СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВОМ РАЗДЕЛА ПИТАНИЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Российский патент 2005 года по МПК B60M3/04 

Описание патента на изобретение RU2248282C2

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту. Предложенная система основана на сравнении токов между первым - вторым и третьим - четвертым фидерами контактной сети поста секционирования. Система реализуется простыми средствами и обеспечивает определение наличия электрического подвижного состава на межподстанционных зонах.

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту, в частности к системам для управления устройствами раздела питания (УРП) тяговой сети переменного тока.

Питание тяговой сети межподстанционных зон (MП3) электрических железных дорог переменного тока России, как правило, осуществляется по схемам двустороннего питания. При использовании таких схем питания по тяговой сети протекает уравнительный ток. Этот ток вызывает дополнительные потери электрической энергии в тяговой сети, снижает пропускную способность железной дороги и отрицательно влияет на работу релейной защиты. Для ликвидации уравнительных токов переходят к схемам питания тяговой сети с разделом МПЗ посредине воздушным промежутком, в частности к встречно-кольцевой схеме питания. Применение такой схемы питания сопряжено с необходимостью защиты воздушных промежутков контактной сети от пережогов. Для решения этой задачи предложен способ шунтирования воздушных промежутков выключателем, установленным на посту секционирования, в момент прохода по нему токоприемника электрического подвижного состава (ЭПС).

Наиболее близким техническим решением к предложенной системе является система, используемая в устройстве для шунтирования воздушного промежутка контактной сети (см. авт. св. СССР №1243976 А1, кл. В 60 М 3/10, 1986).

Однако известная система обладает рядом недостатков:

- большое количество коммутаций вакуумного выключателя, равное количеству прошедших поездов, и как следствие быстрая выработка его ресурса;

- при значительных нагрузках ЭПС возникают дополнительные потери электрической энергии в схемах раздельного питания по отношению к схемам с двустороннем питанием, которые могут превышать потери электрической энергии от уравнительных токов.

- устройство включается только при непосредственном приближении электрического подвижного состава к посту секционирования и не позволяет работать по схеме двустороннего питания при значительных тяговых нагрузках;

- не может применяться на участках с малыми размерами движения, но тяжелым профилем пути и значительными массами поездов из-за падения напряжения на токоприемнике ЭПС.

Цель настоящего изобретения:

- расширение области применения УРП на участках с тяжелым профилем пути, при малых размерах движения поездов, когда основным критерием, ограничивающим движение, является уровень напряжения на токоприемнике электрического подвижного состава;

- недопущение превышения дополнительных потерь энергии от тяговой нагрузки в момент прохода ЭПС над потерями от уравнительных токов;

- повышение надежности УРП за счет резервирования защиты ветвей воздушного промежутка от пережогов, заблаговременным включением УРП;

- стабилизация напряжения на токоприемнике электрического подвижного состава и дополнительное снижение потерь электрической энергии в тяговой сети переменного тока;

- повышение срока службы выключателя УРП за счет снижения количества коммутаций.

Поставленная цель достигается тем, что осуществляется попарное сравнение токов между первым - вторым и третьим - четвертым фидерами контактной сети поста секционирования.

При отсутствии электрического подвижного состава на межподстанционной зоне и встречно-кольцевой схеме питания значения токов, протекающих по фидерам контактной сети, будут равны нулю. При появлении электрического подвижного состава, например на четном пути справа от поста, токи, протекающие по третьему и четвертому фидерам, будут отличны от нуля и противоположно направлены.

При отсутствии электрического подвижного состава на межподстанционной зоне и двусторонней схеме питания значения токов, протекающих по фидерам контактной сети, будут обратно пропорциональны сопротивлениям участков тяговой сети путей между шинами поста секционирования и тяговой подстанцией

где I1 - ток в контактной сети первого пути сопротивлением Z1, на участке от первой тяговой подстанции до поста секционирования;

I2 - ток в контактной сети второго пути сопротивлением Z2, на участке от первой тяговой подстанции до поста секционирования;

I3 - ток в контактной сети первого пути сопротивлением Z3, на участке от поста секционирования до второй тяговой подстанции;

I4 - ток в контактной сети второго пути сопротивлением Z4, на участке от поста секционирования до второй тяговой подстанции.

При появлении на межподстанционной зоне тяговой нагрузки соотношения (1) нарушаются.

На фиг.1 и 2 представлены соответственно схема электроснабжения межподстанционной зоны тяговой сети двухпутного участка и функциональная схема управления УРП.

Схема (фиг.1) состоит из тяговых подстанций ТП-1, ТП-2, поста секционирования (ПС), выключателей фидеров контактной сети поста секционирования Q1-Q4, выключателя устройства раздела питания Q5, выключателей фидеров контактной сети тяговых подстанций Q6-Q9, продольных разъединителей контактной сети QS1, QS2, контактной сети первого и второго путей.

В состав функциональной схемы (фиг.2) входят промежуточные преобразователи токов в напряжения с масштабными усилителями 1-4 соответственно первого, второго и третьего, четвертого фидеров контактной сети, нуль-органы 5 и 6, схема ИЛИ 7, схема И 8, линии задержки 9 и 10.

При отсутствии электрического подвижного состава на межподстанционной зоне и двусторонней схеме питания значения токов, протекающих по фидерам контактной сети, будут обратно пропорциональны сопротивлениям участков тяговой сети путей между шинами поста секционирования и тяговой подстанцией или равны нулю при встречно-кольцевой схеме. С выходов преобразователей тока в напряжение 1-4 напряжения, пропорциональные токам, протекающим по фидерам контактной сети, подаются на нуль-органы 5 и 6. При равенстве поданных напряжений на прямых выходах нуль-органов будет присутствовать логический 0, а на инверсных выходах будет присутствовать логическая 1. Соответственно на выходе схемы ИЛИ будет логический 0 и сигнала на включение устройства режимного управления через линию задержки 7 не будет, а на выходе логической схемы И будет логическая единица и через линию задержки 8 будет сигнал на отключение устройства раздела питания.

При появлении электрического подвижного состава на межподстанционной зоне значения токов, протекающих по фидерам контактной сети, не будут обратно пропорциональны сопротивлениям участков тяговой сети путей между шинами поста секционирования и тяговой подстанцией, соответственно величины поданных напряжений на нуль-органы окажутся различными. На прямых выходах нуль-органов появится логическая 1, а на инверсных выходах будет присутствовать логический 0. Соответственно на выходе схемы ИЛИ будет логическая 1 и появится сигнал на включение устройства раздела питания через линию задержки 7, а на выходе логической схемы И будет логический 0 и через линию задержки 8 не будет сигнала на отключение устройства раздела питания. Регулирование чувствительности схемы управления осуществляется изменением порогового напряжения переключения нуль-органа.

Внедрение предложенной системы позволит дополнительно снизить потери электрической энергии на межподстанционных зонах от протекания уравнительных токов, стабилизировать напряжение на токоприемнике ЭПС, повысить надежность и расширить область применения УРП.

Похожие патенты RU2248282C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВОМ РАЗДЕЛА ПИТАНИЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2004
  • Кващук Валентин Андреевич
  • Кондратьев Юрий Владимирович
  • Лапенко Николай Михайлович
  • Черемисин Василий Титович
RU2291069C2
СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Лобынцев Владимир Васильевич
  • Пупынин Владимир Николаевич
RU2307036C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ В КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2005
  • Герман Леонид Абрамович
  • Герман Вадим Леонидович
  • Марков Алексей Юрьевич
RU2316779C2
Устройство для дугозащитного шунтирования воздушного промежутка контактной сети переменного тока 1990
  • Балабанов Владимир Николаевич
SU1791186A1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ НЕЙТРАЛЬНЫХ ВСТАВОК КОНТАКТНЫХ СЕТЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2000
  • Фигурнов Е.П.
  • Быкадоров А.Л.
  • Жуков А.В.
RU2241295C2
Способ определения составляющих уравнительного тока и устройство для его реализации 2020
  • Чижма Сергей Николаевич
  • Молчанов Сергей Васильевич
  • Стригин Игорь Витальевич
  • Анискевич Вячеслав Михайлович
RU2752992C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 25 КВ 2014
  • Григорьев Николай Потапович
  • Воприков Антон Владимирович
RU2552572C1
Устройство регулирования мощности секционной установки поперечной емкостной компенсации поста секционирования контактной сети перемененного тока 2021
  • Герман Леонид Абрамович
RU2761459C1
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПОДОГРЕВА КОНТАКТНОЙ СЕТИ 2022
  • Добрынин Евгений Викторович
  • Богданова Ксения Викторовна
RU2800142C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДАЛЕННОСТИ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ 2001
  • Фигурнов Е.П.
  • Жарков Ю.И.
  • Стороженко Д.Е.
RU2189606C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 248 282 C2

Реферат патента 2005 года СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВОМ РАЗДЕЛА ПИТАНИЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Изобретение относится к технике подачи электроэнергии к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Устройство раздела питания тяговой сети переменного тока состоит из выключателя, включенного между двумя секциями шин поста секционирования двухпутного участка. При этом к первой из секций подключены первый и второй фидеры, а ко второй - третий и четвертый фидеры, питающие контактные сети соответствующих путей, разделенные воздушными промежутками. На каждом из фидеров установлен трансформатор тока. Выходы трансформаторов тока первого и второго фидеров через масштабные усилители подключены ко входам первого блока сравнения, а выходы трансформаторов тока третьего и четвертого фидеров через масштабные усилители - ко входам второго блока сравнения. Прямые выходы блоков сравнения подключены ко входам схемы ИЛИ, формирующей сигнал на включение выключателя устройства раздела питания в случае неравенства токов первого и второго или третьего и четвертого фидеров соответственно. Инверсные выходы блоков сравнения подключены ко входам схемы И, формирующей сигнал на отключение выключателя в случае равенства токов. Изобретение расширяет область применения устройства раздела питания для участков с тяжелым профилем пути и при малых размерах движения поездов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 248 282 C2

Система для управления устройством раздела питания тяговой сети переменного тока электрических железных дорог, состоящим из выключателя, включенного между двумя секциями шин поста секционирования двухпутного участка, к первой из которых подключены первый и второй фидеры, а ко второй - третий и четвертый фидеры, питающие контактные сети соответствующих путей, разделенные воздушными промежутками, отличающаяся тем, что на каждом из фидеров установлен трансформатор тока, при этом выходы трансформаторов тока первого и второго фидеров через масштабные усилители подключены ко входам первого блока сравнения, а выходы трансформаторов тока третьего и четвертого фидеров через масштабные усилители - ко входам второго блока сравнения, прямые выходы блоков сравнения подключены ко входам схемы ИЛИ, формирующей сигнал на включение выключателя устройства раздела питания в случае неравенства токов первого и второго или третьего и четвертого фидеров соответственно, а инверсные выходы блоков сравнения подключены ко входам схемы И, формирующей сигнал на отключение выключателя в случае равенства токов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2248282C2

Устройство для шунтирования воздушного промежутка контактной сети 1985
  • Бунин Александр Иосифович
  • Дубинин Вениамин Иванович
SU1243976A1
Устройство секционирования контактной сети электрофицированных железных дорог постоянного тока 1976
  • Фарафонов Анатолий Васильевич
  • Пупынин Владимир Николаевич
  • Крюков Игорь Семенович
SU617303A1
Устройство для тягового электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока 1988
  • Власов Станислав Петрович
  • Фролов Александр Владимирович
  • Асанов Тюкфять Касымович
  • Болдырев Владимир Илларионович
  • Цыбанков Владимир Андреевич
  • Нефедьев Владимир Сергеевич
SU1643227A1
RU 2001792 С1, 30.10.1993.

RU 2 248 282 C2

Авторы

Кващук В.А.

Кондратьев Ю.В.

Черемисин В.Т.

Даты

2005-03-20Публикация

2003-02-17Подача