СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ Российский патент 2013 года по МПК G01N19/00 

Описание патента на изобретение RU2498271C2

Изобретение может быть использовано для определения коэффициента сцепления транспортного средства с дорожным покрытием. Изобретение может быть реализовано в портативных устройствах оперативной оценки сцепных качеств дорог.

Сцепные качества дорожных покрытий оценивают с помощью портативных и динамометрических приборов. В настоящее время сцепные качества дорожных покрытий регламентируются государственным стандартом ГОСТ 30413-96, называемым "Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием". Суть метода сводится к тому, что коэффициент продольного сцепления, определяемый как "отношение максимального касательного усилия, действующего вдоль дороги, на площадь контакта сблокированного колеса с дорожным покрытием к нормальной реакции в площади контакта колеса с покрытием", находят при использовании автомобильной динамометрической установки типа ПКРС-2, состоящей из автомобиля и прицепного одноколесного прибора, оборудованного датчиками ровности и коэффициента сцепления, системами увлажнения покрытия и управления и регистрации. Другими словами, для определения коэффициента сцепления находят силу трения скольжения сблокированного колеса по покрытию и соотносят ее с нормальной реакцией, что, в конечном итоге, дает значение коэффициента трения скольжения колеса по покрытию. При этом, указанный выше ГОСТ устанавливает ряд параметрических ограничений. В частности, нормальная нагрузка на колесо должна быть в пределах 3,0±0,03 кН, что соответствует удельному давлению около 50 Н/см2, скорость движения - 60 км/ч. Названные параметры являются не единственными в ГОСТе, но наиболее влияющими на значение коэффициента сцепления. К ним же следует отнести и требование увлажнения поверхности покрытия с нормой - 1,0-0,2 л/м2.

Портативные устройства оценки сцепных качеств дорог су твердым покрытием реализуют способ определения коэффициента скольжения в качестве коэффициента сцепления. Этот способ заключается в нагружении резинового имитатора шины вертикальной силой и принудительное перемещение последнего под действием горизонтальной силы, являющейся следствием динамического, ударного воздействия на имитатор (устройства маятникового и ударного типа). В процессе скольжения (торможения) имитатора под действием силы трения последнюю соотносят с вертикальной силой и таким образом дают оценку сцепных качеств дороги с твердым покрытием. При этом обязательным условием является постоянство вертикальной силы, что дает возможность сравнительно оценивать сцепление различных покрытий за счет изменения силы трения, возникающей при скольжении имитатора [1].

Недостатками динамометрических тележек и портативных приборов является то, что измерения выполняются только на отдельных, малых по длине участках дорожного покрытия, значения коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием не учитывают реальное состояние покрытия в момент движения, значения коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием полностью недоступны водителю автомобиля, движущегося по дороге.

Известны способы определения коэффициента сцепления дорожного покрытия с пневматической автомобильной шиной с использованием устройств, оборудованных автомобильной шиной. При этом измеряется продольная сила F скользящего по покрытию колеса и нормальная нагрузка на это колесо Q, а коэффициент сцепления вычисляется по формуле: φ=F/Q (3, 4).

Недостатки этого способа заключаются в том, что он требует применения пневматической шины, физические параметры которой трудно контролировать, кроме того, он не позволяет определить коэффициент сцепления на ограниченной (локальной) площади покрытия, и кроме этого при выполнении измерений требуется обязательное увлажнение покрытия и соблюдение определенной скорости движения измерительного колеса, а также указанный способ не позволяет учесть влияние геометрических характеристиках соприкасающихся поверхностей: покрытия дороги и шины.

Цель настоящего изобретения заключается в создании такого способа определения коэффициента сцепления, который позволил бы избежать применения специальной шины или имитаторов шины, необходимости увлажнять покрытие при измерении, уменьшить трудоемкость процесса измерений, а также учесть геометрические характеристики поверхности покрытия дороги, рисунок и состояние шины установленной на конкретном автомобиле.

Аналогов предлагаемого способа ни в России, ни за рубежом найдено не было.

Указанная цель достигается тем, что при использовании данного способа определения коэффициента сцепления дорожного покрытия заключающийся в измерении параметров дорожного покрытия и вычислении коэффициента сцепления отличается тем, что одновременно измеряются три величины: N - нормальная нагрузка от колес на дорожное покрытие; Ртяг - суммарная сила на рычаге тяги рулевого управления, возникающей при движении колес под углом к направлению движения транспортного средства и α - угол схождения колес управляемых колес, при этом коэффициент сцепления рассчитывается по формуле .

Величина боковой силы, возникающей при движении колес под углом к направлению движения, зависит от нормальной нагрузки, угла схождения колес, и коэффициента сцепления в режиме скольжения. Таким образом, при закреплении на одном уровне силового фактора и угла установки колес для конкретной шины в текущем ее состоянии, величина боковой силы зависит только от коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием.

Эта регистрирующая и показывающая система измерения трех величин должна быть установлена непосредственно на автомобиле и должна позволять оценивать сцепную силу колес с учетом всего многообразия факторов, ее определяющих, как со стороны автомобиля, так и дороги.

На рис.1 дано схематическое изображение колес по отношению к продольному рычагу, на рис.2 - схематическое разложение сил, рис.3 - схематическое изображение сил действующих на колесо.

Для определения коэффициента сцепления φ необходимо определить две величины: боковое касательное усилие на контакте скользящего контакта колеса - Ðá и нормальную реакцию - N в площади контакта.

При прямолинейном движении нормальная реакция N в площади контакта равна по величине нормальной нагрузке от колеса 1 на дорогу.

Управляемые колеса 1 автомобиля, с целью повышения управляемости автомобиля, имеют положительное схождение, которое регулируется изменением длины продольного рычага 2 (рис.1).

Величина схождения колес оценивается в угловой мере. Обозначим этот угол - α (рис.2). При движении колеса 1, установленного под углом α по направлению движения полную силу сцепления можно разложить на две: проекцию силы на направление движения и проекцию на направление перпендикулярное направлению движения (рис.2).

Рб=φ·N·tgα.

Коэффициент φ имеет физический смысл коэффициента сцепления при полном проскальзывании.

Для определения величины боковой силы Рб рассмотрим систему сил, действующих на колесо 1 и элементы рулевого управления, в данном случае продольного рычага 2 и поперечного рычага 3 (рис.3).

Из условия равновесия (сумма моментов сил относительно оси поворота колеса 1 равна нулю) получаем

; ; ,

где Ртяг - сила, возникающая в тяге рулевого управления;

кpm - коэффициент, учитывающий особенности конструкции рулевого управления конкретной марки автомобиля;

b - длина поперечного рычага 3 рулевого управления (элемент рулевой трапеции).

Величину «а» можно приближенно определить по формуле [4] a=f·r, где f - коэффициент сопротивления качению; rä - динамический радиус колеса 1, приближенно равный статическому радиусу rñò шины).

Точное значение коэффициента определяются при тарировке системы измерения на эталонном покрытии.

Коэффициент сцепления предлагается рассчитывать по формуле , в которой используются три измеряемые величины: N - нормальная нагрузка от колеса на дорожное покрытие; Ртяг - суммарная сила на рычаге тяги рулевого управления, возникающей при движении колес под углом к направлению движения транспортного средства и α - угол схождения колес управляемых колес.

Предлагаемый способ имеет следующие преимущества по сравнению со всеми методами, применяемыми в настоящее время:

- для измерения используется элементы конструкции транспортного средства (управляемые колеса и рычаги рулевого управления);

- позволяет учесть индивидуальные характеристики шины (тип, конструкцию каркаса, вид и состояние протектора, температуру в зоне взаимодействия);

- позволяет учесть как гистерезисную, так адгезионную составляющие сцепления колеса с покрытием;

- позволяет определять коэффициент сцепления непосредственно по траектории движения колес транспортного средства;

- позволяет учесть влияние скорости движения на величину коэффициента сцепления.

Предлагаемый метод технически реализуем, так как боковая сила, возникающая при движении колеса, воспринимается тягой (тягами) рычажной системы рулевого управления транспортного средства, на которой (которых) она и может быть зарегистрирована. Нагрузка на колесо N и угол схождения колес α также могут быть зарегистрированы.

Литература

1. В.В. Сильянов, Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1984, с.287.

2. Авт. свидетельство СССР N159323, кл. G01N 19/02, 1963 г.

3. Патент RU 2134415 C1, кл. G01N 19/02, 1999 г.

4. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. / А.С. Литвинов, Я.С. Фаборин - М.: Машиностроение, 1989. - 240 с.

Похожие патенты RU2498271C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЙ 2015
  • Кузнецов Юрий Владимирович
RU2601246C1
Способ определения коэффициента поперечного сцепления эластичной шины автомобильного колеса 2017
  • Гергенов Сергей Митрофанович
  • Федотов Александр Иванович
  • Дарханов Жаргал Валерьевич
RU2661555C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ПОВЕРХНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2016
  • Жилин Сергей Николаевич
  • Колотов Андрей Викторович
RU2616018C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ДОРОГИ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ 1998
  • Медрес Л.П.
  • Шестопалов А.А.
  • Деникин Э.И.
  • Тимошенко А.И.
  • Сац И.Я.
RU2156844C2
ИЗМЕРИТЕЛЬ СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И ПНЕВМОКОЛЕСА В ЗОНЕ КОНТАКТА ПРИ ИЗМЕНЯЕМЫХ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ И УДЕЛЬНЫХ ДАВЛЕНИЙ НА ПОВЕРХНОСТЬ 2005
  • Рахубовский Юрий Сидорович
RU2296979C1
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2001
  • Бойченко Виктор Федорович
  • Михалева Н.В.
RU2238534C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ДОРОГИ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ 2002
  • Нетеса Ю.Д.
  • Деникин Э.И.
  • Шестопалов А.А.
RU2227190C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2003
  • Пугин К.Г.
  • Кычкин В.И.
RU2244057C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ДОРОГИ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ 1998
  • Медрес Л.П.
  • Шестопалов А.А.
  • Деникин Э.И.
RU2161671C2
Устройство измерения коэффициента сцепления колес с аэродромным покрытием 2015
  • Путов Виктор Владимирович
  • Путов Антов Викторович
  • Стоцкая Анастасия Дмитриевна
RU2612074C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 498 271 C2

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ

Изобретение относится к испытательной технике и, в частности, к определению коэффициента сцепления транспортного средства с дорожным покрытием. Метод заключается в измерении параметров дорожного покрытия непосредственно на транспортном средстве с учетом его параметров. При этом одновременно измеряются три величины: нормальная нагрузка от колес на дорожное покрытие, суммарная сила на рычаге тяги рулевого управления, возникающей при движении колес под углом к направлению движения транспортного средства и угол схождения колес управляемых колес, с помощью которых рассчитывается коэффициент сцепления. Технический результат заключается в уменьшении трудоемкости процесса измерений, возможности учета характеристик дорожного покрытия и состояния шин конкретного автомобиля. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 498 271 C2

Способ определения коэффициента сцепления поверхности дорожного покрытия, заключающийся в измерении параметров дорожного покрытия и вычислении коэффициента сцепления, отличающийся тем, что одновременно измеряются три величины: N - нормальная нагрузка от колес на дорожное покрытие; Ртяг - суммарная сила на рычаге тяги рулевого управления, возникающей при движении колес под углом к направлению движения транспортного средства, и α - угол схождения колес управляемых колес, при этом коэффициент сцепления рассчитывается по формуле где кpm - коэффициент, учитывающий особенности конструкции рулевого управления конкретной марки автомобиля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2498271C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ АЭРОДРОМНОГО И ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 1997
  • Транквиллевский В.Г.
  • Аргунов С.Е.
  • Шишкин Ю.Н.
RU2134415C1
Устройство для определения коэффициента сцепления пневматических колес с дорожным покрытием 1981
  • Печерский М.А.
  • Шмагин В.А.
  • Волкова Л.П.
  • Виноградов А.П.
SU976778A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ПОВЕРХНОСТЬЮ АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЯ 2009
  • Низовой Анатолий Васильевич
  • Луканов Николай Иванович
RU2393460C1

RU 2 498 271 C2

Авторы

Архангельский Анатолий Николаевич

Даты

2013-11-10Публикация

2012-02-15Подача