Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования, в частности, в вертикальных гидрогенераторах.
Наиболее близким по техническому решению к заявляемому - прототипом является подшипник скольжения вертикального гидрогенератора (Авт. св. СССР №634027, Н 02 К 5/16, 1978), содержащий размещенные в корпусе сегменты и смонтированную на валу втулку с отверстиями для нагнетания смазки в зону трения.
Вышеуказанная конструкция подшипника скольжения широко применяется в вертикальных гидрогенераторах. Отверстия во втулке для нагнетания смазки в зону трения предусматриваются при разработке подшипника скольжения гидрогенератора и выполняются при его изготовлении. Однако в некоторых уже существующих и работающих на ГЭС гидрогенераторах на втулках подшипников скольжения такие отверстия для нагнетания смазки в зону трения отсутствуют, а для улучшения работы подшипника их необходимо иметь. Выполнить эти отверстия на ГЭС на существующей втулке невозможно, т.к. вся длина втулки занята сегментами подшипника. В этом случае для получения конструкции подшипника скольжения с отверстиями во втулке при модернизации существующего подшипника скольжения без отверстий во втулке требуется выполнение сложных работ, а именно снять с вала насажанную с определенным натягом втулку, изготовить и насадить на вал новую втулку с отверстиями для нагнетания смазки в зону трения и выполнить совместную обработку втулки и вала.
Задачей настоящего изобретения является создание конструкции подшипника скольжения вертикального гидрогенератора для упрощения возможности его использования при модернизации подшипника скольжения, не имеющего отверстий во втулке для нагнетания смазки в зону трения.
Технический результат достигается тем, что в подшипнике скольжения вертикального гидрогенератора, содержащем размещенные в корпусе сегменты и смонтированную на валу втулку, на нижнем торце втулки установлено состоящее из двух или более частей кольцо прямоугольного сечения с равномерно расположенными по окружности радиальными пазами со стороны торца втулки, при этом пазы вместе с торцевой поверхностью втулки образуют радиальные отверстия, предназначенные для нагнетания смазки в зону трения.
Предлагаемый подшипник скольжения вертикального гидрогенератора показан на чертежах, где на фиг.1 - вертикальный разрез подшипника скольжения вертикального гидрогенератора; на фиг.2 - часть горизонтального разреза А-А на фиг.1.
В подшипнике скольжения вертикального гидрогенератора втулка 1 смонтирована на валу 2 и вращается вместе с ним при работе гидрогенератора. Зона трения 3 подшипника скольжения образована наружной поверхностью втулки 1 и сегментами 4. Цилиндрическое кольцо 5, являющееся корпусом подшипника, и прикрепленное к нему дно 6 с выгородкой 7 образуют масляную ванну подшипника. Стенка 8 щита 9 и полость 10 служат для перелива масла из зоны трения 3 подшипника в зону масляной ванны, где установлены маслоохладители 11. На нижнем торце втулки 1 установлено кольцо 12, которое имеет прямоугольное сечение и состоит из двух или более частей, один из стыков 13 которого показан на фиг.2. Стык между соседними частями кольца выполняется с минимальным зазором между ними. Кольцо 12 закреплено к торцу втулки 1 обычным крепежом 14, например болтами. На кольце 12, со стороны прилегания к торцу втулки 1, выполнены равномерно расположенные по окружности радиальные пазы 15, которые могут быть как прямоугольными, так и другой формы. Пазы 15 вместе с торцевой поверхностью втулки 1 образуют радиальные отверстия 16, предназначенные для нагнетания смазки в зону трения при работе подшипника.
При модернизации подшипника, находящегося в работе, когда в нем на втулке нет отверстий для нагнетания смазки в зону трения, а их необходимо иметь для лучшей работы подшипника, кольцо 12, состоящее из двух или более частей, с помощью обычного крепежа установлено на торце втулки 1, а образуемые пазами 15 на кольце 12 и торцом втулки 1 радиальные отверстия 16 обеспечивают нагнетание смазки в зону трения, увеличивая подачу смазки к сегментам подшипника и обеспечивая улучшение условия их работы. При этом в модернизированном подшипнике скольжения, не имеющем ранее отверстий для нагнетания смазки, при их наличии снижается выброс масла и его паров через выгородку 7.
Таким образом, данное устройство позволяет упростить изготовление подшипника скольжения с отверстиями во втулке для подачи смазки в зону трения при модернизации подшипника, не имеющего ранее таких отверстий, а их необходимость требуется для улучшения работы подшипника.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВСТРОЕННАЯ МАСЛЯНАЯ ВАННА ГИДРОГЕНЕРАТОРА | 2004 |
|
RU2276445C1 |
Подшипниковый узел вертикального гидрогенератора | 1986 |
|
SU1327238A1 |
Масляная ванна электрической машины | 2023 |
|
RU2823670C1 |
Направляющий подшипник вертикального гидрогенератора | 1987 |
|
SU1464249A1 |
Опора скольжения | 1976 |
|
SU634027A1 |
Способ восстановления работоспособности гидротурбины после длительного периода её эксплуатации | 2017 |
|
RU2689236C2 |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ГИДРОГЕНЕРАТОР ЗОНТИЧНОГО ТИПА | 1993 |
|
RU2065657C1 |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ГИДРОГЕНЕРАТОР | 1992 |
|
RU2043692C1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРОВ МОЩНЫХ ТУРБОАГРЕГАТОВ | 2003 |
|
RU2237199C1 |
ГИДРОГЕНЕРАТОР | 2009 |
|
RU2418979C2 |
Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования, в частности, в вертикальных гидрогенераторах. Подшипник скольжения вертикального гидрогенератора содержит размещенные в корпусе сегменты и смонтированную на валу втулку. На нижнем торце втулки установлено состоящее из двух или более частей кольцо прямоугольного сечения с равномерно расположенными по окружности радиальными пазами со стороны торца втулки. Пазы вместе с торцевой поверхностью втулки образуют радиальные отверстия, предназначенные для нагнетания смазки в зону трения. Технический результат - улучшение работы подшипника скольжения при его модернизации. 2 ил.
Подшипник скольжения вертикального гидрогенератора, содержащий размещенные в корпусе сегменты и смонтированную на валу втулку, отличающийся тем, что на нижнем торце втулки установлено состоящее из двух или более частей кольцо прямоугольного сечения с равномерно расположенными по окружности радиальными пазами со стороны торца втулки, при этом пазы вместе с торцевой поверхностью втулки образуют радиальные отверстия, предназначенные для нагнетания смазки в зону трения.
Опора скольжения | 1976 |
|
SU634027A1 |
Подшипниковый узел вертикальной электрической машины | 1989 |
|
SU1658285A1 |
Направляющий подшипник вертикального гидрогенератора | 1987 |
|
SU1464249A1 |
JP 3251062 A, 08.11.1991. |
Авторы
Даты
2006-09-20—Публикация
2004-12-31—Подача