ВОЗДУХОЗАБОРНИК ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2006 года по МПК B64D33/02 B64D15/04 

Описание патента на изобретение RU2279998C2

Изобретение относится к области авиации, а именно к воздухозаборникам двигателей летательных аппаратов.

Предлагаемый воздухозаборник может быть использован для реактивных двигателей летательных аппаратов.

Известен воздухозаборник двигателя летательного аппарата (см. патент США №6079670 от 27 июля 2000 г.), содержащий носок воздухозаборника с тепловой противообледенительной камерой, которая образована обшивкой носка и диафрагмой, внутри которой расположен коллектор подачи горячего воздуха с отверстиями, при этом горячий воздух, поступающий в противообледенительную камеру из коллектора, выбрасывается из нее в атмосферу через патрубок, установленный на диафрагме. Причиной, препятствующей достижению указанного ниже технического результата при использовании этого воздухозаборника, является малая площадь обогреваемой поверхности воздухозаборника и низкая эффективность использования горячего воздуха, отбираемого от двигателя на обогрев воздухозаборника и выбрасываемого из противообледенительной камеры в атмосферу.

Наиболее близким воздухозаборником того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является воздухозаборник летательного аппарата, известный из "Инструкции по технической эксплуатации самолета ИЛ-62'' (глава 54-20-0, стр.1, 1967 г.). Этот воздухозаборник содержит обогревательный носок воздухозаборника с обшивкой, диафрагмой и патрубком подвода воздуха, наружную обшивку воздухозаборника и воздухозаборный канал, состоящий из двух частей, при этом передняя часть канала закреплена на наружной обшивке, а задняя на фланце двигателя. Передняя и задняя части канала соединены между собой при помощи эластичной муфты.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного воздухозаборника, принятого за прототип, относится то, что его конструкция недостаточно эффективно защищает двигатель от обледенения.

Задачей данного изобретения является повышение эффективности защиты двигателя от обледенения.

Указанный технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, достигается тем, что в воздухозаборнике двигателя летательного аппарата, содержащем обогреваемый носок воздухозаборника с обшивкой, диафрагмой и патрубком подвода воздуха, наружную обшивку воздухозаборника и воздухозаборный канал, состоящий из двух частей, при этом передняя часть канала закреплена на наружной обшивке, а задняя на фланце двигателя, соединенных между собой при помощи эластичной муфты, согласно изобретению, передняя и задняя части канала установлены с зазором с образованием кольцевой щели. На передней части канала концентрично ему расположена оболочка, имеющая продольный разъем и жестко закрепленная передним торцом на Z-образном профиле, установленном на канале, при этом в вертикальной стенке профиля равномерно по периметру выполнены отверстия, а задний торец оболочки выполнен Z-образной формы, контактирует своей горизонтальной лапкой с каналом, и в его стенке равномерно по периметру выполнены отверстия.

В связи с тем, что горячий воздух после нагрева обшивки обогреваемого носка воздухозаборника не сбрасывается в атмосферу или под капот, а используется для обогрева обшивки передней части воздухозаборного канала и создания теплого пристеночного слоя между внутренней поверхностью задней части воздухозаборного канала и холодным воздухом, поступающим в двигатель, увеличивается площадь обогреваемой поверхности воздухозаборника и, следовательно, обеспечивается более эффективная защита двигателя от обледенения. Кроме того, выполнение оболочки с продольным разъемом обеспечивает удобную сборку воздухозаборника, а для обеспечения компенсации разности температурных расширений обшивок канала и оболочки задний торец оболочки контактирует своей горизонтальной лапкой с поверхностью канала с возможностью скольжения по ней.

Таким образом, изложенные сведения свидетельствуют о выполнении поставленной задачи, а именно - повышении эффективности защиты двигателя от обледенения за счет увеличения площади обогреваемой поверхности воздухозаборника.

Выполнение профиля и заднего торца оболочки Z-образной формы обеспечивает свободное, с малым гидравлическим сопротивлением, поступление и выход обогревающего воздуха на поверхность воздухозаборника, а также повышает технологичность предлагаемой конструкции.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в следующем.

На фиг.1 показан общий вид воздухозаборника двигателя.

На фиг.2 - выносной элемент I с фиг.1.

На фиг.3 - разрез А-А фиг.1.

Воздухозаборник двигателя летательного аппарата содержит обогреваемый носок воздухозаборника 1 (фиг.1) с обшивкой 2 (фиг.2), диафрагмой 3 и патрубком подвода воздуха 4, наружную обшивку 5 и воздухозаборный канал, состоящий из двух частей, при этом передняя часть канала 6 закреплена на наружной обшивке 5, а задняя 7 - на фланце 8 двигателя 9. Передняя 6 и задняя 7 части канала воздухозаборника соединены между собой при помощи эластичной муфты 10, установлены с зазором 11 и образуют между собой кольцевую щель 12 (фиг.3). На передней части канала 6 концентрично расположена оболочка 13, имеющая продольный разъем 14. Оболочка 13 жестко закреплена передним торцом на Z-образном профиле 15, при этом в вертикальной стенке 16 профиля 15 равномерно по периметру выполнены отверстия 17, а задний торец оболочки 13 выполнен Z-образной формы, контактирует своей горизонтальной лапкой 18 с каналом 6 и в его стенке 19 равномерно по периметру выполнены отверстия 20.

Воздухозаборник работает следующим образом.

При работе двигателя в условиях обледенения включается отбор воздуха от двигателя 9 и горячий воздух через патрубок подвода воздуха 4 поступает в обогреваемый носок воздухозаборника 1, нагревает обшивку 2 и далее через отверстия 17 в стенке 16 профиля 15 поступает в канал, образованный оболочкой 13 и передней частью воздухозаборного канала 6. При этом для обеспечения установки оболочки 13 на канале 6 при сборке воздухозаборника она имеет продольный разъем 14. Для компенсации разности температурных расширений обшивок канала 6 и оболочки 13 задний торец оболочки 13 контактирует своей горизонтальной лапкой 18 с поверхностью канала 6. Пройдя по каналу между оболочкой 13 и каналом 6, воздух через отверстия 20, выполненные в стенке 19 оболочки 13, и через кольцевую щель 12 попадает на внутреннюю поверхность задней части канала 7 и создает теплый воздушный пристеночный слой между поверхностью канала 7 и холодным воздухом, поступающим в двигатель.

Похожие патенты RU2279998C2

название год авторы номер документа
КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕДНЕЙ КРОМКИ, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА ГОНДОЛЫ ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2011
  • Буйон Флоран
  • Коа Каролин
RU2577975C2
ЗАДНИЙ ПО ПОТОКУ ЭЛЕМЕНТ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА ГОНДОЛЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГОНДОЛА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СОДЕРЖАЩАЯ УКАЗАННЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2007
  • Вошель Ги Бернар
  • Порталь Жан-Фабрис Марсель
  • Блен Лоран Альбер
  • Торель Кристоф
RU2445237C2
ВОЗДУХОЗАБОРНИК ГОНДОЛЫ И ГОНДОЛА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИК 2020
  • Дижо Виржини Эмманюэль Анн Мари
  • Версавель Марк
  • Ольдам Поль
  • Буало Патрик
RU2801764C2
СЕКЦИЯ КРОМКИ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА ГОНДОЛЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ ОТ ОБЛЕДЕНЕНИЯ, ИМЕЮЩАЯ ЗОНУ ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЯ 2007
  • Вошель Ги Бернар
RU2422331C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2006
  • Хорьков Николай Федорович
RU2348567C2
ВОЗДУХОЗАБОРНИК ВЕРТОЛЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С УВЕЛИЧЕННЫМ ОБХОДНЫМ ПОТОКОМ 2013
  • Жакта Поль-Этьенн
  • Бюло Николя
  • Лебрю Паскаль
  • Верже Тьерри
RU2638055C2
УЗЕЛ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ, СОЕДИНЕННЫХ ПОСРЕДСТВОМ УСТРОЙСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ЦЕЛОСТНОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ ОДНОГО ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ 2009
  • Вошель Ги Бернар
  • Рюкерт Гийом
RU2521824C2
Двухконтурный газотурбинный двигатель со средствами отведения избыточного количества воздуха с упрощенным управлением 2002
  • Бро Мишель Жильбер
  • Броссье Паскаль Ноэль
RU2222708C2
Способ и летательный аппарат для перемещения в атмосфере планет со скоростями выше первой космической и высокоинтегрированный гиперзвуковой летательный аппарат (варианты) для осуществления способа 2012
  • Александров Олег Александрович
RU2618831C2
Воздухозаборник гондолы и гондола, содержащая такой воздухозаборник 2020
  • Феррье Жина
  • Буало Патрик
  • Карюэль Пьер
RU2804492C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 279 998 C2

Реферат патента 2006 года ВОЗДУХОЗАБОРНИК ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области авиации. Воздухозаборник двигателя содержит обогреваемый носок воздухозаборника с обшивкой, диафрагмой и патрубком подвода воздуха, наружную обшивку воздухозаборника и воздухозаборный канал, состоящий из двух частей. Передняя часть канала закреплена на наружной обшивке, а задняя - на фланце двигателя. Передняя и задняя части воздухозаборного канала соединены между собой при помощи эластичной муфты и установлены с зазором с образованием кольцевой щели. На передней части канала концентрично ему расположена оболочка, имеющая продольный разъем и жестко закрепленная передним торцом на Z-образном профиле, установленном на канале. В вертикальной стенке профиля равномерно по периметру выполнены отверстия. Задний торец оболочки, выполненный Z-образной формы, контактирует своей горизонтальной лапкой с каналом, и в его стенке равномерно по периметру выполнены отверстия. Технический результат - повышение защиты двигателя от обледенения. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 279 998 C2

Воздухозаборник двигателя летательного аппарата, содержащий обогреваемый носок воздухозаборника с обшивкой, диафрагмой и патрубком подвода воздуха, наружную обшивку воздухозаборника и воздухозаборный канал, состоящий из двух частей, при этом передняя часть канала закреплена на наружной обшивке, а задняя - на фланце двигателя, соединенных между собой при помощи эластичной муфты, отличающийся тем, что передняя и задняя части воздухозаборного канала установлены с зазором с образованием кольцевой щели, на передней части канала концентрично ему расположена оболочка, имеющая продольный разъем и жестко закрепленная передним торцом на Z-образном профиле, установленном на канале, при этом в вертикальной стенке профиля равномерно по периметру выполнены отверстия, а задний торец оболочки, выполненный Z-образной формы, контактирует своей горизонтальной лапкой с каналом, и в его стенке равномерно по периметру выполнены отверстия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2279998C2

Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1
Запальная свеча для двигателей 1924
  • Кузнецов И.В.
SU1967A1
US 4688745 А, 25.08.1987
DE 3932410 А, 05.04.1990.

RU 2 279 998 C2

Авторы

Степанов Геннадий Владимирович

Козлов Игорь Васильевич

Доброскоков Анатолий Лукич

Даты

2006-07-20Публикация

2002-11-18Подача