Способ относится к области определения показателей сцепньпс свойств дорожных покрытий и может быть использован при контроле качества до- рог и расследовании дорожно-транспортных происшествией.
Целью изобретения является повышение эффективности путем получения величин коэффициента сцепления, соответствующих промежуточным значениям скорости торможения транспортного средства.
Способ включает в себя торможение транспортного средства на испытуемом участке дороги с двух различающихся начальных скоростей движения до полной остановки,.при которых производят измерения начальных скоростей движе- ния транспортного средства в режиме торможения, длин тормозных путей и времени торможения, и последующий расчет коэффициента сцепления по формуле
qi(V) cf-l
hV
(1)
де C(V) - величина коэффициента
сцепления, соответствующая мгновенной скорости V транспортного средства, движущегося в тормозном режиме;
(f ц - значение коэффициента сцепления при скорости торможения, близкой к ну-. лю;
h - коэффициент, характеризующий изменение коэффициента сцепления при изменении скорости V.
При этом коэффициенты , и h onpe- g деляются по следующим формулам:
1(4 -i- Л2.СУо4.-1 - 1+ У2г:8 - Уо,-8 9.81 t, 4(V,,- У„, )+t,, S,- t74o
(2)
Vg и V
№1
t, и t
начальные скорости со- соответственно первого и второго торможений, м/с; . время первого и второго торможений, с;
S и S- - длины тормозных путей первого и второго торможений, м.
.t, Voi 9,8rtf, (sT- t, v
o
(3)
0
5 0
5
5
.
g
o
0
5
Начальная скорость движения транспортного средства, с которой выполняется торможение, может изменяться, например, с помощью электронного измерителя скорости, состоящего из специального измерительного колеса, , снабженного магнитоуправляемым датчиком герконом и магнитами, которые расположены на равном расстоянии от центра колеса, с промежутками между магнитами, соответствзтощими 0,1 м пройденного колесом пути, электронного счетчика импульсов и датчика вре- менньк интервалов, управляющего счетчиком импульсов. Время торможения может быть измерено, например, с помощью электронного секундомера, снабженного контактами для запуска и остановки, которые.приводятся в действие от инерционного датчика маятникового типа. Путь тормойсения может быть измерен, например, рулеткой как расстояние от метки на поверхности дороги, наносимой на нее в момент начала торможения с помощью пистолета- отметчика, устанавливаемого на транспортном средстве, до метки на поверхности дороги от этого же пистолета- отметчика, наносимой на нее после остановки транспортного средства.
Формулы (2) и (3) получены из ре- щения дифференциального уравнения движения транспортного средства в , мозном режиме, описывающего замедление транспортного средства в зависимости от тормозной силы, действующей со стороны дороги на его полностью блокированные тормозами колеса.
В этом случае по второму закону Ньютона замедление равно
ЁУ I1Y),
;dt та
где m - масса транспортного средства;F(V) - тормозная сила, действующая
на колеса транспортного средства, зависящая от скорости их скольжения по поверхности дороги.
140
Формула изобретения
Способ определения коэффициента сцепления колес транспортного средства с дорожным покрытием, включающий измерение начальной скорости движения транспортного средства, торможение колесными тормозами на испытуемом участке дорожного покрытия и из- мерение длины тормозного пути, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем получения величин коэффициентов сцепления, соответствующих промежуточнЬм значениям скорости торможения транспортного .средства, торможение на испытьтаемом участке дор ожного покры тия ВЫПОЛНЯЮТ два раза с различных начальных скоростей и при каждом Topv можении дополнительно измеряют время торможения, а коэффициент сцепления определяют по формуле
C(V) t, 1
hv
( (V) - величина коэффициента
сцепления, соответствую-- щая мгновенной скорости V торможения транспортного средства;
V - скорость торможения
транспортного средства, м/с; значение коэффициента
сцепления при V, бл изкой к О м/с;
-i- Yo Votiti- t),- Vo, 8г 8 t,tj(Voi-Vo, ), - t, Sj
Q 5 0
где V
01
5
и - начальные скорости
соответственно первого и второго торможения
время соответственно первого и второго торможения, с;
длины тормозного пути соответственно первого и второго торможения, м;
-ускорение свободного падения,9,81
-коэффициент, характеризующий изменение коэффициента сцепления
-при изменении скорости.
t,, ч
и S. g
h
h - is5fii-Y L gc(s,-t,. Vo, )
s.SlLH. (S,, )
Изобретение касается определения показателей сцепных свойств дорожных покрытий и позволяет увеличить эффективность способа определения сцепных свойств дорожного покрытия путем получения величин коэффициентов сцепления ,.соответствующих промежуточным значениям скорости торможения транспортного средства. Способ включает торможение транспортного средства на испытьгааемом участке дорожного покрытия, выполняемое с 2-х различных начальных скоростей движения транспортного средства в тормозном режиме, измерение в каждом случае торможения длины тормозного пути, времени торможения и последующее вычисление коэффициента сцепления по формуле: q (V) (4 к,1 , где q (V) - величина коэффициента сцепления, соответствующая мгновенной скорости V движения транспортного средства в тормозном режрме, h - коэффициент, характеризующий изменение коэффициента сцепления при изменении скорости; tP, - коэффициент сцепления при V, близкой к нулю: Срк 1/9,81 V, Vox (, )+ ,- V,, S2/t,t , ) + Sj , , где t, ,t,2 - время соответственно первого и второго торможения, с; S,, Sj - длины тормозного пути, соответственно первого и второго торможения, м; V,, и VQ - начальные скорости соответственно первого и второго торможения, м/с; h 9,81 - t,cp - VQ, /9,81.q)(S,- Использование способа поз- ,воли повысить объем информации о цепных свойствах дорожных покрытий. с S о 0
Бабков В.Ф | |||
и др | |||
Автомобиль- ; ные дороги | |||
- М.: Автотрансиздат, 1953, с.648. |
Авторы
Даты
1988-06-23—Публикация
1986-09-25—Подача