Изобретение может относиться как к транспортным средствам, в основном к внедорожникам, так и к спортивному инвентарю, в частности к роликовым доскам для катания с гор.
Известно колесо транспортного средства (заявка №93052937/11 от 24.11.1993, М.кл.7 В 60 С 15/02). При повороте шина смещается в поперечном направлении с сохранением пятна контакта на поверхности движения транспортного средства.
Известно также устройство для предотвращения скольжения автомобильных шин и повышения проходимости автомобиля (заявка №2002130562/11 от 14.11.2002, М.кл.7 В 60 В 15/00), представляющее систему взаимосвязанных в ряд шипов, встроенных при изготовлении шины в один или несколько рядов в тело протектора и корда по окружности шины с обеспечением возможности увеличения длины шипов при движении автомобиля по разрыхленной или скользкой поверхности и уменьшения длины шипов до полного их утапливания в тело шины при наезде на препятствие и движении по жесткой поверхности полотна дороги.
Описанные конструкции не позволяют сохранить требуемое пятно контакта колеса с поверхностью движения при резком изменении направления движения и обеспечить плавность хода транспортного средства при движении по неровной поверхности.
Целью предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков и улучшение маневрирования за счет обеспечения управляемого скольжения "юза" в боковом направлении относительно заданного вектора движения.
Поставленная цель достигается тем, что колесо, например, для транспортных средств или роликовых досок для катания с гор снабжено щетиной, размещенной на его беговой дорожке качения.
Щетина на беговой дорожке качения может быть выполнена либо в виде волокон или мононитей, либо в виде отдельных пучков, образованных из волокон или мононитей, либо в виде их комбинаций. При этом волокна или мононити и/или отдельные пучки, образованные из волокон или мононитей, могу быть размещены на беговой дорожке качения произвольным образом и выполнены с различными упругостью и формой, а также из различного материала по их длине. Кроме того, волокна или мононити и/или отдельный пучок, образованный из волокон или мононитей, своими основаниями размещены на беговой дорожке качения под углом α радиальной прямой, лежащей в плоскости, перпендикулярной оси вращения колеса и проходящей через ось вращения колеса и точку крепления волокна или мононити или отдельного пучка, образованного из волокон или мононитей, на беговой дорожке качения, причем значения угла α для каждого волокна или мононити или каждого пучка лежат в пределах от 0 до 90 градусов.
Сущность изобретения заключается в решении технической задачи по уменьшению коэффициента трения скольжения колеса или ролика по поверхности в поперечном относительно вектора качения направлении и обеспечении, таким образом, управляемого скольжения - "юза". При движении по неровному дорожному покрытию щетинный слой, деформируясь, предотвращает контакт неровностей дороги с основным протектором колеса или ролика, при этом за счет сохранения пятна контакта колеса или ролика с дорожным полотном и обеспечения управляемого скольжения - "юза" улучшается возможность маневрирования и сохраняется устойчивость транспортного средства либо катающегося на роликовой доске к опрокидыванию на резких поворотах.
На чертеже показан схематичный вид элемента поверхности колеса сбоку.
Колесо 1 снабжено щетиной 2, размещенной на его беговой дорожке качения 3.
Щетина на беговой дорожке качения может быть выполнена либо в виде волокон или мононитей 4, либо в виде отдельных пучков 5, образованных из волокон или мононитей 4, либо в виде их комбинаций. Кроме того, волокна или мононити 4 и/или отдельный пучок 5 своими основаниями размещены на беговой дорожке качения 3 под углом α к радиальной прямой 6, лежащей в плоскости, перпендикулярной оси вращения колеса 7 и проходящей через ось вращения колеса 7 и точку крепления 8 волокна или мононити или отдельного пучка, на беговой дорожке качения 3. Значения угла α для каждого волокна или мононити или каждого пучка лежат в пределах от 0 до 90 градусов.
Колесо по изобретению работает следующим образом.
При прямолинейном движении транспортного средства или роликовой доски колесо работает аналогично обычным колесам. Нагрузки на колесо действуют по нормали и в направлении, противоположном движению, равномерно деформируя щетинный слой по всей ширине беговой дорожки качения, при этом на последней формируется пятно контакта с поверхностью движения. В данном случае трение скольжения в поперечном относительно движения направлении отсутствует. При совершении поворота появляется сила трения скольжения в поперечном относительно движения направлении, и при использовании щетинного слоя коэффициент трения скольжения имеет величину, значительно меньшую, чем у обычного колеса или ролика с резиновой беговой дорожкой качения. В данном случае сила реакции опоры становится существенно меньше необходимой для обеспечения поворота с требуемым радиусом центростремительной силы и происходит не опрокидывание, а скольжение колеса вбок - то есть "юз" с сохранением пятна контакта с поверхностью движения. При движении по неровному дорожному покрытию щетинный слой, деформируясь, предотвращает контакт неровностей дороги с основным протектором колеса или ролика, за счет чего повышается плавность хода, при этом пятно контакта колеса или ролика сохраняется, обеспечивая надежный контакт колеса с дорожным полотном.
Использование предлагаемого изобретения, например, в роликовых досках дает возможность катающемуся двигаться по резко синусоидальной линии с довольно высокой скоростью, например при катании с гор.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система программированного профилирования поверхности катания колесной пары рельсового транспортного средства | 2018 |
|
RU2709910C2 |
ШИНА, ИМЕЮЩАЯ ПРОТЕКТОР, СОДЕРЖАЩИЙ ВОЙЛОК | 2012 |
|
RU2565460C1 |
Кольцевой роллер для спортивного катания с гор | 1990 |
|
SU1731038A3 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСА ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ ОТ ИЗНОСА ШИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2023 |
|
RU2805236C1 |
СТАНОК ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН | 1970 |
|
SU271090A1 |
ДОСКА ДЛЯ КАТАНИЯ | 2008 |
|
RU2372962C1 |
РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2015 |
|
RU2579373C1 |
РОЛИКОВЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ | 1995 |
|
RU2090854C1 |
ЗУБЧАТО - ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2016 |
|
RU2636440C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ | 1992 |
|
RU2043219C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам, в основном к внедорожникам, а также может быть использовано в спортивном инвентаре, в частности в роликовых досках для катания с гор. Колесо снабжено щетиной, размещенной на его беговой дорожке качения. Техническая задача - улучшение маневрирования транспортного средства за счет обеспечения управляемого скольжения «юза» в боковом направлении движения. 8 з.п. ф-лы, 1 ил.
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2087325C1 |
US 3104693 A, 24.09.1963. |
Авторы
Даты
2006-10-10—Публикация
2004-12-23—Подача