Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к газотурбинным двигателям, и может быть широко использовано в двигателях различного назначения.
Известен газотурбинный двигатель /ГТД/ - тепловая машина, предназначенная для преобразования энергии сгорания топлива в кинетическую энергию реактивной струи и/или/ в механическую работу на валу двигателя. Основными элементами ГТД являются компрессор, камера сгорания и газовая турбина. Для работы используется нефтяное топливо /Боргест Н.М. и др. Краткий словарь авиационных терминов. - М.: Изд-во МАИ, 1992 г./ [1].
Недостатком известного двигателя является высокие эксплуатационные расходы на нефтяное топливо и высокая токсичность выхлопных газов.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является газотурбинный двигатель, содержащий корпус и размещенный в нем вал, компрессор с направляющими и рабочими лопатками, камеру сгорания с жаровой трубой и воспламеняющим устройством, турбину с сопловыми и рабочими лопатками и систему приготовления и подачи топлива. Для работы используется нефтяное топливо /а.с. СССР №1329280, F 02 K 3/00, 30.04.1992 г./ [2].
Недостатком ближайшего аналога является высокие эксплуатационные расходы на нефтяное топливо и высокая токсичность выхлопных газов.
Техническая задача, решаемая предлагаемым изобретением, заключается в повышении экономичности и экологической чистоты газотурбинного двигателя в эксплуатации.
Поставленная задача решается тем, что в газотурбинном двигателе, содержащем корпус и размещенный в нем вал, компрессор с направляющими и рабочими лопатками, камеру сгорания с жаровой трубой и воспламеняющим устройством, турбину с сопловыми и рабочими лопатками и систему приготовления и подачи топлива. Корпус выполнен с герметизирующей его вход крышкой, например, съемно закрепленной. Система приготовления и подачи топлива выполнена в виде электролизера, состоящего из электродов, с возможностью подводки постоянного электрического тока, свободного прохода через них электролита, установленных перед компрессором - в герметизированной части корпуса и электродов, образованных путем подводки постоянного электрического тока к направляющим и рабочим лопаткам компрессора. Причем качающее устройство и форсунка системы приготовления и подачи топлива выполнены для подачи и распыливания электролита /водного раствора электролита/, например, водного раствора едкого калия в электролизер, где при протекании постоянного тока через электролит приводит к электролизу - разложению воды на водород и кислород. Компрессор при этом выполнен с возможностью создания разрежения в герметизированной части корпуса, сжатия и подачи полученной газовой смеси в камеру сгорания. При этом форсунка может иметь кавитатор, выполненный в виде местного сужения ее канала.
Сущность изобретения показана на чертеже, где
показана схема двигателя, преобразующего энергию сгорания топлива в работу на валу и/или/ в энергие реактивной струи.
Пример выполнения предлагаемого решения.
Газотурбинный двигатель содержит корпус 1 /см. чертеж/ с герметизирующей его вход крышкой 2, съемно закрепленной на болтах 3 и размещенный в нем вал 4. Систему приготовления и подачи топлива, выполненную в виде электролизера 5, состоящего из электродов 6 и 7, с возможностью подводки постоянного электрического тока, свободного прохода через них электролита, например, за счет выполнения их из никелевой сетки, установленных перед компрессором - в герметизированной части корпуса и электродов, образованных путем подводки постоянного электрического тока к направляющим 8 и рабочим 9 лопаткам компрессора 10 по линиям А и Б. Причем качающее устройство /не показано/ и форсунка 11 системы приготовления и подачи топлива выполнены для подачи и распыливания электролита в электролизер, а форсунка при этом может иметь кавитатор в виде местного сужения ее канала /не показано/. Камеру сгорания 12 с жаровой трубой и воспламеняющим устройством 13. Турбину с сопловыми 14 и рабочими 15 лопатками.
Газотурбинный двигатель работает следующим образом.
Перед пуском двигателя на электролизер 5, состоящего из электродов 6 и 7 и из направляющих 8 и рабочих 9 лопаток компрессора 10 по линиям А и Б подают постоянный электрический ток. Работой направляющих 8 и рабочих 9 лопаток компрессора 10 в герметизированной крышкой 2 части корпуса 1 создается разрежение. Качающее устройство /не показано/, например, плунжерное, через форсунку 11 с кавитатором в виде местного сужения ее канала /не показано/, под давлением, например, 2 МПа подает электролит, например, водный раствор едкого калия в электролизер 5. В кавитаторе форсунки 11, за счет падения давления и повышения скорости электролита приводит к диссоциации и к тончайшему распыливанию капелек электролита в электролизер 5. Затем распыленный электролит свободно проходит через, например, из никелевой сетки выполненные электроды 6 и 7 и за счет протекания через электролит постоянного электрического тока приводит к электролизу - разложению воды на водород и кислород. Затем эта смесь, направляющими 8 и рабочими 9 лопатками компрессора 10 сжимается и, где за счет протекания постоянного электрического тока через электролит приводит к электролизу воды. Разложению воды на кислород и водород подвергается незначительная часть электролита, остальная его часть превращается в водяной пар. В связи с тем, что в водяном паре наличие водорода и кислорода незначительно, то невозможен взрыв гремучего газа в компрессоре. Полученная в электролизере 5 и сжатая в компрессоре 10 водородо-кислородная смесь поступает в камеру сгорания 12. Поступившая в камеру сгорания 12 смесь воспламеняется при помощи воспламеняющего устройства 13. Далее продукты сгорания расширяются в сопловых 14 и рабочих 15 лопатках турбины, совершая работу.
Предлагаемый газотурбинный двигатель в эксплуатации высоко экономичен, экологически чист и безопасен. Найдет широкое применение в качестве силовой установки для различных видов транспортных средств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2280182C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2280183C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2314430C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2324831C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2327888C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2319031C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2312246C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2315911C1 |
ГЕНЕРАТОР ВОДОРОДНО-КИСЛОРОДНОЙ СМЕСИ | 2005 |
|
RU2281346C1 |
ГЕНЕРАТОР ВОДОРОДНО-КИСЛОРОДНОЙ СМЕСИ | 2005 |
|
RU2280102C1 |
Газотурбинный двигатель содержит корпус с размещенным в нем валом, компрессор, камеру сгорания, турбину и систему приготовления и подачи топлива. Корпус выполнен с герметизирующей его вход крышкой. Система приготовления и подачи топлива выполнена в виде электролизера, состоящего из электродов с подводкой к ним постоянного электрического тока, установленных перед компрессором, в герметизированной части корпуса и из электродов, образованных путем подводки постоянного электрического тока к направляющим и рабочим лопаткам компрессора. Качающее устройство системы приготовления и подачи топлива выполнено для подачи и распыления электролита /водного раствора электролита/ через форсунку, выполненную с кавитатором, в электролизер, где при протекании постоянного тока через электролит приводит к электролизу воды. Компрессор при этом выполнен с возможностью создания разрежения в герметизированной части: корпуса, сжатия и подачи полученной газовой смеси в камеру сгорания. Изобретение направлено на повышение экономичности и экологичности двигателя в эксплуатации. 1 з.п ф-лы, 1 ил.
GB 2073317 A, 14.10.1981 | |||
Силовая установка | 1974 |
|
SU535422A1 |
US 6189310 B2, 20.02.2001 | |||
DE 3100751 A1, 07.01.1982 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ р-АЛКЕНИЛСИЛАНОВ | 0 |
|
SU282321A1 |
Комбинированная газотурбинная установка со свободно-поршневыми генераторами газа и способ регулирования ее | 1956 |
|
SU114827A1 |
Авторы
Даты
2006-07-20—Публикация
2005-01-11—Подача