Изобретение относится к двигателестроению, а именно к устройствам для обогрева двигателя внутреннего сгорания (ДВС) строительных, дорожных, лесозаготовительных, коммунальных и других мобильных машин и автомобилей в условиях безгаражного хранения при отрицательных температурах окружающей среды.
Известна установка воздухообогрева двигателей автомобилей, состоящая из узла нагрева и подачи воздуха, диффузора, воздуховодов и соединительных рукавов. В свою очередь узел нагрева и подачи воздуха состоит из калорифера и вентилятора, приводимого в работу от электродвигателя. При функционировании установки калорифер нагревает воздух, который с помощью вентилятора подается через диффузор, воздуховоды и соединительные рукава на радиатор или в картер обогреваемого двигателя [1].
Данная установка может применяться в стационарных условиях автотранспортного предприятия как групповое средство предпускового подогрева ДВС автомобилей при их безгаражном хранении и требует значительных затрат энергии.
Известен также жидкостный предпусковой подогреватель ДВС, предназначенный для обогрева деталей и сред двигателя и состоящий из котла, системы подачи топлива, системы подачи воздуха, жидкостного насоса, трубопроводов и устройств автоматики. При работе данного подогревателя обогрев блока и головки двигателя осуществляется жидким теплоносителем (водой, тосолом) через зарубашечное пространство, а моторное масло подогревается отработавшими газами подогревателя.
Многочисленные исследования эксплуатационной надежности подогревателей показывают, что они обладают повышенной пожароопасностью из-за большого расхода топлива, замыкания электропроводки или выхода из строя электродвигателя вентилятора. Кроме того, с понижением температуры окружающего воздуха в подогревателе ухудшается испаряемость топлива и образуются ледяные пробки в системе его подачи. При розжиге подогревателя это приводит к срыву факела, при работе - к отказам подогревателя или снижению его теплопроизводительности [2].
Наиболее близким аналогом [3] предлагаемого изобретения является тепловой аккумулятор фазового перехода (ТАФП), состоящий из теплоизолированного вакуумированного цилиндрического корпуса со съемной крышкой, имеющей входное и выходное отверстия, с запрессованными в них впускной и выпускной трубами, размещенного в корпусе блока из параллельно расположенных в шахматном порядке трубчатых капсул, заполненных изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим материалом (ТАМом). ТАФП подключается в систему охлаждения ДВС мобильной машины.
Накопление ТАФП тепловой энергии осуществляется при работе ДВС за счет теплообмена его охлаждающей жидкости с теплоаккумулирующим материалом, находящимся в трубчатых капсулах. При этом ТАМ нагревается в твердой фазе до температуры плавления, плавится, а затем нагревается в жидкой фазе до некоторой температуры, при которой наступает равновесие между ним и охлаждающей жидкостью.
Хранение тепловой энергии осуществляется за счет наличия в конструкции аккумулятора теплоизолированного вакуумированного корпуса.
Разогрев ДВС мобильной машины происходит за счет теплообмена охлаждающей жидкости (ОЖ) с расплавленным ТАМом, при котором последний претерпевает обратимый фазовый переход из жидкого состояния в твердое и выделяет скрытую теплоту кристаллизации. Выделяющаяся тепловая энергия переносится ОЖ и передается двигателю.
Описанный выше ТАФП состоит из большого количества трубчатых капсул, изготовление и заполнение которых представляют собой трудоемкий процесс. Более того, большое количество запаянных капсул снижает надежность конструкции аккумулятора.
Задача, стоящая перед предлагаемым изобретением, состоит в повышении надежности конструкции теплообменника теплового аккумулятора.
Тепловой аккумулятор фазового перехода состоит из теплоизолированного вакуумированного цилиндрического корпуса, съемной крышки, входного и выходного отверстий. В эти отверстия запрессованы впускная и выпускная трубы. Внутри корпуса находится теплообменник, состоящий из коаксиально расположенных цилиндрических капсул. Капсулы заполнены теплоаккумулирующим материалом. Теплообменник монтируется на съемной крышке при помощи болтового соединения и приваривается к корпусу.
Устройство работает следующим образом.
В период зарядки теплового аккумулятора поток ОЖ из зарубашечного пространства ДВС поступает во впускную трубу, проходит через кольцевые отверстия и выходит из аккумулятора в выпускную трубу. ТАМ, находящийся в цилиндрических капсулах, нагревается в твердой фазе до температуры плавления, плавится, а затем нагревается в жидкой фазе до некоторой температуры, при которой наступает тепловое равновесие между ним и ОЖ.
Хранение тепловой энергии осуществляется за счет наличия вакуумированного цилиндрического корпуса.
В период разрядки теплового аккумулятора происходит обратимый процесс, при котором ТАМ охлаждается и кристаллизуется с выделением скрытой теплоты фазового перехода, а поток ОЖ нагревается и поступает в зарубашечное пространство ДВС.
Предлагаемая конструкция теплового аккумулятора фазового перехода по сравнению с прототипом является более надежной, так как необходимая площадь теплообмена ОЖ с ТАМом реализуется меньшим количеством элементов, состоящих из коаксиально расположенных цилиндров с образованием между ними кольцевых зазоров для прохода жидкого теплоносителя. Новым в заявляемом изобретении является выполнение капсул в виде коаксиально расположенных цилиндров.
Указанный признак не выявлен из существующего уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого устройства условию патентоспособности "изобретательский уровень".
Предлагаемый тепловой аккумулятор фазового перехода представлен на фиг. 1 и 2.
Он состоит из вакуумированного корпуса 1, съемной крышки 2, имеющей входное 3 и выходное 4 отверстия, в которые запрессованы впускная 5 и выпускная 6 трубы. Внутри корпуса находится теплообменник, состоящий из коаксиально расположенных цилиндрических капсул 7 с зазорами 8 для прохода жидкости. Вся конструкция теплообменника смонтирована на съемной крышке 2, которая закреплена при помощи болтового соединения 10 к кольцу 9, приваренному к корпусу.
Данный аккумулятор включен в систему охлаждения ДВС мобильной машины. Накопление им тепловой энергии осуществляется следующим образом.
При работе ДВС поток ОЖ поступает в впускную трубу 5, затем проходит через кольцевые отверстия 8 и выходит из аккумулятора в выпускную трубу 6. При этом ТАМ, находящийся в цилиндрических капсулах 7, нагревается в твердой фазе до температуры плавления, плавится, а затем нагревается в жидкой фазе до некоторой температуры, при которой наступает тепловое равновесие между ним и ОЖ.
Хранение тепловой энергии осуществляется за счет наличия в конструкции теплового аккумулятора вакуумированного корпуса 1. Отдача аккумулятором тепловой энергии (разогрев двигателя) осуществляется путем прокачки теплоносителя через впускную трубу 5, кольцевые зазоры 8 и выпускную трубу 6. При этом происходит обратимый фазовый переход, в результате которого ТАМ находится в капсулах 7, кристаллизуется и отдает ранее запасенную энергию теплоносителю. Теплоноситель нагревается от температуры окружающей среды до температуры +35 - 50oС и передает эту энергию деталям двигателя.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения условию патентоспособности "промышленная применимость".
Источники информации
1. Крамаренко Г. В. , Николаев В.А., Шаталов А.И. Безгаражное хранение автомобилей при низких температурах. - М.: Транспорт, 1984, 136 с.
2. Системы подготовки двигателей экскаваторов и кранов к запуску при низких температурах. /В.А. Карепов, А.И. Хорош. - Обзор, вып. 1, М.: ЦНИИТЭстроймаш, 1981, 52 с.
3. Заявка RU 97113939/06, МПК 6 F 24 H 7/00, 1999 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА | 1998 |
|
RU2150603C1 |
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА С САМОРЕГУЛИРУЕМЫМ УСТРОЙСТВОМ ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВА | 2012 |
|
RU2506503C1 |
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2170851C1 |
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ГОРОДСКОГО АВТОБУСА | 2001 |
|
RU2230929C2 |
Термоаккумулятор транспортного средства | 2019 |
|
RU2706324C1 |
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВС | 2003 |
|
RU2287711C2 |
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР | 2001 |
|
RU2204027C1 |
АККУМУЛЯТОР ТЕПЛОТЫ | 1997 |
|
RU2145404C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2020 |
|
RU2755235C2 |
Теплоаккумулирующий модуль-теплообменник | 2022 |
|
RU2791245C1 |
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к устройствам для обогрева двигателя внутреннего сгорания строительных, дорожных, лесозаготовительных, коммунальных и других мобильных машин и автомобилей в условиях безгаражного хранения при отрицательных температурах окружающей среды. Сущность изобретения: в аккумуляторе фазового перехода, содержащем теплоизолированный вакуумированный цилиндрический корпус со съемной крышкой, имеющей входное и выходное отверстия с запрессованными в них впускной и выпускной трубами, блок капсул заполнен изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим материалом, а капсулы выполнены из коаксиально расположенных цилиндров с образованием между ними кольцевых зазоров для прохода жидкого теплоносителя. Такой аккумулятор имеет повышенную надежность вследствие исключения большого количества запаянных капсул. 2 ил.
Тепловой аккумулятор фазового перехода, содержащий теплоизолированный вакуумированный цилиндрический корпус со съемной крышкой, имеющей входное и выходное отверстия с запрессованными в них впускной и выпускной трубами, блок капсул, заполненных изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим материалом, отличающийся тем, что капсулы выполнены из коаксиально расположенных цилиндров с образованием между ними кольцевых зазоров для прохода жидкого теплоносителя.
RU 97113939 А, 10.06.1999 | |||
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ НАГРЕВАТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2044224C1 |
Прибор для промывания газов | 1922 |
|
SU20A1 |
СТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО СНАРЯДА | 1997 |
|
RU2126130C1 |
Аккумулятор тепла | 1987 |
|
SU1539475A1 |
Тепловой аккумулятор | 1983 |
|
SU1108302A1 |
Авторы
Даты
2002-08-10—Публикация
2000-12-25—Подача