СПОСОБ ПРЯМОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ, ПОТРЕБЛЕННОЙ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ ИЗ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА Российский патент 2006 года по МПК G01R19/00 B60L3/00 

Описание патента на изобретение RU2281518C2

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых сетях постоянного тока магистральных и пригородных железных дорог, промышленного транспорта, метрополитенов и городского транспорта. Необходимость определения энергии, потребленной электроподвижным составом (ЭПС), определяется необходимостью проведения расчетов с транспортными энергетиками за полученную ЭПС энергию.

Существующий в настоящее время на сети железных дорог постоянного тока практически широко используемый способ определения энергии (л-1,2), потребленной ЭПС, состоит в фиксации этой энергии счетчиками энергии, устанавливаемыми на ЭПС. Однако, как показывает практика, в силу разного рода объективных причин счетчики энергии обычно установлены не на всех единицах ЭПС или часть их является неработающими. В силу этого разница между энергией, зафиксированной счетчиками на фидерах контактной сети тяговых подстанций (отпущенной в тяговую сеть), и энергией, зафиксированной счетчиками ЭПС (якобы в действительности потребленной ЭПС), оказывается существенно много больше возможных потерь энергии в тяговой сети. Эти таким образом определяемые и явно завышенные потери энергии в тяговой сети в практике эксплуатации электрифицированных железных дорог стали называть условными потерями энергии.

До настоящего времени, пока за всех своих хозяйствующих субъектов в целом расплачивалось МПС, знание истинной величины энергии, потребленной ЭПС и потерянной в тяговой сети, по-настоящему никого не интересовало. Однако теперь, после реформирования МПС и создания ОАО РЖД, т.е. в условиях, когда каждый хозяйствующий субъект будет заинтересован в оплате стоимости только им израсходованной энергии, необходимо создание новой системы учета расхода энергии, которая позволяла бы транспортным энергетикам контролировать систему учета энергии на ЭПС, а эксплуатационникам ЭПС - систему учета у транспортных энергетиков, и всем вместе определять истинные потери энергии в тяговой сети, стоимость которых, очевидно, будут оплачивать транспортные энергетики.

За прототип (л-1,2) взят практически широко используемый в настоящее время на дорогах постоянного тока способ определения энергии, потребленной ЭПС из тяговой сети постоянного тока (см. выше).

Техническим результатом заявляемого объекта является максимально точное определение количества энергии, потребленной ЭПС из тяговой сети постоянного тока даже в том случае, если счетчиками энергии оборудованы не все единицы ЭПС, и, как следствие, достаточно точное определение потерь энергии в тяговой сети. Для достижения этого технического результата предлагается использовать новый способ прямого определения энергии, потребленной ЭПС из тяговой сети постоянного тока.

Заявляемый способ иллюстрируется чертежом, где представлена принципиальная схема замеров величин, необходимых для определения энергии, потребленной ЭПС из тяговой сети постоянного тока, где 1 - выключатель фидера контактной сети; 2 и 3 - комплексные счетчики, установленные соответственно на фидере контактной сети и на части единиц ЭПС и фиксирующие Амперчасы и энергию, отпущенные в тяговую сеть [(А·частс) и (В·А·частс )] и полученные единицами ЭПС [(А·час ЭПСЗАМ) и (В·А·час ЭПС ЗАМ)]; 4 - единицы ЭПС, оборудованные комплексными счетчиками; 5 - единицы ЭПС, не оборудованные комплексными счетчиками.

Сущность предлагаемого способа прямого определения энергии, потребленной ЭПС из тяговой сети (В·А·час ЭПС), заключается в фиксации этой энергии счетчиками, устанавливаемыми на ЭПС и, одновременно, счетчиками на всех фидерах контактной сети тяговых подстанций. Последние фиксируют энергию, отпущенную транспортными энергетиками в тяговую сеть (В·А·час ТС). Однако, кроме этого, и на всех единицах ЭПС, и на всех фидерах контактной сети добавочно устанавливаются специальные счетчики, фиксирующие соответственно Амперчасы, полученные всеми единицами ЭПС (А·час ЭПС) и отпущенные в тяговую сеть (А·час ТС). Смысл одновременной фиксации и энергии, и Амперчасов позволяет транспортным энергетикам и эксплуатационникам ЭПС взаимно контролировать организованные ими системы учета энергии, поскольку, как это следует из правил элементарной электротехники, при безупречно организованных системах учета энергии, т.е. когда и счетчики энергии, и счетчики Амперчасов установлены на всех единицах ЭПС и на всех фидерах тяговой сети, Амперчасы, отпущенные транспортными энергетиками в тяговую сеть (А·час ТС), должны быть в точности равны Амперчасам, полученным всеми единицами ЭПС (А·час ЭПС), т.е. должно наблюдаться равенство

Если это равенство наблюдается в действительности, то это говорит о том, что система учета энергии, потребленной ЭПС, организована безупречно, и в этом случае эксплуатационники ЭПС вправе оплачивать стоимость только той энергии, которая зафиксирована их счетчиками энергии, т.е. (В·А·час ЭПС).

Если же это равенство не наблюдается, а имеет место неравенство, при котором Амперчасы, замеренные на единицах ЭПС (А·час ЭПС ЗАМ), оказываются меньше Амперчасов, отпущенных транспортными энергетиками в тяговую сеть (А·час ТС), т.е. если имеет место соотношение

(А·час ЭПС ЗАМ)<(А·час ТС),

то это говорит о том, что система учета энергии на ЭПС не безупречна и счетчики энергии, очевидно, установлены не на всех единицах ЭПС или же часть из них находится в нерабочем состоянии. Однако и в этом случае действительное количестве энергии, потребленное всеми единицами ЭПС (B·A·час ЭПС), легко определяется из пропорционального равенства

откуда

На основании полученных замеров легко определить и величину потерь энергии в тяговой сети Δ(В·А·час ТС). Очевидно, она равна

Для обеспечения точных замеров, показывающих соответствие Амперчасов и энергии, их измерение и на единицах ЭПС, и на фидерах тяговой сети должно вестись синхронно по времени, с необходимыми метками по времени, с одной и той же высокой точностью, что проще всего реализуется в конструкции комплексного измерительного прибора (специального счетчика), фиксирующего и энергию, и Амперчасы за одинаковые отрезки времени.

Реализация комплексного измерительного прибора может быть выполнена на базе микропроцессорной защиты фидеров контактной сети постоянного тока 3,3 кВ БЗ-М1 (л-3). Аппаратная часть защиты БЗ-М1 полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к конструкции и функциональным обязанностям комплексного измерительного прибора. Гибкая программная часть защиты БЗ-М1 либо дополняется функциями фиксации энергии и Амперчасов, либо упрощается до выполнения только фиксации энергии и Амперчасов. В последнем случае БЗ-М1, упрощаясь, превращается в комплексный измерительный прибор (специальный счетчик).

Источники информации

1. Электрификация - основа технического перевооружения Октябрьской железной дороги. Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 75-летию электрификации железных дорог России, 23-24 сентября 2004 г., (с.110-113) ОАО «РЖД» филиал «ОЖД», ООО «Издательство «ОМ-Пресс», СПб, 2004 г. - 128 с.

2. Свидетельство на полезную модель №19327 от 02.08.2001 г.

3. Гречишников В.А., Пупынин В.Н. Опыт разработки и эксплуатации блоков микропроцессорных защит фидеров постоянного тока 3,3 кВ. «ЭЛЕКТРО», 2004 г., №1, стр.29-35.

Похожие патенты RU2281518C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ТЯГОВОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2014
  • Каштанов Алексей Леонидович
  • Незевак Владислав Леонидович
  • Никифоров Михаил Михайлович
  • Ушаков Сергей Юрьевич
  • Черемисин Василий Титович
RU2572797C2
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ УЧЕТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ТЯГОВЫХ СЕТЯХ 2010
  • Черемисин Василий Титович
  • Чижма Сергей Николаевич
  • Кондратьев Юрий Владимирович
  • Никифоров Михаил Михайлович
  • Онуфриев Александр Сергеевич
RU2446065C1
СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВОМ РАЗДЕЛА ПИТАНИЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2003
  • Кващук В.А.
  • Кондратьев Ю.В.
  • Черемисин В.Т.
RU2248282C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ КОНТАКТНОЙ И РЕЛЬСОВОЙ СЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2014
  • Кващук Валентин Андреевич
  • Никишкин Тарас Евгеньевич
  • Пашков Денис Владимирович
  • Тарута Павел Викторович
  • Черемисин Василий Титович
RU2576359C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВОМ РАЗДЕЛА ПИТАНИЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2004
  • Кващук Валентин Андреевич
  • Кондратьев Юрий Владимирович
  • Лапенко Николай Михайлович
  • Черемисин Василий Титович
RU2291069C2
СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Лобынцев Владимир Васильевич
  • Пупынин Владимир Николаевич
RU2307036C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2011
  • Григорьев Николай Потапович
  • Крикун Артём Андреевич
RU2478049C1
СИСТЕМА КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ПОТРЕБЛЯЕМОЙ ТЯГОВЫМ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ 2010
  • Кузнецов Александр Владимирович
  • Уманский Владимир Ильич
  • Басыров Сергей Камильевич
  • Рачек Леонид Николаевич
  • Кузнецов Дмитрий Германович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Розенберг Ефим Наумович
RU2427916C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 25 КВ 2014
  • Григорьев Николай Потапович
  • Воприков Антон Владимирович
RU2552572C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА И СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 2016
  • Вильгельм Александр Сергеевич
  • Комяков Александр Анатольевич
  • Незевак Владислав Леонидович
  • Никифоров Михаил Михайлович
  • Черемисин Василий Титович
RU2641537C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ПРЯМОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ, ПОТРЕБЛЕННОЙ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ ИЗ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых сетях постоянного тока магистральных и пригородных железных дорог, промышленного транспорта, метрополитенов и городского транспорта. При прямом определении энергии фиксируют количество энергии и количество Амперчасов на всех единицах ЭПС. Одновременно с этим фиксируют количество энергии и количество Амперчасов на всех фидерах контактной сети тяговых подстанции. Определяют действительное количество потребленной энергии всеми единицами ЭПС по соответствующим формулам. Для повышения точности и удобства расчетов фиксация энергии и Амперчасов производится специальными комплексными счетчиками. Технический результат - точное определение количества электроэнергии, потребленной ЭПС из тяговой сети постоянного тока, даже в случае, когда счетчиками энергии оборудованы не все единицы ЭПС, и достаточно точное определение потерь энергии в тяговых сетях. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 281 518 C2

1. Способ прямого определения энергии, потребленной электроподвижным составом (ЭПС) из тяговой сети постоянного тока, заключающийся в фиксации этой энергии счетчиками энергии, установленными предположительно на всех единицах ЭПС, отличающийся тем, что дополнительно к этому на этих же единицах ЭПС фиксируют количество полученных ампер-часов и, кроме того, фиксируют количество энергии и ампер-часов, отпущенных в тяговую сеть по всем фидерам контактной сети, при этом количество энергии, в действительности потребленной всеми единицами ЭПС, определяют исходя из соблюдения непременного равенства ампер-часов, отпущенных в тяговую сеть по фидерам контактной сети и полученных всеми единицами ЭПС, по формуле

(В·А·часэпс)=(В·А·часэпс зам)·(А·частс)/(А·часэпс зам),

где (В·А·часэпс зам) - суммарное количество энергии, полученное единицами ЭПС, замеренное их счетчиками;

(А·частс) и (А·часэпс зам) - соответственно количество ампер-часов, отпущенное по фидерам тяговой сети и полученное единицами ЭПС, зафиксированное их счетчиками ампер-часов.

2. Способ прямого определения энергии, потребленной электроподвижным составом (ЭПС) из тяговой сети постоянного тока по п.1, отличающийся тем, что для повышения точности и удобства расчетов фиксация и энергии, и ампер-часов как на фидерах тяговой сети, так и на единицах ЭПС, производится синхронно с необходимыми метками по времени специальными комплексными счетчиками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2281518C2

Барабанная лебедка с безопасной рукояткой 1929
  • Мозавецкий А.Л.
SU19327A1
СПОСОБ УЧЕТА РАСХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА И ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТЧИК ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1996
  • Грубер Б.И.
  • Коровин В.А.
  • Тишунов А.Г.
RU2140654C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ПОТРЕБЛЯЕМОЙ ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ, И ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТЧИК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 1995
  • Ландулфо Москейра Альваренга
  • Роберто Перейра Калдас
  • Милтон Липпинкотт
RU2139547C1
Способ извлечения липидов из микроводоросли Chlorella sorokiniana 2018
  • Политаева Наталья Анатольевна
  • Смятская Юлия Александровна
  • Трухина Елена Владимировна
RU2694405C1
US 426486128, 04.1981
JP 217390230, 07.1987.

RU 2 281 518 C2

Авторы

Гречишников Виктор Александрович

Федотов Алексей Анатольевич

Пупынин Владимир Николаевич

Даты

2006-08-10Публикация

2004-09-22Подача