ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА Российский патент 2002 года по МПК F24H7/00 

Описание патента на изобретение RU2187049C1

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к устройствам для обогрева двигателя внутреннего сгорания (ДВС) строительных, дорожных, лесозаготовительных, коммунальных и других мобильных машин и автомобилей в условиях безгаражного хранения при отрицательных температурах окружающей среды.

Известна установка воздухообогрева двигателей автомобилей, состоящая из узла нагрева и подачи воздуха, диффузора, воздуховодов и соединительных рукавов. В свою очередь узел нагрева и подачи воздуха состоит из калорифера и вентилятора, приводимого в работу от электродвигателя. При функционировании установки калорифер нагревает воздух, который с помощью вентилятора подается через диффузор, воздуховоды и соединительные рукава на радиатор или в картер обогреваемого двигателя [1].

Данная установка может применяться в стационарных условиях автотранспортного предприятия как групповое средство предпускового подогрева ДВС автомобилей при их безгаражном хранении и требует значительных затрат энергии.

Известен также жидкостный предпусковой подогреватель ДВС, предназначенный для обогрева деталей и сред двигателя и состоящий из котла, системы подачи топлива, системы подачи воздуха, жидкостного насоса, трубопроводов и устройств автоматики. При работе данного подогревателя обогрев блока и головки двигателя осуществляется жидким теплоносителем (водой, тосолом) через зарубашечное пространство, а моторное масло подогревается отработавшими газами подогревателя.

Многочисленные исследования эксплуатационной надежности подогревателей показывают, что они обладают повышенной пожароопасностью из-за большого расхода топлива, замыкания электропроводки или выхода из строя электродвигателя вентилятора. Кроме того, с понижением температуры окружающего воздуха в подогревателе ухудшается испаряемость топлива и образуются ледяные пробки в системе его подачи. При розжиге подогревателя это приводит к срыву факела, при работе - к отказам подогревателя или снижению его теплопроизводительности [2].

Наиболее близким аналогом [3] предлагаемого изобретения является тепловой аккумулятор фазового перехода (ТАФП), состоящий из теплоизолированного вакуумированного цилиндрического корпуса со съемной крышкой, имеющей входное и выходное отверстия, с запрессованными в них впускной и выпускной трубами, размещенного в корпусе блока из параллельно расположенных в шахматном порядке трубчатых капсул, заполненных изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим материалом (ТАМом). ТАФП подключается в систему охлаждения ДВС мобильной машины.

Накопление ТАФП тепловой энергии осуществляется при работе ДВС за счет теплообмена его охлаждающей жидкости с теплоаккумулирующим материалом, находящимся в трубчатых капсулах. При этом ТАМ нагревается в твердой фазе до температуры плавления, плавится, а затем нагревается в жидкой фазе до некоторой температуры, при которой наступает равновесие между ним и охлаждающей жидкостью.

Хранение тепловой энергии осуществляется за счет наличия в конструкции аккумулятора теплоизолированного вакуумированного корпуса.

Разогрев ДВС мобильной машины происходит за счет теплообмена охлаждающей жидкости (ОЖ) с расплавленным ТАМом, при котором последний претерпевает обратимый фазовый переход из жидкого состояния в твердое и выделяет скрытую теплоту кристаллизации. Выделяющаяся тепловая энергия переносится ОЖ и передается двигателю.

Описанный выше ТАФП состоит из большого количества трубчатых капсул, изготовление и заполнение которых представляют собой трудоемкий процесс. Более того, большое количество запаянных капсул снижает надежность конструкции аккумулятора.

Задача, стоящая перед предлагаемым изобретением, состоит в повышении надежности конструкции теплообменника теплового аккумулятора.

Тепловой аккумулятор фазового перехода состоит из теплоизолированного вакуумированного цилиндрического корпуса, съемной крышки, входного и выходного отверстий. В эти отверстия запрессованы впускная и выпускная трубы. Внутри корпуса находится теплообменник, состоящий из коаксиально расположенных цилиндрических капсул. Капсулы заполнены теплоаккумулирующим материалом. Теплообменник монтируется на съемной крышке при помощи болтового соединения и приваривается к корпусу.

Устройство работает следующим образом.

В период зарядки теплового аккумулятора поток ОЖ из зарубашечного пространства ДВС поступает во впускную трубу, проходит через кольцевые отверстия и выходит из аккумулятора в выпускную трубу. ТАМ, находящийся в цилиндрических капсулах, нагревается в твердой фазе до температуры плавления, плавится, а затем нагревается в жидкой фазе до некоторой температуры, при которой наступает тепловое равновесие между ним и ОЖ.

Хранение тепловой энергии осуществляется за счет наличия вакуумированного цилиндрического корпуса.

В период разрядки теплового аккумулятора происходит обратимый процесс, при котором ТАМ охлаждается и кристаллизуется с выделением скрытой теплоты фазового перехода, а поток ОЖ нагревается и поступает в зарубашечное пространство ДВС.

Предлагаемая конструкция теплового аккумулятора фазового перехода по сравнению с прототипом является более надежной, так как необходимая площадь теплообмена ОЖ с ТАМом реализуется меньшим количеством элементов, состоящих из коаксиально расположенных цилиндров с образованием между ними кольцевых зазоров для прохода жидкого теплоносителя. Новым в заявляемом изобретении является выполнение капсул в виде коаксиально расположенных цилиндров.

Указанный признак не выявлен из существующего уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого устройства условию патентоспособности "изобретательский уровень".

Предлагаемый тепловой аккумулятор фазового перехода представлен на фиг. 1 и 2.

Он состоит из вакуумированного корпуса 1, съемной крышки 2, имеющей входное 3 и выходное 4 отверстия, в которые запрессованы впускная 5 и выпускная 6 трубы. Внутри корпуса находится теплообменник, состоящий из коаксиально расположенных цилиндрических капсул 7 с зазорами 8 для прохода жидкости. Вся конструкция теплообменника смонтирована на съемной крышке 2, которая закреплена при помощи болтового соединения 10 к кольцу 9, приваренному к корпусу.

Данный аккумулятор включен в систему охлаждения ДВС мобильной машины. Накопление им тепловой энергии осуществляется следующим образом.

При работе ДВС поток ОЖ поступает в впускную трубу 5, затем проходит через кольцевые отверстия 8 и выходит из аккумулятора в выпускную трубу 6. При этом ТАМ, находящийся в цилиндрических капсулах 7, нагревается в твердой фазе до температуры плавления, плавится, а затем нагревается в жидкой фазе до некоторой температуры, при которой наступает тепловое равновесие между ним и ОЖ.

Хранение тепловой энергии осуществляется за счет наличия в конструкции теплового аккумулятора вакуумированного корпуса 1. Отдача аккумулятором тепловой энергии (разогрев двигателя) осуществляется путем прокачки теплоносителя через впускную трубу 5, кольцевые зазоры 8 и выпускную трубу 6. При этом происходит обратимый фазовый переход, в результате которого ТАМ находится в капсулах 7, кристаллизуется и отдает ранее запасенную энергию теплоносителю. Теплоноситель нагревается от температуры окружающей среды до температуры +35 - 50oС и передает эту энергию деталям двигателя.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения условию патентоспособности "промышленная применимость".

Источники информации
1. Крамаренко Г. В. , Николаев В.А., Шаталов А.И. Безгаражное хранение автомобилей при низких температурах. - М.: Транспорт, 1984, 136 с.

2. Системы подготовки двигателей экскаваторов и кранов к запуску при низких температурах. /В.А. Карепов, А.И. Хорош. - Обзор, вып. 1, М.: ЦНИИТЭстроймаш, 1981, 52 с.

3. Заявка RU 97113939/06, МПК 6 F 24 H 7/00, 1999 г.

Похожие патенты RU2187049C1

название год авторы номер документа
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА 1998
  • Шульгин В.В.
  • Гулин С.Д.
  • Яковлев С.А.
RU2150603C1
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА С САМОРЕГУЛИРУЕМЫМ УСТРОЙСТВОМ ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВА 2012
  • Бублий Сергей Анатольевич
  • Бублий Инна Анатольевна
  • Котровский Александр Валентинович
  • Котровская Ирина Олеговна
  • Котровский Александр Александрович
  • Савчук Роман Васильевич
  • Фролов Александр Леонидович
RU2506503C1
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Шульгин В.В.
  • Гулин С.Д.
  • Мелентьев А.Г.
  • Никифоров Г.И.
  • Золотарев Г.М.
RU2170851C1
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ГОРОДСКОГО АВТОБУСА 2001
  • Шульгин В.В.
  • Николаенко Г.А.
  • Кулыгин Д.А.
  • Гулин С.Д.
  • Никифоров Г.И.
  • Золотарев Г.М.
RU2230929C2
Термоаккумулятор транспортного средства 2019
  • Салмин Владимир Васильевич
  • Атясов Дмитрий Алексеевич
RU2706324C1
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВС 2003
  • Салмин Владимир Васильевич
  • Халитов Рамиль Хамзеевич
  • Николаенко Анатолий Владимирович
RU2287711C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР 2001
  • Ложкин В.Н.
  • Шульгин В.В.
  • Гулин С.Д.
  • Золотарев Г.М.
RU2204027C1
АККУМУЛЯТОР ТЕПЛОТЫ 1997
  • Чечин А.В.
  • Мирошник Г.Н.
  • Пушкин В.И.
  • Шапаринский А.С.
  • Михеев В.И.
  • Гуртов А.С.
  • Филатов А.Н.
  • Фомакин В.Н.
  • Чесноков Г.Т.
  • Устинов Ю.А.
  • Китаев А.И.
  • Фролов А.А.
  • Струихин В.Ф.
RU2145404C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2020
  • Шабалин Денис Викторович
  • Терзи Дмитрий Владимирович
  • Алтухов Яков Вячеславович
  • Курманов Рамил Султангареевич
  • Козлов Андрей Александрович
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Цветков Иван Валерьевич
  • Агафонов Денис Сергеевич
  • Грязнов Алексей Сергеевич
  • Бадасян Артур Арманович
  • Монахов Михаил Михайлович
  • Кораблев Александр Романович
  • Тюкин Александр Сергеевич
  • Горшков Николай Валерьевич
  • Айтманов Самат Сулейменович
  • Чупин Александр Владимирович
  • Триппель Герман Яковлевич
  • Росолов Михаил Николаевич
  • Савочкин Дмитрий Олегович
RU2755235C2
Теплоаккумулирующий модуль-теплообменник 2022
  • Назиров Рашит Анварович
  • Тахтобин Анатолий Владимирович
RU2791245C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 187 049 C1

Реферат патента 2002 года ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к устройствам для обогрева двигателя внутреннего сгорания строительных, дорожных, лесозаготовительных, коммунальных и других мобильных машин и автомобилей в условиях безгаражного хранения при отрицательных температурах окружающей среды. Сущность изобретения: в аккумуляторе фазового перехода, содержащем теплоизолированный вакуумированный цилиндрический корпус со съемной крышкой, имеющей входное и выходное отверстия с запрессованными в них впускной и выпускной трубами, блок капсул заполнен изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим материалом, а капсулы выполнены из коаксиально расположенных цилиндров с образованием между ними кольцевых зазоров для прохода жидкого теплоносителя. Такой аккумулятор имеет повышенную надежность вследствие исключения большого количества запаянных капсул. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 187 049 C1

Тепловой аккумулятор фазового перехода, содержащий теплоизолированный вакуумированный цилиндрический корпус со съемной крышкой, имеющей входное и выходное отверстия с запрессованными в них впускной и выпускной трубами, блок капсул, заполненных изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим материалом, отличающийся тем, что капсулы выполнены из коаксиально расположенных цилиндров с образованием между ними кольцевых зазоров для прохода жидкого теплоносителя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2187049C1

RU 97113939 А, 10.06.1999
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ НАГРЕВАТЕЛЬ 1992
  • Артемьев Н.М.
  • Булычев В.В.
  • Загрязкин В.Н.
  • Кузнецов П.П.
  • Маковецкий А.В.
  • Степанов В.С.
  • Труханов И.В.
  • Федик И.И.
RU2044224C1
Прибор для промывания газов 1922
  • Блаженнов И.В.
SU20A1
СТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО СНАРЯДА 1997
  • Бабичев В.И.
  • Бальзамов И.А.
  • Гусев Е.А.
  • Елесин В.П.
RU2126130C1
Аккумулятор тепла 1987
  • Смирнов Виктор Павлович
SU1539475A1
Тепловой аккумулятор 1983
  • Константинов Григорий Антонович
SU1108302A1

RU 2 187 049 C1

Авторы

Шульгин В.В.

Гулин С.Д.

Никифоров Г.И.

Кинев Ю.Г.

Крапивко О.В.

Золотарев Г.М.

Даты

2002-08-10Публикация

2000-12-25Подача