Воздухозаборник гондолы и гондола, содержащая такой воздухозаборник Российский патент 2023 года по МПК B64D33/02 F02C7/04 F02C7/47 

Описание патента на изобретение RU2804492C2

Настоящее изобретение относится к силовой установке летательного аппарата, содержащей гондолу и двигатель, такой как турбореактивный двигатель, и, в частности, относится к воздухозаборнику такой гондолы.

Летательный аппарат приводится в движение одним или несколькими турбореактивными двигателями, каждый из которых размещен по меньшей мере в одной гондоле. В общем случае гондола имеет трубчатую конструкцию, содержащую секцию воздухозаборника спереди по потоку от турбореактивного двигателя, среднюю секцию, охватывающую вентилятор турбореактивного двигателя, и заднюю по потоку секцию, в которой размещены средства реверсирования тяги.

Задняя по потоку секция окружает газогенератор турбореактивного двигателя, который оканчивается выпускным соплом, расположенным сзади по потоку от турбореактивного двигателя.

В частности, секция воздухозаборника гондолы содержит переднюю кромку, имеющую в целом кольцевую форму, которая захватывает входной воздушный поток гондолы, направляемый к вентилятору.

Для этого остальная часть конструкции воздухозаборника имеет по существу кольцевую конструкцию, содержащую наружную панель или стенку, обеспечивающую наружную аэродинамическую непрерывность гондолы, и внутреннюю панель или стенку, обеспечивающую внутреннюю аэродинамическую непрерывность гондолы, в частности с кожухом вентилятора на уровне средней секции. Кромка воздухозаборника обеспечивает соединение между этими двумя стенками, образуя передний край гондолы, и, в частности, может быть встроена в наружную панель, образуя тем самым основную стенку воздухозаборника.

В общем случае передняя кромка образована одним единым кольцеобразным элементом, который крепится непосредственно к опорным перегородкам внутри гондолы. При этом также следует отметить наличие передней по потоку перегородки, которая образует кольцевой объем за передней кромкой D-образной формы.

В частности, воздухозаборная секция гондолы обычно содержит:

- внутреннюю стенку, предпочтительно оснащенную по существу цилиндрической внутренней акустической деталью, имеющей передний по потоку край и задний по потоку край, причем эта деталь, образующая по меньшей мере одну часть акустического кожуха воздухозаборника, называется «внутренним цилиндром»;

- по существу цилиндрическую наружную стенку;

- переднюю кромку, соединяющую внутреннюю и наружную стенки, образующую передний край;

- задний по потоку крепежный фланец, выполненный с возможностью крепления секции воздхозаборника к переднему фланцу стенки турбореактивного двигателя; и

- заднюю перегородку, имеющую задний по потоку конец для крепления наружной части наружной стенки к заднему по потоку крепежному фланцу.

Кроме того, воздухозаборник обычно содержит противообледенительную систему. Противообледенительная система известного типа, раскрытая, в частности, в документах ЕР 0913326 В1 или US 2002/0179773 А1, включает в себя круглую трубку, окружающую гондолу, которая подает горячий воздух, отбираемый в турбореактивном двигателе, во внутренний объем передней кромки этой гондолы, для нагрева ее стенок.

Удлинение передней кромки гондолы желательно, в частности, по аэродинамическим причинам, чтобы увеличить площадь ламинарного воздушного потока ниже по потоку. Однако такое удлинение влияет на остальную конструкцию гондолы. В частности, гондола должна обладать механической жесткостью, позволяющей уменьшить ее деформации при воздействии рабочих нагрузок.

Это приводит к тому, что часть, которая образует переднюю кромку, ограничивающую поступление свежего воздуха в гондолу, имеет сложную форму и большие размеры, если смотреть в сечении.

Для решения этих проблем была разработана концепция так называемой «удлиненной» кромки, содержащей наружную стенку, проходящую далеко назад по потоку по отношению к внутренней стенке и покрывающую снаружи часть кожуха вентилятора, эта наружная стенка, а также кромка образуют единую часть, то есть выполнены за одно целое.

Такое известное решение позволяет получить экономию с точки зрения массы материала и сложности деталей по сравнению с предшествующим уровнем техники, где наружный кожух и передняя кромка воздухозаборной секции гондолы образованы отдельными деталями.

Однако для того, чтобы такие конструкции обеспечивали преимущества, требуется добавление кольцевых усилителей, расположенных внутри наружного кожуха. Более того, сформированная таким образом единая деталь имеет большие размеры и значительный объем. Для ее изготовления необходим сложный и дорогостоящий инструмент.

Настоящее изобретение устраняет все или часть этих недостатков и предлагает, в частности, решение, обладающее преимуществами с точки зрения аэродинамики так называемой удлиненной кромки, с обеспечением при этом повышенной жесткости.

С этой целью настоящее изобретение относится к воздухозаборнику для гондолы двигателя летательного аппарата, содержащему переднюю кромку, соединяющую по существу цилиндрическую внутреннюю стенку и по существу цилиндрическую наружную стенку, передний крепежный фланец, выполненный с возможностью взаимодействия с задним фланцем стенки турбореактивного двигателя, при этом воздухозаборник имеет задний по потоку конец наружной стенки, выполненный с возможностью размещения в зоне соединения заподлицо с передним концом внешнего кожуха вентилятора, при этом часть, по меньшей мере, наружной стенки выполнена так, что она опирается, по меньшей мере, на опорную поверхность опорной конструкции, выполненной с возможностью крепления к стенке турбореактивного двигателя, образующей кожух вентилятора, так что это крепление расположено продольно сзади по потоку крепежного фланца, в собранном положении.

Применительно к опорной конструкции под термином «с возможностью крепления» или «крепление» следует понимать, что опорная конструкция выполнена с возможностью крепления к стенке турбореактивного двигателя, образующей кожух вентилятора, таким образом, что траектория восприятия усилия в собранном состоянии проходит от наружной стенки к кожуху вентилятора, не проходя через внутреннюю стенку.

Предпочтительно опорная конструкция крепится непосредственно к заднему фланцу стенки турбореактивного двигателя, образующей кожух вентилятора.

Такое решение обладает аэродинамическими преимуществами так называемой удлиненной кромки, усилия которой передаются непосредственно от воздухозаборника на кожух вентилятора или кожух двигателя, при этом траектория усилий проходит через опорную конструкцию. Это улучшает жесткость воздухозаборника и гондолы в целом в собранном положении воздухозаборника на средней секции гондолы.

Под выражением «сзади по потоку крепежного фланца в собранном положении» следует также понимать, что он находится сзади по потоку от переднего по потоку конца фланца или сзади по потоку от плоскости соединения между двумя фланцами в собранном положении.

В соответствии с конкретным техническим признаком кромка воздухозаборника может быть встроена во внутреннюю и/или наружную стенку.

Также предпочтительно, если кромка воздухозаборника встроена во внутреннюю и/или наружную стенку, чтобы вместе образовывать стенку в виде единого целого.

Другими словами, кромка воздухозаборника, внутренняя стенка и наружная стенка выполнены за одно целое.

Предпочтительно, опорная конструкция выполнена с возможностью крепления к стенке турбореактивного двигателя, образующей кожух вентилятора, так что траектория восприятия усилий, в собранном положении, проходит непосредственно от наружной стенки к кожуху вентилятора, не проходя через внутреннюю стенку. Другими словами, избегая внутренней стенки.

Предпочтительно задний по потоку конец наружной стенки выполнен с возможностью расположения в продольном направлении в диапазоне, проходящем между:

- передней по потоку конечной точкой на максимальном расстоянии 70% длины воздухозаборника спереди по потоку относительно крепежного фланца; и

- задней по потоку конечной точкой, расположенной на максимальном расстоянии 100% длины стенки турбореактивного двигателя, образующей кожух вентилятора, сзади по потоку относительно крепежного фланца.

Предпочтительно воздухозаборник имеет такую конфигурацию, что в собранном состоянии, задняя по потоку конечная точка расположена на расстоянии, составляющем менее 50% длины стенки турбореактивного двигателя, образующей кожух вентилятора, сзади по потоку относительно крепежного фланца, а более предпочтительно на расстоянии, составляющем менее 10-20% длины стенки турбореактивного двигателя, образующей кожух вентилятора, сзади по потоку относительно крепежного фланца.

Согласно признаку, обеспечивающему преимущество, задний по потоку конец наружной стенки расположен продольно, то есть на одной линии с передним по потоку крепежным фланцем или спереди по потоку от него.

Выражение «спереди по потоку переднего крепежного фланца» следует также понимать как спереди по потоку от заднего по потоку конца фланца, то есть спереди по потоку от плоскости соединения двух фланцев в собранном состоянии.

Такое решение включает смещение вперед по потоку соединения между задним по потоку краем кромки и передним по потоку краем внешней оболочки, что противоречит предвзятому мнению специалистов в данной области техники, которое привело их к разработке удлиненной кромки по аэродинамическим соображениям.

Кроме того, такой признак в сочетании с креплением опорной конструкции сзади по потоку от крепежного фланца на внутренней оболочке позволяет лучше передавать усилия.

В случае, когда задний по потоку конец наружной стенки расположен продольно спереди по потоку переднего крепежного фланца, этот задний по потоку конец предпочтительно расположен на расстоянии, составляющем менее 50% длины воздухозаборника спереди по потоку относительно крепежного фланца и более предпочтительно на расстоянии, составляющем от 10% до 20% длины воздухозаборника спереди по потоку относительно крепежного фланца. Такое значение представляет собой хороший компромисс между аэродинамикой, передачей сил и простотой обслуживания.

В качестве альтернативы, в случае, когда задний по потоку конец наружной стенки расположен продольно сзади по потоку переднего крепежного фланца, этот задний по потоку конец предпочтительно выполнен так, чтобы он находился в собранном положении на расстоянии, составляющем менее 50% от длины стенки турбореактивного двигателя, образующей кожух вентилятора, сзади по потоку относительно крепежного фланца и более предпочтительно на расстоянии, составляющем менее 10-20% от длины стенки турбореактивного двигателя, образующей кожух вентилятора, сзади по потоку относительно крепежного фланца.

В соответствии с конкретным техническим признаком, часть наружной стенки, выполненная с возможностью опоры, по меньшей мере, на опорную поверхность опорной конструкции, содержит задний по потоку конец наружной стенки.

Предпочтительно, помимо опоры на опорную поверхность опорной конструкции, наружная стенка прикреплена к ней с помощью крепежных средств.

Предпочтительно задний по потоку конец наружной стенки выполнен с возможностью поддержки переднего конца внешнего кожуха вентилятора в зоне соединения в собранном положении.

В такой конфигурации стык заднего по потоку конца наружной стенки с опорной конструкцией расположен под опорной зоной внешнего кожуха вентилятора на наружной стенке воздухозаборника.

В этом случае задний по потоку конец наружной стенки имеет вырез, размер которого зависит от радиальной толщины указанного внешнего кожуха вентилятора, так что две стенки, последовательно образующие наружную аэродинамическую линию гондолы, являются непрерывными и расположены заподлицо.

Поскольку это соединение находится под опорной зоной внешнего кожуха вентилятора, это позволяет исключить влияние видимых крепежных элементов на качество линий и внешний вид (окраску). В результате можно использовать средства крепления больших размеров и в меньшем количестве.

Предпочтительно эта опора переднего конца внешнего кожуха вентилятора дополнена крепежными средствами для крепления переднего конца внешнего кожуха. В качестве альтернативы или дополнения средства крепления могут обеспечивать прямое крепление внешнего кожуха к опорной конструкции.

Согласно техническому признаку опорная конструкция включает в себя отверстия доступа, выполненные с возможностью прохождения через них инструментов технического обслуживания в ходе операций технического обслуживания воздухозаборника.

Согласно конкретному техническому признаку, опорная конструкция расположена по существу непрерывно вокруг стенки турбореактивного двигателя корпуса вентилятора и включает, например, перегородку.

В качестве альтернативы или дополнения опорная конструкция выполнена прерывистым образом вокруг стенки турбореактивного двигателя кожуха вентилятора и включает, например, набор опорных стержней, которые могут образовывать решетку. В этом случае пространство между двумя стержнями может ограничивать отверстие доступа для технического обслуживания.

Предпочтительно нижний конец опорной конструкции выполнен с возможностью крепления к задней поверхности заднего фланца. Это способствует улучшению траектории усилий и усилению конструкции.

Предпочтительно нижний конец опорной конструкции прикреплен непосредственно к задней поверхности заднего фланца.

Согласно другому аспекту изобретение относится к гондоле, содержащей воздухозаборник, включающий все или часть вышеупомянутых признаков.

Другие признаки и преимущества изобретения станут понятны после прочтения описания, приведенного ниже лишь в качестве примера со ссылкой на приложенные фигуры.

На фиг. 1 показан частичный схематический вид в разрезе варианта осуществления гондолы.

На фиг. 2 показан схематический вид в разрезе воздухозаборника согласно одному варианту осуществления.

На фиг. 3 и фиг. 4 показаны виды в разрезе воздухозаборника согласно одному варианту осуществления.

На фиг. 5А и 5В показаны виды в разрезе воздухозаборника в соответствии с двумя вариантами осуществления с задним по потоку концом наружной стенки, расположенным продольно спереди по потоку (фиг. 5А) и сзади по потоку (фиг. 5В) переднего крепежного фланца.

На фиг. 6А, фиг. 6В и фиг. 6С показаны виды воздухозаборника согласно одному варианту осуществления и, в частности, опорной конструкции, имеющей отверстия доступа, выполненные с возможностью прохода через них инструментов для технического обслуживания в ходе операций по техническому обслуживанию воздухозаборника.

На фиг. 7А, фиг. 7В и фиг. 7С показаны виды в разрезе воздухозаборника согласно трем вариантам осуществления, иллюстрирующие, в частности, различные варианты осуществления опоры для наружной стенки воздухозаборника и внешнего кожуха вентилятора.

На всех этих фигурах идентичные или сходные номера позиций относятся к идентичным или сходным элементам или наборам элементов.

Выражения «спереди по потоку» и «передний» используются равнозначно для обозначения передней по потоку части воздухозаборника, а выражения «сзади по потоку» и «задний» используются равнозначно для обозначения задней по потоку части воздухозаборника.

Как показано на фиг. 1, гондола 1 согласно изобретению имеет по существу трубчатую форму вдоль продольной оси А (направление, параллельное X).

Гондола 1 содержит переднюю по потоку секцию 2 с кромкой 3 воздухозаборника, среднюю секцию 4, охватывающую вентилятор 5 двигателя 6, такого как двухконтурный турбореактивный двигатель, и заднюю по потоку секцию 7, вмещающую систему реверсирования тяги (не показана), гондола предназначена для направления воздушного потока, создаваемого двигателем 6.

Воздухозаборник 3 разделен на две части, а именно, с одной стороны, кромку 31 воздухозаборника, выполненную с возможностью обеспечения оптимального захвата в направлении турбореактивного двигателя воздуха, необходимого для подачи в вентилятор и внутренние компрессоры турбореактивного двигателя, и, с другой стороны, заднюю по потоку конструкцию 32, 33, к которой может быть прикреплена кромка и которая предназначена для надлежащего направления воздуха к лопастям вентилятора. Указанный узел устанавливается спереди по потоку от кожуха вентилятора, принадлежащего средней секции 4 гондолы 1.

Задняя по потоку секция 7, в свою очередь, содержит внутреннюю конструкцию 8 (также называемую «внутренней неподвижной конструкцией» или «ВНК»), окружающую переднюю по потоку часть турбореактивного двигателя 6, наружную конструкцию (также называемую «наружной конструкцией вентилятора» или «НКВ»), образующую канал холодного потока и закрепленную относительно двигателя, и подвижный капот со средствами реверсирования тяги.

Конструкции ВНК 8 и НКВ 9 ограничивают канал 10 потока, позволяя воздушному потоку 12 проходить через гондолу 1 на уровне кромки 3 воздухозаборника.

Гондола 1 содержит верхнюю часть 14, предназначенную для размещения пилона крепления турбореактивного двигателя, обеспечивающего крепление указанной гондолы 1 к крылу самолета. С этой целью верхняя часть 14 содержит средства крепления указанного пилона турбореактивного двигателя.

В частности, гондола турбореактивного двигателя подвешена к пилону турбореактивного двигателя посредством балки на уровне указанной верхней части 14.

Гондола 1 заканчивается выпускным соплом 21.

Как более подробно показано на фиг. 2, воздухозаборник 3 содержит переднюю кромку 31, образующую передний край гондолы, причем указанная кромка 31 соединяет по существу цилиндрическую внутреннюю стенку 32 и по существу цилиндрическую наружную стенку 33.

Другими словами, воздухозаборник 3 имеет по существу кольцевую конструкцию, содержащую наружную стенку 33, обеспечивающую наружную аэродинамическую непрерывность гондолы, и внутреннюю стенку 32, обеспечивающую внутреннюю аэродинамическую непрерывность гондолы, в частности, с кожухом вентилятора на уровне средней секции 4.

Кромка 31 воздухозаборника обеспечивает соединение между этими двумя стенками 32, 33 и, в частности, может быть объединена с внутренней и/или наружной стенкой, с образованием тем самым основной стенки воздухозаборника 3.

Внутренняя оболочка гондолы 1 включает в себя переднюю по потоку часть (на стороне секции 3 воздухозаборника гондолы 1), имеющую, в частности, акустический кожух, и заднюю по потоку часть (на стороне реверсора тяги), содержащую кожух 42 вентилятора 5. И передняя, и задняя части соединены крепежными фланцами, соединенными с турбореактивным двигателем.

Более конкретно, воздухозаборник 3 содержит на уровне своей внутренней стенки передний крепежный фланец 34, выполненный с возможностью взаимодействия с задним фланцем 44, прикрепленным к стенке турбореактивного двигателя, в частности, кожуха 42 вентилятора 5.

Этот узел фланцев 34 и 44 обеспечивает соединение воздухозаборника 3 со средней секцией 4.

Наружная стенка 33 имеет задний по потоку конец 33' выполненный с возможностью размещения в зоне стыка заподлицо с передним концом 43' внешнего кожуха 43 вентилятора, чтобы обеспечить наружную аэродинамическую непрерывность гондолы.

Для придания конструкции некоторой жесткости эта наружная стенка 33 упирается в опорную поверхность 51 опорной конструкции 50. Предпочтительно эта опора оснащена крепежными средствами для крепления внешней перегородки к указанной наружной стенке воздухозаборника 3.

Эта опорная конструкция 50 проходит по существу радиально по толщине гондолы 1 и выполнена с возможностью крепления к корпусу 42 вентилятора, так что это крепление расположено продольно сзади по потоку от фланца 34.

Таким образом, эта опорная конструкция 50 выполнена с возможностью прикрепления к кожуху 42 вентилятора 50 таким образом, чтобы это крепление располагалось в продольном направлении сзади по потоку фланца 34.

Другими словами, эта опорная конструкция проходит от нижнего конца, где она прикреплена к средней секции 4, до верхнего конца, образующего опорную поверхность наружной стенки воздухозаборника.

Задний по потоку конец 33' наружной стенки 33 расположен продольно спереди по потоку крепежного фланца 34. Благодаря этой конфигурации опорная конструкция имеет ориентацию, отклоняющуюся вперед от продольной оси гондолы.

Чтобы уменьшить шумовое загрязнение, создаваемое турбореактивным двигателем, по меньшей мере внутренняя стенка 32 воздухозаборника 3 оснащена звукопоглощающей конструкцией 60, которая расположена в пространстве, ограниченном основной стенкой, а именно внутренней стенкой 32, наружной стенкой 33 и передней кромкой 31.

Эта звукопоглощающая конструкция 60 имеет форму панели с ячеистой сердцевиной, образующей ячеистую структуру, выемки которой ограничивают акустические ячейки, причем акустическая конструкция дополнительно содержит твердую внутреннюю обшивку, обеспечивающую, в частности, механическую прочность панели.

Предпочтительно акустическая конструкция 60 выполнена из композитных материалов. В случае, если это позволяют задействованные температуры, можно использовать и другие материалы. Выбор материалов также может зависеть от используемого процесса изготовления, например, термопластического формования, аддитивного производства алюминия и т.д.

Средняя секция также включает в себя такую акустическую конструкцию, которой оснащен, в частности, по меньшей мере частично, кожух 42 вентилятора 5.

Крепежные 34 и задние 44 фланцы прикреплены к этим соответствующим акустическим конструкциям 60.

На фиг. 3 и 4 также показаны воздухозаборники 3 согласно вариантам осуществления, проиллюстрированным здесь, без опорной конструкции 50, чтобы проиллюстрировать смещение заднего по потоку конца 33' наружной стенки 33 в продольном направлении спереди по потоку крепежного фланца 34.

На фиг. 3 дополнительно показано оборудование воздухозаборника, такое как источник электропитания системы для устранения обледенения воздухозаборника, прикрепленного к передней опорной конструкции 50', и датчик двигателя, проходящий через звукопоглощающую конструкцию 60, которой оснащена внутренняя стенка 32.

На фиг. 5А и 5В показаны виды в разрезе воздухозаборника в соответствии с двумя вариантами осуществления с задним по потоку концом наружной стенки, расположенным продольно спереди по потоку (фиг. 5А) и сзади по потоку (фиг. 5 В) от переднего крепежного фланца.

В случае, когда задний по потоку конец 33' наружной стенки 33 выполнен с возможностью размещения продольно спереди по потоку относительно переднего крепежного фланца 34, этот задний по потоку конец 33' расположен на расстоянии z от переднего крепежного фланца 34, меньшем, чем максимальное расстояние Z, равное 70% длины L воздухозаборника 3 (рассматриваемой между упомянутым фланцем и передним по потоку концом воздухозаборника).

Предпочтительно это расстояние z составляет менее 50% длины L и более предпочтительно составляет от 10 до 20% длины L.

В случае, когда задний по потоку конец 33' наружной стенки 33 выполнен так, чтобы располагаться в продольном направлении сзади по потоку от переднего крепежного фланца 34, этот задний по потоку конец 33' расположен на расстоянии d от переднего крепежного фланца 34, которое меньше, чем максимальное расстояние D, равное 100% длины L' стенки турбореактивного двигателя, образующей кожух 42 вентилятора (рассматриваемой между упомянутым фланцем и задним по потоку концом кожуха вентилятора).

Предпочтительно это расстояние d составляет менее 50% длины L' и более предпочтительно составляет от 10 до 20% длины L'.

На фиг. 6А, 6В и 6С показаны виды в разрезе воздухозаборника согласно одному варианту осуществления и, в частности, опорной конструкции, имеющей отверстия доступа, выполненные с возможностью прохождения через них инструментов для технического обслуживания во время операций технического обслуживания воздухозаборника.

В соответствии с изобретением опорная конструкция 50 содержит отверстия 70 доступа, выполненные с возможностью прохождения через них инструментов 80 технического обслуживания при выполнении операций технического обслуживания воздухозаборника 3.

Эти отверстия 70 доступа выполнены достаточно маленькими, чтобы гарантировать структурную целостность гондолы 1, и достаточно большими, чтобы через них могли проходить инструменты 80 технического обслуживания во время операций по техническому обслуживанию воздухозаборника 3. В этом случае становится легче получить доступ как к переднему крепежному фланцу 34, так и к заднему фланцу 44, что облегчает операции по техническому обслуживанию. На фиг. 6В показаны конфигурации с доступом инструментов 80 к средствам для скрепления крепежных фланцев 34 и 44 друг с другом.

В этом варианте осуществления опорная конструкция 50 имеет форму перегородки, то есть по существу непрерывна вокруг стенки турбореактивного двигателя кожуха вентилятора. Отверстия доступа ограничены краями перегородки 50, имеющей замкнутый, по существу круглый контур (ср. фиг. 6С). Отверстие доступа также может быть частично ограничено элементом кожуха вентилятора, например, крепежным фланцем 53, отдельным от фланца 4, или непосредственно кожухом 42 вентилятора.

В альтернативном или дополнительном варианте осуществления (не проиллюстрированном здесь) опорная конструкция 50 также может быть прерывистой вокруг стенки турбореактивного двигателя кожуха вентилятора, например, полностью или частично образованной множеством опорных стержней или стоек, чтобы образовать решетку. Пространство, образуемое в каждом случае между опорными стержнями, образует отверстие 70 доступа. Отверстия доступа, например, ограничены сбоку двумя соседними стойками с одной стороны и радиально задним фланцем 44 и наружной стенкой 33. В этом случае опорные стержни распределены по всей окружности гондолы 1 относительно равномерно, в частности вокруг заднего фланца 44, и удалены друг от друга на заданное расстояние, достаточное для обеспечения структурной целостности воздухозаборника гондолы 1.

В случае, когда опорная конструкция 50 содержит перегородку, указанная перегородка может быть сегментирована. Предпочтительно, она является сплошной, то есть непрерывной, если она обеспечивает функцию противопожарной двери.

Как показано на фиг. 6А, задний по потоку конец 33' наружной стенки 33 выполнен так, чтобы поддерживать передний конец 43' внешнего кожуха 43 вентилятора в зоне соединения, в собранном положении эта опора может быть укомплектована крепежными средствами для дополнительного крепления внешнего кожуха 43 вентилятора.

Эта наружная стенка 33 упирается в опорную поверхность 51 опорной конструкции 50. Эта опора также укомплектована крепежными средствами для крепления опорной конструкции 50 к указанной наружной стенке 33. Кроме того, задний по потоку конец 33' наружной стенки 33 имеет выемку, размер которой зависит от радиальной толщины указанного внешнего кожуха 43 вентилятора, так что две стенки 33, 43, последовательно образующие наружную аэродинамическую линию гондолы, являются непрерывными и установленными заподлицо.

В такой конфигурации стык заднего по потоку конца 33' наружной стенки 33 с опорной конструкцией 50 расположен под опорной зоной внешнего кожуха 43 вентилятора на наружной стенке 33 воздухозаборника.

Это позволяет устранить влияние видимых крепежных элементов на качество линий и внешний вид. Следовательно, возможные крепежные средства могут быть больших размеров и в меньшем количестве.

На фиг. 7А, 7В и 7С показаны виды воздухозаборника согласно трем вариантам осуществления, представляющие, в частности, различные варианты осуществления опоры для наружной стенки 33 воздухозаборника и внешнего кожуха 43 вентилятора.

Действительно, эта опора может быть обеспечена в зависимости от различных конфигураций. Например, соответствующие концы 33', 43' наружных стенок 33 и внешнего кожуха 43 вентилятора могут быть соединены и поддержаны непосредственно на опорной поверхности 51 опорной конструкции 50 (см. фиг. 7С).

В другой конфигурации соответствующие концы 33', 43' наружных стенок 33 и внешнего кожуха 43 вентилятора опираются на промежуточную часть или закрепляются с помощью этой промежуточной части, которая опирается на опорную поверхность 51 опорной конструкции 50 (ср. фиг. 7В).

Согласно другой конфигурации, промежуточная часть может быть интегрирована в одну из наружных стенок, например в наружную стенку 33'. В этом случае, как описано со ссылкой на фиг. 6А, конец 33' наружной стенки 33 имеет вырез для поддержки конца 43' внешнего кожуха 43 вентилятора (ср. фиг. 7А).

Эти конфигурации показаны здесь схематически, а именно без дополнительных крепежных средств. Конечно, эти стыки могут быть дополнены крепежными средствами.

Например, в случае фиг. 7А, в дополнение к опоре конца 43' кожухов вентилятора на конце 33' наружной стенки 33, могут использоваться крепежные средства для закрепления заднего по потоку конца 33' наружной стенки, выполненной с возможностью поддержки переднего конца внешнего кожуха вентилятора, а также для крепления к нему с помощью крепежных средств.

В случае, когда опора конца 43' кожухов вентилятора осуществляется непосредственно на опорной конструкции 50, этот конец может быть дополнительно закреплен с помощью крепежных средств для обеспечения его идеального удержания.

Приведенное выше описание относится к примеру осуществления изобретения. Очевидно, что специалисты в области техники могут реализовать различные варианты изобретения, не выходя за переделы правовой охраны изобретения.

Похожие патенты RU2804492C2

название год авторы номер документа
ВОЗДУХОЗАБОРНИК ГОНДОЛЫ И ГОНДОЛА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИК 2020
  • Дижо Виржини Эмманюэль Анн Мари
  • Версавель Марк
  • Ольдам Поль
  • Буало Патрик
RU2801764C2
ВОЗДУХОЗАБОРНИК ГОНДОЛЫ И ГОНДОЛА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИК 2020
  • Феррье Жина
  • Буало Патрик
RU2802275C2
Воздухозаборник для гондолы турбореактивного двигателя 2020
  • Гийуа Дени
  • Кеню Фабьенн
  • Мунье Анн
  • Заганелли Франк
RU2806229C2
Воздухозаборник гондолы с акустической панелью 2020
  • Карюэль Пьер
  • Дежуайо Бертран
  • Леруайе Бертран
  • Версавель Марк
  • Валлеруа Лоран Жорж
RU2803661C2
СЪЕМНЫЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИК ДЛЯ ГОНДОЛЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Вошель Ги Бернар
  • Эфер-Ирьяр Серж
RU2451804C2
ВОЗДУХОЗАБОРНИК ДЛЯ ГОНДОЛЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА, СОДЕРЖАЩАЯ ДАННЫЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИК 2009
  • Вошель Ги Бернар
  • Валлеруа Лоран Жорж
  • Бейар Стефан
  • Бравен Фабьен
RU2494015C2
ВОЗДУХОЗАБОРНИК ДЛЯ ГОНДОЛЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2009
  • Вошель Ги
  • Бейар Стефан
RU2480598C2
НЕСУЩАЯ ГОНДОЛА 2007
  • Вошель Ги Бернар
  • Жибуэн Анна Лора
  • Фасье Режи
  • Жоре Жан Филипп
  • Колье Жером
  • Лефор Гийом
  • Шуар Пьер Ален
RU2424160C2
ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА ГОНДОЛЫ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Вошель Ги
  • Доге Жан-Филипп
  • Бейар Стефан
RU2466067C2
ВОЗДУХОЗАБОРНИК ДЛЯ ГОНДОЛЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Вошель Ги Бернар
  • Бравен Фабьен
RU2500585C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 804 492 C2

Реферат патента 2023 года Воздухозаборник гондолы и гондола, содержащая такой воздухозаборник

Изобретение относится к силовой установке летательного аппарата. Воздухозаборник (3) для гондолы (1) двигателя (6) летательного аппарата содержит переднюю кромку (31), цилиндрическую внутреннюю стенку (32), цилиндрическую наружную стенку (33), передний крепежный фланец (34), задний фланец (44) стенки турбореактивного двигателя. Воздухозаборник (3) имеет задний по потоку конец наружной стенки (33), выполненный с возможностью размещения в зоне соединения заподлицо с передним концом внешнего кожуха (43) вентилятора (5). Часть наружной стенки (33) опирается на опорную поверхность (51) опорной конструкции (50), выполненной с возможностью крепления к стенке турбореактивного двигателя, образующей кожух (42) вентилятора, так что это крепление расположено продольно сзади по потоку крепежного фланца (34), в собранном положении. Опорная конструкция (50) выполнена с возможностью крепления к стенке турбореактивного двигателя, образуя кожух (42) вентилятора, так что траектория восприятия усилий, в собранном положении, проходит непосредственно от наружной стенки (33) к кожуху (42) вентилятора, избегая при этом внутренней стенки (32). Достигается улучшение аэродинамики и повышение жесткости конструкции. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 12 ил.

Формула изобретения RU 2 804 492 C2

1. Воздухозаборник (3) для гондолы (1) двигателя (6) летательного аппарата, содержащий переднюю кромку (31), соединяющую по существу цилиндрическую внутреннюю стенку (32) и по существу цилиндрическую наружную стенку (33), передний крепежный фланец (34), выполненный с возможностью взаимодействия с задним фланцем (44) стенки турбореактивного двигателя, при этом воздухозаборник имеет задний по потоку конец (33') наружной стенки (33), выполненный с возможностью размещения в зоне соединения заподлицо с передним концом (43') внешнего кожуха (43) вентилятора (5), при этом часть, по меньшей мере, наружной стенки (33) выполнена так, что она опирается, по меньшей мере, на опорную поверхность (51) опорной конструкции (50), выполненной с возможностью крепления к стенке турбореактивного двигателя, образующей кожух (42) вентилятора, так что это крепление расположено продольно сзади по потоку крепежного фланца (34), в собранном положении, отличающийся тем, что опорная конструкция (50) выполнена с возможностью крепления к стенке турбореактивного двигателя, образуя кожух (42) вентилятора, так что траектория восприятия усилий, в собранном положении, проходит непосредственно от наружной стенки (33) к кожуху (42) вентилятора, избегая при этом внутренней стенки (32).

2. Воздухозаборник (3) по п. 1, отличающийся тем, что кромка (31) воздухозаборника выполнена с возможностью встраивания во внутреннюю (32) и/или наружную (33) стенку для формирования стенки в виде единого целого.

3. Воздухозаборник (3) по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что задний по потоку конец (33') наружной стенки (33) расположен продольно на переднем крепежном фланце (34) или перед ним.

4. Воздухозаборник (3) по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что задний по потоку конец (33') наружной стенки (33) расположен продольно спереди по потоку переднего крепежного фланца (34) на расстоянии (z), составляющем менее 50% длины (L) воздухозаборника (3) спереди по потоку относительно крепежного фланца (34) и предпочтительно на расстоянии (z), составляющем от 10% до 20% длины (L) воздухозаборника (3) спереди по потоку относительно крепежного фланца (34).

5. Воздухозаборник (3) по п. 1 или 2, отличающийся тем, что задний по потоку конец (33') наружной стенки (33) расположен продольно сзади по потоку переднего крепежного фланца (34) и выполнен с возможностью размещения, в собранном положении, на расстоянии (d), составляющем менее 50% длины (L') стенки турбореактивного двигателя, образующей кожух (42) вентилятора, сзади по потоку относительно крепежного фланца (34), а более предпочтительно на расстоянии (d), составляющем менее 10-20% длины (L') стенки турбореактивного двигателя, образующей кожух (42) вентилятора, сзади по потоку относительно крепежного фланца (34).

6. Воздухозаборник (3) по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что часть наружной стенки (3), выполненная с возможностью опоры, по меньшей мере, на опорную поверхность опорной конструкции (50), содержит задний по потоку конец наружной стенки.

7. Воздухозаборник (3) по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что, помимо опоры на опорную поверхность опорной конструкции (50), наружная стенка (33) прикреплена к ней с помощью крепежных средств.

8. Воздухозаборник (3) по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что задний по потоку конец (33') наружной стенки (33) выполнен с возможностью поддержки переднего конца (43') внешнего кожуха (43) вентилятора в зоне соединения, в собранном положении, причем эта поддержка предпочтительно дополнена крепежными средствами для крепления переднего конца (43') внешнего кожуха (43).

9. Воздухозаборник (3) по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что упомянутая опорная конструкция (50) имеет отверстия (70) доступа, выполненные с возможностью прохождения через них инструментов технического обслуживания в ходе операций технического обслуживания воздухозаборника (3).

10. Воздухозаборник (3) по п. 1 или 2, отличающийся тем, что опорная конструкция (50) расположена непрерывно вокруг стенки турбореактивного двигателя кожуха вентилятора, и содержит, например, перегородку (54), и/или с перерывами вокруг стенки турбореактивного двигателя кожуха вентилятора и содержит, например, набор опорных стержней (52).

11. Воздухозаборник (3) по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что нижний конец опорной конструкции (50) выполнен с возможностью крепления к задней поверхности (441) заднего фланца (44).

12. Гондола (1) для двигателя (6) летательного аппарата, отличающаяся тем, что содержит воздухозаборник (3) по любому из предшествующих пунктов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2804492C2

FR 3055922 A1, 16.03.2018
FR 3016159 A1, 10.07.2015
КРЕПЕЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Вошель Ги Бернар
  • Байар Андре
  • Конт Франсуа
RU2492117C2
SU 849694 A1, 20.09.1996.

RU 2 804 492 C2

Авторы

Феррье Жина

Буало Патрик

Карюэль Пьер

Даты

2023-10-02Публикация

2020-04-23Подача