Изобретение относится к области диагностики и может быть использовано для определения психофизического состояния индивидуума.
Известен способ определения профессиональной пригодности и психофизической подготовки, включающий оценку параметров сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внимания и быстроты реакции до и после психофизических нагрузок, причем в процессе проведения психофизических нагрузок осуществляют внезапное воздействие психогенными и помеховыми факторами, определяют электрокожное сопротивление, правильность выбора решений, память, способность к логическому мышлению, время, затраченное на выполнение отдельных этапов и всего задания, полученные показатели оценивают в баллах и по сумме баллов определяют профессиональную пригодность и/или психологическую подготовку.
В процессе тестирования может быть осуществлено воздействие визуальным, звуковым, тактильным или запаховым раздражителями. Дополнительно измеряют время выполнения отдельных этапов и время выполнения программы тестирования в целом (см. патент РФ №2089101, Кл. А 61 В 5/16, 1998 г.).
В результате анализа данного способа необходимо отметить, что он имеет весьма узкую область применения и позволяет оценить способность поведения индивидуума, как правило, в экстремальных ситуациях. Кроме того, оценка тестируемого по системе баллов имеет весьма приблизительный характер.
Известен способ отработки поведенческой стратегии индивидуума (например, игрока) с использованием когинтивной виртуальной реальности, согласно которому осуществляют тестирование индивидуума (открытое или явное), на основе которого определяют индивидуальный психофизический образ личности и составляют матрицу событийного реагирования, то есть виртуальный образ индивидуума, во время тестирования осуществляют сравнение показателей действий индивидуума с данными его матрицы и по сравнению этих показателей судят о психофизическом состоянии индивидуума, причем в процессе тестирования могут быть заданы единичные или повторяющиеся психофизические установки, не введенные в предварительно сформированную матрицу и с учетом реакций на данные воздействия также судят о психофизическом состоянии индивидуума (см. патент РФ №2184396, Кл. G 09 B 5/00, 2001 г.) - наиболее близкий аналог.
В результате анализа известного способа необходимо отметить, что он не позволяет достаточно объективно оценить психофизическое состояние индивидуума, так как не учитывает системно-органные и социально-психологические взаимосвязи индивидуума в процессе проведения тестирования.
Задачей настоящего изобретения является разработка способа диагностики психофизического состояния индивидуума, обеспечивающего высокую достоверность исследования за счет учета индивидуальной социально-ролевой и этико-соматической особенностей индивидуума.
Поставленная задача обеспечивается тем, что в способе диагностики состояния индивидуума, согласно которому осуществляют тестирование его по заданной программе для определения психических и физиологических показателей, по результатам тестирования формируют матрицу психофизических параметров индивидуума, по которым и судят о его состоянии, новым является то, что в процессе тестирования, одновременно с определением психофизических параметров индивидуума, ему задают последовательность визуализированных постепенно усложняющихся заданий, в соответствии с которыми индивидуум графически воспроизводит на материальном носителе ассоциативные образно-графические эквиваленты заданий, причем в процессе тестирования определяют скорость нанесения индивидуумом ассоциативных образно-графических эквивалентов и длительность пауз, а в матрицу параметров индивидуума, по которой судят о его состоянии, дополнительно вносят данные, полученные в результате анализа образно-графических эквивалентов заданий, скорости их нанесения и длительности пауз.
При проведении патентных исследований не обнаружены решения, идентичные заявленному, а следовательно, заявленный способ соответствует критерию патентоспособности «новизна».
Сущность заявленного способа не следует явным образом из решений, известных из уровня техники, а следовательно, заявленное изобретение соответствует критерию патентоспособности «изобретательский уровень».
Сведений, изложенных в материалах заявки, достаточно для практического осуществления специалистами заявленного изобретения.
Заявленный способ может быть реализован на проективно-аналитическом комплексе (ПАК) «Пиктополиграф «ЮГ», который включает компьютер с сенсорным экраном, ручку для сенсорного экрана и комплект электродов для полиграфии для регистрации измерения и размещения сигналов в матрицах данных, а также регистратор ЭЭГ «Энцефалон - РМ» фирмы «Медиком - МТД».
В программно-математическое обеспечение ПАК входит пакет программ для тестирования и обработки данных, полученных в результате тестирования индивидуума.
Для проведения тестирования испытуемый усаживается на рабочее место комплекса, в нему прикрепляют датчики аппаратуры комплекса.
В процессе проведения сеанса тестирования испытуемому на сенсорном экране последовательно визуализируют стимульные постепенно усложняющиеся задания (темы).
Испытуемый с помощью комплектной ручки на том же экране воспроизводит (пишет и/или рисует) ассоциативные образно-графические эквиваленты стимульной темы. Параметры пиктографических воспроизведений постоянно обрабатываются в линейно-скоростном диапазоне с учетом скорости воспроизведений и длительности пауз между воспроизведениями.
Одновременно у испытуемого посредством прикрепленных к нему датчиков постоянно измеряют его физиологические параметры, например, ЭЭГ, частоту сердечных сокращений, частоту дыхания, кожно-гальваническую реакцию.
По полученным данным формируют матрицу данных, по которой и судят о состоянии индивидуума.
Заявленный способ позволяет исследовать и дать комплексную оценку психофизического состояния индивидуума с учетом комбинации множества факторов, в том числе и его этико-соматической согласованности с виртуальным миром.
Известно, что одним из свойств интеллекта является моделирование и интерпретация окружающего мира, а понятийная система (индивидуальный тезаурус) обеспечивает познавательные возможности индивидуума. При решении любой интеллектуальной задачи («вербальной», «вычислительной», «пространственной» и т.п.) происходит выделение и манипулирование классами предметов на основе установления или опознания общности (различия) их признаков. Для реализации основных мыслительных операций требуется совместное участие двух языков: символьно-операторного и образного. Не вызывает сомнений важность сопоставления коллективного семантического поля с индивидуальными понятиями испытуемого. В «Пиктополиграфе «ЮГ» реализуется одна из важнейших задач диагностики внутреннего мира испытуемого: выявляется реальный символьно-операторный тезаурус тех конкретных тем (понятий), по которым эксперт (аналитик) может дать квалифицированное заключение.
При проведении сеанса диагностики по заявленному способу эксперт выведен из процедуры тестирования, а индивидуум ментально «состязается сам с собой», поскольку свойства его «визави» - прибора и программы испытаний для тестируемого индивидуума неизвестны и неподконтрольны.
Это весьма важно, так как при традиционном тестировании с использованием полиграфа аналитик создает ситуацию, при которой тестируемый индивидуум должен подтвердить или опровергнуть выдаваемую ему ситуационную информацию. При данной ситуации тестируемый осознанно или неосознанно сопротивляется. Сопротивление порождает психофизиологический ответ. При этом могут быть следующие варианты циркуляции информации в виртуальном пространстве процедуры тестирования:
- тестируемый знает то, чего не знает аналитик;
- аналитик знает то, в чем тестируемый уверен, что «аналитик не знает»;
- аналитик и испытуемый одинаково знают об одном и том же событии, но данная информация не является однозначной из-за отсутствия доказательных признаков.
В заявленном способе вместо традиционного принуждения отвечать на вопросы создается ситуация творческого сотрудничества тестируемого с испытательным комплексом: напиши, нарисуй.
В данном случае центр активности «основной» скрываемой проблемы ассоциативно порождает виртуальный «запасной» центр по принципу закодированного подобия. При этом аналоговая мощность электроэнцефалографических и психофизических коррелянтов будет разной в зависимости от актуальности темы в контексте данного теста. Если это необходимо, цель исследования прямо или косвенно может быть сообщена тестируемому, чтобы активизировать нужные матрицы памяти.
В заявленном способе в качестве одной из наиболее простых моделей человеческой деятельности использовано рисование, организованное в стандартизованную процедуру проективного социально-психофизиологического исследования индивидуума. Математическая обработка данных тестирования в режиме on-line позволяет получить формализованные уникальные семантические коды личности, которые можно документировать и периодически контролировать на предмет возможной девиации. Если тестируемому есть что скрывать (сокрытие требует повышенной либо пониженной активности), то это будет зафиксировано в изменениях мощности мозговой и психофизиологической деятельности. Общеизвестно, что профессиональная деятельность сопровождается образно-смысловым моделированием желаемых результатов. Образ - это то, что можно экстраполировать, измерить и сохранить, например, в графической форме. Пиктограммы относятся к первым человеческим образным способам регистрации, хранения и передачи стандартизированной информации в семантическом поле социально согласованного тезауруса. Они изначально центрировались на социально-ролевую деятельность, отражая ее по принципу символического подобия.
Известно также, что любая человеческая деятельность (кроме базовой рефлексивной) состоит из интерактивного взаимодействия нескольких смысло-энергетических «я-структур». Это устойчивые структурные связи (функциональные блоки), объединенные специализированным алгоритмом обработки разномодульной информации для хранения и актуализации необходимого действия. Достаточно схематично можно выделить три уровня согласования по степени участия в нем телесности испытуемого: мышечно-поведенческий уровень; вегетативно-эмоциональный уровень; ментальный управленческий уровень.
Первый уровень открыт внешнему миру. Второй уровень открыт частично, символически опосредован и служит для внутри- и межвидового общения в ареале. Третий (ментальный) уровень надежно защищен от непосредственного контакта с окружающим миром, и это основное условие выживания индивидуума как уникальной социально-биологической системы. Все три уровня деятельности функционируют по принципу подобия в зависимости от внешней ситуации и внутренней мотивации индивидуума. Задача аналитика - зафиксировать и расшифровать коды управляющего уровня в свернутой матрице будущего действия. Проведение диагностики на «Пиктополиграфе «ЮГ» позволяет распознать у тестируемого неосознаваемое или скрываемое проблемное качество в состоянии «зародыша».
Необходимо также отметить, что разработанный для «Пиктополиграфа» ЮГ» алгоритм формулирования задач и обработки результатов тестирования основан на постепенном «приращении смысла» - процессе перевода пластичных параметров в уникальные виртуальные трилеммы - «жесткие» коды «или - или», относительно которых измеряются последующие реакции, причем результаты вычислений в одном потоке могут поступать в качестве исходных данных в другие потоки. Такой алгоритм исследования соответствует познавательной деятельности интеллекта.
Статистическая обработка, автоматический анализ результатов и формирование выводов проводятся по разработанным алгоритмам, в которых учитываются: Х - психическая деятельность, Y - физиологические функции, Z - мышечно-графическая деятельность, а также А - паузы (А1 - подготовительная, А2 - промежуточная, A3 - заключительная) и Б - пиктографическая деятельность. Это позволяет сравнивать результаты тестирования по разным каналам между собой как по горизонтали одного стимула или группы стимулов (Х-Y, Х-Z, Y-Z, А1-Б, А2-Б и т.д.), так и по вертикали - между стимулами и группами стимулов, как по отдельности, так и интегрально по величине индекса Q. Смысло-энергетический индекс Q виртуала или отдельного стимула соответствует отношению графических деталей рисунка либо к их физиологическому (Q1=Z/Y), либо к их ментальному (Q2=Z/X) уровням, либо по соотношению физиологического и ментального (Q3=Y/X) уровней. Результаты тестирования могут быть сведены в таблицу.
Заявленный способ диагностирования соответствует структурно-функциональным особенностям системы масштабирования событий, в частности, ее индивидуальной инвариантности и нерефлексируемости. Отсутствие у тестируемого прямого доступа к системе масштабирования событий позволяет ему заниматься многоролевой деятельностью в режиме интуитивистской деятельности, а эксперт имеет возможность косвенно и достоверно оценить эту информацию.
Заявленный способ позволяет:
- формировать истинно индивидуальный образ индивидуума, учитывающий как системно-органные, так и социально-психологические взаимосвязи;
- формулировать алгоритм лечебной стратегии с учетом индивидуальной социально-ролевой и этико-соматической рассогласованности пациента;
- диагностировать неосознаваемые доболезненные состояния;
- выявлять неосознаваемые проблемы социальной, профессиональной и личной жизни индивидуума;
- предложить педагогу практически неискаженный психологическими защитами виртуальный этико-соматический профиль обучаемого для адресной психолого-педагогической коррекции;
- проводить профессиональную ориентацию и отбор
- осуществлять «детекцию лжи».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДА | 2009 |
|
RU2408264C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2319444C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА | 2006 |
|
RU2317769C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА | 2006 |
|
RU2317767C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ | 2012 |
|
RU2519774C1 |
Способ мониторинга профессиональной надёжности | 2022 |
|
RU2825116C2 |
АДАПТИВНЫЙ СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО ВЫЯВЛЕНИЯ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА НА НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ ПУТЕМ АНАЛИЗА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА | 2012 |
|
RU2480156C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2019 |
|
RU2722453C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ИГРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОГНИТИВНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЭТОГО УСТРОЙСТВА | 2001 |
|
RU2184396C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА | 2006 |
|
RU2317768C1 |
Изобретение относится к области диагностики и может быть использовано для определения психофизического состояния индивидуума. Способ диагностики состояния индивидуума, согласно которому осуществляют его тестирование для определения психических и физиологических параметров, по результатам тестирования формируют матрицу психофизических параметров индивидуума, по которым и судят о его состоянии, отличающийся тем, что в процессе тестирования, одновременно с определением психофизиологических параметров индивидуума, ему задают последовательность визуализированных постепенно усложняющихся заданий, в соответствии с которыми он графически воспроизводит на материальном носителе ассоциативные образно-графические эквиваленты заданий, причем в процессе тестирования определяют скорость нанесения индивидуумом ассоциативных образно-графических эквивалентов и длительность пауз, а в матрицу параметров индивидуума, по которой судят о его состоянии, дополнительно вносят данные, полученные в результате анализа образно-графических эквивалентов, скорости их нанесения и длительности пауз. Способ позволяет выявить неосознаваемые проблемы социальной, профессиональной и личной жизни индивидуума. 1 табл.
Способ диагностики состояния индивидуума, согласно которому осуществляют его тестирование для определения психических и физиологических параметров, по результатам тестирования формируют матрицу психофизических параметров индивидуума, по которым и судят о его состоянии, отличающийся тем, что в процессе тестирования одновременно с определением психофизиологических параметров индивидуума ему задают последовательность визуализированных постепенно усложняющихся заданий, в соответствии с которыми он графически воспроизводит на материальном носителе ассоциативные образно-графические эквиваленты заданий, причем в процессе тестирования определяют скорость нанесения индивидуумом ассоциативных образно-графических эквивалентов и длительность пауз, а в матрицу параметров индивидуума, по которой судят о его состоянии, дополнительно вносят данные, полученные в результате анализа образно-графических эквивалентов, скорости их нанесения и длительности пауз.
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ИГРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОГНИТИВНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЭТОГО УСТРОЙСТВА | 2001 |
|
RU2184396C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2001 |
|
RU2204314C2 |
RU 2001101693 A, 20.11.2002 | |||
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОДУКТИВНОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (АЛЬФА-ТЕСТ ВИ.ЗИ.ЭС.) | 1998 |
|
RU2138199C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2002 |
|
RU2238036C2 |
Авторы
Даты
2006-09-20—Публикация
2004-12-24—Подача