СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ Российский патент 2006 года по МПК G01N19/02 

Описание патента на изобретение RU2279665C9

Изобретение относится к области транспорта, а точнее - к строительству покрытий дорог, аэродромов и т.п., машинам и вспомогательному оборудованию для контроля геометрических характеристик покрытий при строительстве и ремонте, а также может быть использовано для определения сцепных свойств дорожного покрытия.

Известны способы определения коэффициента сцепления дорожного покрытия с пневматической автомобильной шиной с использованием устройств, оборудованных автомобильной шиной. При этом измеряется продольная сила F скользящего по покрытию колеса и нормальная нагрузка на это колесо Q, а коэффициент сцепления вычисляется по формуле: ϕ=F/Q (см. например, авт. свидетельство СССР N159323, кл. G 01 N 19/02, 1963 г. или патент RU 2134415 С1, кл. G 01 N 19/02, 1999 г.).

Недостатки известного способа заключаются в том, что он требует применения пневматической шины, физические параметры которой трудно контролировать, кроме того, он не позволяет определить коэффициент сцепления на ограниченной (локальной) площади покрытия, кроме этого, при выполнении измерений требуется обязательное увлажнение покрытия и соблюдение определенной скорости движения измерительного колеса, кроме этого, указанный способ не позволяет получать дополнительную информацию о геометрических характеристиках поверхности, которая обеспечивает прогнозирование изменения сцепных свойств покрытия в процессе его эксплуатации.

Известен способ измерения коэффициентов сцепления посредством устройства с использованием имитаторов шины (см. например, авт. свидетельство СССР №729489, кл. G 01 N 19/02, 1978 г.).

Недостатки данного способа заключаются в том, что диапазон измерений ограничен сверху величиной 0,6; перед каждым измерением покрытие под имитаторами требуется увлажнять, при этом трудно обеспечить однородность увлажнения поверхности в полевых условиях; кроме этого, показания прибора во многом определяются состоянием имитаторов шины, которые в процессе эксплуатации подвержены старению; кроме этого, отсутствует возможность выполнять измерения в процессе движения.

Цель настоящего изобретения заключается в создании такого способа определения коэффициента сцепления, который позволил бы избежать применения шины или имитаторов шины, необходимость увлажнять покрытие при измерении, уменьшить трудоемкость процесса измерений, а также получать дополнительную информацию о геометрических характеристиках поверхности для прогнозирования изменения сцепных свойств покрытия.

Аналогов предлагаемого способа ни в России, ни за рубежом найдено не было. Технический результат, который может быть получен при осуществлении данного изобретения, заключается в возможности выполнения измерений как в стационарных условиях, так и при переменной скорости движения (в случае установки измерительного прибора на движущимся объекте, например автомобиле), упрощении и удешевлении метода измерения, прогнозировании изменения сцепных свойств покрытия во времени, а также устранении необходимости увлажнения покрытия.

Это достигается тем, что в предлагаемом способе определения коэффициента сцепления покрытия измеряются геометрические параметры шероховатости сухого или мокрого покрытия; эти параметры выводятся на устройство отображения; по этим параметрам вычисляются показатели шероховатости покрытия путем получения реализации профиля (или ряда профилей) поверхности, вычисления длины реализации этого профиля (длин реализации) или производной этой реализации (этих реализации); вычисляются значения коэффициента сцепления по регрессионной кривой и полученные коэффициенты сцепления выводятся на индикатор.

Сущность данного способа заключается в том, что, например, с помощью профилометра с шагом Δх измеряются параметры шероховатости поверхности - ординаты Δy. На промежутке [l1, l2] определяется зависимость y=f(х), описывающая микропрофиль, где l1, l2 - координаты начала и конца промежутка. Определяется длина кривой L микропрофиля. Далее определяются параметры шероховатости по одному из двух вариантов:

1. Определяется параметр K1 как функция длины кривой L микропрофиля:

где длина кривой микропрофиля:

2. Определяется параметр К2 как функция производной микропрофиля:

3. Определив один из параметров шероховатости, вычисляют коэффициент сцепления ϕсцеп из следующей формулы:

где ai, bi - постоянные коэффициенты регрессии; 0.1≤ϕсцеп≤0.5.

4. Эмпирические коэффициенты аi, bi определяются по известной из эксперимента зависимости ϕсцецi) методом наименьших квадратов. Коэффициенты удовлетворяют следующим ограничениям: |аi|<0,5; 1<bi<1,3.

5. Данный способ может быть применен для определения среднего коэффициента сцепления по площади. Для этого в качестве параметра К используют отношение площади обследуемой поверхности к площади ее проекции. Дальнейшие вычисления проводятся аналогично 1-4.

Рассматриваемый способ был реализован с помощью сканирующего профилографа, позволяющего определять ординаты профиля с точностью 0,05 мм и шагом 0,05 мм. В результате были получены регрессионные кривые, описываемые формулами (4) (i=1, 2), связывающие значения получаемых из эксперимента параметров микропрофиля с коэффициентом сцепления, определенного прибором ППК-МАДИ-ВНИИБД (а.с. СССР №729489, кл. G 01 N 19/02, 1978 г.).

Этот же результат может быть получен с помощью любого другого устройства, позволяющего определять профиль (профили) или площадь поверхности, например высокоточного лазерного профилометра, причем в этом случае измерительное устройство может быть установлено на автомобиль, а измерения могут быть осуществлены в процессе движения.

Используя указанные кривые, можно по параметрам шероховатости (K1 или К2) определить коэффициент сцепления ϕсцеп.

На фиг.1 приведен пример полученного из эксперимента профиля. Используя график экспериментальной зависимости Кi=bi+ai·ϕсцеп, i=1, изображенный на фиг.2, для параметра К1=1.09, находим значение коэффициента сцепления ϕ=0.23.

Похожие патенты RU2279665C9

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Кузнецов Николай Павлович
  • Рассохин Сергей Александрович
RU2453828C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОФИЛЯ ДОРОГИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Лушников Н.А.
  • Лушников П.А.
RU2201577C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2012
  • Архангельский Анатолий Николаевич
RU2498271C2
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СРОКА ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2012
  • Милых Владимир Александрович
  • Соколова Ольга Сергеевна
  • Степкина Екатерина Юрьевна
RU2521682C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ДОРОГИ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ 2001
  • Нетеса Ю.Д.
  • Деникин Э.И.
  • Шестопалов А.А.
RU2209867C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЙ 2015
  • Кузнецов Юрий Владимирович
RU2601246C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ДОРОГИ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ 1998
  • Медрес Л.П.
  • Шестопалов А.А.
  • Деникин Э.И.
  • Тимошенко А.И.
  • Сац И.Я.
RU2156844C2
Стенд для испытания дорожных покрытий на износостойкость (варианты) 2023
  • Лушников Николай Александрович
RU2811691C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Кузнецов Николай Павлович
  • Буравов Дмитрий Николаевич
  • Голденков Павел Геннадьевич
RU2566178C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2003
  • Пугин К.Г.
  • Кычкин В.И.
RU2244057C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 279 665 C9

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ

Изобретение может быть использовано для контроля геометрических характеристик покрытий при строительстве и ремонте, а также для определения сцепных свойств дорожного покрытия. Способ заключается в измерении параметров дорожного покрытия и вычислении коэффициента сцепления. Первоначально измеряют ординаты микропрофиля поверхности покрытия, по которым определяют зависимость y=f(x), описывающую микропрофиль на фиксированном промежутке. По этой зависимости определяют длину кривой микропрофиля и параметры Кi шероховатости дорожного покрытия по расчетным формулам. Изобретение позволяет упростить и удешевить метод измерения, а также устранить необходимость увлажнения покрытия. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 279 665 C9

Способ определения коэффициента сцепления дорожного покрытия, заключающийся в измерении параметров дорожного покрытия и вычислении коэффициента сцепления, отличающийся тем, что вначале измеряют ординаты микропрофиля поверхности покрытия, по которым определяют зависимость y=f(x), описывающую микропрофиль на фиксированном промежутке, по этой зависимости определяют длину кривой микропрофиля и параметры Кi шероховатости дорожного покрытия по формулам

К1=L/(l2-l1),

где - длина кривой микропрофиля,

l1, l2 - координаты фиксированного промежутка, на котором рассматривается микропрофиль;

а коэффициент сцепления определяют из формулы

Кi=bii·ϕсцеп, i=1, 2,

где ai, bi - постоянные коэффициенты, удовлетворяющие следующим ограничениям: |ai|<0,5; 1<bi<1,3.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2279665C9

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ АЭРОДРОМНОГО И ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 1997
  • Транквиллевский В.Г.
  • Аргунов С.Е.
  • Шишкин Ю.Н.
RU2134415C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 1999
  • Полещук С.Е.
  • Прихода А.Г.
  • Круглов В.М.
  • Щербаков В.В.
RU2156333C1
Способ определения коэффициента сцепления 1986
  • Павлюк Дмитрий Александрович
  • Кизима Станислав Степанович
  • Андреев Сергей Иванович
SU1404903A1
US 5113688, 19.05.1992.

RU 2 279 665 C9

Авторы

Лушников Николай Александрович

Лушников Пётр Александрович

Гвоздков Юрий Владимирович

Даты

2006-07-10Публикация

2004-12-28Подача