Данное устройство относится к спасательной технике и может быть использовано как для тушения пожара, так и для эвакуации людей.
Известно спасательное устройство, подвешиваемое к вертолету, содержащее устройство для закрепления спасаемых, выполненное в виде отрезков каната, нижние концы которых закреплены на канате неподвижно, а верхние - подвижно посредством обоймы с фрикционными вкладышами и поджимаемыми винтами (SU 556817 А1, 05.05.1977).
Устройство рассчитано на то, чтобы снимать людей с крыши высотного горящего дома. Спасать группу тонущих таким устройством весьма сложно.
Также известны устройства, состоящие из различной конструкции корзин, которые опускают на землю или в воду для спасения терпящих бедствие (US 4138077 А, 06.02.1979). Однако подобные устройства не могут быть использованы для доставки жидкости в очаги пожара.
В качестве наиболее близкого аналога данного изобретения было выбрано устройство для спасательных работ, включающее каркас, боковую ограждающую стенку, выполненную с возможностью складывания в вертикальном направлении под действием силы тяжести при опоре ее снизу и раскладывания в том же направлении при ее подвесе за верхнюю часть, при этом устройство имеет ограждающий кожух из сплошного материала, который при раскладывании боковой стенки в вертикальном положении вместе с опорным каркасом составляет закрытый объем (RU 2224692 С2, 27.02.2004).
Недостатком прототипа является невозможность его использования для спасения тонущих и захвата воды для гашения, например, лесного пожара.
Техническим результатом, достигаемым при реализации данного изобретения, является расширение функциональных возможностей.
Указанный технический результат достигается тем, что устройство для спасательных работ включает каркас, боковую ограждающую стенку, выполненную с возможностью складывания в вертикальном направлении, днище, согласно изобретению боковая ограждающая стенка выполнена из огнестойкого и водонепроницаемого материала, имеет лепестки, закрепленные одним краем по периметру днища и поверх сетчатого дна, лепестки в опущенном состоянии закрывают всю поверхность сетчатого дна, концы части лепестков имеют закрылки из водонепроницаемого материала, перекрывающие зазоры между лепестками в их опущенном состоянии, вершина одного из лепестков соединена с концом шнура, а каркас имеет верхнее и нижнее полые ободочные кольца, при этом внутренний объем верхнего ободочного кольца обеспечивает плавучесть устройства.
Боковая ограждающая стенка и лепестки выполнены трехслойными и состоят из соединенных вместе асбестовой ткани, слоя войлока и тонкого водонепроницаемого материала.
Свободные концы лепестков имеют утяжеляющие вкладыши.
На фиг.1 изображено устройство в сложенном виде под днищем вертолета и то же устройство в развернутом состоянии на канатной подвеске; на фиг.2 - устройство в продольном разрезе; на фиг.3 - вид устройства сверху; на фиг.4 - вид устройства в свернутом состоянии, в разрезе, под люком вертолета; на фиг.5 - соединительный элемент для подвески устройства к вертолету; на фиг.6 - вид центральной части днища устройства, в разрезе; на фиг.7 - разрез лепестка по А-А на фиг.3.
Устройство имеет каркас, боковую ограждающую стенку 1, выполненную с возможностью складывания в вертикальном направлении, лепестки 2, 3, 4, 5 из гибкого огнестойкого и водонепроницаемого материала, закрепленные одним своим краем по периметру днища поверх сетчатого дна 6, при этом лепестки в опущенном состоянии закрывают всю поверхность сетчатого дна, при этом лепестки 2, 4 имеют закрылки 7 из тонкого водонепроницаемого материала, перекрывающие зазоры между лепестками в их опущенном состоянии. Вершина лепестка 2 соединена с карабином 8 на конце дополнительного шнура 9, опускаемого одновременно и параллельно с силовым канатом 10. Лепестки 2-5 выполнены трехслойными и состоят, например, из соединенных вместе асбестовой ткани 11, слоя войлока 12 и тонкого водонепроницаемого материала 13. Свободные концы лепестков имеют утяжеленные вкладыши 14. Каркас устройства имеет два 15, 16 полых ободочных кольца, причем верхнее ободочное кольцо 15 скреплено с поручнем 17 кронштейнами 18, при этом внутренний объем верхнего ободочного кольца обеспечивает плавучесть устройства, а нижнее ободочное кольцо 16, воспринимающее нагрузку, выполненное, например, из нержавеющей стали, имеет крестовину 19. На перекрестье крестовины закреплены две проушины 20 с отверстиями для вырывной чеки 21. Верхнее 15 и нижнее 16 ободочные кольца через шарниры 22 соединены с пластинчатыми стойками 23, выполненными, например, из пружинной стали, причем стойки соединены между собой шнуровыми перемычками 24 (обозначены пунктиром), при этом нижнее кольцо 16 соединено тросами 25 с переходным соединительным элементом 26, к которому подвешена пластина 27 с отверстиями для вырывной чеки 21, для подвески герметичного контейнера 28 с установленными в нем устройством для подачи световых сигналов через лампочку 29, устройство для подачи звуковых сигналов и петля 30 для навески устройства на крюк лебедки летательного аппарата. Ободочные кольца 15, 16 имеют проушины 31 для стягивания колец крепления боковой ограждающей стенки 1 и рукоятки 32 для переноски устройства. Устройство имеет вспомогательный ролик 33 для выдергивания чеки 21. На поверхности герметичного контейнера 29 закреплен выключатель 34 света и звука, 35 - диск, закрывающий поверхность сетки; 36 - скобы.
Устройство используется следующим образом.
Оно хранится в полной готовности в легко доступном месте летной части. Постоянная готовность заключается в том, что в герметичном контейнере находится всегда заряженный источник питания и устройство лежит стянутое шнуровыми перемычками 24 так, что их узлы легко можно развязать, дернув за длинный выступающий конец шнура. При тревоге два-три человека подбегают к устройству и за рукоятки 32 несут его к вертолету, находящемуся в полной готовности, кладут под него и навешивают петлю 30 на крюк вертолетной лебедки и лебедкой туго подтягивают к люку на днище вертолета. Затем развязывают узлы на шнуровых перемычках 24 и вытягивают шнуры из проушины. После этого вертолет может подниматься в воздух и лететь к терпящим бедствие или к месту лесного пожара, над которым вырывная чека 21 шнуром, протянутым через ролик 33, выдергивается и устройство повисает на силовом тросе 10 и его лебедкой можно опустить, например, на плоскую крышу горящего высотного здания, на поверхность воды, чтобы поднять людей, находящихся на ее поверхности или чтобы заполнить водой для гашения, например, лесного пожара. Люди с крыши опускаются на ближайшую пригодную для этого площадку, чтобы вертолет мог лететь за следующими, находящимися на крыше; вода выливается на огонь пожара или перевозится туда, где в ней есть необходимость.
В соответствии с типом имеющихся в отряде летательных средств и их грузоподъемности устройство может иметь различные размеры и вместимость. При использовании дирижабля узлы шнуровых перемычек 24 развязывают на земле, а петлю 30 захватывают крюком, спускаемым с дирижабля.
При опускании устройства на воду концы лепестков 2-5 приподнимаются, впуская воду. Утяжеленные концы лепестков ложатся на диск 35, а тонкие водонепроницаемые закрылки 7 перекрывают зазоры между лепестками в их опущенном состоянии, что сводит к минимуму утечку воды из устройства при его переносе к месту использования. Конец лепестка 4 приподнимается потоком воды наиболее высоко - выше, чем скрепленные скобами 36 с сетчатым дном 6 лепестки 3, 5 и утяжеленный дополнительным грузом лепесток 2, что надежно возвращает на свои места лепестки после заполнения устройства водой. Выпуск (сброс) воды регулируется натяжением шнура 9.
Для спасения людей с поверхности воды в чаше устройства может опускаться спасатель, имеющий при себе два-три бросательных шнура с кольцами на концах, чтобы плавающие могли схватиться рукой или надеть кольцо на локоть.
Положительный эффект устройства заключается в следующем:
- одно и то же устройство пригодно для спасения людей с приземлением устройства как на твердую поверхность, так и на воду, например на палубу корабля, терпящего бедствие, и на воду - для подбора людей с поверхности воды;
- сплошная стенка и откидные лепестки защищают людей, находящихся в устройстве, от продувания горячим или морозным воздухом;
- лепестки из огнестойкого материала позволяют на краткое время поставить устройство, например, на опору, разогретую пожаром;
- устройство позволяет быстрый захват и перенос воды;
- открытое сверху устройство позволяет экипажу вертолета видеть визуальные сигналы, которые могут жестами подавать спасаемые, например, указывая площадку возможного приземления устройства в горной местности, в лесу, в заболоченной местности; облегчается выгрузка спасаемых из подтянутого к вертолету устройства в вертолет.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ, ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ | 2004 |
|
RU2252802C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗДАНИЙ БОЛЬШОЙ ВЫСОТНОСТИ | 2006 |
|
RU2306964C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ | 2005 |
|
RU2297862C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ | 2006 |
|
RU2314134C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ, СПУСКАЮЩИХСЯ ПО ТРОСУ С МНОГОЭТАЖНОГО ЗДАНИЯ | 2006 |
|
RU2311212C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ, ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ | 2004 |
|
RU2252801C1 |
Спасательный канат | 1972 |
|
SU556817A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ СО ЗДАНИЙ БОЛЬШОЙ ЭТАЖНОСТИ | 2005 |
|
RU2297863C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2304991C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ | 2004 |
|
RU2252800C1 |
Устройство относится к спасательной технике и может быть использовано как для тушения пожара, так и для эвакуации людей. Техническим результатом, достигаемым при реализации данного изобретения, является расширение функциональных возможностей. Устройство для спасательных работ включает каркас, боковую ограждающую стенку, выполненную с возможностью складывания в вертикальном направлении, днище. Боковая ограждающая стенка выполнена из огнестойкого и водонепроницаемого материала, имеет лепестки, закрепленные одним краем по периметру днища и поверх сетчатого дна. Лепестки в опущенном состоянии закрывают всю поверхность сетчатого дна. Концы части лепестков имеют закрылки из водонепроницаемого материала, перекрывающие зазоры между лепестками в их опущенном состоянии. Вершина одного из лепестков соединена с концом шнура. Каркас имеет верхнее и нижнее полые ободочные кольца, при этом внутренний объем верхнего ободочного кольца обеспечивает плавучесть устройства. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ ВЕРТОЛЕТА | 2002 |
|
RU2224692C2 |
US 3661211 А, 09.05.1972 | |||
US 4138077 А, 06.02.1979 | |||
US 3710868 А, 16.01.1973. |
Авторы
Даты
2006-06-20—Публикация
2004-12-21—Подача