора, приведены в табл.1. Расчетные данные приведены для тепловоза мощностью 2500 кВт с трехконтурным ОУ, с охлаждением масла дизеля в масляных радиаторах, с вентиляторами типа УК-2М, с электродвигателями типа АМВР-37 переменного числа оборотов с nmax=1500 об/мин и nmax=2000 об/мин с радиаторами типа Р-62, при компоновке с просасывающими вентиляторами по фиг.1.
Алгоритмы работы (количество работающих вентиляторов по интервалам температур наружного воздуха), приведенных в табл.1 ОУ, и величины коэффициентов полезного действия вентиляторов, электромоторов и системы в целом в этих интервалах приведены в табл.2, соответствующие потери мощности в одном вентиляторе и моторе, подлежащие отводу, приведены в табл.3.
Как видно из табл.1, в предлагаемом ОУ единичная мощность электродвигателя снижается с 40 кВт до 8 кВт, а установочная с 80 кВт до 64 кВт, при этом затраты мощности дизеля на ОУ снижаются на 24%.
Из табл.2 следует, что если обычные ОУ имеют максимальный КПД в наименее редко встречающихся режимах при 40°С (в режимах с минимальным весовым коэффициентом), то предлагаемые ОУ обеспечивают максимальные КПД в режимах с максимальным весовым коэффициентом (+20°С - минус 20°С). При этом КПД вентилятора возрастает с 72,8% до 77,2%, электродвигателя с 61,3% до 84,9%, а системы в целом с 44,8% до 64,2%.
Из табл.3 видно, что потери мощности в вентиляторах и электродвигателях, а также системы в целом обычных ОУ достигают соответственно 7,67 кВт, 6,19 кВт и 10,8 кВт, а в предлагаемом ОУ они понижаются соответственно до 1,98 кВт, 1,16 кВт и 2,51 кВт, что говорит о том, что в отличие от существующих ОУ для предлагаемых ОУ дополнительная система охлаждения электродвигателя не требуется.
Из табл.1 видно, что среднегодовые потери мощности ОУ в предлагаемых ОУ понижаются с 17,5 кВт до 8,7 кВт т.е. на 50,3%.
При применении многовентиляторных ОУ, позволяющих применение наддувочной компоновки по фиг.3 и 5, необходимые мощности электродвигателей, затраты мощности на ОУ и потери мощности уменьшаются дополнительно за счет уменьшения потерь с динамическим напором, обеспечиваемого этими компоновками.
Это и приводит к снижению мощности, потребляемой охлаждающим устройством, снижению расхода топлива дизелем, снижению единичной и общей мощности электродвигателей, обеспечению их работы и работы вентиляторов в зоне максимальных коэффициентов полезного действия при минимальных потерях в любых климатических зонах и при любом использовании мощности дизеля, повышению технологичности сборки и ремонтов охлаждающего устройства, экономии моторесурса электродвигателей и вентиляторов, упрощению эксплуатации охлаждающего устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2277485C1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА | 2004 |
|
RU2277483C1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2207266C2 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ДВУХДИЗЕЛЬНОГО ТЕПЛОВОЗА (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2375211C1 |
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2256090C2 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2285135C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЯ СИСТЕМА ЭКСТРЕМАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ | 2007 |
|
RU2349770C1 |
Способ определения степени загрязненности радиаторных секций системы охлаждения тепловозного дизеля | 1990 |
|
SU1751655A2 |
Способ оценки технического состояния радиаторных секций системы охлаждения двигателя | 1985 |
|
SU1260714A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ МИКРОПРОЦЕССОРНЫЙ РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ВЕНТИЛЯТОРА | 2011 |
|
RU2492335C2 |
Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструкции охлаждающих устройств дизелей тепловозов. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза выполнено в виде одной или нескольких холодильных камер 1 с размещенными в них радиаторами 4, 5 и вентиляторами 8. При температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, электродвигатель одного вентилятора включается в работу дополнительно к остальным с одновременным открытием коллектора 9 этого вентилятора, а при температуре наружного воздуха ниже минус двадцати градусов по Цельсию электродвигатель одного вентилятора выключается из работы и его коллектор закрывается. Включение и выключение каждого вентилятора сопровождается открытием или закрытием соответствующих ему жалюзей 14, 15. Технический результат - снижение мощности, потребляемой охлаждающим устройством, снижение расхода топлива дизелем, снижение единичной и общей мощности электродвигателей, обеспечение их работы и работы вентиляторов в зоне максимальных КПД. 4 н. и 4 з.п. ф-лы, 8 ил., 3 табл.
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2207266C2 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2064596C1 |
Регулятор температуры охлаждающей среды тепловой машины | 1983 |
|
SU1094974A1 |
US 5669311 A1, 23.09.1997 | |||
US 5566745 A1, 22.10.1996 | |||
Магнитный формирователь однополярных импульсов тока | 1958 |
|
SU123761A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
СОБЕНИН Л.А | |||
и др | |||
Устройство и ремонт тепловозов | |||
- М.: издательский центр "Академия", 2004, с.212-214. |
Авторы
Даты
2006-06-10—Публикация
2005-03-23—Подача