Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано при устройстве верхних слоев покрытий городских и проселочных дорог. При строительстве автомобильных дорог в настоящее время применяются асфальтобетонные смеси, изготовляемые в соответствии с ГОСТ 9128-97 [1]. Известна асфальтобетонная смесь (а.с. №1209650 [2]), включающая битум, электросталеплавильный шлак, отход производства поливинилхлорида - обезвоженная сажесмоляная пульпа и отходы дробленого литого шлакового щебня.
Недостатком этой асфальтобетонной смеси является пониженный коэффициент водостойкости и прочность при 20°С и 50°С, а также использование в качестве структурирующей добавки отходов производства поливинилхлорида, включающих вредные химические вещества (бензол, дихлорэтан, нафталин, высокомолекулярный продукт), загрязняющие окружающую среду при сушке и требующие повышенных энергозатрат на сушку.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является асфальтобетонная смесь (а.с. №2119465 [3]), включающая в мас.%:
- нефтяной вязкий битум 5...6,5,
- масляный раствор синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука, модифицированного СВБ-М 0,15...0,30,
- шлам химводоочистки ТЭЦ 2...4,
- известняковый щебень фр. 5...20-25...35,
- минеральный порошок - 1...3.
Недостатком этого изобретения также является низкая прочность при сжатии при температуре 20°С и 50°С, пониженный коэффициент водостойкости. Кроме того, используемый в качестве модификатора высокомолекулярный полибутадиеновый каучук, содержащий 30...80% винильных звеньев и полибутадиена, также является вредным с точки зрения экологии, дорогостоящим и дефицитным. Шлам химводоочистки ТЭЦ, по известному изобретению, предлагается высушивать, что требует дополнительных энергозатрат на сушку, так как, будучи тонкодисперсным, он трудно отдает влагу и его содержание в известном составе не превышает 4%, что недостаточно для заполнения пустот в пористых шлаковых заполнителях.
Сущность изобретения заключается в том, что асфальтобетонная смесь, включающая песок, щебень и дорожный битум, в качестве заполнителей содержит песок и щебень из кислого литого доменного шлака, устойчивого ко всем видам самораспада, а в качестве наполнителя и структурирующего компонента она содержит шлам химводоочистки ТЭЦ и в качестве гидрофобно-пластифицирующей и структурирующей добавки - кремнийорганическую жидкость ГКЖ-11 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
- нефтяной битум - 6 (сверх 100% минеральной части смеси),
- шлам химводоочистки - 4...8,
- ГКЖ-11 - 0,04...0,17,
- шлаковые заполнители - остальное.
Для обеспечения максимально плотной упаковки зерен минеральной смеси смесь содержит шлакового песка из литого доменного шлака фр. 0...5 мм - 61...65%, щебня из того же шлака фр. 5...20 мм - 31% и шлам химводоочиски ТЭЦ-4...8%.
В качестве пластификатора может применяться 10...15%-ный раствор в органических растворителях ГКЖ-10, 11 или 50-ти процентная водная эмульсия ГКЖ-94.
При изготовлении асфальтобетонной смеси, включающем весовую дозировку, разогрев до 90...110°С и перемешивание в быстроходном смесителе компонентов минеральной смеси с последующим введением разогретого до температуры 140...160°С битума, шлам химводоочистки ТЭЦ в виде пульпы предварительно смешивается с активатором ГКЖ, а затем вводится в заполнители, которые отсасывают из него влагу, после чего эта влага испаряется при нагревании заполнителей. В полученную минеральную смесь с активированным наполнителем вводится битум, и смесь перемешивается до однородности.
Для повышения прочности асфальтобетона при 20 и при 50°С, а также для уменьшения расхода битумного связующего рекомендуется применять интенсивную раздельную технологию. При этом шлам химводоочистки ТЭЦ смешивается до однородности с добавкой ГКЖ для его активации, высушивается в распылительной сушилке, а затем вводится в разогретый битум для получения наполненного асфальтового связующего, после чего это связующее смешивается с разогретыми до 90...110°С шлаковыми заполнителями.
Заполнители из доменного литого шлакового щебня - это кислые или близкие к нейтральным шлаки доменного производства, устойчивые против всех видов самораспада, практически полностью закристаллизованные за счет медленного охлаждения в шлаковых траншеях, - имеют развитую поверхность зерен, что способствует повышению сцепления с битумным связующим за счет затекания его в поры заполнителя и повышает плотность и прочность асфальтобетона. Шероховатая поверхность шлаковых заполнителей обеспечивает лучшее сцепление колес с дорожным покрытием, что улучшает коэффициент сцепления даже при мокром покрытии дорог. Химический состав шлаковых заполнителей представлен в табл.1.
Из этой таблицы видно, что шлаки имеют модуль основности менее или близкий к 1, что обеспечивает их устойчивость к самораспаду, в их составе преобладают оксиды СаО и MgO и при введении шлама водоочистки, содержащего преимущественно известняк, увеличивается основность минеральной смеси, что обеспечивает улучшение сцепления минеральной смеси с битумным связующим, по сравнению с кислыми заполнителями (гранитный щебень и кварцевый песок). Шлаки являются отходом местной металлургической промышленности и их использование в дорожном строительстве в больших объемах способствует утилизации этих отходов и улучшению экологической обстановки промышленной зоны этих предприятий.
Шлам химводоочистки ТЭЦ, химический состав которого также представлен в табл. 1, образуется при умягчении речной воды гашеной известью, состоит преимущественно из карбонатов кальция, причем активные СаО и MgO в его составе отсутствуют. Таким образом, он удовлетворяет требованиям ГОСТ 9128-97, в котором ограничивается содержание указанных оксидов не более 3%. По химико-минералогическому составу он достаточно стабилен (так как речная вода р. Воронеж почти не содержит солей), а по зерновому составу характеризуется проходом через сито 0,071 мм - не менее 90%, что также удовлетворяет требованиям ГОСТ 9128-97. Вследствие высокой дисперсности этот шлам трудно отдает воду, поэтому для снижения энергозатрат на сушку его целесообразно вводить в виде пульпы в шлаковые пористые заполнители, активно отсасывающие из него влагу. При перемешивании с ними шлама быстро достигается однородность, а затем, при нагревании заполнителей перед смешиванием с горячим битумом, эта влага легко испаряется, так как наполнитель располагается на зернах заполнителей в виде тонкой пленки. Это способствует снижению энергозатрат на обезвоживание шлама и решает проблему его утилизации. В сутки в отвалы выбрасывается до 15 тонн такого шлама, а сброс его в природные водоисточники запрещен органами Санэпиднадзора во избежание повышения жесткости питьевой воды, но по составу Министерством Здравоохранения он признан безвредным и не способствует загрязнению окружающей среды. В промышленной зоне ТЭЦ он находится в отстойниках, которые в настоящее время практически заполнены, и проблема утилизации этого шлама стоит очень остро не только в пределах отдельных регионов, но и по всей России. Предлагаемый состав асфальтобетона с повышенным содержанием шлама химводоочистки позволяет частично решить эту проблему.
В качестве гидрофобно-пластифицирующей добавки в предлагаемом составе асфальтобетонной смеси предусмотрено применение кремнийорганических жидкостей, выпускаемых Данковским химзаводом ОАО "Силан". ГКЖ-10 представляет собой 30±5%-ный водный раствор метилсиликоната натрия, ГКЖ-11 - 30±5%-ный водный раствор этилсиликоната натрия, а ГКЖ-94 - 50%-ная водная эмульсия этилгидросилоксана. Эти добавки даже при небольших количествах (0,04...0,17 мас.%) активно гидрофобизуют поры зерен как заполнителей, так и наполнителя из шлама химводоочистки ТЭЦ, повышая их гидрофобность и снижая битумоемкость. Кроме того, они повышают эластичность битума и равномерно с ним смешиваются без пенообразования, особенно при применении быстроходных смесителей. А при смешивании с наполнителем и заполнителями повышают их активность и морозостойкость асфальтобетона. Эти добавки не являются дефицитными и безвредны с точки зрения экологии, так как не содержат вредных примесей.
Зерновой состав шлама химводоочистки представлен в табл.2.
Несмотря на повышенную пористость шлаковых заполнителей, предлагаемый состав асфальтобетонной смеси позволяет не увеличивать расход битума, по сравнению с плотными заполнителями (гранитный или известняковый щебень и песок отходов дробления горных пород), благодаря гидрофобизации пластифицирующей добавки ГКЖ и оптимальному соотношению шлакового щебня и песка, обеспечивающему максимально плотную упаковку зерен минеральной смеси (61...65% песка и 31% щебня).
Предлагаемые составы асфальтобетонной смеси представлены в табл.3.
при 20°С:
Технология изготовления предлагаемой смеси может быть следующей.
1. Шлам химводоочистки ТЭЦ в виде пульпы равномерно смешивается в быстроходном смесителе с добавкой ГКЖ и направляется в асфальтосмеситель для подсушивания и подогрева до температуры 90...110°С, где смешивается со шлаковым песком и щебнем в указанных соотношениях. Разогретый битум до температуры 140...160°С подается в асфальтосмеситель, где смешивается с разогретыми заполнителями и наполнителем до однородности. Полученную асфальтобетонную смесь уплотняют, как обычно, механическими или вибромоторными катками при температуре 80...90°С. Свойства полученной асфальтобетонной смеси также представлены в табл.3.
2. При наличии распылительных сушилок шлам химводоочистки ТЭЦ можно в начале смешивать с добавками ГКЖ для получения активированного порошка, высушивать в этих сушилках, а затем смешивать с разогретым до 140...160°С битумом для получения наполненного связующего. После чего предварительно разогретые до температуры 90...110°С и перемешанные в сушильном барабане асфальтосмесительной установки шлаковые заполнители в указанных пропорциях смешиваются с наполненным связующим в смесительной камере установки до однородности. Применение интенсивной раздельной технологии позволяет максимально повысить прочность и сдвигоустойчивость асфальтобетона на пористых заполнителях и уменьшить расход наиболее дорогого компонента смеси - битумного связующего. Для получения сравнимых результатов в лабораторных условиях изготовлялись образцы предлагаемых составов на шлаковых заполнителях, изготовление и испытание которых осуществлялось в одинаковых условиях. Полученные результаты представлены в табл.3.
Анализ этих данных позволяет сделать вывод, что предлагаемая асфальтобетонная смесь обеспечивает более высокую прочность как при 20°С, так и при 50°С и более высокую водостойкость как обычную, так и при длительном водонасыщении.
Источники информации
1. ГОСТ 9128-97. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
2. Авторское свидетельство №1209650, С 04 В 26/26, 18/14; С 08 L 95/00. Асфальтобетонная смесь. Опуб. 07.02.1986 г, бюл. №5.
3. Авторское свидетельство №2119465, С 04 В 26/26, Е 01 С 7/18. Асфальтобетонная смесь. Опуб. 27.09.1998 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 1997 |
|
RU2119465C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ НА ОСНОВЕ МОДИФИЦИРОВАННОГО БИТУМА ДЛЯ УСТРОЙСТВА ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2015 |
|
RU2613211C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ НА ОСНОВЕ МОДИФИЦИРОВАННОГО БИТУМА ДЛЯ УСТРОЙСТВА ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2015 |
|
RU2613068C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2005 |
|
RU2303576C2 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2015 |
|
RU2591938C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2013 |
|
RU2534861C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2012 |
|
RU2487095C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2012 |
|
RU2522497C1 |
Асфальтобетонная смесь, содержащая заполнитель из отходов металлургического производства и битумное вяжущее марки PG | 2021 |
|
RU2787268C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2001 |
|
RU2204539C2 |
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано при устройстве верхних слоев покрытий городских и проселочных дорог. Технический результат: обеспечение максимально плотной упаковки зерен минеральной смеси, повышение прочности асфальтобетона при 20°С и при 50°С, повышение сцепления заполнителя с битумным связующим за счет затекания его в поры заполнителя, что повышает плотность и прочность асфальтобетона. Асфальтобетонная смесь включает в качестве связующего дорожный битум, в качестве заполнителей - песок и щебень из кислого литого доменного шлака в количестве, обеспечивающем максимально плотную упаковку зерен минеральной смеси, а в качестве наполнителя и структурирующего компонента она содержит шлам химводоочистки ТЭЦ, состоящий преимущественно из оксидов СаО - 48...52%, а также: MgO - 1,5...6,5%; SiO2 - 1,8...2,6%; Al2O3 - 2...3,2%; Fe2О3 - 1...2,4%; R2O - 0,4...0,6%; Sоб - 1,5...2,5%; п.п.п. - 36...42%, в качестве гидрофобно-пластифицирующей и структурирующей добавки - кремнийорганическую жидкость ГКЖ-11 при следующем соотношении компонентов, мас.%: нефтяной битум 6 (сверх 100% минеральной части смеси), шлам химводоочистки ТЭЦ - 4...8, ГКЖ-11 - 0,04...0,17 (сверх 100% минеральной части смеси), шлаковый щебень, фр. 5...20 мм - 31, шлаковый песок, фр. 0...5 мм - 61,0...65,0. Также описан способ изготовления вышеуказанной асфальтобетонной смеси. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 табл.
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 1997 |
|
RU2119465C1 |
СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ АСФАЛЬТОБЕТОНА | 1999 |
|
RU2160237C1 |
Асфальтобетонная смесь | 1990 |
|
SU1726427A1 |
РЫБЬЕВ И.А | |||
Асфальтовые бетоны | |||
- М.: Высшая школа, 1969, с.13-14. |
Авторы
Даты
2006-06-10—Публикация
2003-12-08—Подача