ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВС Российский патент 2006 года по МПК F01P7/00 F01M5/02 F02N17/04 

Описание патента на изобретение RU2287711C2

Изобретение относится к тепловым аккумуляторам и может быть использовано в системе предпусковой подготовки двигателей внутреннего сгорания в условиях отрицательных температур окружающего воздуха.

Известен аккумулятор тепла (патент РФ №2052734), содержащий теплоизолирующий корпус с входным и выходным отверстиями, к которым подключены впускная и выпускная трубы, размещенные в корпусе капсулы, заполненные изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим составом, и разделительные пластины.

Недостатком конструкции являются большие затраты электроэнергии при прокачке охлаждающей жидкости (ОЖ) для прогрева двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и на преодоление вязкостного сопротивления; невозможно осуществлять прогрев моторного масла; значительное время прогрева двигателя, большая теплорассеивающая площадь.

Наиболее близким техническим решением является конструкция теплового аккумулятора фазового перехода (патент РФ №2187049), содержащего теплоизолированный вакуумированный цилиндрический корпус со съемной крышкой, имеющей входное и выходное отверстия с запрессованными в них впускной и выпускной трубами, блок капсул заполнен изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим материалом (ТАМ).

Недостатком этой конструкции является использование нагрева только ОЖ, недостаточный запас потенциальной энергии для прокачивания через смазочную систему рабочей жидкости.

Указанные недостатки устраняются в предложенном техническом решении за счет установки гидропневмоаккумуляторов и эжекционной трубки, обеспечивающих подачу масла в систему смазки ДВС под давлением, а также путем установки электроконтактов, электромагнитных клапанов и датчиков температуры, обеспечивающих регулируемый предпусковой подогрев масла перед запуском, что обеспечивает снижение износа кривошипно-шатунного механизма при пуске ДВС.

Признаки, отличающие предлагаемый тепловой аккумулятор от наиболее близкого к нему известного патента РФ №2187049, характеризуют наличие гидропневмоаккумуляторов; двух датчиков температуры управляющих работой заслонок; двух электроконтактов, управляющих работой электромагнитного клапана, соединенного с гидропневмоаккумуляторами, эжекционной трубкой и пневмопроводом, а также наличие выпускного электромагнитного и впускного клапана.

На чертеже показана конструкция теплового аккумулятора (ТА). ТА содержит цилиндрический корпус 1 с вакуумной теплоизоляцией 2, гидропневмоаккумуляторы 3, с внешней стороны окруженные теплоаккумулирующим материалом 4, изменяющим свое агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур (100-150°С), перепускную трубу 5 с встроенными заслонками 6, нагнетательные поршни 7, разделяющие воздушные 8 и масляные 9 полости гидропневмоаккумуляторов, электромагнитный клапан 10, управление работой которого осуществляется через электроконтакты К1 и К2, размещенные внутри одного из гидропневмоаккумуляторов. К электромагнитному клапану 10 подсоединена тормозная пневмосистема 11 через пнев-мопровод 12 и эжекционная трубка 13. В состав ТА входят впускной клапан 14 и выпускной электромагнитный клапан 15, соединяющие масляную полость 8 гидропневмоаккумуляторов 3 с главной масляной магистралью (ГММ) 16. Контроль за температурным режимом ТАМ осуществляется датчиками температуры 17 (нижний предел регулирования) и 18 (верхний предел регулирования).

Тепловой аккумулятор работает следующим образом.

Зарядка ТА осуществляется в период работы ДВС. В начальный момент зарядки ТА выпускной электромагнитный клапан 15 отключен и закрыт. Нагнетательные поршни 7 находятся в крайнем левом положении и замыкают электроклапан К1. В это же время под действием сигнала от датчика температуры 17 открываются заслонки 6. В результате замыкания электроконтакта К1 включается электромагнитный клапан 10, который через эжекционную трубку 13 соединяет воздушные полости 8 гидропневмоаккумуляторов 3 с перепускной трубой 5. При этом за счет потока отработавших газов (ОГ) в эжекционной трубке 13 создается эжекция, в результате чего воздух из воздушных полостей 8 гидропневмоаккумуляторов 3 удаляется в перепускную трубу 5, при этом в воздушных полостях 8 создается разряжение. В результате разряжения моторное масло (ММ) из ГММ 16 под давлением поступает в масляные полости 9 гидропневмоаккумуляторов 3, открыв впускной клапан 14, и заряжает ТА. Когда нагнетательные поршни 7 переместятся в крайнее правое положение и один из поршней 7 замкнет электроконтакт К2 электромагнитный клапан 10 выключится и разъединит эжекционную трубку 13 с перепускной трубой 5 от воздушных полостей 8 гидропневмоаккумуляторов 3. При этом из тормозной пневмосистемы 11 через пневмопровод 12 в воздушные полости 8 под давлением поступит воздух и ММ, заполнившее масляную полость 9, окажется под давлением и закроет впускной клапан 14.

Нагрев ММ, заряженного в ТА, осуществляется за счет тепла, передаваемого от теплоаккумулирующего материала 4 через стенки пневмоаккумулятора 3. Нагрев теплоаккумулирующего материала 4 происходит за счет передачи тепла отработавших газов, омывающих стенки перепускной трубы 5. Контроль и регулирование температуры ММ внутри ТА осуществляется за счет датчиков температуры 17 и 18, которые управляют работой заслонок 6. Так, при достижении верхнего предела регулирования температурой теплоаккумулирующего материала 4 от датчика температуры 18 подается сигнал на закрытие заслонок 6, в результате чего нагрев прекращается.

Во время работы ДВС возможно остывание теплоаккумулирующего материала, что требует подзарядки ТА. Подзарядка ТА происходит следующим образом. При остывании теплоаккумулирующего материала 4 его температура достигнет нижнего предела, контролируемого датчиком температуры 17, в результате чего им будет подан сигнал на открытие заслонок 6 и ОГ, проходя через перепускную трубу 5, будут осуществлять нагрев теплоаккумулирующего материала 4.

При остановке двигателя заслонки 6 ТА закрыты. Моторное масло закрыто внутри ТА и сохраняет накопленное тепло за счет цилиндрического корпуса 1 с вакуумной теплоизоляцией 2.

Предпусковая прокачка двигателя и его предпусковой подогрев осуществляется в ходе разрядки ТА. Разрядка ТА происходит следующим образом. В момент запуска ДВС от системы электропуска в работу включается выпускной электромагнитный клапан 15, в результате чего за счет давления воздуха, подаваемого через пневмопровод 12 и электромагнитный клапан 10, из тормозной пневмосистемы 11 MM под давлением выдавливается нагнетательными поршнями 7 из масляных полостей 9 через открытый выпускной электромагнитный клапан 15 в ГММ 16. При этом впускной клапан 14 закрыт.

Предлагаемый тепловой аккумулятор имеет систему устройств, обеспечивающих его автоматическую зарядку и разрядку, регулируемый подогрев теплоаккумулирующего материала и его автоматизированную подзарядку тепловой энергией, качественный предпусковой подогрев ДВС и предпусковую прокачку трущихся узлов, что в целом обеспечит снижение пусковых износов ДВС на 20-25%.

Похожие патенты RU2287711C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Салмин В.В.
RU2217607C2
ТЕРМОРЕГУЛИРУЕМАЯ СИСТЕМА СМАЗКИ ДВС 2001
  • Салмин В.В.
  • Салмин Д.В.
RU2227214C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО РАЗОГРЕВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Мартынюк Николай Павлович
  • Мартынюк Елена Николаевна
  • Кожухарь Иван Дмитриевич
  • Вилфриед Фитткау
RU2377435C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2020
  • Шабалин Денис Викторович
  • Терзи Дмитрий Владимирович
  • Алтухов Яков Вячеславович
  • Курманов Рамил Султангареевич
  • Козлов Андрей Александрович
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Цветков Иван Валерьевич
  • Агафонов Денис Сергеевич
  • Грязнов Алексей Сергеевич
  • Бадасян Артур Арманович
  • Монахов Михаил Михайлович
  • Кораблев Александр Романович
  • Тюкин Александр Сергеевич
  • Горшков Николай Валерьевич
  • Айтманов Самат Сулейменович
  • Чупин Александр Владимирович
  • Триппель Герман Яковлевич
  • Росолов Михаил Николаевич
  • Савочкин Дмитрий Олегович
RU2755235C2
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВС С ТЕРМОАККУМУЛЯТОРОМ 2003
  • Салмин Владимир Васильевич
RU2270345C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДАЧИ МАСЛА В СИСТЕМУ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Рождественский Ю.В.
  • Маслов А.П.
  • Сиврикова С.Р.
RU2182235C1
МАСЛЯНЫЙ РАДИАТОР С ИЗМЕНЯЕМОЙ ПЛОЩАДЬЮ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ 2003
  • Салмин Владимир Васильевич
  • Галахов Андрей Александрович
  • Николаенко Анатолий Владимирович
RU2269070C2
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВС С АВТОМАТИЧЕСКИ РЕГУЛИРУЕМОЙ ПОДАЧЕЙ МАСЛА 2001
  • Салмин В.В.
RU2217605C2
СПОСОБ И СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Ластовецкий Л.Е.
  • Федик И.И.
RU2153098C1
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА 2000
  • Шульгин В.В.
  • Гулин С.Д.
  • Никифоров Г.И.
  • Кинев Ю.Г.
  • Крапивко О.В.
  • Золотарев Г.М.
RU2187049C1

Реферат патента 2006 года ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВС

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к устройствам для разогрева автотракторных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в условиях межсменного, безгаражного хранения при отрицательных температурах окружающего воздуха. Тепловой аккумулятор (ТА) содержит цилиндрический корпус с вакуумной теплоизоляцией, теплоаккумулирующий материалом (ТАМ), заслонки, регулирующие температурный режим ТАМ, и отличающийся тем, что дополнительно содержит датчики температуры, регулирующие нагрев теплового аккумулятора, поршневые гидропневмоаккумуляторы с установленными в одном из них двумя электроконтактами, управляющими электромагнитным клапаном, соединенным с гидропневмоаккумуляторами, эжекционной трубкой и пневмопроводом, а также выпускной электромагнитный и впускной клапаны. Изобретение обеспечивает подогрев и предпусковую прокачку трущихся узлов, а также снижение пусковых износов ДВС на 20-25%. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 287 711 C2

Тепловой аккумулятор, содержащий теплоизолированный цилиндрический корпус, теплоаккумулирующий материал, трубу с заслонками, отличающийся тем, что дополнительно содержит датчики температуры, регулирующие нагрев теплового аккумулятора, поршневые гидропневмоаккумуляторы с установленными в одном из них двумя электроконтактами, управляющими электромагнитным клапаном, соединенным с гидропневмоаккумуляторами, эжекционной трубкой и пневмопроводом, а также выпускной электромагнитный и впускной клапаны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2287711C2

ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА 2000
  • Шульгин В.В.
  • Гулин С.Д.
  • Никифоров Г.И.
  • Кинев Ю.Г.
  • Крапивко О.В.
  • Золотарев Г.М.
RU2187049C1
RU 2052734 C1, 20.01.1996
US 4392480 А, 12.07.1983
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОВОЛОКИ ПРИСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА 1991
  • Пашков И.Н.
  • Васильев В.А.
RU2060859C1
ШКАФ 2015
  • Нильссон Петер
  • Хенрикссон Рольф
RU2700822C2
ТОНКОПЛЕНОЧНЫЙ РЕЗИСТОР 2003
  • Спирин В.Г.
  • Чипурин В.И.
RU2244969C1

RU 2 287 711 C2

Авторы

Салмин Владимир Васильевич

Халитов Рамиль Хамзеевич

Николаенко Анатолий Владимирович

Даты

2006-11-20Публикация

2003-07-29Подача