Изобретение относится к технике спасения людей, терпящих бедствие.
Известны спасательные устройства для спасения людей, терпящих бедствие, например устройства для доставки бросательных концов при спасении на пожаре, содержащие воздушные шары, регулировочные катушки со стопором и тросы. Известны также спасательные устройства, состоящие из каната, на котором закреплены мешки, упрочненные поперечными лямками.
Недостатками известных устройств являются сложность конструкции и большие затраты времени на приведение устройств в рабочее состояние.
Наиболее близким к предложенному по технической сущности является комплекс, включающий летательный аппарат, несущий спасательный канат с устройством для закрепления спасаемых, выполненным в виде отрезков каната меньшего диаметра, нижние концы которых закреплены на канате через муфты, закрепленные на спасательном канате неподвижно, а верхние концы закреплены через муфты, закрепленные на спасательном канате подвижно (SU 556817 А1, 05.05.1977).
Недостатком известного решения является то, что при его использовании отрезки канатов могут наносить повреждения людям, кроме этого, оно мало пригодно для спасения тонущих людей.
Задача, на решение которой направлено данное изобретение, заключается в создании спасательного комплекса, способного оказать быструю поддержку пострадавшим, держащимся на поверхности воды, осуществить их подъем в летательный аппарат и транспортировать в безопасное место.
Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, заключается в возможности оказания эффективной, быстрой помощи людям, находящимся на поверхности воды.
Указанный технический результат достигается тем, что в комплексе для спасения людей, включающем летательный аппарат, несущий спасательный канат с устройством для закрепления спасаемых, выполненным в виде отрезков каната меньшего диаметра, нижние концы которых закреплены на канате через муфты, закрепленные на спасательном канате неподвижно, а верхние концы закреплены через муфты, закрепленные на спасательном канате подвижно, согласно изобретению нижние концы закреплены через короткие муфты, а верхние - через длинные, спасательный канат навит на барабан, закрепленный на станине, установленной в корпусе летательного аппарата, при этом привод барабана выполнен через зубчатую передачу от лебедки, при этом устройство имеет прозрачные надувные резиновые шары, закрепленные на горловинах, снабженных карабинами для скрепления с проушинами длинных муфт спасательного каната, при этом горловины шаров выполнены в виде двух контейнеров, соединенных друг с другом резьбовым соединением через переходной элемент, имеющий резьбу на обеих сторонах, при этом один из контейнеров выполнен герметичным, заполнен сжатым воздухом и имеет тонкую мембрану, а второй контейнер имеет сухой источник электротока и электролампочку, патрон которой выполнен с продольным вырезом, при этом переходный элемент имеет иглу с внутренним каналом для прокалывания мембраны.
Стенки прозрачных шаров после их заполнения воздухом имеют красноватый цвет.
Станина с барабаном и лебедкой выполнены разборными.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен комплекс, спасательный канат которого частично опущен на поверхность воды; на фиг.2 - одна из секций спасательного каната с растянутыми вдоль каната петлями; на фиг.3 - то же, в продольном разрезе (увеличено); на фиг.4 - вид секции с распущенными петлями; на фиг.5 - вид незаполненных прозрачных резиновых шаров; на фиг.6 - вид рамы с барабаном и приводной лебедкой, установленной в корпусе летательного аппарата; на фиг.7 - то же, вид сбоку; на фиг.8 - лампочка с патроном, способным сдвигаться вдоль продольной оси; на фиг.9 - вид комплекса, где в качестве летательного аппарата используется дирижабль.
Комплекс для спасения людей имеет летательный аппарат 1, несущий канат 2 с устройством для закрепления спасаемых, выполненным в виде отрезков каната 3 меньшего диаметра, нижние концы которых закреплены на канате через короткие муфты 4, закрепленные на спасательном канате неподвижно, а верхние концы закреплены через длинные муфты 5, закрепленные на спасательном канате подвижно и удерживаемые силой трения. Спасательный канат навит на барабан 6, закрепленный на станине 7, установленной в корпусе летательного аппарата. Привод барабана выполнен через зубчатую передачу 8 от реверсивной лебедки 9. Комплекс имеет прозрачные надувные, например резиновые, шары 10, закрепленные на горловинах, снабженных карабинами 11 для скрепления с проушинами 12 длинных муфт 5 спасательного каната. Горловины шаров выполнены в виде двух контейнеров 13, 14, соединенных друг с другом резьбовым соединением через переходной элемент 15, имеющий резьбу и эластичные кольцевые прокладки 30 на обеих сторонах. Один из контейнеров 13 выполнен герметичным, заполнен сжатым воздухом и имеет тонкую мембрану 16, а второй резервуар 14 имеет сухой источник электротока 17 и электролампочку 18, патрон 19 которой выполнен с продольным вырезом 20. Переходной элемент 15 имеет иглу 21 с внутренним каналом для прокалывания мембраны 16.
Стенки прозрачных шаров после заполнения их воздухом имеют красноватый цвет.
Станина 7 с барабаном 6 и лебедкой 9 выполнены разборными. Длинные муфты 5 выполнены гибкими, например из резины, что позволяет им, изгибаясь, проходить широкий желоб ролика 22, закрепленного на станине 7. Через желоб ролика проходят и концевые уточнения муфт 5, которые содержат металлические шайбы 23, с помощью которых сохраняются от разрывов концы муфт 5 и закрепляются в них отрезки канатов 3.
Станина 7 имеет ролики 24, на которых она может перемещаться относительно люка 25, закрываемого створками 26. Перемещение происходит по направляющим (на чертежах не показаны) в случае, когда положение станины нужно изменить в связи с использованием летательного аппарата в других целях. Части канатиков 3, образующие свисающие петли, покрыты рубашками 27 из гибкого термостойкого материала, что существенно утолщает сечение петель каната и способствует уменьшению травм, которые могут быть получены закрепляющимися на канате людьми во время паники. Комплекс имеет герметичный контейнер 28 со световым и звуковым прерывистыми излучателями, что помогает обратить внимание терпящим бедствие на спускаемый сверху спасательный канат, а также помогает ориентироваться экипажу летательного аппарата.
В качестве летательного аппарата может быть использован современный, надежно управляемый дирижабль (фиг.9), в сменном блоке 29 которого ставят станину 6 со спускаемым канатом.
Спасательный комплекс работает следующим образом.
Станину 7 с барабаном 6 и лебедкой 9 закрепляют в корпусе летательного аппарата так, чтобы было легко принимать потерпевших на борт. При этом, если нужно, то станину предварительно разбирают.
При спасении людей с твердой поверхности, например с грунта затопляемого острова, с плоской крыши небоскреба, со льдины, с горного хребта, с полянки горящего леса и т.п., карабины 11 не надо навешивать на проушины 12. Это существенно сокращает время для подачи спасательного каната терпящим бедствие. Канат можно опускать с муфтами 4, 5, растянутыми вдоль каната 1, т.е. в том положении, в котором они находились навернутыми на барабан 6.
Можно опускать канат с уже распущенными петлями. В этом случае, после того как длинная муфта 5 минует ролик 22, рабочий-спасатель во время медленного вращения барабана руками берется за длинную муфту и быстрым движением, преодолевая трение муфты 5 о канат 1, опускает муфту 5 вниз до смыкания с муфтой 4, прочно скрепленной с канатом 1. Делать это можно и во время коротких остановок лебедки.
Во время подъема людей, закрепленных на канате, непрерывная намотка каната на барабан 6 исключена. При приближении к открытому люку 25 человека, закрепившегося на распущенных петлях каната, поступают по обстоятельствам. Если поза человека не препятствует свободному прохождению через открытый люк 25, то лебедку выключают уже после того, как человек оказывается выше люка. После этого люк закрывают и, установив на место откидные створки 26, помогают потерпевшему освободиться от петель. Если к люку приближаются двое, закрепившихся на одних и тех же петлях, то скорость подъема медленно сбрасывают, помогают продвинуться через люк и уже после этого люк закрывают, остановив лебедку.
При спуске каната на воду шары 10 предварительно заполняют воздухом и карабинами 11 по мере опускания каната на воду присоединяют к проушинам 12. В ночное время в шарах зажигают лампочки.
Чтобы заполнить воздухом шар 10, надвигают резьбу переходного элемента 15 на резьбу контейнера 13. В этом случае игла 21 протыкает мембрану 16 и сжатый воздух через канал в игле заполняет шар. Чтобы зажечь лампочку 18, резьбу переходного элемента надвигают на резьбу контейнера 14 до тех пор, пока зазор в цепи сухого элемента и лампочки не исчезнет.
На канате целесообразно заранее распустить петли, чтобы находящиеся на поверхности воды люди могли сразу, подплыв к шарам, опереться на петли в ожидании подъема.
Контейнеры 28 прикрепляют к канату всегда - и при спуске каната на воду, и при спуске на твердь.
Предложенный комплекс позволяет спасать людей и с воды, и с суши, поднимать людей на борт летательного аппарата, находящегося в воздухе. Подсвеченные изнутри шары красноватого цвета хорошо видны на поверхности воды в ночное время, что облегчает терпящим бедствие найти их и на спокойной воде, и среди волн, облегчает ориентироваться в обстановке и экипажу летательного аппарата. Терпящим бедствие также помогают прерывистые звуковые сигналы.
Сменный специализированный блок современного дирижабля может обладать существенно большой площадью для станины с лебедкой, для размещения потерпевших людей, для оказания им первой помощи, для складирования уже надутых и подготовленных к спуску на воду шаров, для размещения мощного моторгенератора, обеспечивающего энергией лебедку, лампочки шаров, для мощного подвесного прожектора или прожекторов, освещающих поле действия во время зависания дирижабля над ним.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ, ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ | 2004 |
|
RU2252801C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ | 2004 |
|
RU2277955C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ, ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ | 2004 |
|
RU2252802C1 |
Спасательный канат | 1972 |
|
SU556817A1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗДАНИЙ БОЛЬШОЙ ВЫСОТНОСТИ | 2006 |
|
RU2306964C1 |
АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ | 2008 |
|
RU2381959C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ СО ЗДАНИЙ БОЛЬШОЙ ЭТАЖНОСТИ | 2005 |
|
RU2297863C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ, СПУСКАЮЩИХСЯ ПО ТРОСУ С МНОГОЭТАЖНОГО ЗДАНИЯ | 2006 |
|
RU2311212C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ | 2006 |
|
RU2314134C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ БУЙ | 2000 |
|
RU2186706C2 |
Предложенный комплекс относится к спасательной технике. Включает летательный аппарат, несущий спасательный канат с устройством для закрепления спасаемых, выполненным в виде отрезков каната меньшего диаметра, нижние концы которых закреплены на канате через короткие муфты, закрепленные на спасательном канате неподвижно, а верхние концы закреплены через длинные муфты, закрепленные на спасательном канате подвижно. Спасательный канат навит на барабан, закрепленный на станине, установленной в корпусе летательного аппарата. Привод барабана выполнен через зубчатую передачу от лебедки. Устройство также имеет прозрачные надувные резиновые шары, закрепленные на горловинах, снабженных карабинами для скрепления с проушинами длинных муфт спасательного каната. Горловины шаров выполнены в виде двух контейнеров, соединенных друг с другом резьбовым соединением через переходной элемент, имеющий резьбу на обеих сторонах. Один из контейнеров выполнен герметичным, заполнен сжатым воздухом и имеет тонкую мембрану, а второй контейнер имеет сухой источник электротока и электролампочку, патрон которой выполнен с продольным вырезом. Переходный элемент имеет иглу с внутренним каналом для прокалывания мембраны. Данное техническое решение позволяет осуществлять эффективное спасение людей с поверхности воды. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.
Спасательный канат | 1972 |
|
SU556817A1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1993 |
|
RU2061516C1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2046610C1 |
US 4570750 А, 18.02.1986. |
Авторы
Даты
2005-05-27—Публикация
2004-05-31—Подача